Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выделение гласного звука в начале слов.




Оборудование: предметные картинки.

Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у].

Критерии оценки:

Полный ответ - 3 балла;       

Анализ с ошибками - 2 балла;

Ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

Отсутствие ответа – 0 баллов.

3. Дифференцирование согласного звука в начале и в конце слова.

Материал для анализа: мак – [м], [а], [к]; кит – [к], [и], [т].

Примечание: предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.

Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

Критерии оценки:

Полный ответ - 3 балла;       

Анализ с ошибками - 2 балла;

Ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

Отсутствие ответа – 0 баллов.

4. Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

Материал для анализа: нос – нёс

                                     мал – мял

                                     вол – вёл

                                     белка - балка

Оборудование: фишки, обозначающие звуки.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый - мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук – синяя фишка, мягкий – зелёная.

Примечание: Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.

Критерии оценки:

Полный ответ - 3 балла;       

Анализ с ошибками - 2 балла;

Ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

Отсутствие ответа – 0 баллов.

Критерии оценки:

Полный ответ - 3 балла;   

Анализ с ошибками - 2 балла;

Ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

Отсутствие ответа – 0 баллов.

5. Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

Материал для анализа: балка – палка

                                       быль – пыль

                                        вата – фата

                                        дом - том 

Оборудование: фишки, обозначающие согласные звуки.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

Критерии оценки:

Полный ответ - 3 балла;       

Анализ с ошибками - 2 балла;

Ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

Отсутствие ответа – 0 баллов.

Звуковой анализ слов.

Материал для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.

Оборудование: фишки, обозначающие согласные звуки.

Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

Критерии оценки:

Полный ответ - 3 балла;       

Анализ с ошибками - 2 балла;

Ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

Отсутствие ответа – 0 баллов.

В исследовании участвовало 15 детей подготовительной группы. Диагностические задания основывались на программе"От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой(подготовительная группа) и включали в себя 4 уровня исследования развития дошкольников:

1. Уровень сформированности словаря.

2.Уровень сформированности звуковой культуры речи.

3. Уровень сформированности грамматического строя речи.

4. Уровень сформированности связной речи.

Каждый из уровней состоял из ряда заданий с которыми можно ознакомиться в приложении 2.

В результате проведенного исследования мы имели следующий результат.

Таблица 1

Результаты исследования

 

Уровень сформ-ти словаря

Уровень сфор-ти звук культуры речи

Уровень сформ-ти грам. строя речи

Уровень сформ-ти связной речи

признаки слова слова-приятел слова-враги длиннее-короче чудес. мешочек закончи слово составь предлож. закончи предлож. подбери слово пересказ сказки составь рассказ
1 Амосова Милана В В В В В В С В С В С
2 Архипова Диана С С С С С В С С С В С
3 Белолюбская Полина С С С С В В С В С С С
4 Грошева Виолетта С С С Н С С Н С С Н Н
5 Кон Артём С С С С Н С Н С С С Н
6 Мельничук Никита В В В В С Н С В С С С
7 Петухова Саша В В С В В С С В В В С
8 Пономаренко Настя Н Н Н Н Н Н __ __ __ __ __
9 Рагимова Женя В В С В С В В С С В С
10 Сафронов Витя С С С С Н С Н С Н С Н
11 Сысолятина Василиса С С С В С С С С С С Н
12 Табачнюк Руслан С С С В С С С С С Н С
13 Чурина Даша С С С Н Н С Н С Н С Н
14 Чурин Леонард __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
15 Яковлева Рита Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н

 

 

Высокий уровень проявляется у 20 % исследованных – ребенок самостоятельно и легко составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия, пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Средний уровень проявляется более интенсивно у 70% детей – ребенок самостоятельно составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия, пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, но не очень уверенно, с небольшой помощью воспитателя.

Низкий уровень проявляется у 10% исследованных – ребенок составляет рассказ по набору картин, но предложения, как правило, простые. Ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием.

 

Методические рекомендации по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ

 

В ходе проведенного анализа можно сказать, что большее количество детей подготовительной группы имеют средний уровень сформированности словаря, звука культуры речи, грам. строя речи, связной речи.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

- Быть психически и соматически здоровым;

- Иметь нормальные умственные способности;

- Иметь полноценный слух и зрение;

- Обладать достаточной психической активностью;

- Обладать потребностью в речевом общении;

- Иметь полноценное речевое окружение.

Итак, к моменту поступления в школу ребенок должен:

Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с развитием действия.

Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

 

 



Заключение

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования), ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

1. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

2. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.

4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин.

 

Библиографический список литературы

1.   Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольни- ков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издатель- ский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий как основа использования нейропсихологических методов коле // I-я Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 1998.

3. Багрова НД. Фактор времени в восприятии человеком. Л, 1980.

4.   Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 33–44.

5. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие / И.А. Быкова – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112 с.

6.   Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов. М. АСТ: Астрель, 2005.

7.   Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – 250 с.

8.   Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - В кн.: «Вопросы изучения детской речи». М., 1961, 49-148 с.

9.   Дошкольная логопедическая служба / Под ред. О.А. Степановой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

10.   Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. - 1963.- № 2.- С. 134-138

11.   Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985, - 207 с.

12.  Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985, - 207 с.

13. Колесникова, Е.В. Программа: От звука к букве (из опыта работы). Обучение грамоте детей дошкольного возраста / Е.В. Колесникова - М.: Издательство «Ювента», 2003.- 48 с. 

14. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма / А.Р. Лурия.-М.: Учпедгиз, 1956. - С. 625.

15.   Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., 1993.

16. Мамаева, В.В. Чтение. Азбука-классика/ В.В. Мамаева.- СПб, 2010. – 54 с.

17. Нарцева, Т.С. Авторская педагогическая разработка «Звукарёнок» / Т.С. Нарцева. - утверждена и рекомендована к использованию в дошкольных учреждениях Шелеховского района районным экспертным советом по инновационной деятельности - протокол № 51 от 19.09.2012 г.

18. Сомкова, О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»/ О.Н. Сомкова. - СПб, «Детство-пресс», 2013. – 97 с.

19. Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. – 304 с.

20.   Филатова И.А. Диагностика и формирование зрительного и оптико-пространственного гнозиса. – Екатеринбург, 2000.

21.   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, 2008. – 60 с.

22. Цуканова, С.П. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, 1 период обучения/ С.П. Цуканова. - ГНОМ и Д, М., 2007. – 64 с.

23. Цуканова, С.П. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраст, 2 период обучения/ С.П. Цуканова. - ГНОМ и Д, М., 2007. – 62 с.

24. Цуканова, С.П. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 3 период обучения/ С.П. Цуканова. - ГНОМ и Д, М., 2007. – 64 с.

25.   Чернова Н. В. Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей логопедической группы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. - №3. - С. 90-92. - URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/349/ (дата обращения: 16.12.2017).

26.   Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. 3-е изд., доп. М. АРКТИ, 2003. 240 с.

27.   Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. Составление К.Ф. Седова. М. Лабиринт, 2004. – 330 с.

28.   Щемерова Н.Н. Дерова С.А. Особенности обучения старших дошкольников анализу и синтезу предложений Проблемы развития современной науки 15 апреля 2016.

29.   Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: 2000. С.57.

 



Приложение 1

Упражнения на развитие последовательных действий (используются 3-5 шаговые инструкции – нужно запомнить и повторить).

1. Задания из 4-х шагов: возьми ручку, встань, подойди к доске, положи ручку на пол.

2. Задание 3-х шаговое: от данной точки нарисуй 3 клетки вправо, 3клетки вниз, 3 клетки влево. Что получилось?

3. Задание 4-х шаговое (письменное): нарисовать точку в центре круга, 3 клетки влево, 2 вверх, 3 вправо. Дорисовать рисунок.

Упражнения на развитие навыков пространственных последовательностей (запоминание или сравнение рядов изображений фигур, которые отличаются формой, цветом и т.д.)

1. Собери бусы по памяти (5-6 элементов);

2. «Живые цепочки». Логопед строит детей по командам, у каждого спрятана буква. Звучит музыка – дети разбегаются, по сигналу ведущие собирают цепочки (слова); если правильно – появляются слова «хорошо», «молодец», «браво» и т.п.

3. Запомни карточку из 4-7 фигур и найди такую же.

4. Запомни расположение 2-4 фигурок и нарисуй их (за 30 секунд).

Упражнения на развитие навыков анализа и воспроизведение временных последовательностей

1. Отстукивание ритмов.

2. На рифленой бумаге повторить ритм рисунок (на ударение).

3. Зарядка (последовательность движений от 3 до 6).


 


Приложение 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...