Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные психологические новообразования




1. В ходе решения учебной задачи у ребенка есть необходимость предусмот­реть результаты своих действий, т.е. спланировать их порядок, наметить сред­ства достижения целей Другими словами, он должен заранее представить то, что получится в результате его усилий, т.е. возможность увидеть будущий результат. Это возможно с помощью развитой способности к планированию этихдействий в уме, т. е. мысленной разработки получения предполагаемого результата. Вдошкольном возрасте эта способность у ребенка практически отсутствовала. Таким образом,одним из новообразований младшего школьного возраста является способность к действиям во внутреннем или умственном плане, другими словами - планирование в уме, про себя.

2. Правильное решение учебной задачи, как известно, зависитот способ­ности ребенка выделить в ее условии существенные отношения данных, т.е. та­ких отношений, от которых зависит успешное решение не только данной зада­чи, но и подобных ей. Наряду с этим ребенок должен вскрыть сущностные свойства предметов, причем не столько по их внешним признакам, сколько аб­страгируясь от внешних форм предмета. Для этого он рассматривает предмет,
выделяя
в нем ведущие, главные, внутренние, т.е. скрытые; от внешнего наблю­дения, отношения и связи. Речь идет о такой способности, как умение анализировать, в том числе и собственные действия.

Теоретико-научное мышление как способ познания может сложиться лишь как результат присвоенной способности мышления.

3. В то же время и умение анализировать, ипланирование вуме лежат в основееще одного умственного умения - рефлексии.

Сложиться это может только в хорошо организованной учебной деятельности, меняющей субъекта деятельности, способствующей возникновению у него новых способов действия.

Способность анализировать происходит из заданий анализировать свой способ действия.

 Рефлексия представляет собой такое осмысление человеком своих дей­ствий, при котором он выясняет их основания, это способность анализи­ровать собственный способ действия.

Таким образом, к основным психологическим новообразованиям данного возраста относятся:

• планирование в уме,

• умение анализировать

• рефлексия.

• произвольность, управляемость и осознанность психических процессов: восприятие, внимания, памяти и мышления.

ИТАК,

• Итак, закончился еще один возрастной период - младший школьный возраст. В этот период формируется основное образование человека - произвольность его действий, мыслей, мотивов. Однако произвольность невозможна без действий рефлексии, направленной на анализ деятельно­сти (собственной и окружающих людей).

• Однако немаловажное значение в дальнейшем развитии ребенка имеет и уро­вень его готовности, развития к обучению в начальной школе, а позднее, - в средней школе. Для предотвращения трудностей, связанных с переходом из дошкольного возраста в младший школьный, и из младшего школьного в под­ростковый важно вовремя проследить особенности развития ребенка, наметить пути ее коррекции (в случае необходимости).

• Особенностью социальной ситуации развития является ее разделение на взаимоотношения ребенка и жителя, ребенка и взрослых. Однако к концу младшего школьного возраста немаловажное значение приобретают и взаимо­отношения, оценивание сверстников.

• Деятельность, определяющая все развитие ребенка в этом возрасте - учебная. Она имеет свои особенности. В структуру учебной деятельности входят учебные мотивы, учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки. Обя­зательным условием эффективного осуществления учебной деятельности является наличие проблемных ситуаций и положительных эмоций (в частности, ин­тереса) к поставленной проблеме,

• В этот возрастной период важен и процесс полоролевой идентификации. В случае нарушения ее можно откорректировать. Важное место в структуре ста­новления полоролевои идентификации у младшего школьника играют его взаимоотношения со сверстниками. Интересно заметить, с кем больше общает­ся младший школьник, по каким вопросам.

• Изучение вопроса становления пола ребенка связано с общими взаимоотно­шениями в классе, с проблемой становления классного коллектива, формиро­вания чувства групповой сплоченности, солидарности у одноклассников.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...