Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и регламентация лицензионных процессов в сфере образования




Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования[3].

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.[4]

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;[5]

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[6].

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ[7].

Основываясь на формально утверждённых вышеизложенных понятиях, мы с большой уверенностью можем сказать, что данные процессы являются распространёнными на всей территории Российской Федерации в силу соответствия их официальному порядку издания, утверждения и опубликования всех нормативно-правовых актов. Следовательно, их применение имеет обязательное значение для всей страны. Обращая внимание на законное обоснование процесса лицензирования, мы можем утвердить, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».[8]

Помимо всего прочего, процесс лицензирования образовательных организаций в Российской Федерации регламентируется положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, в котором указывается порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно[9].

Анализ вышеперечисленных документов позволяет нам сделать вывод о сущности процесса лицензирования. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.[10]

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.[11]

Для той или иной государственной процедуры устанавливается ряд принципов для наиболее четкого определения и понимания необходимости соответствия субъектов лицензирования определённым требованиям. Следствием многообразного влияния образования на граждан является выработка соответствующих принципов и норм связанных с его реализацией. В данном случае процесс лицензирования основывается на следующих принципах:

- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

- установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

- установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

- установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования;[12]

Проведение процедуры лицензирования и её регламентации имеет свою цель, к которой относится следующее: установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.[13]

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.[14]

Выводом для всех, законно установленных процедур в сфере образования является:

1. Оценка способностей и возможностей соискателя лицензии или лицензиата для осуществления образовательной деятельности;

2. Осуществление государственного контроля и защиты прав, свобод и интересов исполнителей, потребителей и иных субъектов образовательных правоотношений;

3. Исполнение государственной обязанности по осуществлению безопасности населения от нарушения их прав и свобод.

В соответствии с принципами законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учёта общественного мнения, государство осуществляет управление системой образования[15]. В частности, обращая внимание на принцип «законности», мы можем смело сказать, что на официально закреплённой основе процесс лицензирования образовательных организаций является составной частью федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ».

Соблюдение норм и принципов в процессе лицензирования является следствием для положительной статистики государственной политики. В ходе исполнения всех предписаний, соответствия принципам, деятельность лицензирующих органов способствует безопасности государства, обеспечению прав, свобод и интересов граждан, формированию и усовершенствованию качественного списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию, а также способствует формированию правовой культуры и формированию правосознания

Таким образом, процесс лицензирования представляет собой один из универсальных и эффективных легализующих средств государственного регулирования сферы образования, который наиболее юридически полно проработан, является ограничителем свободы преподавательской деятельности в целях защиты прав отдельных граждан и общества в целом, а также публичных интересов государства.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.[16]

Система государственного лицензирования строго регулируется на законодательном уровне различными федеральными законами, постановлениями и другими нормативно-правовыми актами.Государственная система лицензирования – это комплексные действия уполномоченных государственных органов, которые включают в себя мероприятия по предоставлению, продлению, приостановление и прекращению выдачи лицензий на тот или иной вид деятельности. А также, это непосредственное регулирование и контроль за взаимодействием между участниками лицензионного процесса.

 

Исходя из вышеизложенного понятия, мы можем понять, что процесс образования имеет огромную важность не только для общества, но и для всей цивилизации. Этот процесс осуществляется в интересах, как отдельного человека, так и государства в целом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...