Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание модулей (разделов) дисциплин. Информационные и образовательные технологии




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебной дисциплины

«Экология»

 

 

Направление подготовки / специальности

Садоводство»

 

Направленность (профиль) программы

«Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн, овощеводство»

 

Уровень подготовки

Бакалавриат

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Екатеринбург, 2016



СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ОП, междисциплинарные связи   3
2. Требования к результатам освоения дисциплины 4
3. Объем дисциплины и виды учебной работы 5
4. Содержание дисциплины 6
4.1. Модули (разделы) дисциплин и виды занятий 4.2. Содержание модулей (разделов) дисциплин 4.3. Детализация самостоятельной работы 6 8 9
5. Примерная тематика курсовых проектов (работ) 10
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации 10
6.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (ФОС) 6.2. Измерительные средства по контролю знаний студентов, в том числе квалиметрия (балльно-рейтинговая система)   10   10
7. Основная, дополнительная литература, программное обеспечение и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»   11
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 12
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 12
9.1. Методические рекомендации преподавателю 9.2. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины 9.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 12 13   13

 



Цели и задачи учебной дисциплины

 

Целью учебной дисциплины является: «Подготовка специалиста сельскохозяйственного производства обладающего высоким уровнем экологической культуры и знаниями о природе как объекте и среде обитания. Формирование у него экологического мировоззрения, знаний и навыков, позволяющих реально и квалифицированно оценивать реальные экологические ситуации, складывающиеся во всех подсистемах современного агропромышленного комплекса и принимать необходимые природоохранные решения».

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

1. Изучение основных закономерностей функционирования биосферы и биогеоценозов;

2. Освоение ключевых законов экологии и их практическое значение;

3. Ознакомление с принципами общей теории и системного подхода к решению задач по оптимизации взаимодействия общества и природы;

4. Изучение экологических принципов управления природными ресурсами;

5. Знание особенностей функционирования агроэкосистем и целесообразные пути повышения их устойчивости;

6. Иметь представление о сущности комплексного анализа окружающей природной среды;

7. Оценка экономических последствий загрязнения окружающей среды;

8. Знание основ природоохранного законодательства и важнейшие нормативные документы.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина Б1.В.ОД.9 «Экология» включена в вариативную часть обязательных дисциплин.

Модули (разделы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами

п.п.

Наименование обеспечивающих (предыдущих) дисциплин

№ модулей данной дисциплины, для которых необходимо изучение предыдущих дисциплин

1 2 3 4 5 6
1. Экологические проблемы Уральского региона + + + + + +

 


 

2. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОПК – 2 –способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· понятия био- техносферы и ноосферы, о сохранении многообразия видов в биосфере;

· ключевые законы экологии и их практическое значение;

· основные характеристики популяций: размер, скорость роста и развития, численность и ее флуктуации, плотность, плодовитость, миграция, полиморфизм;

· о глобальных экологических проблемах: «кислотные дожди», «парниковый эффект», проблема истощения озонового слоя атмосферы, народонаселения и продовольствия, сокращения биоразнообразия;

· классификацию природных ресурсов, экологические принципы рационального природопользования;

· основы природоохранного законодательства.

уметь:

· проводить анализ биологического продуцирования;

· пользоваться методами экологических исследований: количественные, биоиндикационные;

· давать экономическую оценку последствий экологических неблагополучий.

владеть:

· методами биоиндикации экологического состояния экосистем;

· свободно оперировать понятиями и категориями;

· навыками использования биотестов, оценивать изменения качества сельскохозяйственной продукции;

· нормативно-правовой экологической документацией.


 



Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

 

Вид учебной работы

Очное

Заочное

курс 1, семестр 2 1курс 2курс Всего часов
Аудиторные занятия (всего) 54 2 16 18
в том числе:        
Лекции 26 2 6 8
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)        
Лабораторные работы (ЛР) 28   10 10
Самостоятельная работа (всего) 54 7 110 117
в том числе:        
Реферат 6   16  
Вид промежуточной аттестации (экзамен) 36   9 9
Контактная работа обучающихся с преподавателями 59,4 2,2 17,6 19,8
Общая трудоемкость часов зачет. ед. 144 4 9 0,25 135 3,75 144 4

 


 


Содержание дисциплины

Модули (разделы) дисциплин и виды занятий

Наименование модуля

(раздела) и тем

Очное

Заочное

Лекции   Лаб. зан. СРС Всего часов Лекции   Лаб. зан. СРС Всего часов

Модуль 1 Биосфера

Установочная лекция         2   7 9
1.1. Понятие биосферы, её структура. 2   6 8     6 6
1.2. Строение и свойства биосферы. 2 2 6 10     6 6
Итого по разделу: 4 2 12 18     12 12

Модуль 2 Организм и среда

2.1. Основные среды жизни. Экологические факторы среды и их классификация 2   3 5   2     6   8
2.2. Лимитирующие факторы среды, закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Адаптации организмов к условиям среды 2 2 1 5         6     6
Итого по разделу: 4 2 4 10 2   12 14

Модуль 3 Экосистемы

3.1. Экология популяций (демэкология) 2 2 4 8 2   10 12
3.2. Экология сообществ (синэкология) 2 2 2 6 1   10 11
3.3. Экологические системы 4   4 8 1   10 11
Итого по разделу: 8 4 10 22 4   30 34

Модуль 4 Глобальные экологические проблемы

4.1. Взаимоотношения природы и общества 2     2     4 4
4.2. «Парниковый эффект»     2 2     4 4
4.3. Проблема истощения озонового слоя атмосферы Земли.     2 2     4 4
4.4. Проблема кислотных осадков     2 2     4 4
4.5. Проблема народонаселения и продовольствия. Сокращение биоразнообразия   2   2     2   4   6
Итого по разделу: 2 2 6 10   2 20 22

Модуль 5 Рациональное природопользование и охрана окружающей среды

5.1. Современные проблемы охраны природы 2 2 2 6     4 4
5.2. Современное состояние и охрана атмосферного воздуха   4 2 6   1 4 5
5.3. Охрана вод   2 2 4   1 4 5
5.4. Использование и охрана недр   2 2 4   1 4 5
5.5. Почвенные ресурсы, их использование и охрана   2 2 4   1 4 5
5.6. Современное состояние и охрана растительности   2 2 4   1 4 5
5.7. Рациональное использование и охрана животных   4 2 6   1 4 5
Итого по разделу: 2 18 14 34   6 28 34

Модуль 6. Социально-экономические аспекты

6.1. Экология и здоровье человека: факторы риска 2   2 4     2 2
6.2. Основы экологического права и профессиональной ответственности. Основы экономики природопользования 2     2 4   1 3 4
6.3. Экологический контроль и экспертиза. Экологические нормативы и стандарты. Международное сотрудничество в области охраны среды и устойчивого развития 2       4 6       1     3     4
Итого по разделу: 6   8 14   2 8 10
Подготовка к экзамену       36     9 9
Итого по дисциплине: 26 28 54 144 6+2 10 7+110+9 144

 



Содержание модулей (разделов) дисциплин. Информационные и образовательные технологии

Наименование

модуля

(раздела)

Содержание раздела

Трудоемкость

(час.)

Формируемые

компетенции

Формы

контроля

Технологии интерактивного обучения

очное заочн.

 

Установочная лекция

  9      

1.

Модуль 1

Биосфера

1.1. Понятие биосферы, её структура.

 

18

 

12

 

ОПК - 2

 

Тест

 

 
1.2. Строение и свойства биосферы.  

2.

Модуль 2

Организм и среда

2.1. Основные среды жизни. Экологические факторы среды и их классификация

 

 

10

 

 

14

 

 

ОПК - 2

 

 

Тест

 

 
2.2. Лимитирующие факторы среды, закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Адаптации организмов к условиям среды  

3.

Модуль 3

Экосистемы

3.1. Экология популяций (демэкология)

 

 

20

 

 

34

 

 

ОПК - 2

 

 

Тест

 
3.2. Экология сообществ (синэкология)  
3.3. Экологические системы  

4.

Модуль 4

Глобальные экологические проблемы

4.1. Взаимоотношения природы и общества

 

10

 

22

 

ОПК - 2

 

Реферат

 
4.2. «Парниковый эффект»  
4.3. Проблема истощения озонового слоя атмосферы Земли.  
4.4. Проблема кислотных осадков  
4.5. Проблема народонаселения и продовольствия. Сокращение биоразнообразия Работа в малых группах

5.

Модуль 5

Рациональное

природопользование и охрана окружающей среды

5.1. Современные проблемы охраны природы

 

34

 

34

 

ОПК - 2

  Работа в малых группах
5.2. Современное состояние и охрана атмосферного воздуха   Работа в малых группах
5.3. Охрана вод   Работа в малых группах
5.4. Использование и охрана недр   Работа в малых группах
5.5. Почвенные ресурсы, их использование и охрана   Работа в малых группах
5.6. Современное состояние и охрана растительности   Работа в малых группах
5.7. Рациональное использование и охрана животных   Работа в малых группах

6.

Модуль 6

Социально-экономические

аспекты экологии

6.1. Экология и здоровье человека: факторы риска

 

14

 

10

 

ОПК - 2

Поверка конспекта  
6.2. Основы экологического права и профессиональной ответственности. Основы экономики природопользования Поверка конспекта  
6.3. Экологический контроль и экспертиза. Экологические нормативы и стандарты. Международное сотрудничество в области охраны среды и устойчивого развития Поверка конспекта  
7.

Подготовка к экзамену

36 9      
 

Итого по дисциплине:

144 144      
                 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...