Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Еженедельные карточки игр и заданий




В пособии представлены 34 еженедельные блок-карточки игр и заданий по всем лексическим темам, изучаемым в течение учебного года. Последовательность лексических тем обусловлена учетом общих дидактических принципов, опорой на базисную программу «Пралеска» и программу «Выхаванне i навучанне дзяцей з парушзнням маулення» (Мн., 1997). Следует отметить, что если начало использования пособия не совпадает с началом учебного года, то приступать к. работе нужно с карточки №1, сохраняя последовательность изучаемых лексических тем.

Словарь и задания учебно-методического комплекса имеют три уровня сложности.

Уровни сложности заданий в учебно-методическом комплексе «Проталинка»:

первый — самые простые задания.
второй — задания средней сложности.
третий — самые трудные задания.

Начинать работу рекомендуется с выполнения заданий под знаком «•» и только после пол ной их проработки можно переходить к заданиям под знаком «*», а затем — под знаком «Q».

Все еженедельные блок-карточки составлены по универсальной схеме и содержат:

1. Словарь. В нем указан примерный перечень слов по изучаемой лексической теме, вводимый в пассивный и активный словарь ребенка: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), слова-признаки (прилагательные, наречия). Эти слова также являются речевым материалом для игр и заданий, содержащихся в еженедельных карточках. Часть слов выделена особым образом: курсивом — слова для игры «Скажи по-другому», подчеркиванием — для игры «Скажи наоборот».

2. Раздел «Наблюдаем. Рассказываем».Содержание и задание игр этого раздела направлены на углубленное ознакомление ребенка с предметами и явлениями изучаемой лексической темы, что необходимо для активного участия дошкольника в играх раздела «Играем».

3. Раздел «Играем». Включает базовые игры, предлагаемые в определенной последовательности. Часть из них чередуется с установленным интервалом (через 2 — 4 занятия), за счет чего стало возможным применить большое количество игр, обеспечивающих вариативность формирования и глубокую автоматизацию одного и того же умения до навыка. Чтобы сохранить методику проведения игры и облегчить родителям ее применение, в еженедельных карточках даны конкретные инструкции игры и правильные варианты ответов ребенка. Можно подбирать игры в зависимости от потребности и желания пользователя пособием. Раздел «Играем» содержит визуальные ряды картинок и обозначений к игре «Лишний, потому что...»

Сочиняем. Запоминаем

Этот блок содержит элементы художественного слова по каждой лексической теме и игровые задания к сюжетным картинам по изучаемым темам. В разделе под соответствующей нумерацией представлены:

1 — стихотворения;

2 — загадки;

3 — задания для игры «Подскажи словечко»:

4 — сказки-«выдумлялки»;

5 — игровые задания разнообразного характера, объединенные одним изобразительным материалом.

Работа с данным блоком способствует автоматизации умений, формируемых у ребенка в течение недели с помощью игр и заданий еженедельной карточки. Наряду с решением задач развития речи усилия педагогов и родителей направлены на формирование и развитие всех познавательных процессов, особенно внимания и логического мышления.

По мнению авторов, работу над лексической темой лучше начинать со знакомства со стихотворениями и загадками, которые по возможности выборочно или полностью можно заучивать наизусть.

Выполняя задания игры «Подскажи словечко», нужно пытаться нацеливать ребенка на создание собственных рифмованных строчек.

Со сказками-«выдумлялками» лучше познакомиться в конце работы над темой. Все возникающие у ребенка варианты продолжения сказок желательно записывать в отдельную тетрадь. Имея такие записи, можно проследить динамику развития связной речи, мышления, воображения ребенка и получить огромное удовольствие от соприкосновения с детским творчеством. Предлагайте ребенку придумывать различные варианты развития одного и того же сюжета. При возникновении, у ребенка трудностей различного характера помогайте ему, но не подменяйте его творчества своим. К концу работы с играми-заданиями комплекса «Проталинка» у Вас может получиться книга детских сказок.

Перед выполнением игровых заданий по сюжетным картинам следует:

1) прочитать условия;

2) найти в Приложениях нужную картину (серию) и рассмотреть ее (их);

3) подготовить наглядность к работе (раскрасить, дорисовать, соединить и т. и.) по условию заданий;

4) работать с картиной по алгоритму.

Алгоритм работы с сюжетной картиной:

1. Рассмотри картину: сверху вниз, слева направо.

2. Назови всех действующих лиц.

3. Назови главных действующих лиц.

 

4. Назови действия, которые выполняют главные действующие лица.

5. Объясни, почему (зачем) они это делают (так поступают).

6. Поиграй с картиной в игру «Есть было — будет».

7. Из предметов, нарисованных на картине, выбери и назови те, которые относятся к теме недели.

8. Поиграй с отобранными предметами в игру «Кто?/Что? Что делает? Какой?».

9. Расскажи своему другу, маме, бабушке (и др.) про эту картину и про все то, что ты узнал, глядя на нее, играя с ней.

Иллюстративные приложения Приложения маркированы прописными буквами русского алфавита от A до И включительно.

1. Приложение А— контурные предметные картинки для игры «Описываем», которые перед началом работы необходимо раскрасить, сделав изображение максимально реалистичным.

2. Приложение Б — карточки — наглядные модели, которыми следует пользоваться при описании предметов и явлений, с их помощью составляя наглядную схему плана описания (номер и последовательность используемых карточек-моделей указаны в игре «Описываем»). Карточки-модели удобны в применении и значительно облегчают ребенку процесс составления описательного рассказа о предметах и явлениях в рамках изучаемой темы.

3. Приложение В — наглядные модели для словообразования и словоизменения. Они упрощают знакомство дошкольника с игрой, способствуют усвоению ее правил (особенно на этапе усложнения) и удержанию их в памяти, помогают игроку быть успешным, используются для решения эвристической части задания. Наглядные модели облегчают использование хорошо известной ребенку игры на новом речевом материале без предварительной подготовки к ней, повышают ее результативность.

4. Приложение Г — сюжетные картины для игровых заданий № 5 раздела «Сочиняем. Запоминаем».

5. Приложение Д — «Поле чудес» — методическое пособие игр «По адресу найди», «Адрес назови». Оно может быть эффективно использовано для автоматизации умения ориентироваться на плоскости. «Поле чудес» можно сочетать с играми «Геометрическая мозаика», «Слушай — выполняй». «Выполняй, пожалуйста», «Соседи».

6. Приложение Е«Геометрическая мозаика» — набор геометрических фигур, которые следует вырезать и использовать как дидактический материал для одноименной игры.

7. Приложение Ж — схемы предложений для игры «Составляем».

8. Приложение 3 — символы слов для игры «Моделируем.».

9. Приложение И — разрезной алфавит для игры «Поем».


Уважаемые коллеги и родители!


Авторский коллектив искренне благодарит всех, кто помог состояться данному изданию:

Токаренко Регину Ивановну, заведующую дошкольным учреждением № 18 для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Витебска, за помощь в создании и активную поддержку нашего коллектива и всех его начинаний;

Логинову Инну Николаевну, кандидата психологических наук, декана факультета дефектологии Академии последипломного образования г. Минска, за отзывчивость и веру в паши творческие возможности;

Пятница Татьяну Викторовну, старшего преподавателя кафедры дефектологии Академии последипломного образования г. Минска, редактора данного пособия, щедро вложившую в эту работу свой профессионализм, время, терпение и великодушие;

большой коллектив воспитателейдошкольного учреждения № 18 г. Витебска, работавших в условиях эксперимента, за многолетнее сотрудничество, профессиональную смелость и ответственность;

заинтересованных, отзывчивых, трудолюбивых родителейвоспитанников экспериментальных групп данного дошкольного учреждения, плодотворно сотрудничающих с нами;

заботливых, понимающих, терпеливых членов наших семей, верящих в нас.



 

«Описываем» (см. Приложение Б)

Для игры необходимо приготовить наглядную модель плана описания:

1) отобрать карточки, указанные в плане описания;

2) рассмотреть карточки, уточнить, что обозначает каждая карточка-модель, расположить их по порядку.

Ребенок находит картинку с изображением предмета, составляет рассказ, соблюдая последовательность пунктов плана описания и опираясь на наглядную модель.

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности
Взрослый показывает и называет карточку-модель пункта плана-описания, говорит про то, что она обозначает, и рассказывает об описываемом предмете по данному пункту плана-описания. Ребенок рассказывает о предмете, повторяя фразу взрослого Взрослый показывает карточку — модель пункта плана, ребенок самостоятельно составляет описание Ребенок описывает предметы, воспроизводя план описания по памяти

За время работы над изучаемой лексической темой ребенок осваивает три уровня сложности игры «Описываем».

«Загадываем»

Взрослый берет картинку по изучаемой теме и описывает изображенный на ней предмет. Ребенок отгадывает по описанию, о чем (ком) рассказывал взрослый. По мере освоения игры взрослый и ребенок меняются ролями.

«Кто/Что? Что делает? Какой?»

Ребенок называет предмет или явление, подбирает к нему слова-признаки и слова-действия, опираясь на план описания предметов данной лексической темы.

 

I вариант сложности II вариант сложное III вариант сложности
Ребенок подбирает 3—5 названий признаков и действий Ребенок подбирает 5 — 7 названий признаков и действий Ребенок подбирает 7 — 10 названий признаков и действий

Самые удачные слова, подобранные ребенком, взрослый записывает в таблицу.

Примечания:

1. На первых этапах игры желательно описывать натуральные предметы, а не их изображения.

2. Слова-ответы из таблицы следует чаще повторять, чтобы лучше их запомнить и использовать в других играх.

«Волшебные очки»

Ребенок и взрослый соединяют колечком большой и указательный пальцы на обеих руках, прикладывают их к глазам и рассматривают окружающее через эти импровизированные «очки».

Инструкция: «Надеваем волшебные очки и рассматриваем все, что есть в этой комнате (на улице, картине и т.п.). Давай назовем все деревянные предметы (круглые, красные, твердые и т.д.)». Ребенок называет предметы с данным признаком.

«Геометрическая мозаика»(см. Приложение Е)

Ребенок определяет форму, цвет, величину геометрических фигур, находит фигуры по заданию взрослого. После каждого выделенного слова в инструкции делается пауза для обдумывания и выполнения задания.


 

«Слушай – выполняй»

Инструкция: «Я буду давать тебе команды, а ты смотри на меня, слушай, повторяй про себя команду и выполняй ее». После каждой команды выдерживается пауза для обдумывания ребенком задания.

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности
Ребенок слушает, повторяет и выполняет инструкцию. Темп игры низкий Взрослый выполняет любые произвольные действия, не совпадающие с инструкцией: «Смотри на меня и делай только то, что я скажу». Темп игры средний Ускоряется темп предъявления инструкций, увеличивается амплитуда движений взрослого, и становятся разнообразнее демонстрируемые действия. Взрослый выполняет действия, не совпадающие с инструкцией

 

«По адресу найди»(см. Приложение Д)

 

Инструкция:«Я буду давать тебе команды, ты их слушай, повторяй и запоминай, а выполнять будешь только те, в которых услышишь слово "пожалуйста"». После каждой команды выдерживается пауза для обдумывания ребенком задания.

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности
Темп инструкции низкий с паузами для самостоятельного проговаривания ее ребенком Темп инструкций средний, паузы между ними короче Темп инструкций выше среднего, пауз для повторения нет, есть лишь паузы между инструкцией и словом «пожалуйста», провоцирующие ребенка на забывание инструкции, что усложняет игру

 


Инструкция: «Я буду давать задание. Повторяй его, выполняй, командуя сам себе, проверяй, правильно ли все сделал». (Дополнительные инструкции в игре: «Послушай задание», «Давай повторим это задание вместе», «Командуй себе сам и выполняй», «Проверь, правильно ли ты выполнил свое задание».)

Игра проводится в два этапа:

1 этап 2 этап
Ориентировка в пространстве: а) относительно себя; б) относительно названного предмета Ориентировка на плоскости: а) на листе бумаги; б) на листе бумаги, разделенном на четыре части; в) на «Поле чудес»

 

«Адрес назови»(см. Приложение Д)

Ребенок называет «адрес», т.е. указывает то место, где находится определенный предмет. В начале освоения игры взрослый помогает ребенку правильно сформировать высказывание с использованием наречий места (слева, вверху, сзади и т.п.).

«Пальчик, на прогулку»

 

I вариант сложности II вариант сложности
Ребенок держит на столе руки, сжатые в кулачок, пальчиками вниз. Взрослый дает команду: «Пальчик (называет нужный), на прогулку!» Ребенок выпрямляет его. При команде «Спрятался» - снова сгибает. Игру усложняют: 1)сокращая паузы между содержанием команды и словами «на прогулку»; 2)увеличивая темп предъявления инструкций Команды усложняются по содержанию. Например: «На правой руке мизинчик, на левой - безымянный - на прогулку (ребенок выпрямляет эти пальчики). Погуляли, погуляли (ребенок двигает этими пальчиками по столу, имитируя прогулку). Встретились, поздоровались (пальчики дотрагиваются друг до друга). Спрятались (ребенок прячет пальчики в кулачок)». Игру усложняют, изменяя темп предъявления материала

 


 

«Комок»

Инструкция: «Возьми лист бумаги. Сомни его так, чтобы он мог полностью спрятаться в твоих ладошках. Расправь этот комок. Постарайся сделать это быстро».

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности
Используется тетрадный лист Используется лист писчей бумаги (А4) Используется альбомный лист для рисования (А4)

Следует учитывать время, затраченное ребенком на выполнение задания. В течение недели ребенок осваивает все уровни сложности.

 

«Каталочка»

 


 


Для игры потребуется шестигранный карандаш или ручка.

Инструкция: «Возьми карандаш и катай его вперед-назад с помощью пальчиков, старайся удержать его в руках не роняя. Сегодня карандаш катают... (названия пальцев)». Карандаш катать по условию задания 10—15 раз.

«Пальчиковая акробатика»

 


Ребенок по инструкции взрослого выполняет пальчиковые упражнения, играет с пальчиками. Взрослый помогает понять задание (если необходимо, демонстрирует движения). Ребенок осваивает игру, многократно повторяя упражнения.

«Скажи наоборот»(см. Словарь антонимов)

Ведущий (взрослый или ребенок) называет слово, а игрок подбирает слово, противоположное по смыслу, но той же части речи, т. е. антоним.

Например: высокий — невысокий, а низкий;

высоко — не высоко, а низко;

вершина — не вершина, а низина (низменность);

подниматься — не подниматься, а опускаться;

небо — не небо, а земля; над — не над, а под;

светлеющий — не светлеющий, а темнеющий

«Скажи по-другому»(см. Словарь синонимов)

Ведущий (взрослый или ребенок) называет слово, а игрок подбирает близкое по смыслу слово той же части речи, т.е. синоним.

«Подходит — не подходит, потому что...»

Ребенок, сравнивая предметы и явления, находит признаки их сходства и различия. До начала игры у него должны быть сформированы обобщающие понятия по лексическим темам (овощи, фрукты, одежда, птицы, домашние животные, насекомые и т. д.).

Взрослый называет обобщающее понятие и предмет, ребенок определяет, подходит ли предмет к названной лексической группе и почему.

Например: взрослый: «Нам подходят овощи...»

Взрослый          Ребенок

Свекла               Подходит, потому что свекла — это овощ.

Груша                Не подходит, потому что это не овощ, а фрукт.

Осень                 Не подходит, потому что это не овощ, а время года и т.д.


 

«Продолжи ряд, одним словом назови»

Взрослый предлагает словесный ряд. Ребенок определяет признак, по которому объединены предметы или явления, и называет обобщающее понятие.

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности
Ребенок называет обобщающее понятие. Например: редиска, свекла, морковь - это овощи Ребенок называет обобщающее понятие, конкретизируя его. Например: сверена, редиска, морковь — овощи, корнеплоды которых созревают в земле Ребенок называет обобщающее штатив, конкретизируя его, и продолжает предложенный ряд: редиска, свекла, морковь -овощи, корнеплоды которых созревают в земле; петрушка, репа, редька

 

«Лишний, потому что…»

Инструкция: «Послушай (посмотри), какие предметы я назову (покажу), и определи, какой из них лишний. Объясни, почему этот предмет не подходит ко всем остальным». Основные параметры исключения:

Исключение Пример
Обобщающее понятие Морковь, лук, груша. «Лишняя груша, потому что это фрукт, а лук и морковь — овощи»
Существенное отличие в пределах одного обобщающего понятия Морковь, свекла, капуста. «Лишняя капуста, потому что она растет над землей, а не в земле, как морковь и свекла»
Цвет, форма, размер Вишня, черешня, слива. «Лишняя слива, потому что она овальная, а вишня и черешня — круглые»
Целое и часть целого Кофта, воротник, шуба. «Лишний воротник, потому что кофта и шуба — одежда, а воротник — не одежда, а ее часть»
Временная зависимость Понедельник, ночь, утро. «Лишний понедельник, потому что это день недели, а утро и ночь — части суток»
Принадлежность к грамматической категории Растет, зреет, яблоко. «Лишнее яблоко, потому что это слово-предмет, а растет и зреет — это слова-действия»

Игра начинается с предъявления трех предметов. Число картинок может увеличиваться, но принцип исключения не изменяется. Лишнее всегда должно иметь значимое (главное) отличие, т.е. отличаться от всего остального по наиболее существенному признаку. Последовательность исключения указана в скобках цифрами.

Например: редис, морковь, слива (3), овощевод (2), капуста (4), осень (1).

1. Лишняя осень, потому что это время года, а все остальное — предметы.

2. Лишний овощевод, потому что это живое существо, а все остальные — нет.

3. Лишняя слива, потому что это фрукт, а все остальное — овощи.

4. Лишняя капуста, потому что у нее съедобна надземная часть, а у всех остальных — подземная.

«У меня – у нас - нет»(см. Приложение В-2)

Ребенок изменяет слова по числам, образует форму родительного падежа множественного числа.

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности
Ребенок называет предмет, прикладывает его изображение к каждому квадрату наглядной модели В-2, изменяя слово - название предмета. Например: у меня - у нас - нет огурец - огурцы - огурцов Ребенок к существительному добавляет одно прилагательное и изменяет по числам и падежам словосочетание. Например: у меня - у нас - нет сочный огурец - сочные огурцы - сочных огурцов К словосочетанию существительного с прилагательным ребенок добавляет притяжательное местоимение «мой». Например: у меня - у нас - нет мой сочный огурец - наши сочные огурцы - наших сочных огурцов

Примечание: если появляются трудности в освоении игры на более сложном уровне, следует пользоваться следующими ее вариантами:

«У меня —у нас» (например, огурец — огурцы); «у меня — нет»(например, огурец огурца); «у нас — нет» (например, огурцы — огурцов).

«Путаница»

Взрослый предлагает ребенку исправить ошибки в искаженных словах, фразах, текстах.


 


«Слово изменяй, на вопросы отвечай»

Взрослый называет слово и читает строчку-вопрос, ребенок дает ответ, четко проговаривая окончание измененного слова.

 


 

I вариант сложности II вариант сложности
Взрослый активно помогает ребенку изменить слово, давая образец его изменения. Ребенок слушает и обязательно повторяет измененное слово: 1) вместе со взрослым; 2) сразу же после взрослого; 3) через некоторое время после взрослого. Для улучшения ориентировки в игре одно слово называется два-три раза. К игре добавляется «Путаница». Ребенок задает вопросы, а взрослый, отвечая на них, намеренно допускает ошибку, которую должен заметить и исправить ребенок. Если он не замечает ее, взрослый исправляет сам

Строчки-вопросы:


1. О живых существах:

(И. п.) Это кто? (Например, мама.)

(Р. п.) Кого здесь нет? (Мамы.)

(Д. п.) Мы кому дадим букет? (Маме.)

(В. п.) Кого дружно позовем? (Маму.)

(Т. п.) Кем любуемся потом? (Мамой.)

(П. п.) О ком с тобой мы говорили, повтори, чтоб не забыли? (О маме.)

2. О предметах:

(И. п.) Это что? (Например, стул.)

(Р. п.) Здесь нет чего? (Стула.)

(Д. п.) С тобой к чему мы подойдем? (К стулу.)

(В. п.) Что увидим, назовем? (Стул.)

(Т. п.) Чем любуемся, скажи? (Стулом.)

(П. п.) О чем узнали, расскажи? (О стуле)


 

«Потому что…»

Взрослый читает фразу, требующую объяснения. Ребенок повторяет ее, поясняет, уточняет, используя конструкцию сложноподчиненного предложения.

 

I вариант сложности II вариант сложности Инвариант сложности
Ребенок повторяет фразу и дает один вариант ответа Ребенок повторяет фразу и дает два варианта ответа Ребенок повторяет фразу и дает три варианта ответа

Если ребенок затрудняется ответить, взрослый помогает ему наводящими вопросами. При необходимости нужно помочь ребенку правильно построить высказывание.

  «Есть — было — будет»(см. Приложение В-4)

Ребенок устанавливает временные связи между предметами и явлениями, например:

Есть - помидор (покажите ребенку свежий плод).

Было— он вырос из семени (покажите семя помидора).

Будетсок, салат и т. п. (Что можно сделать из помидора?) (Приготовьте вместе с ребенком салат из помидоров.)

«Сосчитай-ка»(см. Приложение В-8)

 

 

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности IV вариант сложности
Ребенок согласовывает существительное с числительным. 1 вариант: числительные 1, 2, 3, 4, 5. 2 вариант: числительные 1,3,5. Например: одна птичка, две птички., три птички, четыре птички, пять птичек К существительному добавляется притяжательное местоимение. Например: одна моя птичка, три моих птички, пять моих птичек К существительному добавляется прилагательное. Например: один длинноухий заяц, три длинноухих зайца, пять длинноухих зайцев К игре добавляются притяжательное местоимение или притяжательное прилагательное и качественное прилагательное. Например: одно новое воронье гнездо, три новых вороньих гнезда, пять новых вороньих гнезд или один мой весенний день, три моих весенних дня, пять моих весенних дней

 


«Слова-родственники»(см. Приложение В-9)

Ребенок подбирает однокоренные слова.

I вариант сложности II вариант сложности
Взрослый называет слово-корень, два-три однокоренных слова и одно неоднокоренное. Ребенок определяет, какие из названных слов являются родственными, какая часть у всех слов одинаковая Ребенок берет картинку с изображением предмета, от которого будет образовывать однокоренные слова, помещает его в корень «родового дерева» на наглядной модели и образовывает от него однокоренные слова

 

«Соседи» («Кто живет между…»

Ребенок устанавливает пространственно-временную последовательность между предметами или явлениями.

Вариант инструкции: «Назови соседей числа (предмета, явления и т. д.)».

До начала игры ребенок должен иметь представление о существующей последовательности:

— времен года;              — пальцев рук;

— частей суток;             — цветов радуги;

— дней недели;              — счета в пределах 10.

— месяцев;

Если ребенок испытывает затруднения в игре, то используется наглядность (например, цифровой ряд, картинки времен года по порядку и т. д.).

«Какой, еще, самый» / «Как, еще»(см. Приложение В-1)

 


Ребенок образует степени сравнения прилагательных или наречий, дополняя начатую взрослым фразу, затем повторяет все предложение самостоятельно.

«У меня – у Гнома – у Великана»(см. Приложение В-6)

Ребенок образовывает слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Ведущий показывает фигурки Гнома и Великана и предлагает отправиться к ним в гости, взяв с собой подарки; для гнома маленькие, а для Великана огромные.

I вариант сложности II вариант сложности
Ребенок берет картинку с изображением предмета, прикладывает ее по очереди к каждой карточке наглядной модели (В-6), образует уменьшительно-ласкательную форму слова («у Гнома») и увеличительную («у Великана»). Например: «У меня - помидор, Гному нужен помидорчик, Великану - помидорице» К существительному добавляем одно-два качественных прилагательных. Например: «У меня спелый помидор, у Гнома — спеленький помидорчик, у Великана — спелый помидорище»

 

«Что? – Из чего? – Какой?(см. Приложение В-3)

 

Ребенок определяет, из чего сделан предмет, и образовывает относительные прилагательные.

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности
Взрослый называет предмет и из чего он сделан, а ребенок говорит, какой это предмет. Например: Взрослый. Сок из яблока - какой? Ребенок. Яблочный Ребенок берет картинку с изображением предмета и, называя его, спрашивает у взрослого, из чего этот предмет сделан. Например: Ребенок. Из чего сделан этот стол? Взрослый.Из дуба. Ребенок. Стол из луба — дубовый. Взрослый, Из клена. Ребенок. Стол из клена — кленовый Создается наглядная модель слова. Например: сок — пастила — пюре. Ребенок берет картинку-предмет (яблоко) и образовывает прилагательные, прикладывая ее поочередно к каждой картинке созданной модели: — сок из яблока — яблочный; — пастила из яблока - яблочная; —пюре из яблока — яблочное

 


«Чей? Чья? Чье? Чьи?» (см. Приложения В-5.1, В-5.2)

Ребенок образует притяжательные прилагательные, согласует их с существительными в роде и числе.

1 вариант сложности II вариант сложности
Ребенок, опираясь на картинку, образовывает притяжательное прилагательное от названия изображенного на ней предмета. Например: собака. Чей хвост? — Собачий. Чья лапа? - Собачья. Чье yxo? — Собачье. Чьи глаза? - Собачьи Взрослый называет притяжательное прилагательное, а ребенок определяет, к какой картинке наглядной модели это название относится. Например: взрослый говорит: «Собачье», ребенок показывает картинку и называет: «Ухо»

 

«Семья» (см. Приложение В-7)

Ребенок берет картинку с изображением живого существа и, подставляя ее к наглядной модели, называет «членов семьи» этого живого существа.

Например: он — она — детеныш — детеныши — она с детенышем — он с детенышами — они. Заяц — зайчиха — зайчонок — зайчата — зайчиха с зайчонком — заяц с зайчатами — зайцы.

«Сложенные слова»

Ребенок образует сложные слова

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности IV вариант сложности
Взрослый называет сложное слово, ребенок определяет, из каких простых оно состоит. Например: морковно-тыквенный (сок) - морковный + тыквенный Взрослый предлагает два простых слова, ребенок составляет из них одно сложное. Например: фруктовый + ягодный (сок) - фруктово-ягодный Взрослый предлагает ряд простых слов и одно слово, относящееся к данному ряду. Ребенок составляет с ними сложные слова. Например: длинный, острый, широкий + нос - длинноносый, остроносый, широконосый Взрослый называет ряд простых слов и предлагает еще один, ряд, представленный в виде изображения (картинка, схема, символ, контуры предмета). Ребенок, объединяя слова из обоих рядов, составляет сложные слова. Например: длинный, быстрый, острый + ноги, клюв, шерсть - длинноногий, быстроногий, длинноклювый, остроклювый, длинношерстный

 

«Поем»(см. Приложение И)

Условие; ребенок называет буквы алфавита как звуки, т. е. не [бэ], а [б], не [вэ], а [в].

I вариант сложности II вариант сложности III вариант сложности
Взрослый выкладывает по одной на стол карточки с буквами: «Я буду показывать тебе буквы, а ты их называй». Если ребенок не помнит названия, карточка попозже предъявляется повторно. В начале освоения игры достаточно использовать две-три буквы, игра повторяется пять-семь раз Ребенок по одной выкладывает карточки с буквами на стол, взрослый их называет, т.е. меняются ролями   Инструкция: «Я буду выкладывать перед тобой буквы, а ты пой их названия. Пой так: сначала ту, которая слева, тяни ее до тех пор, пока не узнаешь вторую букву, которая справа. Следи, чтобы песенка букв не прервалась». После того как ребенок правильно слитно спел названия двух букв, взрослый меняет одну из них, накладывая сверху следующую букву. Порядок смены букв:  — любая гласная буква. — любая согласная буква.  — другая, отличная от ○ гласная буква.  — другая, отличная от □ согласная буква. 1, 2... — последовательность смены букв. Этапы игры: 1. 1 2 (AM, ОМ, УМ...; AM, AT. AП..) 2. 2 1 (MA, МО, МУ...; МА, ТА, ПА...) 3. 1 3 2 (АМО, ОМО, УМО...; АМО, АМА. АМУ...; АТО, АПО...) 4.  2 1 3 5. 3 1 2 6. 2 3 1 7. 2 1 4 3

Внимание! Начинаем игру, используя только гласные А, О, У, Ы, Э. После освоения 4-го этапа игры можно ввести гласные И, Ё, Я, Е, Ю.

К освоению следующего этапа игры переходят только при безошибочном пропевании ребенком набора предыдущего этапа в очень быстром темпе с заменой двух букв одновременно.

Примечание: когда ребенок читает текст, нужно следить за тем, чтобы он:

—понимал прочитанное;

—правильно расставлял ударение в словах;

—читал слова, сохраняя паузы между ними;

—читал внятно и выразительно, соблюдая знаки препинания.

«К символу слово подбери(см. Приложение З)

Взрослый показывает ребенку карточку с условными обозначениями различных частей речи: «слово-предмет» (существительное), «слово-действие» (глагол), «слово-признак» (прилагательное) или предлог. Ребенок подбирает и называет подходящее слово.

«К слову символ подбери(см. Приложение З)

Взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему нужный символ с обозначением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, предлогов.

«Моделируем»(см. Приложение З)

Ребенок повторяет предложение за взрослым и с помощью условных обозначений «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак» и символов предлогов выкладывает его схему.

«Составляем»(см. Приложение Ж)

Ребенок составляет предложение по предложенной схеме.

Игровой прием«Генерал»

Инструкция: «Указательный пальчик на левой (не ведущей) руке — это наш генерал. Солдатами будут пальчики правой (ведущей) руки. Они держат карандаш. Генерал будет двигаться по узору, следить за ним и отдавать вслух команды солдатам. Они выполняют команду, а генерал всегда находится на «поле боя», т.е. ты не должен убирать пальчик с узора. Когда солдаты выполнят задание, проверь, правильно ли все сделано. И если все сделано правильно, то генерал продвигается вперед и вслух отдает следующую команду».

«Бусы»

Ребенок с помощью игрового приема «Генерал» продолжает заданный ряд геометрических фигур, цифр, букв и т. п. до конца строки.

«Пограничник»

 


С помощью игрового приема «Генерал» ребенок находит и «ловит» нарушителей, т. е. выделяет нужным знаком (зачеркивает, подчеркивает, обводит и т. п.) указанную букву, фигуру, цифру.

«Графический узор» + «Генерал»

Ребенок продолжает мотив узора до конца строки, осуществляя самоконтроль с помощью игрового приема «Генерал».











Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...