Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ




 

Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны - ко­личественную и качественную. Количественные изменения - суть изменения в степени, в уровне развития: юноша решает интеллектуальные задачи легче, бы­стрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качествен­ные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

Особенности мышления

К концу подросткового возраста человек уже способен отделять логиче­ские операции от тех объектов, над которыми они производятся, и классифи­цировать высказывания.

Исходя из своей теории, Пиаже указывает на сильную склонность юно­шеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абст­рактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д.

Изменяется соотношение категорий возможности и действительности в пользу сферы возможного. Это приводит к интеллектуальному эксперименти­рованию, игре в понятия и формулы. Причем интеллектуальные игры обладают для юношей большой ценностью, в силу чего эти универсальные теории долж­ны скорее подчинять себе действительность, чем подчиняться ей.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребно­сти. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Но эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и по­лезны, как бесконечные «почему?» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее дей­ствительности (именно потому, что она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимой умственной игрой.

В мечтах юность предвосхищает и «проигрывает» бесчисленные вариан­ты своего будущего жизненного пути, которые кажутся все одинаково возмож­ными. Если вы хотите понять внутренний мир подростка или юноши - поинте­ресуйтесь прежде всего его мечтами. Впрочем, некоторыми из них он никогда не поделится...

Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления связа­на, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенно­стями эмоционального мира ранней юности. Однако эти свойства не стоит пре­увеличивать.

Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированные и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Ху­дожественно-гуманитарные интересы превалируют у них над естественнонауч­ными. Что же касается мечтательности, то она связана не столько с интеллекту­альными, сколько с характерологическими особенностями.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода, многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляется немалое число безразличных, скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с вообра­жаемой «подлинной» жизнью.

Отчасти это объясняется рутинностью и монотонностью учебного про­цесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициа­тиве учащихся. Кроме того, некоторым ребятам объективно не под силу слож­ная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально отсиживают урок л. Сказываются также внутренние противоречия развития внимания.

Особенности эмоциональной сферы:

 Причины особенностей эмоциональных реакций юношества:

• гормональные и физиологические процессы,

• социальные факторы и условия воспитания,

• индивидуально-типологические различия,

• психологические трудности взросления,

• противоречивость уровня притязаний и образа «Я»

Возраст от 14 до 18 лет является критическим периодом для психопатий.

Однако разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличи­вается продолжительность эмоциональных реакций и пр.

Особенности эмоциональных проявлений:

 

•общее повышение уровня эмоциональной избирательности - того, на какие стимулы и как реагирует субъект,

•дифференциация по силе эмоциональных реакций,

•дифференциация способов выражения эмоциональных состояний,

•повышение самоконтроля и саморегуляции,

•изменчивость настроения.

У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия.

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ

Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Биогенетическая психология выводит рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно из процессов по­ловою созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы изменение внешних контуров тела и т.п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Это происходит теперь прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симво­лом, маком повзросления и возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний -  вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?».

Главное психологическое приобретение ранней юности открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью явля­ется внешний мир, куда он проецирует свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опы­та, центром которого является он сам. Открытие своего внутреннего мира - ра­достное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драмати­ческих переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощуще­ние внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда рас­тет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает пси­хологическую ситуацию юноши неопределенной, внутренне конфликтной. Бес­сознательное желание избавиться от прежних детских идентификации активи­зирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает харак­тернее для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества.

Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с груп­повым образом «Мы», т.е. образом типичного сверстника своего пола, но нико­гда н<; совпадает с этим «Мы» полностью. Юноши считают себя менее смелы­ми, уенее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и спо­собными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности.

Осознание своей непохожести на других исторически и логически пред­шествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружаю­щим* людьми.

Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчи­вости своей личности во времени.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 128.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...