Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности взаимоотношений юношества ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Закономерности: 1. Перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. Во многих семьях, особенно авторитарных, эта перестройка происходит болезненно и воспринимается родителями как непослушание, вызывающее поведение и пр. Но после того как критический период проходит, эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не испортили ошибочным воспитанием, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном уровне. 2.Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. Юноша самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы и досуга и т.д. 3.Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родителя остаются для старшеклассника важным эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично как в детстве. У юноши есть и другие авторитеты, кроме родителей. Но все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно. 4. Польше всего юношам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Но реальные взаимоотношения юношества с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Одна из причин этого - в психологии самих родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира юноши. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. Юношеская субкультура (от лат. Sub - под, лат. Cultural - степень общественного развития, присущая кому-либо (одно из составляющих определения понятия «культура») - это подступень общественного развития, присущая периоду юношества. Юношеские сообщества удовлетворяют одну из наиболее острых потребностей возраста - потребность в свободном нерегламентированном общении. С позиции современной социальной психологии любое такое сообщество представляет из себя малую группу, челны которой связаны между собой весьма сложной системой взаимоотношений. Говоря о юношеской субкультуре в первую очередь отмечаются виды юношеских групп и объединений. Классификация юношеских групп и объединений ♦ по юридическому статусу - официальные, неофициальные, институционализированные, спонтанно-стихийные, ' ♦ по социально-психологическому статусу: по численности - большие и малые по месту действия — реальные и придуманные, по значимости — референтные и нереферентные, по составу - разделяются по признакам: возраст, пол, социальный состав, по степени стабильности - постоянные, временные, эфемерные, одноразовые, случайные, по социально-пространственной локализации - внутришкольные, внешкольные, дворовые, уличные, по целям и функциям - многофункциональные, полифункциональные, по типу лидерства - демократические и авторитарные, по направленности: • просоциальные - социально-положительные, • асоциальные - находящиеся в стороне от социальных проблем общества, • антисоциапьные - направляющие все свои воздействия против общества. Типичная черта юношества - чрезвычайная комформностъ - (от лат Conformis - подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им' позицией большинства. Виды конформности: •внешняя (публичная) конформность - демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; •внутренняя (личная) конформность - действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения Внутренняя конформность, как правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. Конформность служит специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнения в пользе группового мнения: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой формой зависимости является негативизм (нонконформизм) -стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Помимо степени личностной конформности (стремление следовать мнению большинства) существенную роль при характеристике юношеской группы играет то, к какому типу относится для него эта группа - простого членства или так называемой референтной (эталонной). Социальные психологи не случайно подразделяют все ограниченные совокупности людей на эти два типа. Дело в том, что юноша или девушка могут принадлежать к группе чисто формально, по сути она для них будет являться малозначимой, поскольку в ней полностью отсутствуют представители круга лиц, с которыми они мысленно соотносили бы свое поведение, на которых ориентировались бы. Уровни развития малых групп: 1)номинальная группа - возникает по чисто формальному признаку, например, из-за необходимости современного времяпрепровождения во дворе, 2)группы-ассоциации - складываются на основе межличностных симпатий и антипатий, 3)группа-кооперация - группа занята общим делом, существует своеобразное «разделение труда», 4)далее - • или коллектив - деятельность группы социально одобряемая, ценности - общественно-приемлемы, • или корпорация - жестко и четко организованная группа Структура группы: • подструктура коммуникаций - «кто с кем (и о чем) говорит», • подструктура предпочтений • подструктура существующих отношений референтности, • подструктура власти - распределение отношений руководства и подчинения
виды власти: • принуждающая, * вознаграждающая, • узаконенная, * информационная, • экспертная * референтная |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |