Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Результаты проверки (рецензирования) фиксируются в журнале учета домашних контрольных работ и в учебной карте обучающегося. Студенты, получившие контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией преподавателя. Обучающийся должен прибыть на экзамен (зачет) с «зачтенной» контрольной работой и предъявить ее преподавателю. В ходе экзамена (зачета) студенту могут быть заданы по контрольной работе вопросы, вытекающие из рецензии. Результаты проверки контрольной работы, выполненной студентом заочного отделения в межсессионный период, могут быть следующие: «зачтено», «зачтено с условием» и «незачтено». Контрольная работа,выполненная в соответствии с установленными требованиями и согласно методическим рекомендациям, оценивается -«зачтено». Контрольная работа,представленная не в полном объеме, написанная только на материале основной литературы (учебников) без привлечения дополнительной литературы, имеющая неточности и ошибки, оценивается – «зачтено с условием». В этом случае обучающийся должен изучить дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем, и с учетом замечаний и рекомендаций, указанных в рецензии преподавателя, доработать отдельные вопросы в той же тетради. По зачтенным работам во время экзамена (зачета) преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов. Контрольная работа считается «незачтенной» в следующих случаях: -если материал раскрыт не по существу, допущены грубые ошибки в изложении и содержании теоретического материала; -если не выполнено хотя бы одно задание или неправильно решена одна из задач; -если контрольная работа выполнена не по установленному варианту. Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению в той же тетради (или в новой) на основе развернутой рецензии. В этом случае обучающийся должен прибыть на экзамен (зачет) с обеими контрольными работами («незачтенной» и «зачтенной»).
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант №1 I. Значение психологии в социальном обеспечении. Условия, необходимые для обеспечения оптимального контакта работника социального обеспечения, инвалидов и лиц пожилого возраста. План
1. Что изучает психология в социальном обеспечении. 2. Связь психологии в социальном обеспечении с медицинской психологией. Причины нарушения психики у лиц пожилого возраста и инвалидов. 3. Понятие деонтологии. Психологические основы деонтологии в социальном обеспечении. 4. Значение соблюдений правил деонтологии для построения оптимальных взаимоотношений с инвалидами и пенсионерами, для построения социально-психологического контакта, что является необходимым условием для успешной работы органов социального обеспечения.
Методические указания
Предметом психологии в социальном обеспечении является личность инвалида или пенсионера. Необходимо обратить внимание на связь психологии в социальном обеспечении с медицинской психологией, т.к. личность инвалида и пенсионера меняется в результате заболеваний и старения. Говоря об особенностях социально-психологического контакта работников социального обеспечения с обеспечиваемыми надо учитывать, что этот контакт должен строиться на основе медицинской деонтологии.
II. Вербальные и невербальные средства общения. План
1. Понятие общения. 2. Вербальные и невербальные средства общения. 3. Значение вербальных и невербальных средств общения в процессе межличностного контакта. 4. Виды психологического влияния: убеждение, внушение, манипулирование.
Методические указания
Общение - это процесс взаимодействия людей, направленных на взаимное познание, процесс обмена информацией и т.д. В этом процессе большое значение имеют вербальные и невербальные средства общения. Следует дать подробную характеристику средств общения, остановиться на их значении в процессе взаимодействия. Также необходимо остановиться на характеристике видов психологического влияния: убеждение, внушение, манипулирование.
Вариант №2
I. Значение психологии в социальном обеспечении. Использование общих знаний в области психологии и ее методов при контакте работников органов социального обеспечения с инвалидами и лицами пожилого возраста. План
1. Что изучает психология в социальном обеспечении. 2. Связь психологии в социальном обеспечении с медицинской психологией. Причины изменения психики у инвалидов и лиц пожилого возраста. 3. Понятие деонтологии. Психологические основы деонтологии в социальном обеспечении. 4. Использование общих знании в области психологии и ее методов при контакте работников органов социального обеспечения с инвалидами и лицами пожилого возраста.
Методические указания
Предметом психологии в социальном обеспечении является личность инвалида или пенсионера. Говоря о связи психологии в социальном обеспечении с медицинской психологией, надо остановиться на причинах изменения психики у инвалидов и лиц пожилого возраста. Также, касаясь вопроса о психологических основах деонтологии в социальном обеспечении, надо учитывать, что оптимальный контакт работника соц. обеспечения с обеспечиваемым строится на основе медицинской деонтологии. Отвечая на вопрос об использовании общих знаний в области психологии и ее методов при контакте с пенсионерами и инвалидами, можно использовать личный опыт работы.
II. Память. Изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста. План
1. Общие данные о памяти. Основные теории памяти: классификация видов памяти. 2. Изменения памяти у инвалидов и лиц пожилого возраста. 3. Роль нарушений памяти в формировании контакта с инвалидами и пенсионерами.
Методические указания
Отвечая на второй вопрос задания, необходимо дать характеристику памяти как психологического процесса, также остановиться на основных теориях памяти, классификации видов памяти. Далее надо уделить внимание изменениям памяти у инвалидов и лиц пожилого возраста в результате болезни и старения, учитывая, что это затрудняет общение. При ответе можно использовать свои наблюдения из личного опыта работы.
Вариант №3
I. Личность. Изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста (темперамент, характер).
План
1. Понятие личности. Структура личности. 2. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, интеллект, способности. 3. Изменения индивидуально-психологических особенностей (темперамент, характер) у инвалидов и лиц пожилого возраста.
Методические указания
Раскрывая понятие личности, надо остановиться на том, что личность - это интеграция биологических и социальных характеристик человека. Говоря о структуре личности: направленности, характере, интеллекте и способностях, надо дать подробную характеристику таких структур, как темперамент и характер и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста.
II. Влияние изменений психических процессов и личности на трудовые возможности инвалидов и лиц пожилого возраста. Восстановительная роль труда.
План
1. Изменение психических процессов и трудовые возможности инвалидов и лиц пожилого возраста. 2. Учет изменений психики при трудоустройстве инвалидов и пенсионеров. 3. Положительное воздействие труда на психику и личность инвалидов и лиц пожилого возраста. Восстановительная роль труда.
Методические указания
Отвечая на вопрос об изменениях психических процессов у инвалидов и лиц пожилого возраста, необходимо коснуться темы трудовых возможностей данного контингента и учета изменений психики при трудоустройстве. Далее надо уделить внимание положительной роли труда для реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста.
Вариант №4
I. Личность как интеграция биологических и социальных характеристик человека. План
1. Личность как высшее проявление психической деятельности. 2. Современные психологические теории личности (З.Фрейд, Д.Уотсон, К. Роджерс и т.д.).
Методические указания
Отвечая на первый вопрос задания, надо дать понятие личности, рассматривая ее с точки зрения единства биологического и социального в человеке. Затем надо остановиться на основных теориях личности: теории психоанализа З.Фрейда, направление бихевиоризма Д. Уотсона, гуманистической психологии и др.
II. Роль личности в процессе адаптации к сложным жизненным ситуациям (в т.ч. к ситуации болезнь - инвалидность). План
1. Изменение личности в результате болезни, инвалидности, старения. 2. Значение изменений воли, самооценки, уровня притязаний и престижности личности у инвалидов и лиц пожилого возраста. 3. Устойчивость личности к стрессу как характеристика ее адаптивных возможностей.
Методические указания
Отвечая на второй вопрос задания необходимо остановиться на таких изменениях личности инвалидов и лиц пожилого возраста как характере, интеллекте, эмоционально-волевой сфере. Болезни, инвалидность, старение - факторы, которые угрожают уровню самооценки и стабильности личности. Таким образом, сохранение уровня самооценки - условие стабильности личности. В заключение необходимо сказать о роли стрессоустойчивости личности инвалидов и лиц пожилого возраста в процессе их адаптации к сложным жизненным ситуациям: к болезни, инвалидности, старения.
Вариант №5
I. Особенности деонтологического подхода к обеспечиваемым в социальном обеспечении.
План
1. Личность работника социального обеспечения: понятие об авторитете, его личных качествах, ценностях, идеалах, установках. 2. Индивидуальные особенности личности социального работника и их значение в период профессионального общения. Профессиональная деформация личности работника социального обеспечения. 3. Понятие о профессиональной тайне. 4. Условия оптимального социально-психологического контакта работника социального обеспечения с инвалидами и лицами пожилого возраста.
Методические указания
Деонтология - раздел этики, наука о должном. Это учение о моральных, профессиональных правах и обязанностях ответственного лица (врача, учителя, юриста, социального работника) по отношению к подопечным. При ответе на первый вопрос задания важно подчеркнуть роль личности работника социального обеспечения в формировании оптимального контакта с инвалидами и лицами пожилого возраста. Говоря о необходимости сохранения профессиональной тайны при контакте с обеспечиваемыми, необходимо подчеркнуть, что это одно из условий оптимальных взаимоотношений работников социального обеспечения и их подопечных. Касаясь темы возможной профессиональной деформации личности работника социального обеспечения, надо сказать о том, как ее избежать (отказ от стереотипного подхода к людям). В заключение можно дать итоговую характеристику условий оптимального, деонтологического контакта работника социального обеспечения с инвалидами и лицами пожилого возраста.
II. Ощущения, восприятия. Их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста. План
1. Общие данные об ощущениях и восприятии. Определение. 2. Классификация ощущений и восприятий: зрительные, слуховые, осязательные. 3. Нарушения ощущений и восприятий у инвалидов и лиц пожилого возраста. 4. Влияние нарушений ощущений и восприятий на контакт работника социального обеспечения - обеспечиваемые.
Методические указания
При ответе на второй вопрос задания достаточно придерживаться рекомендованного плана и литературы. Известно, что нарушения ощущений и восприятий ведут к снижению адаптационных возможностей человека. Надо дать характеристику этих нарушений и сказать о влиянии изменений ощущений и восприятий на контакт с обеспечиваемыми. Вариант №6
I. Изменение личности в пожилом возрасте. План
1. Общее понятие о личности и структуре личности. 2. Понятие темперамента. Классификация типов темперамента. 3. Связь темперамента с течением заболевания и старения. 4. Характер как способ адаптации к жизненным условиям, его связь с темпераментом. 5. Изменение характера в результате болезни и старения. 6. Учет изменений личности при контакте работника социального обеспечения с лицами пожилого и старческого возраста.
Методические указания
Отвечая на первый вопрос задания, надо дать определение личности с точки зрения единства биологического и социального в человеке. Также надо сказать об основных причинах изменения личности в пожилом возрасте: возраст, болезни, социальные проблемы и т.д. Учитывая, что темперамент и характер играют важную роль в процессе адаптации человека к процессу старения, необходимо дать характеристику этим структурам личности и остановиться на их изменениях в результате болезни и старения, также надо сказать о влиянии возрастных изменений личности на контакт с окружающими. При ответе можно использовать наблюдения личного опыта работы.
II. Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки. План
1. Современные представления об общей психологии. 2. Отрасли психологии. 3. Методы психологических исследований.
Методические указания
Отвечая на второй вопрос задания, надо раскрыть понятия предмет и задачи общей психологии, обозначить отрасли научной психологии –фундаментальная и прикладная и перечислить конкретные науки: общая психология, психология личности, социальная психология и т.д. Необходимо обратить внимание и раскрыть основные методы психологических исследований, разбив их на группы: объективные методы, описательные методы, методы психологической помощи.
Вариант №7
I. Понятие о социальной психологии и психологии общения. План
1.Понятие социальной психологии. 2. Понятие общения, психологического климата коллектива, психологического контакта. 3. Ролевое и неформальное общение. Отличительные черты делового общения.
Методические указания
Отвечая на первый вопрос задания, прежде всего надо дать определение и раскрыть понятие социальной психологии как отрасли и понятие общения. Особое внимание уделить функциям общения, раскрыть понятия психологического климата и контакта. В вопросе про ролевое и неформальное общение необходимо выделить отличительные черты делового общения, его специфику в профессиональной деятельности социального работника.
II. Характер. Акцентуации характера. План
1. Понятие о характере. Социальная обусловленность и значимость ряда черт характера. 2. Классификация акцентуаций характера. Анализ характера и поведения человека с точки зрения акцентуаций характера. 3. Влияние характерологических особенностей личности на процесс адаптации к болезни и старению.
Методические указания
Давая определение характера, надо остановиться на классификации черт характера. Акцентуация характера - это заострение каких-либо черт характера по причине старения, заболевания и т.д. Говоря о возрастных изменениях личности, надо остановиться на характеристике типов акцентуаций характера. В заключение надо остановиться на влиянии акцентуаций характера на процесс адаптации человека к болезни и старению.
Вариант №8
I. Изменения личности у инвалидов и лиц пожилого возраста. План
1. Понятие личности. Структура личности. 2. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер. 3. Изменения индивидуально-психологических особенностей (темперамент, характер) у инвалидов и лиц пожилого возраста. 4. Учет изменений личности инвалидов и лиц пожилого возраста при формировании оптимального контакта.
Методические указания
Раскрывая понятие личности, надо остановиться на том, что личность - это интеграция биологических и социальных характеристик человека. Говоря о структуре личности: направленности, характере, интеллекте и способностях, надо дать подробную характеристику таких структур, как темперамент и характер и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста.
II. Чувства, эмоции. Изменение у инвалидов и лиц пожилого возраста. План
1. Общие данные об эмоциях. Классификация эмоций. 2. Нарушение эмоций и чувств у инвалидов и престарелых. 3. Кризисные эмоции и состояния (тревога, страх, напряженность, депрессия, гнев). 4. Значение изменений в эмоциональной сфере для формирования контакта с инвалидами и престарелыми.
Методические указания
Отвечая на второй вопрос задания, важно подчеркнуть роль эмоционально-волевой сферы человека в адаптации к сложным эмоциональным обстоятельствам: болезни, инвалидности, процесса старения. Кроме того, надо сказать о тех изменениях, которые могут произойти в эмоционально-волевой сфере человека. Также надо остановиться на значении учета этих изменений при формировании контакта с инвалидами и престарелыми.
Вариант №9
I. Психологические основы труда лиц пожилого возраста. План
1. Трудовые возможности лиц пожилого возраста. 2. Взаимосвязь психологических особенностей пожилого человека с трудовой деятельностью. 3. Труд как фактор, замедляющий темп старения.
Методические указания
Отвечая на первый вопрос задания, прежде всего надо сказать об индивидуальном почерке старения человека и взаимосвязи психологических особенностей пожилого человека и трудовой деятельности. Здесь можно сказать об интеллектуальных возможностях и эмоционально-волевой сфере стареющего человека. В заключение необходимо подчеркнуть мысль о том, что трудовая деятельность пожилых людей является важным адаптационным и компенсаторным социально-психологическим фактором.
II. Общие положения о психических явлениях. План
1.Понятие о психике как отражательно – регулятивной деятельности. 2. Классификация психических явлений. 3. Понятие психических процессов, их виды. 4. Понятие психических состояний, их виды. 5. Понятие психических свойств, их виды.
Методические указания
Отвечая на первый вопрос задания, надо дать определение психики и раскрыть это понятие с точки зрения отражательно – регулятивной деятельности человека. Особое внимание уделить сознанию как высшей степени развития психики, раскрыв структуру сознания. Далее следует остановиться на особенностях развития психики животных. При классификации психических явлений желательно использовать схемы или таблицы, что поможет более четкому изложению и восприятию материала. Каждую группу психических явлений раскрывать согласно плану.
Вариант №10
I. Память. Изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста. План
1. Общие данные о памяти. Основные теории памяти: классификация видов памяти. 2. Изменения памяти у инвалидов и лиц пожилого возраста. 3. Роль нарушений памяти в формировании контакта с инвалидами и пенсионерами.
Методические указания
Отвечая на второй вопрос задания, необходимо дать характеристику памяти как психологического процесса, также остановиться на основных теориях памяти, классификации видов памяти. Далее надо уделить внимание изменениям памяти у инвалидов и лиц пожилого возраста в результате болезни и старения, учитывая, что это затрудняет общение. При ответе можно использовать свои наблюдения из личного опыта работы.
II. Особенности деонтологического подхода к обеспечиваемым в социальном обеспечении. План
1. Личность работника социального обеспечения: понятие об авторитете, его личных качествах, ценностях, идеалах, установках. 2. Индивидуальные особенности личности социального работника и их значение в период профессионального общения. Профессиональная деформация личности работника социального обеспечения. 3. Понятие о профессиональной тайне. 4. Условия оптимального социально-психологического контакта работника социального обеспечения с инвалидами и лицами пожилого возраста.
Методические указания
Деонтология - раздел этики, наука о должном. Это учение о моральных, профессиональных правах и обязанностях ответственного лица (врача, учителя, юриста, социального работника) по отношению к подопечным. При ответе на первый вопрос задания важно подчеркнуть роль личности работника социального обеспечения в формировании оптимального контакта с инвалидами и лицами пожилого возраста. Говоря о необходимости сохранения профессиональной тайны при контакте с обеспечиваемыми, необходимо подчеркнуть, что это одно из условий оптимальных взаимоотношений работников социального обеспечения и их подопечных. Касаясь темы возможной профессиональной деформации личности работника социального обеспечения, надо сказать о том, как ее избежать (отказ от стереотипного подхода к людям). В заключение можно дать итоговую характеристику условий оптимального, деонтологического контакта работника социального обеспечения с инвалидами и лицами пожилого возраста.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |