Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика основных элементов системы контроллинга




На предприятии

Основные элементы системы контроллинга на предприятии:

1 Установление целей

2 Планирование

3 Управленческий учет

4 Информационные потоки

5 Выработка рекомендаций для принятия управленческих решений

6 Анализ планов, результатов и отклонений

7 Контроль

8 Мониторинг

Установление целей - определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.

Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей; это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Контроллинг участвует в разработке методики планирования, определяет насколько они составляют целям предприятия; стимулируют к действию; реально их выполнение.

Управленческий учет (оперативный) - отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Он ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений.

Система информационных потоков – здесь задача контроллинга - информационная поддержка управления. Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии.

Владея информацией, руководитель может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия – отслеживание на предприятие протекающих процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия; сравнение целевых результатов с фактическими достигнутыми.

На основание всей собранной информации система контроллинга осуществляет контроль. Контроллинг не тождественен контролю. Контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу.

Анализ планов, результатов и отклонений - оценка результатов прошлой деятельности (добилось ли предприятие поставленной цели? что помогло?),настоящей (что происходит на предприятие в настоящее время и в каком направление оно развивается),будущей (сможет ли предприятие добиться поставленных целей? Каковы возможности, риски ?)

На основе проведенного анализа вырабатывают рекомендации для принятия управленческих решений. Контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия. На основе таких рекомендаций руководитель может осмысленно действовать.

 

Показатели в системе контроллинга

Участие контроллинга в управлении организацией осуществляется на основе регулирования и контроля соответствующих показателей, характеризующих состояние фирмы и его структурных единиц на всех этапах осуществления деятельности.

Очевидно, что прежде чем контролировать достижение какой-либо цели, необходимо проверить обоснованность ее выбора и реальность достижения. В зависимости от результатов проверки переходят либо к разработке системы контроля за выполнением данных планов, либо к разработке альтернативных стратегий. При этом корректируются области контроля: стратегические, качественные и количественные цели — внутренние и внешние условия, лежащие в основе стратегических и текущих планов, узкие места на стратегически важных участках.

Выбранные подконтрольные показатели (или система показателей) должны соответствовать определенным требованиям, которые можно представить в виде двух групп:

- с одной стороны, они должны соответствовать целям и задачам фирмы,

- с другой — быть удобными в практическом использовании службой контроллинга.

Рассмотрим эти требования.

Требования, предъявляемые к системе показателей

Контроллинг направлен на обеспечение длительного и эффективного функционирования организации и его структурных единиц. Поэтому при разработке (или выборе из имеющихся) показателей в первую очередь должны учитываться общие задачи фирмы, а также конкретные условия и реальные возможности низовых подразделений. Система показателей, призванная охарактеризовать степень решения каждой поставленной общей или частной задачи, должна соответствовать целям и задачам организации. При этом обязательно должно быть сохранено внутреннее их единство.

1. Общие требования, предъявляемые к системе показателейСистема показателей должна:

- полностью соответствовать конкретным целям и задачам организации;

- точно характеризовать и отражать результаты, а также объективные экономические процессы в организации в целом и в ее подразделениях;

- соответствовать методам и технике бухгалтерского и статистического учета и отчетности;

- давать комплексную количественную и качественную оценки производства;

- соответствовать методам планирования производства;

- способствовать повышению материальной заинтересованности персонала в максимальном увеличении эффективности производства;

- обеспечивать единство и комплексность планирования по всем уровням управления сверху донизу.

2. Требования контроллинга к подконтрольным показателям и к системам показателей:

- ограниченный объем показателей. Высшим требованием формирования системы показателей является сокращение до ограниченного числа важных, широко интерпретируемых и наглядных показателей;

- многофункциональное изложение. Показатели должны содержать данные всей организации, а также данные отделов: отбор данных по отделам следует организовывать индивидуально по предприятиям;

- динамизация и перспективность. Показатели ориентируются обычно на прошлое. Для изложения динамики развития пригодно временное сопоставление рядом развития (самое малое 5 лет);

- характер раннего предупреждения. Максимально возможное соотнесение показателей с современностью следует улучшать включением параметром с характером раннего предупреждения;

- сравнимый характер. При концепции показателей и систем показателей следует учитывать возможность сравнения их во времени, сравнения по отраслям и предприятиям.

Виды показателей

Трудности формирования системы показателей заключаются в том, что процессы экономического развития представляют комплекс огромного количества неразрывно действующих и постоянно меняющихся факторов и получаемых результатов. Окончание одного процесса и полученные при этом результаты являются одновременно началом следующего процесса, дающего другие результаты. Поэтому выбор показателей зависит от конкретной ситуации, от вида решаемой задачи.

Для определения эффективного управления организацией используются следующие показатели.

Коэффициент ситуации заказов и оборота (К1), который вычисляется по формуле (1):

                                                                                         (1)

где Пз – портфель заказов,

Соб – среднемесячный оборот.

Коэффициент производительности (К2), который вычисляется по формуле (2):

                                                                                         (2)

где ОП – общая производительность,

 Счз – среднее число занятых.

Коэффициент рентабельности (К3), который вычисляется по формуле (3):

                                                                                          (3)

где П – прибыль,

Сск – средний совокупный капитал

Коэффициент финансовой мощи (К4), который вычисляется по формуле (4):

                                                                          (4)

где А – амортизационные отчисления,

ЧП – чистая прибыль,

Др.ДС – другие денежные средства.

Доля собственного капитала (К5) вычисляется по формуле (5):

                                                                                            (5)

где СК – собственный капитал,

ОК – общий капитал.

Коэффициент рентабельности закупок (К6), который определяется по формуле (6):

                                                                                          (6)

где – объем закупок,

Рз – расходы на закупки.

Коэффициент затратоемкости продукции (К7), который вычисляется по формуле (7):

                                                                                          (7)

где Зм – затраты на материалы,

VВП – объем выпуска продукции.

                                       ,                                                (8)

где Ззп – затраты на заработную плату,

VВП – объем выпуска продукции.

Также для эффективного управления российскими организациями, может быть использована следующая классификация показателей, в виде групп: стратегические, оперативно - стратегические, оперативные.

Стратегические показателихарактеризуют миссию и стратегические цели организации и могут применяться только для стратегического планирования и учета. К ним мы относим такие показатели, как кэш - флоу, коэффициенты ликвидности, прибыль, оборот, доля постоянных затрат в общей сумме затрат организации.

Оперативно-стратегические показателимогут применяться как для стратегического, так и для оперативного планирования и связывают стратегию организации с его оперативной деятельностью. Эти показатели, с одной стороны, являются компонентами стратегии, с другой — измерителями эффективности оперативной деятельности. К показателям этой группы относят чистую прибыль, долю денежных средств в обороте, период оборачиваемости дебиторской задолженности и т. п.

Оперативные показателиприменимы только для планирования и учета результатов оперативной деятельности. К этой группе относятся показатели, которые измеряют частные процессы и дублируют показатели первой и второй групп. Например, показатель «доля дебиторской задолженности в обороте» и показатель «период оборота дебиторской задолженности» измеряют один и тот же процесс, связанный с задержкой платежа за отгруженную продукцию, что ведет к росту дебиторской задолженности и, как следствие, к увеличению периода возврата денежных средств.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...