Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ, РАБОТАЯ С ПОСОБИЕМ




УДК 373.21

ББК 74.102

 

Учебное издание

ПЛЕШКОВА Светлана Леонтьевна, ПЛИШКИНА Татьяна Александровна, ПРУДНИКОВА Елена Сергеевна и др.

 

ПРОТАЛИНКА

Звонкая капель

Учебно-методическое пособие

Главный редактор О. М. Дулеб о. Ведущий редактор Н. Н. Хлебина Художники С. В. Иванченко, Е. Н. Рогова, Н. С. Чимирко. Художник обложки С. В. Иванченко

Подписано в печать с оригинал-макета 15.12.2006. Формат 60x84/8. Бумага офсетная 1. Гарнитура «Кудряшов*.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 23,95. Уч.-изд. л. 18,74. Тираж 1000 экз. Заказ 1140. ООО ИД «Белый Ветер». ЛИ 02330/0056758 от 27.01.2004. 247760, г. Мозырь,ул. Советская, 198. Филиал: 220007,

г. Минск, ул. Володько, 30, оф. 417. Тел. (017) 224-66-89, 298-50-26, 298-50-27.

Отпечатано ризографическим способом печати. ООО ИД «Белый Ветер». 247760, г. Мозырь, ул. Советская, 198. Тел./факс (02351) 2-51-03, 2-51-22. E-mail: belveter@mail.gomel.by

ISBN 978-985-486-569-0


ISBN 978-985-486-569-0(отд. ки.) ISBN 978-985-486-571-3


 

9789854 865690


 

Плешкова С.Л., Плишкина Т.А.. Прудникова Е.С, Сальникова Т. Г., Соколова А. В., 2007 )

 

ООО ИД «Белый Ветер», 2007






От автора

Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста.

и они не будут... ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими,

ни безнравственными... Материал, пригодный для разнообразных занятий

ребенка, для его игр, упражнений и совершенствования... должен быть

доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье.

Е. И. Водовозоеа


Современное общество предъявляет высокие требования к подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. По мнению А.В.Запорожца, психологическая готовность ребенка к обучению в школе «...представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т. д.».

Рост объема информации, интенсификация обучения, увеличение учебной и эмоциональной нагрузки на детей заставляют педагогов и родителей искать новые варианты и формы сотрудничества, направленные на успешное решение задач дошкольного образования. Практика показывает, что только объединенные усилия педагогов и родителей дают положительный результат. Программы и методики развивающих и коррекционных занятий с детьми в дошкольных учреждениях хорошо отработаны, подготовка к школе рационально включена в режим дня, организована по структуре и времени. Совершенно иное — целенаправленные занятия с детьми дома. В настоящее время в имеющейся педагогической литературе недостаточно внимания уделяется вопросу родительского участия в подготовке детей к школе, мало пособий, адаптированных для использования родителями, желающими заниматься со своими детьми. Вместе с тем, возникла потребность в создании методического материала, имеющего общий педагогический инструментарий, которым могли бы пользоваться и специалисты, и родители.

Пособие содержит рабочий механизм взаимодействия субъектов в триаде «ребенок — педагог — родитель». Разработанная коллективом авторов система игр и заданий позволяет:

—развивать у ребенка интерес к учебной деятельности;

—формировать базовые знания о предметах и явлениях окружающего мира;

—стимулировать познавательную активность;

—развивать речь дошкольника;

—активизировать его коммуникативные возможности;

— развивать эмоционально-волевую сферу. Работа по подготовке к школьному обучению

должна быть направлена на формирование школьно-значимых функций. Основу организации занятий определяют следующие принципы.

1. Системность и комплексность. Развитие ребенка, коррекция нарушений развития — комплексный процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Необходима системная работа, комплексное воздействие, так как развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других. И в свою очередь, развитие каждого познавательного процесса не только оптимизирует обучение, но и эффективно развивает речь.

2. Постепенность и систематичность в освоении материала. Переход к новому этапу обучения, новому виду деятельности, новому заданию осуществляется только после освоения в полном объеме предыдущего материала: от простых, доступных игровых заданий к более сложным, комплексным. Все игры методического комплекса имеют двойную систему усложнения: в рамках выполнения одного задания (недельного) игра представлена в трех уровнях сложности, и, в свои очередь, она же усложняется в течение года I с сентября до мая) по мере усвоения материала.

3. Индивидуализация темпа работы. Предложенная система разноуровневых игр и заданий дает возможность дифференцированно подходить к определению индивидуального график работы каждого обучаемого дошкольника, а также позволяет успешно применять ее в условиях образовательной интеграции.

4. Цикличность повторения материала. Содержание и последовательность изучения лексических тем предусматривают повторение, уточнение и расширение ранее усвоенного при изучении последующих тем, а также дают возможность более детально и углубленно проработать изучаемый материал с установлением причинно-следственных и временных зависимостей.

5. Соответствие материала возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. Подбор учебно-развивающего материала и динамика его усложнения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития ребенка и учитывает последовательность сензитивных периодов развития каждой психической функции в процессе онтогенеза.

6. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий.

Опираясь на эти принципы, педагоги и родители выступают равнозначными партнерами при подготовке ребенка к школьному обучению. Схема взаимодействия проста и логична: используя единую систему игр и упражнений, педагоги (вое питатели, учителя-дефектологи, психолога) занимаются развитием, коррекцией дефицитарных функций; родители, получая консультативную помощь, закрепляют полученные ребенком знания, занимаясь с ним дома. Такая схема помогает объединить подходы и требования со стороны педагогов и родителей, повышает эффективность родительского участия в подготовке ребенка к школе.


 


 

Учебно-методический комплекс «Проталинка»

 

     
Педагоги Занятия в дошкольном учреждении: - развитие; - коррекция; - консультирование Единая система игр и упражнений   РодителиЗанятия дома: — закрепление полученных знаний и умений
         
    Ребенок    

 

 










ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ, РАБОТАЯ С ПОСОБИЕМ

Учебно-методическое пособие «Звонкая капель» состоит из следующих разделов:

1. Игротека.

2. Еженедельные карточки игр и заданий.

3. Художественно-литературный блок «Сочиняем. Запоминаем».

4. Иллюстративные приложения.

Игротека

Раздел включает в себя описание базовых игр. Часть из них — традиционные, адаптированные с учетом специфики их применения. Значительное большинство игр являются авторскими разработками. Все игры должны выступить в роли единого инструментария в модели взаимодействия педагогов и родителей. Игры направлены на развитие внимания, восприятия, представлений, памяти, мышления, речи, воображения, саморегуляции и самоконтроля, а также мелкой моторики, необходимой для формирования навыка письма. Несомненным достоинством предложенной системы игр является возможность:

— легкого и быстрого освоения игр детьми;

— использования каждой игры при изучении любой лексической темы;

— усложнения игры путем изменения темпа и правил проведения;

— использования каждой игры, усложненной и видоизмененной, на разных этапах коррекционно-развивающей работы с дошкольниками;

— прочной автоматизации речевых умений в процессе игровой деятельности;

— одновременного участия в игре детей с различным уровнем речевого развития;

— результативного проведения любой игры во фронтальной и индивидуальной работе с детьми;

— стимулирование спонтанного речевого развития ребенка в изменяющихся условиях уже освоенной им игры;

— вариативности сочетаний различных базовых игр в процессе занятий;

— простого и малозатратного изготовления пособий к играм.

Каждую предложенную игру предваряет условное обозначение «паровоз с вагонами». На паровозе условным значком обозначена ведущая задача игры, на вагонах — сопутствующие дидактические и коррекционные задачи, реализуемые в игре, например:

Эта иерархия поставленных задач не статична: любая сопутствующая задача при изменении условий игры может выйти на первое место, стать ведущей.

Условные обозначения задач в разделе «Игротека»:

развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного и т. д.).
развитие внимания.
развитие саморегуляции.
развитие самоконтроля.
формирование сенсорных эталонов.
развитие памяти (кратковременная, долговременная, объем и т. д.).
развитие мышления (операции классификации, сравнения, группировки, анализа, синтеза, обобщения и т. д.).
развитие мелкой моторики пальцев рук.
развитие связной речи.
cсовершенствование грамматического строя речи.
обогащение словарного запаса
обучение грамоте и формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа.

Перед началом работы по заданиям комплекса «Проталинка» необходимо:

—ознакомиться с назначением игры и ее содержанием;

—изучить способы усложнения игры и ее варианты;

—изготовить или найти в Приложениях нужные для игры наглядные пособия.

Для повышения эффективности предложенной системы игр следует соблюдать определенные методические правила и приемы.

Золотые правила работы с учебно-методическим комплексом «Проталинка»:

1. Начинайте занятие и завершайте его только при хорошем настроении у ребенка и взрослого.

2. Соблюдайте временные границы при вы полнении домашнего задания:

а) занимайтесь по возможности в одно и то же время, желательно не менее двух раз в день;

б) занятие должно длиться не более 15-20 мин. Между занятиями обязательны перерывы (не менее 15 мин).

3. Начинайте работу с повторения материала, изученного на предыдущем занятии.

4. Работу всегда завершайте одобрением успехов ребенка. Хвалите не малыша,, а его старание, если оно было, а если не было, то выражайте надежду на то, что оно появится в следующий раз.

5. Сравнивайте достижения ребенка с его собственными достижениями в прошлом, а не с успехами других детей.

6. Следите за осанкой ребенка и соблюдением санитарных норм (освещенность рабочего места, воздушный режим, исключение переутомления).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...