Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИСтр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет психологии Кафедра общей и социальной психологии Курсовая работа Взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости у спортсменов Исполнитель: Пачин Виталий Валерьевич, студент 3 курса заочного отделения факультета психологии (специальность «Психология») Руководитель: Михальченко Г. Ф., доцент Гродно 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ….……………………………………………..7 1.1. Методологические основы исследования жизнестойкости как устойчивой характеристики личности ..………………………………….……..7 1.2. Стрессоустойчивость как психологический феномен…………….25
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ...30 2.1. Программа исследования и методические инструменты исследования взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости у спортсмена……………………………………………………………………….30 2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости у спортсменов…………………….33 Заключение………………………………………………………………….46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……...……………………....48 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….51
ВВЕДЕНИЕ
Проблема стресса и стрессоустойчивости спортсмена представляет большой практический интерес и является объектом пристального внимания самых различных специалистов: врачей, физиологов, психологов, социологов и многих других. Стрессоустойчивость является важным аспектом у спортсменов. Наилучших результатов в работе достигают те спортсмены, которые обладают наивысшей психологической готовностью к экстремальным ситуациям, проявляют высокий уровень стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость спортсменов подвергается воздействию многих факторов, которые подразделяются на 2 основные группы: - факторы макросреды (деятельность тренера и других органов управления; связь с общественными организациями и т.д.); - факторы микросреды (комплекс организационных, технических и технологических элементов; специфика формальных и неформальных отношений в команде; стиль руководства; уровень психологической совместимости спортсменов команды; условия тренировочной деятельности и быта и т.п.). Стрессоустойчивость предполагает способность спортсменов к саморегулированию и быстрому восстановлению психологического равновесия. Можно сказать, она выражает запас прочности человека – тот диапазон, в котором организм может сохранять свою целостность, работоспособность и жизнестойкость. Специфика среды функционирования спортсменов, множественность оказывающих влияние на деятельность деструктивных факторов, экстремальные условия, в которых приходится решать сложные и ответственные задачи.обусловливают необходимость высокого уровня стрессоустойчивости отдельно взятого спортсмена. Своевременное и полное преодоление стрессов обеспечивает высокую эффективность деятельности спортсменов. Таким образом, актуальность исследований стрессоустойчивости спортсменов и способов её формирования обусловлена, прежде всего, требованиями к состоянию физического и психического здоровья спортсменов, деятельность которых характеризуется высоким уровнем стрессогенности, значительными психическими и физическими нагрузками. Так же рассмотрим понятие жизнестойкости которая вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности, выступая операционализацией введенного экзистенциальным философом П.Тиллихом понятия «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» — вопреки тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности». Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности). Прикладнойаспектжизнестойкостиобусловлентой ролью, которуюэталичностнаяпеременнаяиграетвуспешномпротивостоянииличностистрессовымситуациям, преждевсегов сфере межличностных отношений. По данным исследований, жизнестойкостьоказываетсяключевойличностнойпеременной, опосредующейвлияниестрессогенныхфакторов (в томчислехронических) насоматическоеи психологическоездоровье. Условия, в которых протекает жизнедеятельность спортсмена, часто по праву называют экстремальными и провоцирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими и природными. На наш взгляд, существует необходимость сосредоточить внимание на изучении жизнестойкости и стрессоустойчивости спортсмена. Понятие жизнестойкости отражает, с точки зрения С.Мадди и Д.Кошабы, психологическую живучесть и расширенную эффективность человека. Отчуждение и изоляция, чувство бессилия перед происходящими событиями приводят к разладу в сфере значимых межличностных контактов. Являясь устойчивой характеристикой личности, жизнестойкость, тем не менее, может целенаправленно развиваться и качественно изменить жизнь спортсмена: превратить препятствия и стрессы в источник роста и развития. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии теоретических представлений о взаимоотношении жизнестойкости и стрессоустойчивости как внутреннего ресурса, который подвластен самому спортсмену. Это то, что он может изменить и переосмыслить, и это то, что придаёт жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Данные о взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости способствуют разработке моделей психологической работы со спортсменами, которые находятся в состоянии стресса. В качестве объекта нашего исследования выступает жизнестойкость и стрессоустойчивостькак устойчивые характеристикиспортсмена. Предметом исследования является взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости у спортсменов. В связи со значимостью темы, в работе поставлена проблема определения жизнестойкости и стрессоустойчивости спортсменов и выявления факторов, определяющих способность противостоять стрессам и преодолевать стрессовые состояния. Предметом исследования является взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости у спортсменов. Цель исследования – установить характер взаимосвязи между жизнестойкостью и стрессоустойчивостью. Поставленная цель реализуется в следующих задачах: Исследование проводилось в марте-апреле 2017 года. Объектом нашего исследования выступили спортсмены в г. Гродно в количестве 40 человек, среди которых 20 спортсменов с опытом выступления на соревнованиях от 1 до 7 лет (возраст: 15-23 лет) и 20 с опытом от 8 до 15 лет (возраст: 24-31 лет). В качестве гипотез исследования выступают следующие предположения: 1) Предполагается, что значения жизнестойкости и стрессоустойчивости будут выше у спортсменов с большим уровнем подготовки. (8-15 лет), чем у спортсменов с меньшим уровнем (1-7 лет) в данной сфере. 2) Высокие значениястрессоустойчивости в значительной мере обусловлены значениями жизнестойкости. 3) Высокие значения жизнестойкости и стрессоустойчивости коррелируют с высокими показателями по шкале интернальности в области достижений (Ид) и низкими показателями по шкале интернальности в области неудач (Ин). Поставленная цель реализуется в следующих задачах: 1. Изучить теоретическое состояние проблемы жизнестойкости и стрессоустойчивости личности в зарубежной и отечественной психологии . 2. Определить структурно-содержательные характеристики жизнестойкости личности. 3. Определить силу и направленность взаимосвязи между жизнестойкостью и стрессоустойчивостью у спортсмена. 4. Выявить взаимосвязь между жизнестойкостью и другими характеристиками личности такими как: интернальность и экстернальность спортсмена. 5. В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии взаимосвязи между уровнем выраженности жизнестойкости и стрессоустойчивости, а именно: чем тем ниже уровень жизнестойкости личности. Решение поставленных задач осуществляется посредством следующих методов: 1) Изучение и теоретический анализ научной психологической литературы по исследуемой проблеме. 2) Психодиагностический метод. 3) Методы математической статистики (корреляционный анализ). Методологическая основа исследования представлена теоретическими положениями о понятиях и структуре стресса и стрессоустойчивости Г. Селье [26; 27], Р. Лазаруса [12], Л.А. Китаева-Смыка [9], В.Л. Марищук [17], А.А. Реан [24] и др. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изучение психологических особенностей стрессоустойчивости спортсменов может быть использовано для психологической подготовки спортсменов к воздействию различных стрессовых ситуаций, связанных со спортивной деятельностью. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием следующих психодиагностических методик: 1) Уровень субъективного контроля (УСК) (тест Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М.Эткинда); 2) Тест жизнестойкости С. Мадди (перевод и адаптация Д.А Леонтьева, Е.И. Рассказова); 3) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге. Статистическими методами анализа послужили следующие: 1) Метод корреляционного анализа с использованием коэффициента парной корреляции Пирсона; 2) Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics v.22 (Win32) 2013. Исследование проводилось в несколько этапов: 1) Организационный этап – подбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых; 2) Исследовательский этап – проведение исследования; 3) Аналитический этап – сравнительный и корреляционный анализ данных, полученных при помощи методов математической обработки, выявление психологических особенностей стрессоустойчивости у исследуемых спортсменов. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |