Содержание модулей (разделов) дисциплин. Информационные и образовательные технологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Экология»
Направление подготовки / специальности
Садоводство»
Направленность (профиль) программы
«Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн, овощеводство»
Уровень подготовки
Бакалавриат
Форма обучения
Очная, заочная
Екатеринбург, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ОП, междисциплинарные связи
|
3
| 2. Требования к результатам освоения дисциплины
| 4
| 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
| 5
| 4. Содержание дисциплины
| 6
| 4.1. Модули (разделы) дисциплин и виды занятий
4.2. Содержание модулей (разделов) дисциплин
4.3. Детализация самостоятельной работы
| 6
8
9
| 5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
| 10
| 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
| 10
| 6.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (ФОС)
6.2. Измерительные средства по контролю знаний студентов, в том числе квалиметрия (балльно-рейтинговая система)
|
10
10
| 7. Основная, дополнительная литература, программное обеспечение и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
|
11
| 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 12
| 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
| 12
| 9.1. Методические рекомендации преподавателю
9.2. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины
9.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
| 12
13
13
|
Цели и задачи учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины является: «Подготовка специалиста сельскохозяйственного производства обладающего высоким уровнем экологической культуры и знаниями о природе как объекте и среде обитания. Формирование у него экологического мировоззрения, знаний и навыков, позволяющих реально и квалифицированно оценивать реальные экологические ситуации, складывающиеся во всех подсистемах современного агропромышленного комплекса и принимать необходимые природоохранные решения».
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
1. Изучение основных закономерностей функционирования биосферы и биогеоценозов;
2. Освоение ключевых законов экологии и их практическое значение;
3. Ознакомление с принципами общей теории и системного подхода к решению задач по оптимизации взаимодействия общества и природы;
4. Изучение экологических принципов управления природными ресурсами;
5. Знание особенностей функционирования агроэкосистем и целесообразные пути повышения их устойчивости;
6. Иметь представление о сущности комплексного анализа окружающей природной среды;
7. Оценка экономических последствий загрязнения окружающей среды;
8. Знание основ природоохранного законодательства и важнейшие нормативные документы.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина Б1.В.ОД.9 «Экология» включена в вариативную часть обязательных дисциплин.
Модули (разделы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами
№
п.п.
| Наименование обеспечивающих (предыдущих) дисциплин
| № модулей данной дисциплины, для которых необходимо изучение предыдущих дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Экологические проблемы Уральского региона
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
2. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК – 2 –способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· понятия био- техносферы и ноосферы, о сохранении многообразия видов в биосфере;
· ключевые законы экологии и их практическое значение;
· основные характеристики популяций: размер, скорость роста и развития, численность и ее флуктуации, плотность, плодовитость, миграция, полиморфизм;
· о глобальных экологических проблемах: «кислотные дожди», «парниковый эффект», проблема истощения озонового слоя атмосферы, народонаселения и продовольствия, сокращения биоразнообразия;
· классификацию природных ресурсов, экологические принципы рационального природопользования;
· основы природоохранного законодательства.
уметь:
· проводить анализ биологического продуцирования;
· пользоваться методами экологических исследований: количественные, биоиндикационные;
· давать экономическую оценку последствий экологических неблагополучий.
владеть:
· методами биоиндикации экологического состояния экосистем;
· свободно оперировать понятиями и категориями;
· навыками использования биотестов, оценивать изменения качества сельскохозяйственной продукции;
· нормативно-правовой экологической документацией.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
Вид учебной работы
| Очное
| Заочное
| курс 1, семестр 2
| 1курс
| 2курс
| Всего часов
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 2
| 16
| 18
| в том числе:
|
|
|
|
| Лекции
| 26
| 2
| 6
| 8
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 28
|
| 10
| 10
| Самостоятельная работа (всего)
| 54
| 7
| 110
| 117
| в том числе:
|
|
|
|
| Реферат
| 6
|
| 16
|
| Вид промежуточной аттестации
(экзамен)
| 36
| | 9
| 9
| Контактная работа обучающихся с преподавателями
| 59,4
| 2,2
| 17,6
| 19,8
| Общая трудоемкость
часов
зачет. ед.
| 144
4
| 9
0,25
| 135
3,75
| 144
4
|
Содержание дисциплины
Модули (разделы) дисциплин и виды занятий
Наименование модуля
(раздела) и тем
| Очное
| Заочное
| Лекции
|
Лаб.
зан.
| СРС
| Всего
часов
| Лекции
|
Лаб.
зан.
| СРС
| Всего
часов
| Модуль 1 Биосфера
| Установочная лекция
| | | | | 2
| | 7
| 9
| 1.1. Понятие биосферы, её структура.
| 2
|
| 6
| 8
|
|
| 6
| 6
| 1.2. Строение и свойства биосферы.
| 2
| 2
| 6
| 10
|
|
| 6
| 6
| Итого по разделу:
| 4
| 2
| 12
| 18
| | | 12
| 12
| Модуль 2 Организм и среда
| 2.1. Основные среды жизни. Экологические факторы среды и их классификация
| 2
|
| 3
| 5
|
2
|
|
6
|
8
| 2.2. Лимитирующие факторы среды, закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Адаптации организмов к условиям среды
| 2
| 2
| 1
| 5
|
|
|
6
|
6
| Итого по разделу:
| 4
| 2
| 4
| 10
| 2
| | 12
| 14
| Модуль 3 Экосистемы
| 3.1. Экология популяций (демэкология)
| 2
| 2
| 4
| 8
| 2
|
| 10
| 12
| 3.2. Экология сообществ (синэкология)
| 2
| 2
| 2
| 6
| 1
|
| 10
| 11
| 3.3. Экологические системы
| 4
|
| 4
| 8
| 1
|
| 10
| 11
| Итого по разделу:
| 8
| 4
| 10
| 22
| 4
| | 30
| 34
| Модуль 4 Глобальные экологические проблемы
| 4.1. Взаимоотношения природы и общества
| 2
|
|
| 2
|
|
| 4
| 4
| 4.2. «Парниковый эффект»
|
|
| 2
| 2
|
|
| 4
| 4
| 4.3. Проблема истощения озонового слоя атмосферы Земли.
|
|
| 2
| 2
|
|
| 4
| 4
| 4.4. Проблема кислотных осадков
|
|
| 2
| 2
|
|
| 4
| 4
| 4.5. Проблема народонаселения и продовольствия. Сокращение биоразнообразия
|
| 2
|
| 2
|
|
2
|
4
|
6
| Итого по разделу:
| 2
| 2
| 6
| 10
| | 2
| 20
| 22
| Модуль 5 Рациональное природопользование и охрана окружающей среды
| 5.1. Современные проблемы охраны природы
| 2
| 2
| 2
| 6
|
|
| 4
| 4
| 5.2. Современное состояние и охрана атмосферного воздуха
|
| 4
| 2
| 6
|
| 1
| 4
| 5
| 5.3. Охрана вод
|
| 2
| 2
| 4
|
| 1
| 4
| 5
| 5.4. Использование и охрана недр
|
| 2
| 2
| 4
|
| 1
| 4
| 5
| 5.5. Почвенные ресурсы, их использование и охрана
|
| 2
| 2
| 4
|
| 1
| 4
| 5
| 5.6. Современное состояние и охрана растительности
|
| 2
| 2
| 4
|
| 1
| 4
| 5
| 5.7. Рациональное использование и охрана животных
|
| 4
| 2
| 6
|
| 1
| 4
| 5
| Итого по разделу:
| 2
| 18
| 14
| 34
| | 6
| 28
| 34
| Модуль 6. Социально-экономические аспекты
| 6.1. Экология и здоровье человека: факторы риска
| 2
|
| 2
| 4
|
|
| 2
| 2
| 6.2. Основы экологического права и профессиональной ответственности. Основы экономики природопользования
| 2
|
|
2
| 4
|
| 1
| 3
| 4
| 6.3. Экологический контроль и экспертиза. Экологические нормативы и стандарты. Международное сотрудничество в области охраны среды и устойчивого развития
| 2
|
|
4
| 6
|
|
1
|
3
|
4
| Итого по разделу:
| 6
| | 8
| 14
| | 2
| 8
| 10
| Подготовка к экзамену
| | | | 36
| | | 9
| 9
| Итого по дисциплине:
| 26
| 28
| 54
| 144
| 6+2
| 10
| 7+110+9
| 144
|
Содержание модулей (разделов) дисциплин. Информационные и образовательные технологии
№
| Наименование
модуля
(раздела)
| Содержание раздела
| Трудоемкость
(час.)
| Формируемые
компетенции
| Формы
контроля
| Технологии интерактивного обучения
| очное
| заочн.
|
| Установочная лекция
|
| 9
|
|
|
| 1.
| Модуль 1
Биосфера
| 1.1. Понятие биосферы, её структура.
|
18
|
12
|
ОПК - 2
|
Тест
|
| 1.2. Строение и свойства биосферы.
|
| 2.
| Модуль 2
Организм и среда
| 2.1. Основные среды жизни. Экологические факторы среды и их классификация
|
10
|
14
|
ОПК - 2
|
Тест
|
| 2.2. Лимитирующие факторы среды, закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Адаптации организмов к условиям среды
|
| 3.
| Модуль 3
Экосистемы
| 3.1. Экология популяций (демэкология)
|
20
|
34
|
ОПК - 2
|
Тест
|
| 3.2. Экология сообществ (синэкология)
|
| 3.3. Экологические системы
|
| 4.
| Модуль 4
Глобальные экологические проблемы
| 4.1. Взаимоотношения природы и общества
|
10
|
22
|
ОПК - 2
|
Реферат
|
| 4.2. «Парниковый эффект»
|
| 4.3. Проблема истощения озонового слоя атмосферы Земли.
|
| 4.4. Проблема кислотных осадков
|
| 4.5. Проблема народонаселения и продовольствия. Сокращение биоразнообразия
| Работа в малых группах
| 5.
| Модуль 5
Рациональное
природопользование и охрана окружающей среды
| 5.1. Современные проблемы охраны природы
|
34
|
34
|
ОПК - 2
|
| Работа в малых группах
| 5.2. Современное состояние и охрана атмосферного воздуха
|
| Работа в малых группах
| 5.3. Охрана вод
|
| Работа в малых группах
| 5.4. Использование и охрана недр
|
| Работа в малых группах
| 5.5. Почвенные ресурсы, их использование и охрана
|
| Работа в малых группах
| 5.6. Современное состояние и охрана растительности
|
| Работа в малых группах
| 5.7. Рациональное использование и охрана животных
|
| Работа в малых группах
| 6.
| Модуль 6
Социально-экономические
аспекты экологии
| 6.1. Экология и здоровье человека: факторы риска
|
14
|
10
|
ОПК - 2
| Поверка конспекта
|
| 6.2. Основы экологического права и профессиональной ответственности. Основы экономики природопользования
| Поверка конспекта
|
| 6.3. Экологический контроль и экспертиза. Экологические нормативы и стандарты. Международное сотрудничество в области охраны среды и устойчивого развития
| Поверка конспекта
|
| 7.
| Подготовка к экзамену
| 36
| 9
| | | |
| Итого по дисциплине:
| 144
| 144
| | | | | | | | | | | | |
|