Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приемы формирования навыков анализа и синтеза речи у детей подготовительной группы к школе




Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма. Специальные исследования Р. Е. Левиной (1968 г.), Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелёвой, Г. Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. А это обозначает, что анализ звучащей и произносимой речи является исходным моментом в обучении детей чтению и письму [2, с. 3]. Поэтому с первого и до последнего занятия по развитию речи и обучению грамоте в детском саду, а затем и на начальном этапе обучения в школе дети вычленяют из речи звуки, слоги, предложения, делят их на слова, в словах определяют количество слогов, особо выделяя ударный, устанавливают количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах и слове в целом [1, с. 286].

Многие авторы (И.Н. Садовникова, Л,В. Ястребова, Л.Г. Парамонова и др.) описывают многочисленные игры и упражнения на развитие речевых навыков и функций(Приложение 1). Но следует отметить, что акцент необходимо делать на операциях со слогами. Могут быть использованы следующие упражнения: отхлопывание слоговой структуры слова; игра «Зашифрованное слово»; игра «Телеграф» (логопед отстукивает слоговую структуру слова, ученик должен догадаться по слоговому рисунку, что загадал логопед); игра «Магнитофон» (педагог поочерёдно называет слоги, паузы, между которыми заполняет слуховой информацией); игра «Собери слово в корзинку» (педагог называет слоги в разбивку, ученик должен назвать слово).

Данные занятия можно выполнять с помощью мяча: услышав звук А,

стукни мячом об пол; услышав гласный звук из ряда звуков – подбрось мяч вверх; придумай слово на звук и брось мяч педагогу; придумай предложение из 2-х, 3-х слов, отбивая каждое слово мячом и т.п.

При этом достигается несколько целей: во-первых, игры с мячом побуждают ребёнка к ответному действию, во-вторых, развивают быстроту реакций; в-третьих, вызывают интерес.

Для успешного обучения грамоте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то, в первую очередь, у детей должна быть сформирована фонематическая система – основа устной и письменной речи, которая включает в себя:

1.фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, формируется спонтанно в процессе развития ребёнка

2.фонематические представления – собственно дифференциация фонем и фонемных обобщений, формируется у детей в результате восприятия и наблюдения за речью взрослых.

3.фонематический анализ

4.фонематический синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, базируются на сформированном фонематическом восприятии.

Фонематический анализ и синтез является более высокой ступенью формирования фонематической системы, выступают, как умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, вынесенные вовне операции над языком.

Существует множество этих операций:

1.выделение звука на фоне слова /определение наличия или отсутствия данного звука в словах/

2.выделение звуков в слове /называние первого и последнего звука в слове/

3.определение места звука в слове/в абсолютном начале, в абсолютном конце и середине/

4.определение положения звука по отношению к другим звукам в слове

5.определение последовательности звуков в слове

6.определение порядка в следовании звуков в слове

7.определение количества звуков в слове

8.составление слов из заданной последовательности звуков /фонематический синтез/

Предпосылки, определяющие полноценное становление фонематической системы:

· анатомо-физиологические – анатомическая сохранность, функциональная зрелость и слаженная работа речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, сформированость полноценных кинезий и кинестезий;

· психологические – качественная сформированность высших психических функций: внимания, речеслухового восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза, сопоставлений, обобщения, долговременной памяти;

· социальные - полноценная речевая среда.

Незрелость предпосылок формирования фонематических процессов в целом или неравномерность их созревания влияет на качество и сроки становления фонематической системы.

Для речевых детей характерно несовершенство процессов обобщения, абстрагирования, анализа и синтеза, неполноценность зрительного восприятия, наличие трудностей в создании ассоциаций, монистическим нарушений, существующих моторных и сенсорных затруднений.

Чтобы обеспечить качественное содержание коррекционно-логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, необходимо учитывать и соблюдать важнейшие дидактические принципы логопедии:

· патогенетический принцип - предполагает преодоление патологического механизма речевого дефекта, в частности различных операций звукового анализа и синтеза через все процессы фонематической системы;

· онтогенетический принцип - предполагает организацию логопедической работы с учётом основных закономерностей формирования языка

 

Глава 2. Описание опыта работы по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной группы к школе в условиях ДОУ

 

Диагностика уровня формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы

 

Методики выявления уровня знаний звуко-слоговой структуры грамматического строя и культуры речи включала в себя 6 заданий:

1. Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н, о, у, р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

Примечание: возможен другой набор звуков.

Критерии оценки:

Полный ответ – 3 балла;

Анализ с ошибками – 2 балла;

Ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

Отсутствие ответа – 0 баллов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...