Программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
ПК 3.1 Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен
- составлять планы размещения оборудования и осуществлять организацию рабочих мест;
- осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины, качества работ, эффективного использования технологического оборудования и материалов;
- рассчитывать показатели, характеризующие эффективность работы производственного подразделения, использования основного и вспомогательного оборудования;
производственной практики – 72 часа.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
МДК 3.1. Планирование и организация работы структурного подразделения
| |
|
7 семестр
|
285
|
|
Тема 1.1.Основы внутрифирменного планирования
| Содержание учебного материала
| 9
| 1
|
1.
| Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы планирования
|
2.
| Основные принципы планирования
|
Практические занятия
| 4
| 3
|
1.
| Практическое занятие №1, 2. Составление графика работы.
|
| Практическое занятие № 3, 4. Составление текущего плана работы подразделения
| 4
| |
| Практическое занятие № 5, 6.Написания служебной документации различных видов
| 4
| |
| Практическое занятие № 7, 8.Рассчитывать технико-экономические показатели и оценивать результаты расчетов
| 4
| |
| Практическое занятие № 9, 10.Организовывать работу персонала
| 4
| |
| Практическое занятие № 11, 12.Составление калькуляции себестоимости готовой продукции
| 4
| |
Примерная тематика домашних заданий:
| | 3
|
1.
| Расчет технико-экономические показателей и оценка результатов расчетов
|
Тема 1.2.Технико-экономическое планирование
| Содержание учебного материала
| 18
| 2
|
1.
| План предприятия по производству и реализации продукции.
|
2.
| План технического развития и организации производства.
|
3.
| План капитальных вложений.
|
4.
| План материально– технического обеспечения
|
5.
| План по труду и кадрам.
| 3
|
6.
| План по себестоимости, прибыли и рентабельности
| 3
|
Практические занятия
| 20
| 3
|
1.
| Практическое занятие № 13, 14.Определение производственной мощности предприятия
|
2.
| Практическое занятие № 15, 16.Планирование численности ремонтного персонала
|
3.
| Практическое занятие № 17,18.Планирование численности дежурного персонала
|
| Практическое занятие № 19, 20.Планирование материальных затрат
| | |
| Практическое занятие № 21, 22.Расчет энергетических затрат
| | |
| Практическое занятие № 23, 24.Определение затрат на воспроизводство основных фондов
| | |
| Практическое занятие № 25, 26.Составление сметы затрат и калькуляции себестоимости
| | |
| Практическое занятие № 27, 28.Составление калькуляции себестоимости
| | |
| Практическое занятие № 29, 30. Практическое занятие №
| | |
| Практическое занятие № 31,32.Расчет экономической эффективности организационно-технических мероприятий
| | |
Примерная тематика домашних заданий:
| | 3
|
1.
| Написание служебной документации различных видов
|
Тема 1.3.Оперативно–производственное планирование
| Содержание учебного материала
| 10
| |
1.
| Задачи и содержание оперативно–производственного планирования
| | 2
|
2.
| Организация и функции диспетчерской службы
| 2
|
Практические занятия
| 4
| 3
|
1.
| Практическое занятие № 33, 34.Разработка структуры диспетчерской службы
|
Примерная тематика домашних заданий
| | 3
|
1.
| Расчет технико-экономические показателей и оценка результатов расчетов
|
Тема 1.4.Организация плановой работы на предприятии.
| Содержание учебного материала
| 8
| 2
|
1.
| Плановые расчеты и показатели как инструмент и количественное выражение результатов планирования.
|
2.
| Нормативная база планирования
|
Тема 2.Сущность и задачистратегического планирования.
| Содержание учебного материала
| 8
| 2
|
1.
| Объекты и методы стратегического планирования.
|
2.
| Процесс стратегического планирования.
|
3.
| Информационное обеспечение стратегического планирования.
| 2
|
Тема 3.Понятие потенциала предприятия.
| Содержание учебного материала
| 8
| 2
|
1.
| Планирование обеспечения
конкурентоспособности продукции.
|
2.
| Планирование потенциала предприятия
(научно-технического и социального развития).
|
3.
| Планирование кадрового потенциала.
|
4.
| Планы и программы технического и социального развития в общей системе
планов предприятия
|
Практические занятия
| 4
| 3
|
1.
| Практическое занятие № 35, 36.Общий заработок рабочего за календарный месяц и удельный вес в нем зарплаты по тарифу
|
Примерная тематика домашних заданий
| | 3
|
1.
| Составление калькуляции себестоимости готовой продукции
|
Тема 4. Состав показателей плана научно – технического и социального
развития и их взаимосвязь с основными показателями деятельности предприятия.
| Содержание учебного материала
| 4
| 2
|
1.
| Процесс планирования потенциала предприятия.
|
Практические занятия
| 4
| 3
|
1.
| Практические занятия № 37, 38.Составление бухгалтерских проводок по отражению платежей, проведённых через систему БЭСП
|
| Практические занятия № 39, 40.Определение
изменения удельного веса заработка по тарифу в общем заработке.
| 4
| |
| Практические занятия № 41, 42. Выполнить типовой расчет параметров специализированного конвейерного потока с регламентированным ритмом работы, оснащенного горизонтально-замкнутым транспортером.
| 4
| |
| Практические занятия № 43, 44. Определить:
влияние различных факторов на изменение себестоимости продукции в планируемом периоде по сравнению с отчетным.
| 4
| |
| Практические занятия № 45, 46.Определить:
изменение рентабельности производства в планируемом году по сравнению с отчетным.
| 4
| |
| Практические занятия № 47-50.Выполнить типовой расчет параметров потока со свободным темпом выполнения операций, работающего по принципу: диспетчер-операция- операция (ДОО).
| 8
| |
Примерная тематика домашних заданий
| | 3
|
1.
| Организация работы персонала
|
Тема 5. Разработка портфеля инвестиционных проектов развития предприятия
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
|
1.
| Разработка портфеля инвестиционных проектов развития предприятия
|
Тема 6. Прогнозирование и планирование сбыта продукции.
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
|
1.
| Планирование продуктовой программы в рамках перспективного и текущего планирования.
|
Тема 7. Формирование производственной программы предприятия.
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
|
1.
| Формирование производственной программы предприятия.
|
Тема 8. Показатели и измерители объема производства и реализации продукции, работ (услуг).
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
|
1.
| Показатели и измерители объема производства и реализации продукции, работ (услуг).
|
Тема 9. Планирование материально-технического обеспечения предприятия.
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
|
1.
| Структура плана, показатели и порядок его разработки.
|
Тема 10. Планирование персонала.
| Содержание учебного материала
| 6
| |
1.
| Расчеты потребности в трудовых ресурсах.
| | 1
|
2.
| Планирование производительности труда.
| | 2
|
3.
| Планирование расходов на оплату труда.
| | 2
|
Тема 11.Классификация издержек на производство и реализацию продукции, работ (услуг).
| Содержание учебного материала
| 4
| |
1.
| Методы расчета затрат на производство и себестоимость продукции.
| 1
|
Тема 12.Планирование прибыли и рентабельности
| Содержание учебного материала
| 4
| |
Показатели и методы планирования.
| |
Бизнес-планирование.
| |
Практические занятия № 51–53.Основная и дополнительная заработная плата основных производственных рабочих;
| 6
| |
Практические занятия № 54–56.Расчета статьи себестоимости «основная заработная плата
| 6
| |
Практические занятия № 57–59.Отчисления заработной платы в социальные фонды
| 6
| |
Практические занятия № 60-62 . Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования РСЭО
| 6
| |
Практические занятия № 63–65.Финансовый план
| 6
| |
Практические занятия № 66–68.Расчет потребности в оборотном капитале
| 6
| |
Практические занятия № 69 -71.Определить годовой объем выпускаемой продукции.
| 6
| |
Практические занятия № 72-74.Разработка элементов бизнес-плана по производству
| 6
| |
Практические занятия № 75–77.Технико-экономические показатели по труду
| 6
| |
Практические занятия № 78- 80.Финансовый план
| 6
| |
Практические занятия № 81–83.Оценка рисков и страхование
| 6
| |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 5
Работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.
Самостоятельное изучение нормативных документов по обязательным резервным требованиям.
| 10
| 3
|
Учебная практика
| 36
| 3
|
Виды работ
|
- Составление графика работы
| |
- Составление текущего плана работы подразделения
| |
- Написания служебной документации различных видов
| |
- Рассчитывать технико-экономические показатели и оценивать результаты расчетов
| |
- Организовывать работу персонала
| |
- Составление калькуляции себестоимости готовой продукции
| |
- Итоговая аттестация (Защита практики)
| |
Производственная практика (по профилю специальности)
| 72
| 3
|
Виды работ
|
- Знакомство с предприятием, являющимся базой практики
| |
- Анализ аспектов правового обеспечения профессиональной деятельности.
| |
- Участие в расчете основных экономических показателей работы структурного подразделения.
| |
- Изучение осуществления контроля в структурном подразделении
| |
Всего:
| 285
| |
8 семестр
|
85
|
|
Тема 1. Особенности планирования деятельности структурных подразделений
предприятия (цехов, участков, бригад, служб и отделов).
| Содержание учебного материала
| 3
| |
Особенности планирования деятельности структурных подразделений
предприятия (цехов, участков, бригад, служб и отделов).
| | |
Тема 2. Взаимосвязь финансового плана с другими разделами плана предприятия.
| Содержание учебного материала
| 4
| |
Взаимосвязь финансового плана с другими разделами плана предприятия.
| | |
Тема 3. Структура, содержание и алгоритм разработки финансового плана.
| Содержание учебного материала
| 4
| |
Структура, содержание и алгоритм разработки финансового плана.
| | |
Тема 4. Определение потребности в оборотном капитале.
| Содержание учебного материала
| 4
| |
Определение потребности в оборотном капитале.
| | |
Тема 5. Планирование
долгосрочных и краткосрочных источников финансирования
| Содержание учебного материала
| 4
| |
Планирование
долгосрочных и краткосрочных источников финансирования
| | |
Тема 6. Основы бюджетного планирования
| Содержание учебного материала
| 2
| |
Основы бюджетного планирования
| | |
Тема 7. Учет риска при планировании и страхование
| Содержание учебного материала
| 2
| |
Учет риска при планировании и страхование
| | |
Практические занятия № 1–2.Определение типа организации производства
| 4
| |
Практические занятия № 3-4.Разработка организационного проекта потока основного производства
| 4
| |
Практические занятия № 5-6.Определение длительности производственного цикла
| 4
| |
Практические занятия № 7-8.Различия между технико-экономическим и оперативно-производственным планированием
| 4
| |
Практические занятия № 9-10.Стратегическое планирование
| 4
| |
Практические занятия № 11-13.Структура годового плана
| 4
| |
Практические занятия № 14-16Планирование сбыта и производства продукции
| 6
| |
Практические занятия № 17-19.Планирование производства продукции
| 6
| |
Практические занятия № 20-22.Планирование среднегодовой производственной мощности
| 6
| |
Практические занятия № 23-25.Планирование качества продукции
| 6
| |
Практические занятия № 26-28.Планирование технического развития производства (потенциала предприятия)
| 6
| |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 5
Работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.
Самостоятельное изучение нормативных документов по обязательным резервным требованиям.
| 10
| 3
|
Учебная практика
| 36
| 3
|
Виды работ
|
- Составление графика работы
| |
- Составление текущего плана работы подразделения
| |
- Написания служебной документации различных видов
| |
- Рассчитывать технико-экономические показатели и оценивать результаты расчетов
| |
- Организовывать работу персонала
| |
- Составление калькуляции себестоимости готовой продукции
| |
- Итоговая аттестация (Защита практики)
| |
Производственная практика (по профилю специальности)
| 72
| 3
|
Виды работ
|
Знакомство с предприятием, являющимся базой практики
| |
Анализ аспектов правового обеспечения профессиональной деятельности.
| |
Участие в расчете основных экономических показателей работы структурного подразделения.
| |
Изучение осуществления контроля в структурном подразделении
| |
Изучение организации планирования и организации работы структурного подразделения
| |
Анализ психологических аспектов профессиональной деятельности
| |
Всего:
| | |
Итого:
| | |
| | | | | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация программы профессионального модуля «Планирование и организация работы структурного подразделения» требует наличия:
1. Микрокалькуляторы по количеству обучающихся;
2. Компьютер;
3. Ноутбук;
4. Мультимедийное оборудование;
5. Лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.
1. Автоматизированное рабочее место преподавателя;
2. Автоматизированные рабочие места обучающихся;
3. Принтер.