Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны - количественную и качественную. Количественные изменения - суть изменения в степени, в уровне развития: юноша решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Особенности мышления К концу подросткового возраста человек уже способен отделять логические операции от тех объектов, над которыми они производятся, и классифицировать высказывания. Исходя из своей теории, Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. Изменяется соотношение категорий возможности и действительности в пользу сферы возможного. Это приводит к интеллектуальному экспериментированию, игре в понятия и формулы. Причем интеллектуальные игры обладают для юношей большой ценностью, в силу чего эти универсальные теории должны скорее подчинять себе действительность, чем подчиняться ей. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Но эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные «почему?» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именно потому, что она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимой умственной игрой. В мечтах юность предвосхищает и «проигрывает» бесчисленные варианты своего будущего жизненного пути, которые кажутся все одинаково возможными. Если вы хотите понять внутренний мир подростка или юноши - поинтересуйтесь прежде всего его мечтами. Впрочем, некоторыми из них он никогда не поделится... Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. Однако эти свойства не стоит преувеличивать. Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированные и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы превалируют у них над естественнонаучными. Что же касается мечтательности, то она связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода, многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляется немалое число безразличных, скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Отчасти это объясняется рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, некоторым ребятам объективно не под силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально отсиживают урок л. Сказываются также внутренние противоречия развития внимания. Особенности эмоциональной сферы: Причины особенностей эмоциональных реакций юношества: • гормональные и физиологические процессы, • социальные факторы и условия воспитания, • индивидуально-типологические различия, • психологические трудности взросления, • противоречивость уровня притязаний и образа «Я» Возраст от 14 до 18 лет является критическим периодом для психопатий. Однако разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций и пр. Особенности эмоциональных проявлений:
•общее повышение уровня эмоциональной избирательности - того, на какие стимулы и как реагирует субъект, •дифференциация по силе эмоциональных реакций, •дифференциация способов выражения эмоциональных состояний, •повышение самоконтроля и саморегуляции, •изменчивость настроения. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Биогенетическая психология выводит рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно из процессов половою созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы изменение внешних контуров тела и т.п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Это происходит теперь прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным символом, маком повзросления и возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?». Главное психологическое приобретение ранней юности открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, центром которого является он сам. Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает психологическую ситуацию юноши неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификации активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характернее для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества. Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы», т.е. образом типичного сверстника своего пола, но никогда н<; совпадает с этим «Мы» полностью. Юноши считают себя менее смелыми, уенее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающим* людьми. Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |