Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. К сожалению, в последние годы среди детей, поступающих в первый класс, растет число детей с недостаточной степенью готовности к обучению в школе, выражающейся в низком уровне психологических и психофизиологических состоянии. По данным разных авторов 25%-56% детей в начальной школе испытывают те или иные трудности в обучении. Каковы же причины возникновения этих трудностей? • Нежелание ребенка идти в школу • Медицинские показатели и пр. • Но чаще всего к причинам возникновения трудностей относят временные задержки психического развития (ЗПР) (в 50% случаев неуспеваемость школьников была связана именно с этой проблемой). Дело осложняется тем, что в дошкольном возрасте эти дети (т.е. те, кому впоследствии, в начальной школе, ставят диагноз - ЗПР) ничем не отличаются от своих сверстников и поэтому поступают в школу. Трудности обучения дают знать о себе тем сильнее, чем выше
сложность и темп умственной работы ребенка. Основная причина возникновения ЗПР, астенических и неврозоподобных состояний отклонения от стадии возрастного психического развития, на которой находится ребенок, так называемый дизонтогенез развития - различные формы нарушений онтогенеза во внутриутробном и постнатальном, преимущественно раннем периоде, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости Для временной задержки психического развития ребенка (ЗПР) - характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Причины ЗПР: - генетические факторы, - соматогенные (хронические соматические заболевания). - психогенные (неблагоприятные условия воспитания). - церебрально-органическая недостаточность (по причине инфекций, интоксикаций, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постанатального периода). Показателями замедления темпов психического развития могут быть: - недостаточный объем знаний при поступлении ребенка в школу. - ограниченность его представлений, - преобладание игровых интересов, - незрелость мышления, - малая интеллектуальная целенаправленность. - быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности. Особенность ЗПР - неравномерность нарушений различных психических функции, когда в одних случаях на первый план выступают задержки в развитии эмоциональной сферы ребенка, а нарушения в интеллектуальной сфере выражены не резко. В других случаях, наоборот, - преобладает замедленное развитие интеллектуальной сферы в сравнении с эмоциональной. Замедление темпа развития эмоциональной сферы проявляется в различных формах инфантилизма ребенка. Замедление темпа развития интеллектуальной сферы: • при соматических заболеваниях проявляется в общей повышенной истощаемости ребенка (хроническая астения), • при психогенных формах - в социальной и педагогической запущенности ребенка, • при церебрально-органических, нейродинамических и энцефалопатических расстройствах - в обшей интеллектуальной отсталости. Чем и как можно помочь детям с проявлениями эмоционалъно-волевой и интеллектуальной незрелости? Организация психолого-педагогической по мощи детям с ЗПР церебрально-органического происхождения должна строиться нейродинамических расстройств, недостаточности отдельных психических функций. • Дети с эмоционально-волевой незрелостью в большей степени нуждаются в актуализации у них мотива деятельности, усилении речевого контроля при выполнении ими действий, включении их в игровые ситуации. Например, проговаривание в громкой речи выполняемого действия нормализовало и само действие. • Дети с выраженной интеллектуальной незрелостью нуждаются в более массированной помощи: расчленении учебной программы на отдельные смысловые звенья, уменьшении объема и темпа предлагаемого задания, отработка речевой формы предстоящего действия и последующее се совмещение с самим предметным действием. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА Итак, младший школьный возраст - от 6 (7) до 10(11) лет: • социальная ситуация развития - родители, взрослые, учитель, сверстники. • ведущий вид деятельности - учебная деятельность. • новообразования - рефлексия, внутренний план действий, произвольность познавательных психических процессов, самоконтроль, •развитие психики - познавательная сфера психики. • направление познавательной активности - на познание основ, изучающих предметный мир. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 150. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |