Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДНОГО ДЕФИЦИТА ЛИСТЬЕВ И СТЕПЕНЬ ОВОДНЕННОСТИ ЛИСТА ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Объект исследования: листья пеларгонии. Оборудование для камеральной обработки:весы, пинцет, стаканчики с крышками, фильтровальная бумага, торсионные весы. Взяли пробы трех ярусов с указанного преподавателем растения. Пробы можно было брать двумя способами: для растений с мелкими листьями – взять с каждого яруса по два листа (две повторности); для растений с крупными листьями – взять пробочным сверлом высечки из листьев (также в двух повторностях). Взятые пробы сразу взвесили, не допуская их подсыхания, каждую повторность отдельно. После этого каждую пробу погрузить в стаканчик с водой, стараясь чтобы высечка плавала на поверхности воды нижней поверхностью вниз. (Если взяты целые листья, то их следует погрузить в воду полностью, не допуская образования пузырьков в складках листа). Стаканчик закрыть стеклом. Проба в воде должна находиться точно 30 минут. Для того, чтобы выдержать эту экспозицию для каждой пробы, следует взвешивать пробы, погружать их в воду и потом вынимать через определенные промежутки времени. По истечению 30 минут пробу вынули пинцетом из воды и обсушили с обеих сторон фильтровальной бумагой, не нажимая, но и не оставляя следов воды на поверхности проб. После этого снова взвесили пробу. Разность между вторым и первым взвешиваниями показала количество впитанной листом воды, или, иначе говоря, сколько воды не хватало в листе до полного его насыщения. Это и есть водный дефицит листа, создающийся в результате того, что в большинстве случаев лист скорее испаряет воду, чем пополняет ее запас. Учли, что нормально функционировать лист может только при небольшом водном дефиците (2-4%), когда в межклеточниках листа возможен газообмен. При полном насыщении газообмен прекращается, а при больших значениях водного дефицита нарушатся нормальная жизнедеятельность листа в результате недостаточной оводненности его тканей. Подобные нарушения жизнедеятельности листьев у разных растений и в разных условиях произрастания отмечаются при различных значениях водного дефицита. Для выяснения зависимости водного дефицита о возрастные состояния листа и условий его жизни следует определение провести не менее трех раз за время работы: в начале, конце и середине, отмечая при этом увлажненность почвы и метеорологическая условия. Величина водного дефицита в процентах рассчитывается по формуле
где, а – вес после насыщения, б – вес до насыщения, х – дефицит в процентах. Результаты определения занесли в таблицу 2. Таблица 2 Определение водного дефицита листьев пеларгонии
ВЫВОДЫ Во время полевой практики по физиологии растений, которая проходила 7 апреля 2018 года в лаборатории физиологии растений кафедры биологии ЛНУ имени Тараса Шевченко нами были достигнуты поставленные цели. В ходе работы мы использовали такую методику как морфологический анализ растений. А именно: мы изучили морфо-анатомический анализ листьев трех ярусов пеларгонии и определили их водный дефицит. Овладели методом, который позволяет сравнивать относительную скорость транспирации листьев разных ярусов. Выяснили, что в нижней части листа комнатных растений устьиц больше, чем в верхней. Это объясняется тем, что верхняя часть горизонтально-расположенного листа, как правило, лучше освещена, и меньшее количество устьиц в ней препятствует избыточному испарению воды. Проделав работу закрепили свои знания, полученные на лекциях. Определили водный дефицит листьев комнатных растений. Полное насыщение листьев водой не наблюдали. Водный дефицит у растений колебался от 2% до 4 %. Это небольшой водный дефицит, он не вредит растениям. Так как при полном насыщении водой клеток листа снижается фотосинтез, а вот небольшое обезвоживание сказывается благоприятно на процессе фотосинтеза. Полевая практика дала возможность нам наглядно уяснить принцип морфо-анатомического анализа листьев комнатных растений, рассмотреть устьица, определить их количество и размеры, а также просчитать водный дефицит листьев комнатных растений. Приобретен незаменимый опыт, поскольку именно дефицит влаги зачастую оказывается фактором, затрудняющим рост и развития растений, а иногда и приводящий к их гибели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рубин Б.А. Курс физиологии растений / Б.А. Рубин. – М.: Высшая школа, 1976. – 576 с. 2. Полевой В.В. Физиология растений / В.В. Полевой. – М.: Высшая школа, 1989. – 464 с. 3. Лебедев С.И. Физиология растений / С.И. Лебедев. – Киев: Вища школа, 1978. – 440 с. 4. Якушкина Н.И. Физиология растений / Н.И. Якушкина. – М.:Просвещение, 1980. – 303 с. 5. Викторов Д.П. Малый практикум по физиологии растений / Д.П. Викторов. – М.: Высшая школа, 1983. – 135. б) дополнительная литература: 1. Гудвин Т. Введение в биохимию растений / Т. Гудвин, Э. Мерсер. – М.: Колос, 1986. – Т.1. – 392 с. 2. Кирпичёв И.В., Косогова Т.М. Праткикум по физиологии и основам биотехнологии растений. – Луганск: Элтон-2, 2004. – 131 с.. 3. Клейтон Р. Фотосинтез. Физические механизмы и химические модели / Р. Клейтон. – М., 1984. – 350 с. 4. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений / Под ред. чл.-кор. РАСХН, профессора Н.Н. Третьякова). – М: Колос, 2000. – 639 с. 5. Чайлахян М.Х. Целостность организма в растительном мире / М.Х. Чайлахян. Физиология растений, 1980. – Т. 27, Вып. 5. – С. 917-940. 6. Саламатова Т.С. Физиология растительной клетки / Т.С. Саламатова. – Л., 1983. – 232 с.
в) интернет-ресурсы: 1. Якушкина Н.И. Физиология растений (электронный учебник) [Электронный ресурс] URL: http://fizrast.ru/skachat/yakushkina.html 2. Полевой В.В. Физиология растений (электронный учебник) [Электронный ресурс] URL: http://fizrast.ru/skachat/polevoy.html 3. Алёхина Н.Д., Балнокин Ю.В., Гавриленко В.Ф. и др. Физиология растений (электронный учебник) [Электронный ресурс] URL: (электронные учебники) [Электронный ресурс] URL: http://fizrast.ru/skachat/ermakova.html
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 401. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |