Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подходы к определению роли отца




1) психоаналитическое (З.Фрейд) – в основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребенка. Отец таким образом является важнейшей фигурой в жизни ребенка до 4х лет. Фрейд выделяет следующие аспекты вз/о отца и ребенка:

1. отец – это воплощение силы как объект восхищения и любви.

2. отец – как объект реализации потребности в безопасности и защиты.

3. отец - как авторитет, который наказывает за поступки и таким образом регулирует поведение, а в дальнейшем – моральные установки человека.

2)бихевиоральное - рассматривает отцовство с точки зрения выполнения предписания данной социальной роли. Причем классический бихевиоризм видел в отце только важнейший элемент среды, который усиливал или пресекал определенные реакции ребенка, воспитывая, таким образом, правовые реакции.

Отец играет существенную роль в развитии ребенка, равно (но не тождественно) как и любой другой значимый в жизни ребенка близкий взрослый человек.

Любовь отца основана на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, и т.д."

В такой «обусловленной» отцовской любви Э. Фромм выделяет как отрицательную, так и положительную стороны. Отрицательная сторона состоит в том, что любовь отца необходимо заслужить, иначе ее можно потерять, не оправдав надежд. Важнее положительная ее сторона. Если любовь возникает на определенных условиях, ее можно завоевать, приложив все усилия. В отличие от материнской любви, любовью отца можно управлять.

Он всегда воплощает авторитет и общую ориентацию человека во внешнем мире, в то время как мать передает ребенку более неуловимые способности к развитию внутреннего мира чувств.

Одной из основных функций отца в психическом развитии ребенка раннего возраста видится формирование у него чувства своей половой принадлежности и соответствующих моделей поведения.

13. основные понятия семейной психологии:

1. сплоченность семьи – психологическое расстояние (дистанция) между членами семьи.

4 уровня сплоченности:

1)Разобщенный – отчуждение друг от друга

2)Разделенный – некоторая эмоциональная дистанциированность

3)Связанный – члены семьи эмоционально близки, лояльны во вз/отношениях

4)Запутанный – уровень сплоченности очень высокий, при этом низкая степень дифференцированности семьи.

2.Семейная иерархия – отношения доминирования и подчинения, но он не обозначает только наличие власти одного члена семьи, включает такие характеристики как:

- авторит-ть

- доминирование (степень влияния одного члена на другого)

- власть принимать решения

иерархия: низкая, умеренная, высокая, которая обозначает либо баланс между иерархией и близостью либо дисбаланс (инверсия – перевернутая иерархия).

3. Гибкость семейной системы – то, что позволяет семейной системе адаптироваться к внешней и внутренней ситуации, способность сохранять стабильность в семье.

Несбалансированное по параметру гибкости семейные системы:

1 – ригидные – те. Которые перестают отвечать на жизненные задачи > семья теряет способность изменяться и приспосабливаться к новой ситуации

2 – хаотичные – неустойчивые отношения, ограничения в руководстве, их решения непродуманны, импульсивны, роли в семье четко не определены > роли перетекают от одного к другому.

4.Границы семьи – определяется социальным окружением семьи (внешние границы). По степени проницаемости (внутренние) границы бывают: жесткие, размытые, проницаемые.

Особенности внешних границ, которые показывают открытость семейной системы:

1)Слишком открытые системы (внешние границы размыты) > семейная система похожа на проходной двор > опасности для членов семьи; отсутствие комфорта, вплоть до угрозы жизни.

2)Слишком закрытые системы. Из-за ее жестких внешних границ > повышает тревожность, трудности в социализации, страхи перед внешним миром, трудности в установлении контактов, комплексы.

5.Семейные роли – устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым членом семьи. Ролевая структура приписывает, что, кто, как, в какой последовательности должны выполнять.

6.Циркулирование информации:

1) эффективное – информация доступна, открыта, представляется в ясной, полной форме (отсутствие секретов, недомолвок)

2) дисфункциональное – информация недоступна, не выдается полностью, появляется замалчивания, утаивания > недоверие, напряженность в отношениях > конфликты.

Жизненный цикл семьи

1. сплоченность семьи – психологическое расстояние (дистанция) между членами семьи.

4 уровня сплоченности:

1)Разобщенный – отчуждение друг от друга

2)Разделенный – некоторая эмоциональная дистанциированность

3)Связанный – члены семьи эмоционально близки, лояльны во вз/отношениях

4)Запутанный – уровень сплоченности очень высокий, при этом низкая степень дифференцированности семьи.

2.Семейная иерархия – отношения доминирования и подчинения, но он не обозначает только наличие власти одного члена семьи, включает такие характеристики как:

- авторит-ть

- доминирование (степень влияния одного члена на другого)

- власть принимать решения

иерархия: низкая, умеренная, высокая, которая обозначает либо баланс между иерархией и близостью либо дисбаланс (инверсия – перевернутая иерархия).

3. Гибкость семейной системы – то, что позволяет семейной системе адаптироваться к внешней и внутренней ситуации, способность сохранять стабильность в семье.

Несбалансированное по параметру гибкости семейные системы:1 – ригидные – те. Которые перестают отвечать на жизненные задачи > семья теряет способность изменяться и приспосабливаться к новой ситуации

2 – хаотичные – неустойчивые отношения, ограничения в руководстве, их решения непродуманны, импульсивны, роли в семье четко не определены > роли перетекают от одного к другому.

4.Границы семьи – определяется социальным окружением семьи (внешние границы). По степени проницаемости (внутренние) границы бывают: жесткие, размытые, проницаемые.

Особенности внешних границ, которые показывают открытость семейной системы:

1)Слишком открытые системы (внешние границы размыты) > семейная система похожа на проходной двор > опасности для членов семьи; отсутствие комфорта, вплоть до угрозы жизни.

2)Слишком закрытые системы. Из-за ее жестких внешних границ > повышает тревожность, трудности в социализации, страхи перед внешним миром, трудности в установлении контактов, комплексы.

5.Семейные роли – устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым членом семьи. Ролевая структура приписывает, что, кто, как, в какой последовательности должны выполнять.

6.Циркулирование информации:

1) эффективное – информация доступна, открыта, представляется в ясной, полной форме (отсутствие секретов, недомолвок)

2) дисфункциональное – информация недоступна, не выдается полностью, появляется замалчивания, утаивания > недоверие, напряженность в отношениях > конфликты.

Нормативные кризисы семьи

Симптомы кризиса возникают в точке перехода от одного этапа к другому и во время этих переходов перед членами семьи встают новые задачи, которые требуют существенной перестройки семейных отношений; чтобы перейти на новую ступень, семье необходимо совершить изменения в своей структуре, адаптироваться в новой ситуации и выработать свой новый образ. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, потому что перестраиваются гибко, адаптация происходит безболезненно и это всё сопровождается личностным ростом человека (!). другие семьи не способны пережить наступившие изменения, необходимые для перехода на следующий этап → эта ситуация становится негативной симптоматикой у членов семьи.

Выход из кризиса:

эмоциональное отчуждение, нарушение внутрисемейных отношений вплоть до разрыва

Установление новых отношений между членами семьи, принятие новых ролей, нового уровня взаимопонимания.

Кризис 1. принятие на себя супружеских обязательств: Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу.

Кризис 2. освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности.

Кризис 3. включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа).

Кризис 4. принятие факта вступления ребенка в подростковый возраст, экспериментирование с его независимостью.

Кризис 5. выросший ребенок покидает дом.

Кризис 6. супруги вновь остаются вдвоем.

Кризис 7. принятие факта смерти одного из супругов.

16.домострой как как памятник социального устройства быта

Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой»[1]) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопуСильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. В сильвестровской версии «Домострой»[5] состоит из предисловия, 63 глав и "Послание и наказание ото отца к сыну", сгруппированных по следующим основным направлениям:

•         О строении духовном (Как веровати)

•         О строении мирском (Как царя чтити)

•         Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)

•         Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)

•         Кулинарная группа

•         Послание и наказание ото отца к сыну (посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму).

Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...