Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпосылки и структура языкового анализа и синтеза




Особенности формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы

Оглавление

Введение. 2

Глава I. Теоретические аспекты анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.. 5

1.1 Предпосылки и структура языкового анализа и синтеза. 5

1.2 Приемы формирования навыков анализа и синтеза речи у детей подготовительной группы к школе. 12

Глава 2. Описание опыта работы по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной группы к школе в условиях ДОУ.. 16

2.1. Диагностика уровня формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.. 16

2.2. Методические рекомендации по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ.. 21

Заключение. 23

Библиографический список литературы.. 24

Приложение 1. 27

Приложение 2. 28

 

 

Введение

Актуальность проблемы формирования умений звукового анализа и синтеза речи у дошкольников обусловлена тем, что данное умение является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Проблема нарушений языкового анализа и синтеза речи у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения, поскольку степень сохранности различных форм языкового анализа и синтеза влияет на формирование устной и письменной речи ребенкаи определяет успешность овладения грамотой. Различают три формы языкового анализа и синтеза: фонематический (звуковой) анализ и синтез; слоговой анализ и синтез; деление предложений на слова и текста на предложения[28, с. 7].

За период дошкольного обучения дети с нормальным речевым развитием овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Но в  силу ряда  причин к 6-7 годам у детей не всегда оказывается сформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка.

На этапе подготовки к школьному обучению необходима целенаправленная работа по формированию умений анализа и синтеза речи у детей дошкольного возраста.

Проблема формирования навыков звукового анализа у детей рассматривается в трудах известных педагогов и психологов: Н.Х. Швачкиной, Р.Е. Левиной, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, В.И. Бельтюкова.

 

Методологической основой исследования  является звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным[29] и доработанный Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста; работы, посвященные формированию фонематических процессов Г.А. Каше[11], Т.Б. Филичевой[21], Г.В. Чиркиной[26], Н.А. Чевелевой.

Важным методологическим положением, определяющим процесс формирования умений анализа и синтеза речи у детей дошкольного возраста, является понятие «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), которое должно определять задачи для построения работы с детьми, имеющими разный уровень речевого развития.

Цель исследования: определить  особенности формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ.

Задачи исследования:

1.Сделать анализ теоретической и методической литературы по теме исследования.

2. Определить приемы работы по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.

3. Провести диагностику умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.

4.Разработать методические рекомендации по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ.

Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста

Предмет исследования: процесс формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации теоретического материала по проблеме формирования умений анализа и синтеза речи у дошкольников.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике работы ДОУ.



Глава I. Теоретические аспекты анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы

Предпосылки и структура языкового анализа и синтеза

Одной из задач, которую ставит Федеральный Государственный Образовательный Стандарт перед педагогами дошкольного образования при реализации содержания образовательной области «Речевое развитие», является формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, так как готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания (Д.Б. Эльконин).

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) поэтапно. Затем происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Условием формирования умений анализа и синтеза речи является языковая способность. Языковая способность заключается в том, что она представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленный на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющийся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Специфика языковой способности в том, что она формируется только в процессе общения взрослого и ребенка по поводу любой совместной деятельности, тесно связана с особенностями развития высших психических функций и в конечном счете определяет трудности в усвоении человеческой культуры [4, с. 33].

Языковой анализ и синтез относится к когнитивно-речевым умениям, не формирующимся спонтанно и требующим специальной работы по их формированию и развитию. Сложность такой работы заключается в том, что предпосылкой для успешного анализа и синтеза языковых явлений требуется как достаточно развитая речь, так и сформированные мыслительные процессы.

Дети седьмого года жизни овладевают произношением всех звуков родного языка, имеют достаточно развитое фонематическое восприятие. Дети умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (с – з , с – ц, ш – ж, ч – щ, л – р).

Могут проявляться трудности в проговаривании многосложных слов

(лаборатория, велосипедисты, милиционер). Читая стихи, пересказывая литературные произведения дети пользуются различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением (изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от ситуации высказывания).

 В этом возрасте закрепляется и совершенствуется умение делить слова на слоги и производить звукобуквенный анализ слов. Ребенок различает понятия «слог», «слово», «предложение», придумывают предложения с заданным количеством слов. Вычленяет количество и последовательность слов в предложении. Знает буквы. Дифференцирует понятия «звук» и «буква», дает характеристику звукам (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие). Устанавливает последовательность звуков в словах, делит слова на слоги, предложения на слова и т. д.

За небольшой промежуток добукварного обучения дети осваивают целый ряд знаний и умений. Им необходимо знать, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги -из звуков речи; необходимо научиться выделять звуки речи, знать, что звуки находятся в слове в конкретном порядке; детям в некоторой степени необходимо освоить процесс соединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения; в этот период им нужно освоить ряд новых названий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

К семи годам ребенок:

- участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству;

- в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника;

- речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов.

Формирование фонетико - фонематической стороны речи у детей – это сложный процесс. При несформированности навыка звукового анализа у отдельных  детей отмечаются выпадение некоторых звуков или частей слова. По большей части пропускается часть слова, находящаяся в безударном положении, или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Изредка можно услышать  и лишние звуки в слове (соленце, кошыка). Несформированность слоговой структуры слова говорит о том, что у детей отсутствуют в полной мере конкретные представления о звуковом составе слова. Восприятие звуков речи и выполнимость их анализа являются у детей, имеющих несформированность звукового анализа и синтеза, не связанные с нарушениями артикуляционного аппарата, неполноценными. Их неполноценность - результат снижения дифференцировочной функции, связанной с различением сходно произносимых звуков. Простой слуховой анализ слова на составляющие его фонемы, разделение предложения на изолированные слова для данных детей невыполнимо.

Несмотря  на абсолютно развитый речевой аппарат, речь у данных детей нередко формируется с отставанием, произношение фонем длительное время сохраняется дефектным, общее звучание речи неопределенным, нечетким, неправильно ставятся ударения. Эти свойства обусловлены нарушением функции звукового анализа. Сохранность этой функции дает возможность развитию правильного произношения. Часты, тем не менее, случаи, когда проблемы в устной речи до известной степени устраняются ребенком само собой, он уже не находит явных нарушений произношения, а только общую ее смазанность и невнятность.

Рассматривая данные сведения, можно утверждать, что расстройство слухового восприятия, неполное овладение звуковым составом слова - следствие, как неразборчивого произношения звуков, так и малоудовлетворительного звукового анализа.

Вместе с тем, дети, с несформированным навыком звукового анализа и синтеза, испытывают огромные сложности в словообразовании. Среди них можно указать на погрешности при образовании уменьшительной формы имён существительных, образовании прилагательных от существительных и т.д.

Несформированность навыков звукового анализа и синтеза не только является результатом расстройства устной речи, но и понижает готовность дошкольника к усвоению чтением и письмом.

Как утверждается в ряде определенных исследований (Т.Г. Егоров, Л.Ф. Спирова и др.), дети, поступающие в школу с хорошо формированной речью, владеют некоторой готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. К примеру, когда ребёнку дается какое-нибудь задание по речезвуковому анализу, он с ним справляется без особых проблем. Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи постигается в процессе развития устной речи. Осмысленное же освоение этого процесса осуществляется в школе.

Упражнение на выделение фонемы из состава слова и определение положения звука в слове впервые дается ребёнку в начале обучения грамоте; до этого момента звуковой состав слова, так же как и процесс произношения, ребёнком не осмысливается.

Наиболее частой и типичной ошибкой для детей с несформированным звуковым анализом и синтезом, является замена одних букв другими, следующим видом ошибок является пропуск букв. Как правило, дети с нарушением звуковой стороны речи совсем не слышат гласного в позиции после согласного. Данные сложности отражаются в письме.

Помимо названных видов ошибок, в письме детей с нарушенным произношением часто отмечаются смешение букв, пропуск слогов, вставки дополнительных букв, целое искажение слов. Следствием данных ошибок равным образом является проблемы в анализе звукового состава речи.

Дисграфия, обусловленная нарушениями звукового анализа и синтеза, является наиболее распространённой среди специфических нарушений письма.

У детей с подобными расстройствами в письме появляются многочисленные пропуски букв (чаще гласных и реже – согласных) и перестановки букв и слогов, нарушается деление текста на предложения (отсутствуют точки и заглавные буквы) и предложения на слова. В этом случае часть слова пишется отдельно или два и более слов пишутся слитно.

В основе таких нарушений лежит целый ряд причин. Одна из них – несформированность навыка анализа и синтеза слов и предложений.

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии[27, с. 211]:

- дофонемная (от рождения до 1 года);

- фонемная (соответственно после года).

Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.

С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова.

С 5-ти лет - выделить ударный гласный в начале слова.

С 6-ти лет:

- определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.);

- определить последний звук в слове (сыр);

- определить согласный в середине;

- определить последовательность звуков в слове (мак);

- определить количество звуков в слове;

Полным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте [7, с. 49].

Навык языкового анализа и синтеза является одной из форм интеллектуальной деятельности. Освоение его зависит как от уровня языковой зрелости, так и от состояния интеллектуальных способностей и предпосылок интеллекта.

В возрасте 3 - 7 лет развивается навык слухового контроля над своим произношением [10, с. 134].

А.Н. Гвоздев рассматривает усвоение слогового состава слова и останавливается на особенностях слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других». Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение определенного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов [7, с. 35].

Подготовительная группа (6 - 7лет)

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

- автоматизация и дифференциация сложных для произношения звуков в речи;

- коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

- освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный -согласный, согласный твердый - согласный мягкий), составление схемы слова, выделение ударного гласного звука в слове;

- освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов;

- ориентация на листе, выполнения графических диктантов;

- выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз;

- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Работа в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на определенные тактильные и слуховые чувства, также помогает осмысленному освоению звуками речи, что играет огромную роль для подготовки к обучению грамоте. Внедрение в созданную Г. А. Каше комплекс упражнений, подразумевающих анализ и синтез звукового состава слова, предусматривало решение сразу двух задач - ускорить процесс звукообразования и подготовить детей к овладению грамотой. Вслед за постановкой звуков одновременно с тренировочными заданиями, нацеленными на закрепление произношения, необходимо обучать детей дифференцировать звуки и выделять их в составе слова. Наряду с этим необходимо  отрабатывать лишь те звуки, которые неверно произносятся или неверно используется в речи [12, с. 29].

Необходимо также вести целенаправленную работу по формированию умений дифференцировать между собой звуки речи, как гласные, так и согласные; находить тот или иной звук из структуры слова; делить слова на слоги, а слоги на звуки; связывать звуки в слоги и слова; определять  порядок звуков в слове; делить предложения на слова.

Таким образом, одной из ведущих задач речевого развития дошкольников в подготовительной к школе группе является формирование умений анализа и синтеза речи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...