Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историческое содержание матриархата и патриархата




История развития семейных отношений

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм {гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей.

Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн.

Ведущая роль в семье перешла от женщины {матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

2. Ненормативные кризисы:

Ревность

Измены

Виды ревности:

1. Собственническая («вещь должна принадлежать только хозяину») → скрытность информации, измена, охлаждение чувств, эгоизм.

2.ревность ущемления (низкая самооценка)

3.отраженная ревность

Причины измены:

Поверхностные: 1.как сигнал угасшей любви → нужно попытаться выяснить свои взаимоотношения с партнёром

2.как сигнал проблемы во взаимоотношениях

3. как сигнал того, что у человека есть внутренние проблемы (неготовность к серьезным отношениям, неуверенность в себе)

4.стереотипы (неуверенность в себе → зависимость от одного партнера).

3. Эволюция детско-родительских отношений: различают в истории 6 стилей:

1.Инфантицидный (детоубийство) – с древности до 4 в.н.э.

2.Бросающий – с 4 в.до 17 в.н.э.

3.Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи. Им отказано в самостоятельности, индивидуальности, поэтому в случае сопротивления они строго наказывались (14-17 в.н.э.)

4.Навязчивый (18 в.) – ребенок стал ближе родителям, но его поведение строго регламентируется и контролируется даже внутренний мир.

5.Социолизирующий (нач.19 – 20 в.в.) – усилия родителей стали направлены на самостоятельую подготовку детей к жизни, формирование характера и ребенок стал объектом воспитания и обучения.

6.Помогающий – родители стараются обеспечить развитие ребенка с учетом его склонностей, способностей, при этом имея с ним эмоциональный контакт (20 в. – наст.время).

Историческое содержание матриархата и патриархата

Матриархат был единственным возможным вариантом перехода от стадного группового брака к более поздней и улучшенной семейной жизни полигамного и моногамного патриархата. Матриархат служил естественной биологической формой семьи; патриархат является ее социальной, экономической и политической формой. При матриархате практически высшей властью в доме пользовалась мать жены; даже братья жены и их сыновья принимали более активное участие в ведении семейных дел, чем муж. Самые древние расы почти не признавали роли отца, полагая, что ребенок целиком происходит от матери. Они считали, что дети напоминают отца из-за близости с ним, либо же верили в то, что дети «помечаются» таким образом потому, что мать хотела, чтобы они были похожи на отца. Позднее, с переходом от матриархата к патриархату, всю заслугу за появление ребенка отец стал приписывать себе, и многие табу, касавшиеся беременной женщины, впоследствии распространились на ее мужа. Когда приближался срок разрешения от бремени, будущий отец прекращал работать, а с началом родов он, как и жена, ложился в постель, проводя там от трех до восьми дней. В отличие от жены, которая могла встать на следующий день, чтобы заняться тяжелой работой, муж оставался в постели и принимал поздравления; всё это было частью ранних нравов, направленных на то, чтобы утвердить право отца на ребенка. Поначалу муж обычно уходил жить в клан жены, однако в более поздние времена после того как мужчина выплачивал назначенную за невесту сумму или же отрабатывал ее он мог забирать жену и детей в свой род. С отмиранием нравов охотничьего периода, когда занятие скотоводством позволило мужчине контролировать основной источник пищи, матриархат быстро отошел в прошлое. Женщине было не по силам совмещать беременность с каждодневным руководством текущими делами и растущими домашними полномочиями. Эпохальный переход от матриархата к патриархату одно из наиболее радикальных и резких преобразований, когда-либо осуществленных человеческим родом. Эта перемена сразу же привела к усилению социальной активности и ускорила эволюцию семьи. Возможно, что инстинкт материнства приводил женщину к супружеству, однако именно большая сила мужчины в сочетании с воздействием нравов фактически принуждала ее оставаться в браке. Кроме того, первобытная женщина неосознанно попадала в зависимость от мужчины, восхищаясь его драчливостью и мужественностью. Такое прославление воина усиливало мужское тщеславие, в равной мере подавляя тщеславие женщины и делая ее более зависимой. Будучи слабее, женщина становилась более тактичной. Она быстро научилась пользоваться своей половой привлекательностью. Она стала более внимательной и консервативной, чем мужчина, хотя чуть более легкомысленной. Мужчина превосходил женщину на поле брани и на охоте, но испокон веков проигрывал женщине домашние сражения. Первое освобождение женщины наступило, когда мужчина согласился возделывать землю, согласился выполнять работу, которая ранее считалась женской. Огромный шаг вперед был сделан тогда, когда пленников мужского пола перестали убивать и стали превращать в рабов, сельскохозяйственных работников. Это привело к освобождению женщины, которая получила возможность уделять больше времени обустройству домашнего очага и воспитанию детей. Обеспечение младших детей молоком животных привело к более раннему отнятию от груди. В силу этого женщины стали рожать больше детей. До наступления пастушеского периода в развитии общества матери обычно кормили детей своим молоком, пока им не исполнялось четыре или пять лет. Когда первобытные войны пошли на убыль, начало уменьшаться неравенство в разделении труда между мужчинами и женщинами. Однако женщины по-прежнему должны были выполнять настоящую работу, в то время как мужчины несли караул. В целом, появление земледелия повысило престиж и социальное положение женщины, во всяком случае, до тех пор, пока мужчина сам не превратился в земледельца. И как только мужчина занялся возделыванием земли, немедленно произошло радикальное усовершенствование методов ведения сельского хозяйства, что продолжалось на протяжении последующих поколений. На охоте и на войне мужчина усвоил значение организации и использовал это знание в промышленности, а позднее, взяв на себя значительную часть труда женщины, в огромной мере усовершенствовал ее примитивные методы труда. В целом, в любую эпоху положение женщины является надежным критерием эволюционного прогресса брака как социального института, в то время как прогресс самого брака является достаточно точным показателем развития человеческой цивилизации.

Роль добрачного поведения

К добрачному периоду относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака, к предбрачному – взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.

Психологическая задача предбрачного периода, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

С подбором партнеров родители становятся важнейшим фактором в процессе принятия решения о браке.

Преобладающее число знакомств происходит в обстановке, удаленной от реальности, – в местах досуга и отдыха. Большинство таких ситуаций сопровождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть как можно лучше.

Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности. Длительность знакомства до брака соотносится с показателем устойчивости брачных отношений (в %): до 1 мес. – 4; от 1 мес. до 6 мес. – 14; до 1 года – 22; от 1 года до 3 лет – 42; свыше 3 лет – 18. Таким образом, есть оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Слишком короткий и слишком длинный период фактор социального риска. Короткий период недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию брачного партнера, длительный периол ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижает

К функциям предбрачного периода относятся:

1) накопление совместных переживаний и впечатлений;

2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения;

3) проектирование совместной жизни.

Социальная значимость предбрачного периода весьма актуальна. Такая проверка информативна, если она затрагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и объединения усилий. По сути дела, разговор идет о предбрачном экспериментировании, в ходе которого проверяется функционально-ролевое взаимодействие партнеров.

Ключевым моментом здесь выступают доверие друг к другу и вербализация своих ожиданий. Психологические условия оптимизации предбрачного периода включают рефлексию мотивов, отношений и чувств как своих собственных, так и партнера; замену эмоционального образа избранника на реалистичный; осуществление предбрачного информационного обмена, который предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоянии здоровья, способности к деторождению, о ценностных ориентациях и жизненных планах, о представлениях по поводу супружества и ролевых ожиданиях.

 В ходе предбрачного информационного обмена складываются подробные психологические портреты молодых людей, особенности родительских семей. Безусловно, сбор информации не должен превращаться в допрос и следственные действия. Доверие порождает доверие, утаивание информации или скрытые ожидания могут обернуться в браке сложными проблемами. Добрачные факторы социального риска:

1) ранний возраст брачующихся, ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений; 2) поздний возраст вступления в брак; превышение возраста жены относительно возраста мужа; 3) наличие у жены более высокого образования;4) городское происхождение; 5) гетерогенность статуса; 6) социально-демографическая разница в происхождении; 7) отсутствие братьев и сестер у жены; 8)отсутствие сестер у мужа; неустойчивость отношений до брака;9) отрицательное отношение родителей к браку;10) слишком короткий или слишком длительный период знакомства;11) неоптимальные мотивы вступления в брак;12) добрачная беременность; 13) наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.

Группа позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке. высшее образование у мужчины; оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет); психологически гармоничные отношения до брака;сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества); наличие ролевых ожиданий, их совпадение и согласованность; наличие общих друзей будущей семейной пары; согласие родителей на брак, их положительная оценка намечающегося союза.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...