![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наша математика. При чем тут кошки?
#математика #мышление #кототерапия Сашка, изучая упаковку кошачьего корма: – А сколько котам лет? Три, четыре или пять? – Сань, мы же их прошлым летом совсем маленькими котятами подобрали. Сколько лет прошло? – Один год. – Значит, сколько котам лет? – Один год… Тогда этот корм им не подходит. Тут написано: 3, 4, 5. – Это не возраст. Это вес. В килограммах. – А сколько у них килограммов? – Не знаю. Взвесь. Есть же весы. Представляете, какой интересной становится задача распределения вареников поровну, если мы ужинаем вчетвером и в каждой тарелке изначально разное количество вареников. Зараза-кот не хочет сидеть на весах, сразу удирает. – Смотри, – говорю я, вставая на весы вместе с котом, – сколько килограммов показывают весы? – Пятьдесят два и десять. – Хорошо. Для расчетов берем только целую часть – цифры до разделяющей точки. А теперь я встаю без кота. – Сорок восемь! – Ну и сколько килограммов весит кот? Сашка озадачен. Переформулирую вопрос: – На сколько килограммов я с котом тяжелее, чем я без кота? – На четыре! Кот весит четыре килограмма! – Лицо Сашки сияет радостью открытия. Он бежит за Муськой. Взвешивается с ней и без нее. – С Муськой двадцать два, без Муськи двадцать. Муська всего два килограмма весит! Малявка! – А кто тяжелее: Муська или Барсик? – Конечно, Барсик! Он на два килограмма тяжелее! Как две Муськи! Возвращается к пакету с кормом. – Непонятно, как кормить Мусю… – Что тебе непонятно? – Барсик четыре килограмма. Тут написано, что ему надо 45 граммов корма в день. А про два килограмма ничего не написано. – Давай подумаем. – Обращаю его внимание на последовательность в таблице: – Для пяти килограммов – пятьдесят пять граммов корма, для четырех – сорок пять граммов, для трех – тридцать пять, а для Муси, которая весит два килограмма… – Двадцать пять граммов!
– Получается примерно так. А сколько корма им надо на двоих? – Даааа этоооо ваааще легкоооо, – тянет Сашка. Он всегда растягивает слова, пока думает, чтобы создать иллюзию мгновенного ответа. – Семьдесят! – Правильно. Семьдесят граммов в день на двоих. А в упаковке двести граммов. На сколько это дней? – Семьдесят и семьдесят – это сто сорок. Это два дня. И еще остается шестьдесят. Почти три дня. Но так они в третий день будут не голодные и не сытые. – Правильно, Саша. Почти три дня. НЕ НАДО СРАЗУ ВЕСЬ ПАКЕТ ВЫСЫПАТЬ В МИСКУ! Интересно, знают ли производители корма, что их упаковка – это дидактическое пособие по математике для ребенка шести лет? Интересно, знает ли Сашка, что в его возрасте так считать совершенно необязательно? Интересно, знают ли коты, что этот пакет им почти на три дня и необязательно все пожирать за день?.. Скорость поедания печенья #математика #мышление #смамойнакухне Единственная игра, установленная на моем телефоне, – подвижная. Это приложение, считающее шаги. Пока я готовлю обед, Александр с моим телефоном в кармане наматывает круги по квартире. Периодически он сообщает мне, сколько сделал шагов. – А давай посчитаем, с какой скоростью ты передвигаешься по квартире, – предлагаю я и беру в руки таймер. – Давай зафиксируем показания шагомера до начала эксперимента.
Сашка переписывает цифры в блокнот: 132 шага. Время пошло. И Сашка пошел. Через минуту таймер пропищал «хватит», и в блокноте появилось новое значение: 201 шаг. – Получается, что за минуту ты сделал 69 шагов. – А ты? – А я за это время почистила две картошки. – А кто быстрее? – Мы не можем сравнивать эти скорости – действия совершенно разные. Вот если бы ты тоже чистил картошку, мы могли бы сравнить, кто быстрее чистит картошку. Или если бы я ходила по комнате, мы бы сравнили скорость перемещения по комнате. Чистить картошку Сашка не хотел. Но хотел соревноваться. Поэтому предложил мне перемещаться по кухне с шагомером. Удивительное дело, но, курсируя между столом, плитой, раковиной и холодильником, я сделала 19 шагов за минуту. За час получится больше тысячи шагов. Это меньше, чем скорость Сашки, но тем не менее опровергает убеждение о малоподвижности домохозяек. В следующий заход Сашка решил соревноваться с самим собой. Поэтому он не ходил по квартире, а бегал, сообщая вслух и записывая после каждого сигнала таймера количество шагов и разность с предыдущим значением. 95 шагов. 104 шага. 117 шагов. 140 шагов. (Мне пришлось сделать паузу в приготовлении и показать ему, как запускать таймер.) – Интересно, как далеко ты бы смог уйти за время, пока я готовила суп, если бы ходил не по кругу? Сашка замер. По его одухотворенному лицу было видно, что выяснение гипотетического расстояния ему тоже интересно, но он не знает, с какой стороны подступиться к решению этого вопроса. Шагомер-приложение может рассчитать расстояние, если задать ему длину шага. – Если мы узнаем длину шага, то мы узнаем расстояние. А как мы узнаем длину твоего шага? Чем мы можем его измерить? – Линейкой! – первое, что приходит Саньке в голову. Он кладет на пол линейку, но, кроме того, что линейка короче, чем Сашкин шаг, вывод сделать не получается. Сашка задумчиво смотрит на 25-сантиметровую линейку и изрекает: – Нам нужна еще одна линейка. Еще одной линейки у нас нет. Зато есть суп, который желательно съесть раньше, чем он совсем остынет. Я предлагаю пообедать, а потом на «сытую голову» подумать, где взять еще линейку. – Голова сытой не бывает, мама! Сытый только живот бывает! Нам надо самим сделать линейку! – и направляется к столу. Нет, не к обеденному столу, а к письменному. Берет альбом, выдирает из него лист, обводит линейку, а потом вырезает. – Ну вот, – с довольным видом комментирует он результат, – теперь только черточки нарисовать надо. Мне хочется поскорее приступить к обеду. Идея рисования черточек вселяет в меня опасение, что процесс измерения длины шага слишком затянется. Переключить Сашку с решения необычной задачи на заурядный обед – это еще сложнее, чем срисовать все черточки с линейки. А собственно, зачем нужны черточки? – Сань, смотри, если мы сначала положим самодельную линейку, а потом настоящую, то можно обойтись без черточек. Имеют значение только черточки на той линейке, где заканчивается твой шаг. А про эту линейку достаточно знать, что она 25-сантиметровая. Я постаралась быть убедительной. Сашка шагнул вдоль самодельной линейки и поставил ногу на вторую. На миг я зависла: какое значение брать для расчетов – то, где начинается пятка, или то, куда уперся большой палец ноги? Логично измерять от пятки до пятки… Или от носка до носка. Так как начиналось измерение с носка – большой палец ноги стыковался с началом самодельной линейки, то и значение нужно брать то, куда попал большой палец другой ноги. Правда, эти рассуждения я оставила для себя, решив не перегружать Сашку информацией. Тем более что вопроса «почему именно так?» у него не возникло. Длина шага оказалась 48 сантиметров. (Уф, уже хорошо. Шагни он чуть шире, и пришлось бы мастерить третью линейку.) Вводим в программу длину шага и получаем 1,68 километра. – Санька, ты бы ушел от меня примерно на полтора километра. С миллиметрами, сантиметрами, метрами, километрами Сашка был и ранее знаком. С различными линейками мы наигрались еще в прошлом году на даче. И даже с помощью 25-метрового нейлонового разметочного шнура отмерили четверть километра, многократно разматывая и сматывая шнур вдоль дороги, проходящей у нашего дома. (Хорошая деревенская дорога, по которой машины ездят редко.) Вообще изначально идея была отмерить километр. Но у нас не хватило терпения: надоело сматывать шнур. Вбили разметочный колышек и подытожили: еще три раза по столько – и будет километр. – Итак, полтора километра. Сейчас посмотрю, что находится от нас на этом расстоянии. – Загружаю навигатор. – Ты бы уже дошел до парка. Или до торгового центра, если бы пошел в другую сторону. – Мама, значит, ты варишь суп со скоростью перемещения меня до парка! Весьма неожиданный вывод. * * * Еще мы считали скорость поедания печенья. Сколько печенюшек может съесть каждый за одинаковое количество времени. (Я ем в два раза медленнее Сашки.) Считали скорость приседаний: сколько раз успеешь присесть за минуту. (Я опять в безнадежно отстающих.) Считали скорость чтения: сколько слов в минуту успеем прочитать. (Пока в этой номинации у меня в семье нет конкурентов.) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 304. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |