Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика юношества.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 8. Психологические особенности юношеского возраста ПЛАН: 1.Теории юношества. 2.Характеристика юношества. 3.Особенности взаимоотношений юношества.
Теории юношества. Психология юношеского возраста - одна из самых сложных и наименее разработанных проблем в современной психологии.
Существуют различные теории юности: • биологические - рассматривают юность прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы детерминируют все остальные процессы, • психологические - фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции в характерных чертах внутреннего мира и самосознания, • психоаналитические - видят в юности определенный этап психосексуального развития, • социологические - рассматривают юность прежде всего как определить этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной деятельности взрослого. Множественность теорий юности и схем возрастной периодизации рожает объективный факт многомерности и многовариантности человсческо1 развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творчески жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то «усреднить», сказа: что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11 -12 до 23-2 лет и делится на три этапа. 1этап - Подростковый, отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет) является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подрост ковш фаза - продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически это- возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослостиглавным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастных конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него. 2этап - Ранняя юность (от 14-15до 18 лет) - половое созревание заканчивается. Также заканчивается и первичная социализация. 3этап - Поздняя юность или начало взрослости (от 18 до 23-25 лет).
Общая характеристика юношества. В юношеский период возрастного развития происходит завершение физического и в основном социального созревания человека. Наступает время, когда дети сами обращаются к будущему, делают его предметом своих размышлений, задумываются о своей судьбе. Период взросления - время, когда молодой человек упорно ищет ответы на вопросы «Кто Я?», «Каков Я?», «Что за мир окружает меня?», «Зачем Я пришел в этот мир?» Однако не имея достаточного опыта и сталкиваясь с проявлениями несправедливости, жестокости, а то и бессмыслицы, которых немало в окружающей нас жизни, подросток (юноша) может прийти к роковому решению о бессмысленности своего существования на Земле. Подростковый и юношеский суицид (от англ. suicide - акт самоубийства) - явление знакомое медикам и психологам. Американский психолог Виктор Франкл приводит удивительный факт: он изучал группу юношей, которые совершили попытку (к счастью, неудачную) покончить с собой. Почти все были физически и психически здоровыми, материально обеспеченными, хорошо учились, жили в благополучных семьях. Но большинство из них не видело смысла своей жизни. Понятие юности тесно связано с понятием переходного возраста, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы: 1)препубертатный - подготовительный период - соответствует предподростковому (младшему подростковому) возрасту, 2)собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания - подростковый возраст, 3)постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости - юношеский возраст. Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно. 3 типа юности (по Э.Шпрангеру): • первый характеризуется резкими, бурными изменениями, наличием внешних и внутренних конфликтов - «юность - второе рождение», • второй тип - усвоение норм и ценностей взрослого общества происходит плавно, постепенно, без заметных изменений в личности самого подростка, • третий тип - предполагает довольно быструю психологическую перестройку, однако это человек, обладающий сильным характером, который сравнительно легко справляется с возрастными трудностями и сознательно формирует собственное будущее. Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослость. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительное сило юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случае завершены, так что дальнейшее физического развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько в воспитательном плане. Работающая молодежь 16-18 лет (некоторые правовые акты именуют их «подростками») имеет особый юридический статус и пользуется льготами. Вместе с тем деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Важной задачей этого возраста становится также подготовка к созданию семьи. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,- собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкого ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции. Юношеское самоопределение - исключительно важный этап формирования личности. Но пока это «предвосхищающее» самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным. В отличие от подростка, который в основном принадлежит еще к миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-23-летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в юноше не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой возрастной группе уже нельзя говорить «вообще»: ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. Молодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, обзаводятся собственными семьями. В 1991 г. до 20 лет вступили в брак 12,8% мужчин и 36,8% женщин, от 20 до 24 лет - соответственно 16,9 и 61,7%. Но как многие юноши в каких-то отношениях еще остаются подростками, так многие молодые люди сталкиваются с «юношескими» проблемами и в студенческие голы и мною позже. Без учета этого обстоятельства нельзя понять ни молодых рабочих, пи студенчества. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |