Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности взаимоотношений юношества




ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

 Закономерности:

1. Перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимо­сти к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относитель­ном, но неуклонно растущем равенстве. Во многих семьях, особенно автори­тарных, эта перестройка происходит болезненно и воспринимается родителями как непослушание, вызывающее поведение и пр. Но после того как критиче­ский период проходит, эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не испортили ошибочным воспитанием, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном уровне.

2.Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской вла­сти. Юноша самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, спосо­бы и досуга и т.д.

3.Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детст­ве. Разумеется, хорошие родителя остаются для старшеклассника важным эта­лоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так аб­солютно и некритично как в детстве. У юноши есть и другие авторитеты, кроме родителей. Но все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно.

4. Польше всего юношам хотелось бы видеть в родителях друзей и со­ветчиков. Но реальные взаимоотношения юношества с родителями часто обре­менены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Одна из причин этого - в психологии самих родителей, не желающих замечать изме­нение внутреннего мира юноши.                         

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ.

Юношеская субкультура (от лат. Sub - под, лат. Cultural - степень обще­ственного развития, присущая кому-либо (одно из составляющих определения понятия «культура») - это подступень общественного развития, присущая пе­риоду юношества.

Юношеские сообщества удовлетворяют одну из наиболее острых по­требностей возраста - потребность в свободном нерегламентированном обще­нии. С позиции современной социальной психологии любое такое сообщество представляет из себя малую группу, челны которой связаны между собой весь­ма сложной системой взаимоотношений.

Говоря о юношеской субкультуре в первую очередь отмечаются виды юношеских групп и объединений.

Классификация юношеских групп и объединений

по юридическому статусу - официальные, неофициальные, институциона­лизированные, спонтанно-стихийные, '

по социально-психологическому статусу:

по численности - большие и малые по месту действия — реальные и придуманные, по значимости — референтные и нереферентные,

по составу - разделяются по признакам: возраст, пол, социальный со­став,

по степени стабильности - постоянные, временные, эфемерные, однора­зовые, случайные,

по социально-пространственной локализации - внутришкольные, вне­школьные, дворовые, уличные,

по целям и функциям - многофункциональные, полифункциональные, по типу лидерства - демократические и авторитарные, по направленности:

• просоциальные - социально-положительные,

• асоциальные - находящиеся в стороне от социальных проблем общества,

• антисоциапьные - направляющие все свои воздействия против общества.

Типичная черта юношества - чрезвычайная комформностъ - (от лат Conformis - подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им' позицией большинства.

Виды конформности:

внешняя (публичная) конформность - демонстративное подчинение на­вязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать по­рицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц;

внутренняя (личная) конформность - действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окру­жающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения

Внутренняя конформность, как правило, сопровождается внешней, кото­рая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами.

Конформность служит специфическим способом разрешения осознанно­го конфликта между личным и доминирующим в группе мнения в пользе группового мнения: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуж­дыми или непривычными эталоны.

Особой формой зависимости является негативизм (нонконформизм) -стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой во всех случаях утверждать противоположную точ­ку зрения.

Помимо степени личностной конформности (стремление следовать мне­нию большинства) существенную роль при характеристике юношеской группы играет то, к какому типу относится для него эта группа - простого членства или так называемой референтной (эталонной).

Социальные психологи не случайно подразделяют все ограниченные со­вокупности людей на эти два типа. Дело в том, что юноша или девушка могут принадлежать к группе чисто формально, по сути она для них будет являться малозначимой, поскольку в ней полностью отсутствуют представители круга лиц, с которыми они мысленно соотносили бы свое поведение, на которых ори­ентировались бы.

Уровни развития малых групп:

1)номинальная группа - возникает по чисто формальному признаку, например, из-за необходимости современного времяпрепровождения во дворе,

2)группы-ассоциации - складываются на основе межличностных сим­патий и антипатий,

3)группа-кооперация - группа занята общим делом, существует своеоб­разное «разделение труда»,

4)далее -

• или коллектив - деятельность группы социально одобряемая, ценно­сти - общественно-приемлемы,

• или корпорация - жестко и четко организованная группа

Структура группы:

• подструктура коммуникаций - «кто с кем (и о чем) говорит»,

• подструктура предпочтений  

• подструктура существующих отношений референтности,

• подструктура власти - распределение отношений руководства и подчинения

 

виды власти:

• принуждающая, * вознаграждающая,

• узаконенная,  * информационная,

• экспертная     * референтная










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...