Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ




В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

К сожалению, в последние годы среди детей, поступающих в первый класс, растет число детей с недостаточной степенью готовности к обучению в школе, выражающейся в низком уровне психологических и психофизиологиче­ских состоянии. По данным разных авторов 25%-56% детей в начальной школе испытывают те или иные трудности в обучении.

Каковы же причины возникновения этих трудностей?

• Нежелание ребенка идти в школу

• Медицинские показатели и пр.

• Но чаще всего к причинам возникновения трудностей относят временные задержки психического развития (ЗПР) (в 50% случаев неуспеваемость школь­ников была связана именно с этой проблемой). Дело осложняется тем, что в дошкольном возрасте эти дети (т.е. те, кому впоследствии, в начальной школе, ставят диагноз - ЗПР) ничем не отличаются от своих сверстников и поэтому по­ступают в школу. Трудности обучения дают знать о себе тем сильнее, чем выше


 


 

сложность и темп умственной работы ребенка.

Основная причина возникновения ЗПР, астенических и неврозоподобных состояний

 отклонения от стадии возрастного психического развития, на которой находится ребенок, так называемый дизонтогенез развития - различные формы нарушений онтогенеза во внутриутробном и постнатальном, преимущественно раннем пе­риоде, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости

Для временной задержки психического развития ребенка (ЗПР) - харак­терно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Причины ЗПР:

- генетические факторы,

- соматогенные (хронические соматические заболевания).

- психогенные (неблагоприятные условия воспитания).

- церебрально-органическая недостаточность (по причине инфекций, инток­сикаций, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постанатального периода).

Показателями замедления темпов психического развития могут быть:

- недостаточный объем знаний при поступлении ребенка в школу.

- ограниченность его представлений, - преобладание игровых интересов, - не­зрелость мышления, - малая интеллектуальная целенаправленность.

- быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.

Особенность ЗПР - неравномерность нарушений различных психиче­ских функции, когда в одних случаях на первый план выступают задержки в развитии эмоциональной сферы ребенка, а нарушения в интеллектуальной сфе­ре выражены не резко. В других случаях, наоборот, - преобладает замедленное развитие интеллектуальной сферы в сравнении с эмоциональной.

Замедление темпа развития эмоциональной сферы проявляется в различ­ных формах инфантилизма ребенка.

Замедление темпа развития интеллектуальной сферы:

• при соматических заболеваниях проявляется в общей повышенной истощаемости ребенка (хроническая астения),

• при психогенных формах - в социальной и педагогической запущенности ребенка,

• при церебрально-органических, нейродинамических и энцефалопатических расстройствах - в обшей интеллектуальной отсталости.

Чем и как можно помочь детям с проявлениями эмоционалъно-волевой и интеллектуальной незрелости? Организация психолого-педагогической по мощи детям с ЗПР церебрально-органического происхождения должна строиться

нейродинамических расстройств, недостаточности отдельных психических функций.

• Дети с эмоционально-волевой незрелостью в большей степени нуждаются в актуализации у них мотива деятельности, усилении речевого контроля при вы­полнении ими действий, включении их в игровые ситуации. Например, проговаривание в громкой речи выполняемого действия нормализовало и само дей­ствие.

• Дети с выраженной интеллектуальной незрелостью нуждаются в более мас­сированной помощи: расчленении учебной программы на отдельные смысло­вые звенья, уменьшении объема и темпа предлагаемого задания, отработка ре­чевой формы предстоящего действия и последующее се совмещение с самим предметным действием.

                                           САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

Итак, младший школьный возраст - от 6 (7) до 10(11) лет:

социальная ситуация развития - родители, взрослые, учитель, сверстники.

ведущий вид деятельности - учебная деятельность.

новообразования - рефлексия, внутренний план действий, произвольность по­знавательных психических процессов, самоконтроль,

•развитие психики - познавательная сфера психики.

• направление познавательной активности - на познание основ, изучающих предметный мир.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...