Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о детском церебральном параличе




Тольяттинский государственный университет

институт физической культуры и спорта

кафедра адаптивной физической культуры спорта и туризма

 

 

Курсовая работа

по дисциплине
«Лечебная физическая культура»


ТЕМА: «Применение игровых форм занятий ЛФК для детей 5-6 лет с диагнозом ДЦП»

 

Выполнила:студент (ка) группы АФКб – 1401, Глоткина Л.А.

проверила:д.п.н. профессор, директор института физической культуры и спорта В.Ф. Балашова

Дата: _______________

Оценка:_____________

СОГЛАСОВАНО:

 

                        

Тольятти, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Стр.3
Глава I. Анализ проблемы по теме развития координации движений у детей с ДЦП средствами ЛФК  
1.1.Понятие о детском церебральном параличе Стр.5
1.2.Формы и характеристика ДЦП Стр.7
1.3.Влияние игровых форм занятий лечебной физической культурой для детей с ДЦП Стр.12
Глава II. Задачи, методы и организация исследования  
2.1.Задачи исследования Стр.15
2.2.Методы исследования Стр.15
2.3.Организация исследования Стр.17
Глава III.Результаты исследования и их обсуждение Стр.19
Заключение Стр.26
Список используемой литературы Стр.27
Приложения Стр.31

 

 

Введение

Актуальность.В настоящее время, к большому сожалению, растет количество заболеваний нервной системы, что является причинами нарушений многих функций организма. Среди таких заболеваний главное место занимает детский церебральный паралич [21].

Детский церебральный паралич-одно из самых распространенных заболеваний, которое приводит не только к ограниченной жизнедеятельности, но и снижению качества жизни.Во многих странах, ДЦП, относится к ведущему хроническому заболеванию среди детей разного возраста, и составляет, примерно, от 1,7 до 7 на 1000 человек. 

Число заболеваний ДЦП у детей растет с каждым годом. Это говорит о том, что данная проблема очень актуальна в наши дни и требует большого внимания. В России детским церебральным параличом страдают около 500 тысяч детей, от 1 года до 18 лет. В связи с тем, что таким детям очень часто не хватает двигательной активности, это негативно сказывается на их физическом развитии.

Поскольку проблема детских церебральных параличей очень значима и велика, интерес к ней увеличивается с каждым годом. Так как ДЦП ведет как к двигательным нарушениям, так и речевым, слуховым, нарушению зрения, дети становятся, не способны к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, мало обучаемы. Данные некоторых литературных источников говорят, что правильно подобранное, систематическое и комплексное лечение существенно снижает инвалидизацию детей. Различными исследователями предложено множество средств физической реабилитации детей с ДЦП, среди них хорошо зарекомендовала себя лечебная физическая культура, где упражнения построены, прежде всего, по принципу последовательности и систематичности, без чего невозможна комплексная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Игровые формы занятий-это эффективный способ увеличения как двигательной, так и эмоциональной сферы детей. Игры занимают важное место в исправлении двигательных нарушений детей с ДЦП и с помощью высоко эмоционального уровня помогают решать важные коррекционные задачи.

Существует различная литература, в которой говорится о благоприятном влиянии подвижных игр для здоровых детей. Однако воздействие игровых форм занятий на детей с ДЦП недостаточно изучено, в связи с чем, мы считаем, что данная тема будет актуальна.

Гипотеза:предполагается, что использование  игровых форм занятий лечебной физической культурой благоприятно повлияет на развитие двигательной и эмоциональной сферы у детей с ДЦП 5-6 лет

Объект исследования:процесс развития двигательной и эмоциональной сферы у детей с ДЦП 5-6 лет

Предмет исследования:процесс проведения игровых форм занятий ЛФК для детей с ДЦП 5-6 лет

Цель исследования:обоснование эффективности применения игровых форм занятий ЛФК для детей с ДЦП 5-6 лет

Задачи исследования.

1.Изучить и проанализировать литературные источники по данной теме

2.Подобрать комплексы игровых упражнений ЛФК для детей с ДЦП 5-6 лет, направленных на развития двигательных способностей

3.Оценить эффективность подобранного комплекса для детей с ДЦП 5-6 лет

 

 

Глава I. Анализ проблемы по теме развития координации движений у детей с ДЦП 5-6 лет средствами ЛФК

Понятие о детском церебральном параличе

Понятие детский церебральный паралич многие авторы описывают по-разному. По словам Дубровского В.И.: «ДЦП — заболевания, обнаруживаемые у новорожденных и проявляющиеся не прогрессирующими двигательными нарушениями[11].

ДЦП рассматривают как полиэтиологическое заболевание мозга, начинающееся в интраиперинатальном периодах, для которого характерны двигательные, психические и речевые нарушения. Болезнь развивается вследствие родовой травмы с последующим кровоизлиянием в головной мозг, асфиксии плода, анемии, эндокринных заболеваний, внутриутробной инфекции, иммунологической несовместимости матери и плода, токсикозов при беременности, терапевтических воздействий, отягощенной наследственности».

По определению Ж. Айкарди.: «Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции»[1].

По мнению автора Наперстак М.А.: «Детские церебральные параличи — собирательный термин, объединяющий группу хронических не прогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде»[22].

Баранов А.А. в своем учебно-методическом пособии писал, что: «ДЦП — полиэтиологичное заболевание. Ведущей причиной развития ДЦП является повреждение или аномалии развития головного мозга

плода и новорожденного. Патофизиологическая основа формирования

ДЦП — поражение головного мозга в определенный период его развития с последующим формированием патологического мышечного тонуса(преимущественно спастичности) при сохранении позотонических рефлексов и сопутствующем нарушении становления цепных установочных

выпрямительных рефлексов»[5].

ДЦП является одним из самых сложных заболеваний ЦНС, основными особенностями которого являются:

-возникновение заболевания (внутриутробно или в процессе родов)

- совокупность отклонений (двигательная сфера, психическая, речевая)

- продолжительность заболевания (в основном на протяжении всей жизни)[12].

«Детские церебральные параличи представляют собой резидуальные состояния с не прогрессирующим течением. Однако по мере развития ребенка, особенно в раннем возрасте, клиническая симптоматика может видоизменяться. В настоящее время ясно, что термин «церебральные параличи» не отражает многообразия и сущности имеющихся при этом заболевании неврологических нарушений, однако его широко используют в мировой литературе, поскольку другого понятия, всесторонне характеризующего эти паталогические состояния, до настоящего времени не предложено»[3].

Ранними проявлениями ДЦП по даннымЗаваденко Н. Н. и Немковой С. А., являются: « задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также задержка формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий»[23].

Дети, имеющие диагноз детский церебральный паралич, имеют задержку и нарушение двигательной функции организма. У них позднее, чем у здоровых детей вырабатываются такие функции, как: удержание головы, сидение, стояние, ходьба, мелкая моторика. Двигательное развитие у детей с ДЦП варьируется. В связи с тем, что такие дети имеют в основном двигательные нарушения, все функции организма не могут развиваться правильно, поэтому вместе с двигательными нарушениями, с трудом формируется психическая и речевая функции.По данным источника «Заболевания нервной системы у детей под ред. Ж. Айкарди: «Распространенность ДЦП в России составляет 1,6–6 на 1000 доношенных детей, 9–40 на 1000 недоношенных»[1].

По мнению Немковой С.А.: «Наиболее значимые осложнения ДЦП

 Ортопедо-хирургические:

- патология тазобедренных суставов (нестабильность– у 70,4% пациентов)

- деформация стоп:

- вальгусная – больной ходит с опорой на внутренние отделы стоп (у 60%),

- эквинусная - пациент ходит на носках (у 24,5% больных),

- варусная – больной при ходьбе опирается на наружные края стоп (у 16%)

- сгибательные деформации коленных суставов – у 11%,

- пронаторная деформация предплечий – у 4%»[24].

Формы и характеристика ДЦП

В настоящее время объединение ДЦП в нозологическую группу позволяет проводить различные мероприятия, направленные на их раннюю диагностику, лечение и профилактику.По мнению участника международной научно-практической конференции Бруйкова А.А.: «Аномальное распределение мышечного тонуса, нарушение координации, двигательные расстройства и снижение интеллекта ребенка-все это является характерной особенностью детского церебрального паралича и ограничивает бытовые возможности больного, при этом затрудняя его социальную адаптацию»[7].

Причиной детских церебральных параличей является патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга. Главным отличием ДЦП от других параличей это нарушение редукции позотонических рефлексов, характерных для новорождённых

Несмотря на то, что у детей с ДЦП существует множество нарушений, можно выделить общие признаки, и классифицировать диагноз в однообразные группы. 

 Описание различных формы детских церебральных параличей приведены в изданиях под редакцией Юнусова Ф.А., Клочковой Е.В., Бадалян Л.О., подразделяющих ДЦП на: « спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-астатический синдром, гиперкинетическую форму»[15]. Изучение ДЦП так же принадлежит австрийскому невропатологу Фрейду, который проанализировав все случаи, предложил разделение на 6 типов:

1) гемиплегия

2) церебральная диплегия

3) генерализованная ригидность

4) параплегическая ригидность

5) генерализованная хорея

6) двойной атетоз

В настоящее время все больше используется и пользуется большой популярностью классификация К.А. Семеновой. Согласно ей детские церебральные параличи делятся на следующие формы:

1) спастическая диплегия

2) двойная гемиплегия

3) гиперкинетическая форма

4) атонически-астатическая форма

5) гемиплегическая форма[27].

В основе этой классификации лежат главные черты данного заболевания, такие как, характер протекания и выраженные отклонения в двигательной сфере. Они обусловлены, прежде всего, паталогическим состоянием мышц и нарушением координационных способностей ребенка[26].Согласно Международной классификации МКБ-10, детский церебральный паралич делится на:

G80.0 - Спастический церебральный паралич

G80.1 – Спастическую диплегию

G80.2 - Детскую гемиплегию

G80.3 - Дискинетический церебральный паралич

G80.4 - Атаксический церебральный паралич

G80.8 - Другой вид детского церебрального паралича[8].

G80.0 Спастическая тетраплегияили«двусторонняя гемиплегия».

Является одним из самых распространенных и тяжелых типов ДЦП, характерной особенностью которого является поражение всех конечностей, с преобладанием двигательных нарушений в руках[24].

Основная причина, по которой возникает данный тип ДЦП - это аномалии в развитии головного мозга, внутриутробные инфекции, перинатальная гипоксия с поражением полушарий головного мозга. У детей с этим типом детского церебрального паралича встречается ряд сопутствующих паталогий, среди них: патология черепных нервов (нарушение слуха, зрения, псевдобульбарные расстройства), когнитивные отклонения и нарушения в речи, также может наблюдаться эпилепсия, и вторичные ортопедические осложнения[5].

Из-за тяжелого двигательного дефекта данного типа дцп и отсутствия мотивации практически полностью исключается навык самообслуживания и трудовой деятельности[28].   

G80.1 Спастическая диплегия или «спастический двусторонний ДЦП», так же имеет название «болезнь Литтла».

Спастическая диплегия является самым распространенным типом ДЦП, характерной особенностью которого является симметричное нарушение функций мышц, с преобладанием двигательных нарушений в ногах, больше чем руках. При данном типе дцп образуются деформации и контрактуры позвоночника и суставов.

По данным источника Немковой С. А., Заваденко Н. Н., Медведева М. И. «Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича»: «При спастической диплегии в анамнезе часто встречается недоношенность (67%), резко повышен тонус мышц конечностей, тела, языка, высокие сухожильные рефлексы, усилены тонические рефлексы, наблюдаются патологические установки и деформации конечностей, формируется спастическая походка с перекрестом, при этом ходят самостоятельно только половина больных, с опорой — 30%, остальные передвигаются в коляске. Характерны нарушения речи в виде спастической дизартрии, патология зрения у 70% больных»[23]. Так как спастический двусторонний дцп в основном преобладает у недоношенных детей и характеризуется изменением в головном мозге, восстановление двигательных возможностей будет намного сложнее, чем при спастическом гемипарезе.

G80.2 Гемиплегическая формаили«Спастический односторонний ДЦП».

Характерной особенностью этой формы детского церебрального паралича является наличие одностороннего спастического гемипареза, когда рука поражена в большей степени, чем нога. Главными причинами поражения являются: геморрагический инсульт и врожденная аномалия развития головного мозга. 

Дети с гемиплегической формой дцп позже других приобретают необходимые двигательные навыки, кроме того их социальная адаптация в большей степени зависит от интеллектуальных возможностей, а не двигательного дефекта. При такой форме дцп могут случаться приступы эпилепсии, наблюдается олигофрения, задержка психического развития и речевые расстройства.

G80.3 Дискинетическая формаили «гиперкинетическая форма».

Дискинетическая форма дцп проявляется, прежде всего, в виде непроизвольных движений (или гиперкинезов), повышении или понижении тонуса мышц, сочетающиеся с параличами и парезами, а также нарушениями речевой функции. 

ПоданныминостранногоисточникаDanB., MaystonM., PanethN., RosenbloomL. «Cerebralpalsy: scienceandclinicalpractice»: Одной из самых частых причинданной формы является перенесенная гемолитическая болезнь новорождѐнных с развитием «ядерной» желтухи, а также острая интранатальная асфиксия у недоношенныхдетей с селективным повреждением базальных ганглиев (status marmoratus). При этом, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. Выделяются хореоатетоидный и дистонический варианты.

(DanB., MaystonM., PanethN., RosenbloomL. Cerebralpalsy: scienceandclinicalpractice).

У детей, страдающих данной формой дцп проявляется отсутствие правильной установки туловища и конечностей, интеллектуальные функции сохранены, что благоприятно влияет на социальную адаптацию и обучение, но нарушена эмоционально-волевая сфера.

G80.4 Атаксическая формаили может применяться термин ««атонически-астатическая форма».

Основной характеристикой данной формы дцп является пониженный мышечный тонус, атаксия и повышенные сухожильные и периостальные рефлексы. Основными причинами будут являться преобладающее повреждение мозжечка, гипоксически-ишемический фактор или врожденная аномалия развития[25].

У таких детей чаще всего встречается задержка интеллектуального развития, нарушения речи, тяжелые двигательные расстройства. Также из-за двигательных нарушений у 55 % детей, страдающих этой формой дцп, олигофрения, имеющая степень дебильности или имбецильности. В большинстве случаев при диагностировании этой формы, проявляются нераспознанные ранние наследственные атаксии[30].Многолетние исследования показали, что основной причиной гемипаретических форм ДЦП стало внутриутробное поражение центральной нервной системы, не считающееся инсультом, так как не носит травматический характер[2].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...