Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДНОГО ДЕФИЦИТА ЛИСТЬЕВ И СТЕПЕНЬ ОВОДНЕННОСТИ ЛИСТА




Объект исследования: листья пеларгонии.

Оборудование для камеральной обработки:весы, пинцет, стаканчики с крышками, фильтровальная бумага, торсионные весы.

Взяли пробы трех ярусов с указанного преподавателем растения. Пробы можно было брать двумя способами: для растений с мелкими листьями – взять с каждого яруса по два листа (две повторности); для растений с крупными листьями – взять пробочным сверлом высечки из листьев (также в двух повторностях).                                                     Взятые пробы сразу взвесили, не допуская их подсыхания, каждую повторность отдельно. После этого каждую пробу погрузить в стаканчик с водой, стараясь чтобы высечка плавала на поверхности воды нижней поверхностью вниз. (Если взяты целые листья, то их следует погрузить в воду полностью, не допуская образования пузырьков в складках листа). Стаканчик закрыть стеклом.                                                                  Проба в воде должна находиться точно 30 минут. Для того, чтобы выдержать эту экспозицию для каждой пробы, следует взвешивать пробы, погружать их в воду и потом вынимать через определенные промежутки времени.

По истечению 30 минут пробу вынули пинцетом из воды и обсушили с обеих сторон фильтровальной бумагой, не нажимая, но и не оставляя следов воды на поверхности проб. После этого снова взвесили пробу. Разность между вторым и первым взвешиваниями показала количество впитанной листом воды, или, иначе говоря, сколько воды не хватало в листе до полного его насыщения. Это и есть водный дефицит листа, создающийся в результате того, что в большинстве случаев лист скорее испаряет воду, чем пополняет ее запас.

Учли, что нормально функционировать лист может только при небольшом водном дефиците (2-4%), когда в межклеточниках листа возможен газообмен. При полном насыщении газообмен прекращается, а при больших значениях водного дефицита нарушатся нормальная жизнедеятельность листа в результате недостаточной оводненности его тканей. Подобные нарушения жизнедеятельности листьев у разных растений и в разных условиях произрастания отмечаются при различных значениях водного дефицита.

Для выяснения зависимости водного дефицита о возрастные состояния листа и условий его жизни следует определение провести не менее трех раз за время работы: в начале, конце и середине, отмечая при этом увлажненность почвы и метеорологическая условия.

Величина водного дефицита в процентах рассчитывается по формуле

 

где, а – вес после насыщения, б – вес до насыщения, х – дефицит в процентах. Результаты определения занесли в таблицу 2.

Таблица 2

Определение водного дефицита листьев пеларгонии

Ярус

Повторность Вес до насыщения, г Вес после насыщения, г Дефицит, в % Погодные условия

1-е определение: взвешивание сразу

час.    

I

1   1,0 1,04 3,85 21°С
2   1,1 1,14 3,5 21°С

II

1   1,4 1,46 4,1 21°С
2   1,5 1,56 3,8 21°С

III

1   2,0 2,08 3,8 21°С
2   2,3 3,35 3,7 21°С

2-е определение: взвешивание через 30 минут

 

I 1   1,02 1,04 1,9 21°С
  2   1,12 1,14 1,7 21°С
II 1   1,43 1,46 2,0 21°С
  2   1,53 1,56 1,9 21°С
III 1   2,04 2,08 1,9 21°С
  2   2,35 3,35 1,6 21°С

3-е определение: взвешивание через 1 час

 

I 1   1,04 1,04 0,0 21°С
  2   1,14 1,14 0,0 21°С
II 1   1,46 1,46 0,0 21°С
  2   1,56 1,56 0,0 21°С
III 1   2,08 2,08 0,0 21°С
  2   2,39 3,35 0,0 21°С

 

ВЫВОДЫ

    Во время полевой практики по физиологии растений, которая проходила 7 апреля 2018 года в лаборатории физиологии растений кафедры биологии ЛНУ имени Тараса Шевченко нами были достигнуты поставленные цели. В ходе работы мы использовали такую методику как морфологический анализ растений. А именно: мы изучили морфо-анатомический анализ листьев трех ярусов пеларгонии и определили их водный дефицит.

Овладели методом, который позволяет сравнивать относительную скорость транспирации листьев разных ярусов. Выяснили, что в нижней части листа комнатных растений устьиц больше, чем в верхней. Это объясняется тем, что верхняя часть горизонтально-расположенного листа, как правило, лучше освещена, и меньшее количество устьиц в ней препятствует избыточному испарению воды. Проделав работу закрепили свои знания, полученные на лекциях.

Определили водный дефицит листьев комнатных растений. Полное насыщение листьев водой не наблюдали. Водный дефицит у растений колебался от 2% до 4 %. Это небольшой водный дефицит, он не вредит растениям. Так как при полном насыщении водой клеток листа снижается фотосинтез, а вот небольшое обезвоживание сказывается благоприятно на процессе фотосинтеза.

Полевая практика дала возможность нам наглядно уяснить принцип морфо-анатомического анализа листьев комнатных растений, рассмотреть устьица, определить их количество и размеры, а также просчитать водный дефицит листьев комнатных растений. Приобретен незаменимый опыт, поскольку именно дефицит влаги зачастую оказывается фактором, затрудняющим рост и развития растений, а иногда и приводящий к их гибели.

 

ЛИТЕРАТУРА


а) основная литература:

1. Рубин Б.А. Курс физиологии растений / Б.А. Рубин. – М.: Высшая школа, 1976. – 576 с.

2. Полевой В.В. Физиология растений / В.В. Полевой. – М.: Высшая школа, 1989. – 464 с.

3. Лебедев С.И. Физиология растений / С.И. Лебедев. – Киев: Вища школа, 1978. – 440 с.

4. Якушкина Н.И. Физиология растений / Н.И. Якушкина. – М.:Просвещение, 1980. – 303 с.

5. Викторов Д.П. Малый практикум по физиологии растений / Д.П. Викторов. – М.: Высшая школа, 1983. – 135.

б) дополнительная литература:

1. Гудвин Т. Введение в биохимию растений / Т. Гудвин, Э. Мерсер. – М.: Колос, 1986. – Т.1. – 392 с.

2. Кирпичёв И.В., Косогова Т.М. Праткикум по физиологии и основам биотехнологии растений. – Луганск: Элтон-2, 2004. – 131 с..

3. Клейтон Р. Фотосинтез. Физические механизмы и химические модели / Р. Клейтон. – М., 1984. – 350 с.

4. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений / Под ред. чл.-кор. РАСХН, профессора Н.Н. Третьякова). – М: Колос, 2000. – 639 с.

5. Чайлахян М.Х. Целостность организма в растительном мире / М.Х. Чайлахян. Физиология растений, 1980. – Т. 27, Вып. 5. – С. 917-940.

6. Саламатова Т.С. Физиология растительной клетки / Т.С. Саламатова. – Л., 1983. – 232 с.

 

в) интернет-ресурсы:

   1. Якушкина Н.И. Физиология растений (электронный учебник) [Электронный ресурс]  URL: http://fizrast.ru/skachat/yakushkina.html

2. Полевой В.В. Физиология растений (электронный учебник) [Электронный ресурс]  URL: http://fizrast.ru/skachat/polevoy.html

3. Алёхина Н.Д., Балнокин Ю.В., Гавриленко В.Ф. и др. Физиология растений (электронный учебник) [Электронный ресурс]  URL: (электронные учебники) [Электронный ресурс]  URL: http://fizrast.ru/skachat/ermakova.html

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...