Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние игровых форм занятий лечебной физической культурой для детей с ДЦП




В восстановительном процессе лечения детского церебрального паралича применяются такие методы, как ЛФК, массаж, трудотерапия. Но наиболее значительным и эффективным средством является лечебная физическая культура, играющая важную роль для профилактики различных нарушений опорно двигательного аппарата[29].

Как отмечает Третьякова И.А.: «Под влиянием систематического применения физических упражнений улучшаются трофика опорно-двигательного аппарата и кровоснабжение в мышцах, увеличивается число капилляров и анастомозов сосудов. Наблюдаются повышение биоэлектрической активности мышц и усиление ферментативных процессов в них, что ведет к улучшению химизма мышечного сокращения и сократительных свойств мышц[29].

По мнению Епифанова В.А.: «Лечебная физическая культура применяется в комплексном лечении при различных заболеваниях и повреждениях организма и не имеет возрастных ограничений: это, прежде всего терапия регуляторных механизмов, использующая адекватные биологические пути мобилизации приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма для ликвидации патологического процесса»[14].

Среди различных средств лечебной физической культуры в дошкольном и младшем школьном возрасте можно выделить игровую деятельность, так как игры в первую очередь позволяют совершенствовать двигательные навыки, улучшать функции организма, и имеют общетонизирующее и эмоциональное воздействие на ребенка[13].

При детском церебральном параличе главными расстройствами являются повышенный тонус мышц, спастичные движения, неконтролируемые движения рук и ног. Все это является следствием нарушения движения, что приводит к ограниченному передвижению, и нарушению дыхательной функции, нарушенному кровообращению, быстрой утомляемости и ослабленной мышечной системе. Достичь оптимального возрастного развития детей с дцп можно с помощью различных форм занятий[25].

По мнению Малашиной М.А.: «Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формойзанятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясьв сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится ирадуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, изкоторых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие напсихофизическоеиэмоциональноесостояниеребенка,чтосоздаетположительные предпосылки для коррекции»[20].

Подвижные игры - это одно из эффективных средств увеличения двигательных возможностей ребенка. Игровые формы лфк занимают важное место в реабилитации и исправлении нарушенных двигательных способностей детей с дцп, и позволяют на значительном эмоциональном уровне решить задачи лечебного и воспитательного характера[10].

С.Д. Антонюк дает следующее определение подвижным играм:«это характерный вид двигательной деятельности. Подвижную игру можно отнести к деятельности, выполненной сознательно, которая направлена на решениепоставленной цели»[2].

В процессе игровой деятельности, ребенок с дцп, использует движение естественного характера в отвлекающей легкой форме. В лечении и восстановлении детей с дцп так же важную роль выполняют отдельные упражнения в виде игр, имеющие незаконченный сюжет или развитие. Основные задачи, использования игровых форм на занятиях лечебной физической культурой – это увеличение двигательных возможностей ребенка, вертикальное положение тела и вырабатывание мелкой моторики. Данные задачи будут решаться только при условии расслабления спастических мышц и укрепления слабых и растянутых мышц[18].

Малоподвижные игры для детей с дцп должны носить целенаправленный характер. Например, методист, разложив кубики разного цвета и размера перед ребенком, может спросить, какие действия ребенок хочет совершить с ними. Ребенок может построить что-то, проговаривая все свои действия: «Я беру правой рукойбольшой синий кубик - это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху - это первый этаж».

В таком процессе происходит активация сразу нескольких зон: двигательных, кинестетических, зрительных, слуховых и речевых[31].

Подвижные игры, в большей степени совершенствуют двигательные навыки в изменяющихся условиях среды, улучшают функции разнообразных анализаторов, и имеют мощное общетонизирующее и эмоциональное воздействие. Такие игры должны иметь элементы ходьбы, бега, ползания, преодоление разных преград, метания[19].

При проведении игровой деятельности с детьми дцп важно учитывать некоторые условия, такие как, адекватность, компетентность, регулярность, коррекционно-развивающую направленность, которая формирует основные структурные компоненты занятия. Именно регулярность применения игровых методов лечебной физической культуры может привести к неплохим результатам и улучшить двигательные навыки детей[9].

 

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

Задачи исследования

1.Изучить и проанализировать литературные источники по данной теме

2.Подобрать комплексы игровых упражнений ЛФК для детей с ДЦП младшего школьного возраста, направленных на развитие двигательных способностей

3.Оценить эффективность подобранного комплекса для детей с ДЦП младшего школьного возраста

Методы исследования

 Для решения поставленных задач и проведения исследования использовались следующие методы:

1.Анализ научно-методической литературы

2.Педагогическое наблюдение

3.Проведение контрольных тестов

4.Метод педагогического эксперимента

5.Метод математико-статической обработки данных, полученных при исследовании

Анализ научно-методической литературы

При написании курсовой работы изучались, анализировались и обобщались около 30 источников научной и методической литературы. Анализ источников проводился по теме «Применение игровых форм занятий ЛФК для детей с ДЦП5-6 лет». Были изучены источники различных авторов о детском церебральном параличе, их формах и характеристике, а так же о влиянии игровых форм лфк на детей с дцп.

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение осуществлялось за детьми с детским церебральным параличом в процессе их занятий ЛФК в коррекционно- развивающем центре. Наблюдение проводилось с целью контроля над ходом педагогического эксперимента. В ходе занятий осуществлялась фиксация наблюдаемых явлений с целью установки дальнейшей программы исследования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...