Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Калькулирование себестоимости продукции.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

 

 

Курс лекций

 

Для дисциплины «Управление затратами»

 

для направления подготовки:

Менеджмент»

 

 

Разработчик программы:            к.э.н. асс. каф. «Э и УП» Басиева З.Г.

                                                      к.э.н. асс. каф. «Э и УП» Акоева И.В.

 

 

 
   

 

 

Владикавказ

2013 г.

ББК

УДК

 

Курс лекций составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 - «Менеджмент».

Курс лекций по дисциплине «Управление затратами» составлен в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Курс лекций рассматривает теоретические основы управления затратами на предприятии. Описаны современные системы и новые методы управления затратами, применяемые в мировой практике.

 

 

Содержание

Введение

Тема 1. Содержание управления затратами на предприятии.

Тема 2. Классификация затрат на производство.

Тема 3. Прогнозирование и планирование затрат.

Тема 4.Калькулирование себестоимости продукции.

Тема 5.Управление затратами в процессе производства.

Тема 6.Учет и контроль затрат на производстве.

Тема 7.Анализ затрат.

Тема 8.Системы управления затратами.

Тема 9. Новые методы управления затратами в современной мировой практике.

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

В современных условиях основной целью деятельности предприятий является достижение максимальной прибыли, поскольку прибыль - основа и источник средств для дальнейшего развития.

Экономический результат любой деятельности в общем виде определяется разностью дохода от продажи товаров (работ, услуг) и затрат на их производство и (или) реализацию, поэтому трудно переоценить важность анализа затрат и управления ими на предприятиях. Управление затратами как средство достижения предприятием высокого экономического результата не сводится только к снижению затрат, но и распространяется на все элементы управления. В связи с этим разработка новых нетрадиционных систем управления затрат, изучение вопросов повышения качественных характеристик и аналитичности информации о них - одна из актуальных проблем экономической теории и практики.

В связи с тем что дисциплина «Управление затратами» является специальной дисциплиной, в ней исследуются теория и практика установления производственных затрат, классифицируется и приводится информация о них, необходимая экономистам-менеджерам для анализа и принятия решений, планирования, осуществления контроля и регулирования деятельности. С учетом отмеченного, логика построения учебного материала предусматривает переход от изучения общих к частным, взаимосвязанным друг с другом вопросам.

Изучения начинается с определения понятия, предмета и задач управления затратами на предприятии. К числу общих вопросов, подлежащих изучению в первую очередь, относятся вопросы, связанные с составом и классификацией затрат; содержанием, процессами и принципами управления затратами; методами управления затратами. К частным, взаимосвязанным друг с другом вопросам относятся: прогнозирование и планирование затрат; калькулирование затрат; учет, анализ, контроль и регулирование затрат; специфика планирования, принятие управленческих решений с применением инструментария различных систем управления затратами.

 

 

Тема 1. Содержание управления затратами на предприятии.

1.1. Сущность затрат, расходов, издержек.

 

Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ иуслуг.

В затраты на производство и реализацию продукции включаются предпроизводственные (единовременные) затраты, производственные затраты, непосредственно связанные с выполнением технологических операций, обслуживанием и эксплуатацией производственного оборудования и машин, управлением производством и управленческие и коммерческие затраты, связанные с общим, административным управлением и сбытом продукции.

Расходы отражают уменьшение платежных средств или иного имущества предприятия и отражаются в учете на момент платежа.

Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- операционные расходы;

- внереализационные расходы;

- чрезвычайные расходы.

В конечном итоге все расходы по обычным видам деятельности предприятия за определенный период обязательно должны трансформироваться в затраты.

Издержки -это реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия. Издержки в буквальном смысле этого слова представляют собой совокупность перемещений финансовых средств и относятся или к активам, если способны принести доход в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет и уменьшится нераспределенная прибыль предприятия за отчетный период. Издержки оказывают влияние на конечный финансовый результат работы предприятия - прибыль.

Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии.

Первой особенностью затрат как предмета управления выступает их динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении.

Вторая особенность затрат как предмета управления заключается в их многообразии, требующем применения обширного спектра приемов и методов в управлении ими.

Третья особенность затрат состоит в трудности их измерения, учета и оценки. Абсолютно точных методов измерения и учета затрат нет.

Четвертая особенность - это сложность и противоречивость влияния затрат на экономический результат.

 

1.2. Функции управления затратами.

 

Управление затратами - это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования производственных ресурсов на предприятии.

Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.). Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии.

Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции (работ, услуг).

Функции управления затратами первичны по отношению к производству, т.е. для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата сначала нужно произвести затраты. Поэтому цель управления затратами состоит в достижении намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом.

1. Прогнозирование и планирование затрат подразделяют на перспективное (на стадии долгосрочного планирования) и текущее (на стадии краткосрочного планирования).

2. Организация - важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом на предприятии управляют затратами, т.е. кто это делает, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами.

3. Координация и регулирование затрат предполагают сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации.

4. Активизация и стимулирование подразумевают изыскание таких способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения.

5. Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации в целях принятия правильных хозяйственных решений.

6. Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогаетоценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.

7. Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь - сравнение запланированных и фактических затрат.

 

1.3. Принципы и задачи управления затратами.

 

Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи:

- выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;

- определение затрат по основным функциям управления;

- расчет затрат по операционным географическим сегментам, производственным подразделениям предприятия;

- исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг);

- подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

- выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;

- поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;

- выбор способов нормирования затрат;

- выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.

Задачи управления затратами должны решаться в комплексе. Только такой подход приносит плоды, способствуя резкому росту экономической эффективности работы предприятия.

Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему:

- системный подход к управлению затратами;

- единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;

- управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия - от создания до утилизации;

- органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);

- недопущение излишних затрат;

- широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

- совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат;

- повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.

 

Тема 2. Классификация затрат на производство.

2.1. Задачи и основные признаки классификации затрат.

 

Классификация затрат для целей управления должна отвечать главному требованию - базироваться на признаках, позволяющих дифференцировать затраты в различных аспектах. Она создает предпосылки для определения уровня затрат по объектам управления ими, организации планирования, учета, контроля и анализа.

Классификация затрат по основным признакам:

1. По экономическим элементам:

- Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- Затраты на оплату труда;

- Отчисления на социальные нужды;

- Амортизация;

- Прочие затраты.

2. По калькуляционным статьям:

- Сырье и материалы;

- Возвратные отходы (вычитаются);

- Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

- Топливо и энергия на технологические цели;

- Заработная плата основных производственных рабочих;

- Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих;

- Отчисления на социальные нужды;

- Расходы на подготовку и освоение производства;

- Общепроизводственные расходы;

- Общехозяйственные расходы;

- Потери от брака;

- Прочие производственные расходы;

- Расходы на продажу.

3. В зависимости от объема производства:

- Переменные (зависящие от объема производства и, в свою очередь, подразделяемые на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные);

- Условно-постоянные (не зависящие или мало зависящие от объема производства).

4. По способу включения в себестоимость:

- Прямые, непосредственно относимые на себестоимость изделия

- Косвенные, относимые на себестоимость изделий пропорционально базе: заработной плате основных производственных рабочих; прямымзатратам.

5. По экономическому составу:

- Основные;

- Накладные (расходы на организацию производства и управление).

6. По отношению к процессу производства:

- Затраты предметов труда;

- Затраты средств труда;

- Затраты живого труда.

7. В зависимости от участия в процессе производства:

- Затраты производственные;

- Затраты на продажу (коммерческие).

8. По периодичности возникновения:

- Единовременные;

- Текущие;

- Периодические.

9. По степени готовности продукции:

- Затраты на готовую продукцию (работы, услуги);

- Затраты в незавершенном производстве.

10. По отношению к периоду:

- Расходы будущих периодов (отложенные затраты);

- Зарезервированные затраты.

 

2.2. Классификация затрат на производство.

 

Затраты на производство группируют прежде всего по видам деятельности: промышленная, транспортная, коммерческая и т.п. В затратах на основную деятельность разграничивают затраты на основное и вспомогательное производство. В составе основного и вспомогательного производства выделяют цехи, участки и другие структурные подразделения.

Для целей управления затраты на предприятии наиболее часто группируют по двум признакам:

- экономическим элементам;

- калькуляционным статьям себестоимости.

 

Классификация по экономическим элементам.

 

Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает объединение отдельных затрат по признаку их однородности, безотносительно к тому, на что и где они израсходованы.

На всех промышленных предприятиях при формировании затрат по обычным видам деятельности используют следующие элементы затрат:

Материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов (в том числе стоимость сырья и материалов, покупных комплектующих изделийи полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями), использованных непосредственно для производства продукции. К материальным затратам относят также стоимость топлива, энергии, вспомогательных материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей и других материальных ценностей, израсходованных на производственные и хозяйственные нужды.

Затраты на оплату труда, куда включают затраты по оплате труда штатного и внештатного персонала, в том числе на основную и дополнительную заработную плату, а также премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты.

Отчисления на социальные нужды (отчисления в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование); отчисления на социальные нужды от суммы оплаты труда, включаемых в затраты на производство продукции, работ и услуг и их продажу и продажу товаров включаются в состав затрат по этому экономическому элементу.

Амортизация. В экономический элемент «амортизация» включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности.

Прочие затраты. К экономическому элементу «Прочие затраты» относятся затраты, которые не вошли в предыдущие экономические элементы. Плата за аренду основных средств, за подготовку и переподготовку кадров, затраты на командировки, платежи за полученную лицензию на право пользования патентом, ноу-хау; плата сторонним организациям за сторожевую и пожарную охрану и др.

Структура затрат по экономическим элементам отражает материало-, зарплато- (трудо-) и фондоемкость производства.

 

Классификация по статьям калькуляции.

 

Все затраты предприятия, подлежащие включению в себестоимость готовой продукции (работ, услуг), в конечном счете полностью распределяются, т.е. включаются в себестоимость отдельных видов произведенной продукции (или групп однородной продукции), выполненных работ и оказанных услуг.

Группировка затрат по статьям калькулирования себестоимости обеспечивает выделение затрат, связанных с производством отдельных видов продукции. Эти затраты относят на себестоимость продукции прямо или косвенно. Перечень статей калькуляции себестоимости:

- сырье и материалы;

- возвратные отходы (вычитаются);

- топливо и энергия на технологические цели;

- заработная плата основных производственных рабочих;

- дополнительная заработная плата основных производственных рабочих;

- отчисления на социальные нужды основных производственных рабочих;

- общепроизводственные расходы, в том числе:

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

- цеховые расходы;

- общехозяйственные расходы;

- прочие производственные расходы;

- расходы на продажу.

Описанная группировка затрат позволяет определить технологическую, цеховую, производственную и коммерческую (полную) себестоимость.

К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям, как: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологические цели, заработная плата основных производственных рабочих. Технологическую себестоимость часто называют участковой, так как затраты, составляющие ее, складываются на производственном участке.

Цеховая себестоимость образуется путем добавления к технологической себестоимости калькуляционных статей затрат, формирующихся на уровне цеха: дополнительной заработной платы основных производственных рабочих, отчислений на социальные нужды основных производственных рабочих и общепроизводственных расходов.

Производственная себестоимость есть сумма цеховой себестоимости и калькуляционных статей затрат, складывающихся в целом по предприятию - общехозяйственных и прочих производственных расходов.

Коммерческая (полная) себестоимость состоит из производственной себестоимости и затрат на продажу.

Таким образом, группировка затрат по калькуляционным статьям должна обеспечить наилучшее выделение затрат, которые связаны с производством отдельных видов продукции и могут быть прямо или косвенно включены в себестоимость этой продукции.

 

Тема 3. Прогнозирование и планирование затрат.

3.1. Необходимость планирования затрат.

 

Планирование затрат - это определение целей предприятия и его подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах, отражающих затраты в денежном выражении. Таким образом, планирование затрат заключается в выявлении состава затрат и их количественной оценке.

Планирование затрат осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли. Оно служит базой для контроля за рациональным использованием ресурсов.

При планировании решаются следующие задачи:

-расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции;

- определение общего объема затрат на производство;

-исчисление себестоимости производства каждого вида продукции. Вышеназванные задачи решаются путем технико-экономических расчетов. При этом используют материальные технические нормы, нор­мативы труда и иные параметры производственного процесса, фиксируемые технической документацией, а также принимают во внимание экономические условия производственной деятельности: систему оплаты труда, цены ресурсов, нормативы платежей и другие, устанавливаемые законами и нормативными актами.

Определение состава и объема затрат не столько экономическая, сколько технико-экономическая задача. Уровень затрат на предприятии зависит от профессионализма и творческого потенциала инженерных кадров и организаторов производства, а корректность отнесения затрат на виды деятельности предприятия, единицы продукции, производственные подразделения и другие объекты - от квалификации экономистов.

 

3.2. Расчет допустимых затрат.

 

В процессе долгосрочного планирования для выбора правильного решения очень важна информация о составе и структуре продукции, о предполагаемых затратах на производство того или иного продукта, об уровне затрат в целом в отдельные периоды, о потребности в капитальных вложениях.

К расчету предварительных затрат следует приступать на стадии разработки изделия и маркетинговых исследований, так как именно в ходе конструирования, разработки технологии, определения емкости рынка закладывается уровень затрат, начинается планирование доходов и контрольза затратами производства.

Допустимые затраты предприятия на производство и реализацию i-гo изделия Здопi, можно рассчитать по формуле:

 

Здопi =

 

где Црын- рыночная цена i -го изделия;

Pi- рентабельность i-гo изделия в процентах, рассчитываемая как отношение прибыли к себестоимости изделия.

В случае, когда предприятие принимает решение о производстве продукции без получения прибыли от ее реализации (например, для со­хранения рабочих кадров), Рi=0. Верхним пределом общего объема допустимых затрат для предприятия по изделию в этом случае выступает рыночная цена изделия.

 

3.3.Взаимосвязь капитальных вложений, текущих затрат и доходности предприятия.

 

Развитие предприятия часто требует больших капитальных вложений в оборудование и другие элементы основного капитала. Необходимо производить расчет потребности в основном капитале при создании предприятия, его расширении.

После решения вопроса об эффективности запланированных инвестиций потребность в капитальных затратах может быть определена путем суммирования ожидаемых цен приобретаемых элементов основного капитала.

Управление капитальными вложениями является одним из элементов общей системы управления затратами предприятия, так как капитальные вложения направлены на обеспечение перспективного уровня затрат и соответственно доходов предприятия.

Текущие затраты являются объектом краткосрочного (текущего) планирования. Они обусловливаются текущими условиями, материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами, которыми располагает предприятие, и в значительной степени - качеством перспективного планирования.

Текущие затраты отражаются в сметах (годовой, квартальной, месячной) для предприятия в целом, отдельных подразделений или отдельных элементов расходов.

Текущие сметы конкретизируют перспективный план с учетом изменения внешних условий и состояния предприятия.

Смета - важный инструмент управления и контроля за функционированием подразделений. Сравнивая фактический уровень различных категорий расходов со сметным, плановым, руководитель в силахвыявить отклонения и внести коррективы в ход производства.

Процесс составления плановой сметы должен идти снизу вверх -от руководителей, которые несут ответственность за ту или иную сферу деятельности, к тем, кто координирует функционирование предприятия в целом.

Различают сметы:

- затрат на производство по предприятию в целом и его производственным подразделениям (цехам) - в них устанавливается общая сумма затрат на производственную деятельность;

- затрат на содержание функциональных отделов и служб (бюджеты);

- комплексные - расходов на подготовку и освоение производства; расходов на износ инструментов и приспособлений целевого назначения; транспортно-заготовительных расходов; общепроизводственных расходов (в том числе на содержание и эксплуатацию оборудования); цеховых расходов; общехозяйственных расходов; прочих производственных расходов; коммерческих расходов. Выделение перечисленных расходов в отдельные объекты сметных расчетов связано в основном с необходимостью более точного отнесения их на тот или иной вид выпускаемой продукции.

- целевые - командировочных расходов, представительных расходов, расходов на страхование, рекламу, связь и др.

По мере продвижения смет снизу вверх должны происходить их сбалансирование и корректировка. В процессе координации составляется сметный счет прибылей и убытков, баланс движения денежных средств.

После согласования смет их сводят в обобщенную смету, по утверждении которой, соответствующие сметы направляются во все центры ответственности предприятия. Итоговые данные сметы затрат на производство характеризуют экономическую эффективность производственного процесса (сокращение затрат в целом и по отдельным элементам, изменение структуры затрат). Смета затрат имеет большое значение для финансового планирования, так как служит базой для определения потребности в оборотных средствах.

 

Тема 4. Калькулирование себестоимости продукции.

4.1. Калькулирование себестоимости. Калькуляция.

 

Совокупность приемов учета затрат на производство и расчетных процедур исчисления себестоимости продукта называется калькулированием. Результатом калькулирования является калькуляция, т.е. расчет затрат предприятия, падающих на единицу произведенной продукции (работ, услуг).

Объекты калькулирования - это виды продуктов, полуфабрикатов, работ и услуг, имеющих потребительскую стоимость, для которых необходимо рассчитать себестоимость.

Для различных целей предприятие может разрабатывать различные виды калькуляций себестоимости продукции. Вид калькуляции определяется назначением, способом составления и временем, на которое она рассчитана.

Калькуляции можно разделить на предварительные (плановые, сметные, проектные, нормативные) и последующие (отчетные, хозрасчетные).

Предварительную калькуляцию составляют до наступления периода изготовления продукции, последующая - характеризует фактические затраты на изделие.

Плановую калькуляцию устанавливают на основании средних прогрессивных норм расхода сырья и материалов, трудоемкости изготовления, затрат на обслуживание и управление. Она определяет предельный уровень затрат на продукцию, допустимый в соответствующем плановом периоде при запланированном объеме производства.

Сметная калькуляция - частный случай плановой, но составляется на продукцию, не предусмотренную планом. На основе сметной калькуляции определяют цену, которую согласуют с заказчиком.

Проектную калькуляцию используют для сравнительной характеристики проектируемых вариантов развития производства и рассчитывают по экономическим элементам на основе укрупненных норм.

Нормативную калькуляцию рассчитывают на основе действующих в плановый период на предприятии норм и нормативов, применяют для организации учета фактических затрат на изделие 3ф с выявлением отклонений:

 

3ф= 3н ± Откл ± Изм

 

где Зн- затраты нормативные;

Откл - сумма отклонений за период;

Изм - сумма изменений затрат при изменении норм за период. В отличие от плановой, нормативная калькуляция охватывает больший круг калькуляционных единиц (на деталь, узел, изделие).

Отчетная калькуляция - это расчет фактической себестоимости по той же структуре затрат, что принята в плановой калькуляции, а также расходов и потерь, не предусмотренных в ней. Периодичность составления равняется году, а при организации оперативного учета и контроля по отклонениям отчетную калькуляцию составляют по мере необходимости.

Хозрасчетная калькуляция - разновидность отчетной, используемая для оценки соблюдения предельных затрат цеха (участка). Ее рассчитывают только по прямым расходам и используют при расчете технологической (участковой) себестоимости. Для калькулирования необходимо четкоеделение всех расходов на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредственно относятся на изделие. Косвенные собираются по производ­ственным цехам, а затем распределяются по изделиям по заранее установленной норме (ставке) списания. Норматив (ставка) списания косвенных расходов определяется распределением общей суммы этих расходов, по смете пропорционально выбранной базе.

 

4.2. Способы отнесения затрат на продукт.

 

Можно выделить пять основных способов калькулирования:

- прямой расчет;

- суммирование затрат;

- исключение затрат;

- распределение затрат;

- нормативный.

Прямой расчет заключается в определении затрат по калькуляционному объекту и делении их на число калькуляционных единиц по статьям себестоимости или элементам. Этот способ универсален, он применяется в сочетании с другими (кроме классического суммирования затрат) для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Его даже можно исключить из классификации, так как в сочетании с прочими способами он предполагается как сам собой разумеющийся.

Суммирование затрат состоит в том, что себестоимость калькуля­ционного объекта и единицы определяют суммированием затрат, лока­лизованных по временным периодам, отдельными частями продукта, процессам, переделам. Классическим примером применения этого способа является исчисление себестоимости единичного продукта при позаказном методе калькулирования. Сумма затрат по заказу при изготовлении одного изделия, выполнении одной работы или услуги и составляет себестоимость единицы продукции (работы, услуги).

Исключение затрат применяют для размежевания затрат на основную и побочную продукцию, получаемую в одном процессе, когда локализациясоответствующих затрат в аналитическом учете невозможна.

К распределению затрат прибегают при исчислении себестоимости продукции комплексного производства (например, перегонки нефти), при получении нескольких продуктов в ходе одного процесса, а также при организации аналитического учета по группам однородных изделий.

Нормативный способ калькуляции сводится к алгебраическомусуммированию нормативной себестоимости с отклонениями от норм иих изменениями, учтенными по объектам калькулирования.

 

4.3. Методы калькулирования.

 

По характеристике калькуляционных объектов различают методы калькулирования как совокупность способов учета затрат на производство по объекту и исчисления себестоимости калькуляционных единиц.

Выделяют три основных метода: позаказный индивидуального калькулирования, попередельный (попроцессный) и подетальный при массовом продуктовом калькулировании.

Принципиальная особенность позаказного метода состоит в индивидуализации учета затрат и расчета себестоимости в соответствии с открытыми заказами. Калькуляцию полученного продукта составляют после полного завершения работ по заказу, независимо от длительности его выполнения. Метод применяется в единичном и мелкосерийном производстве, в строительстве.

Попередельный метод используется при производстве массовой продукции, получаемой путем последовательной переработки сырья и материалов в полуфабрикаты, а из них - в готовый продукт. Переделомназывают часть технологического процесса (совокупность производственных операций), завершающуюся получением законченного полуфабриката, который может быть реализован другим предприятиям или направлен на следующий передел. Попередельный метод применяют в металлургической, химической, текстильной промышленности, литейном производстве.

Наиболее широко используется попроцессный метод. Он позволяет определить себестоимость массовой продукции, приходящуюся на одну или несколько технологических стадий (процессов), в которых не образуется полуфабрикатов.

Суть попроцессного метода состоит в том, что расходы следуют за продуктом по технологической цепочке, т.е. по завершении любой операции накапливаются затраты, сумму которых можно соотнести со средней стандартной или нормативной. Распределение затрат между выпуском и незавершенным производством, а также между несколькими видами продуктов производится на любой стадии производственного процесса.

В крупносерийном и особенно в массовом машиностроительном производстве наиболее широко используется подетальный метод, предполагающий калькулирование себестоимости изделия как суммы себестоимостей отдельных деталей, составляющих это изделие. Он является точным, но и трудоемким.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...