Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2016-2019 ГГ.




Проект федерального бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018–2019 гг. (далее – законопроект) имеет следующие основные показатели (см. табл. 1).

1.

 

Млрд руб.

% ВВП

2015 (факт) 20164 (оценка) 2017 (проект) 2018 (проект) 2019 (проект) 2015 (факт) 2016 (оценка) 2017 (проект) 2018 (проект) 2019 (проект)
Доходы 13 659 13 369 13 488 14 029 14 845 16,9 16,1 15,5 15,2 15,0

В том числе:

нефтегазовые доходы 5863 4 778 5 050 5 114 5 348 7,3 5,8 5,8 5,5 5,4
ненефтегазовые доходы 7797 8 591 8 438 8 915 9 497 9,6 10,4 9,7 9,7 9,6
Расходы 15 620 16 403 16 241 16 040 15 987 19,3 19,8 18,7 17,4 16,2
Дефицит (-) / профицит (+) -1 961 -3 034 -2 753 -2 011 -1 142 -2,4 -3,7 3,0 -2,2 -1,2
Ненефтегазовый дефицит -7 823 -7 812 -7 803 -7 125 -6 490 -9,7 -9,4 -9,0 -7,7 -6,5

Таблица 1 - Основные характеристики федерального бюджета в 2015–2019 гг.

 

В целом 2016 г., с учетом предварительных оценок состояния макроэкономических индикаторов на конец года, характеризуется как период адаптации к внешнеэкономическим вызовам второй половины 2014–2015 гг., связанным с резким падением цены на нефть, распространением финансовых и экономических санкций и последовавшей заними цепочкой ухудшениямакроэкономическихиндикаторовэкономикиРФ.Втожевремя2017–2019гг.при планировании федерального бюджета прогнозируются как период выхода на параметры сбалансированного развитияэкономики.[22]

Минфин и Правительство возвращаются к трехлетнему бюджетному планированию: законопроектвключаетвсебяпараметрынетолькона2017г.,ноинаплановыйпериод2018– 2019 гг. Однако остается неясным, насколько удастся следовать заложенным параметрам в течение всего трехлетнего периода, сможет ли это стать не номинальным, а реальным сигналом как для населения, так и для бизнеса с точки зрения стабильности бюджетно- налоговой политики государства.

Всоответствиисзаконопроектомдоходыфедеральногобюджетапродолжатснижение в долях ВВП. К 2019 г. их объем не превысит 15% ВВП, относительно предварительной оценки за 2016 г. в 16,1% ВВП (16,9% ВВП в 2015 г.). Сокращение доходов федерального бюджета будет обусловлено снижением нефтегазовых поступлений за рассматриваемый период с 5,8% ВВП в 2016–2017 г. до 5,4% ВВП в 2019 г. в условиях сохранения низких цен на нефть. При этом объем ненефтегазовых доходов будет проявлять устойчивость и в соответствии с бюджетными проектировками не опустится ниже 9,7–9,6% ВВП, что будет соответствовать уровню 2015г.

Динамика общего объема расходов на протяжении всего трехлетнего периода будет снижаться как в долях ВВП, так и в номинальном выражении, что связано с проведением курса, направленного на бюджетную консолидацию в рамках переходного периода, необходимогодлявступлениявсилуновыхбюджетныхправилс2020г.(окоторыхподробнее будет сказано ниже). К 2019 г. объем расходов федерального бюджета опустится к отметке 16,1% ВВП относительно предварительной оценки их исполнения в 2016 г. в 19,8% ВВП (19,3% ВВП в 2015 г.). Таким образом, ежегодное сокращение общего объема федеральных расходов составит порядка 1–1,3 п.п.ВВП.[23]

Бюджетнымипроектировкамина2017–2019гг.запланированозначительноеснижение объема дефицита федерального бюджета темпами, равными около 1 п.п. ВВП в год. Так, по итогам 2019 г. общий объем дефицита составит 1,2% ВВП относительно его ожидаемой величины в 3,7% ВВП в 2016 г. (или 4,5% ВВП без учета «сверхдоходов» от частичной приватизацииакцийПАО«Роснефть»).Приэтомснижаетсяиненефтегазовыйдефицитс9,4% ВВПв2016г.до6,5%ВВПк2019г.,чтобудетозначатьснижениезависимостифедерального бюджета от внешнеэкономическойконъюнктуры.

На фоне общего сокращения объема дефицита в плановом периоде существенно изменится соотношение источников его финансирования. В то время как в 2016 г. порядка 70%дефицитапокрываетсязасчетсредствсуверенныхфондов,к2019г.до90%всегообъема дефицита будет компенсироваться источниками внутреннего финансирования дефицита, преимущественно государственными ценными бумагами (см. табл. 2). Такая структура источников финансирования дефицита учитывает исчерпание средств Резервного фонда уже в 2017 г. и сохранение к концу 2019 г. средств ФНБ в объеме 3,1%ВВП.

Наименование показателей 2016 2017 2018 2019
Источники финансирования дефицита 3034 2753 2011 1142
Использование Резервного Фонда и ФНБ 2144 1820 1162 140
Не связанные с использованием Резервного фонда и ФНБ 891 933 849 1003
Источники внутреннего финансирования дефицита 897 1236 1178 1129
государственные ценные бумаги 449 1050 1050 1050
приватизация 382 138 14 14
бюджетные ссуды и кредиты, предоставленные внутри страны -183 129 233 155
прочие 249 -82 -119 -90
Источники внешнего финансирования дефицита -7 -303 -329 -127

Таблица 2 - Источники финансирования дефицита в 2016–2019 гг.

Таким образом, законопроект предусматривает резкое увеличение внутренних заимствований, в результате которого чистое привлечение ресурсов за счет выпуска государственныхценныхбумагбудетпревышать1трлнрублейежегодно,чтовдваразавыше показателя 2016 г. В принципе, Минфин России вполне способен привлечь такие займы на внутреннем рынке без существенных негативных последствий для процентных ставок и финансовой стабильности. Государственный внутренний долг вырастет с 13,6% ВВП по итогам 2015 г. до 16,8% ВВП в 2019 г., что является сравнительно невысоким уровнем для развивающихсястран.[24]

Спрос на российские государственные ценные бумаги является и будет оставаться высоким:инвестированиевОФЗпредставляетсобойоднуизлучшихстратегийнавнутренних долговых рынках развивающихся стран, что во многом связано с предсказуемой, понятной и пользующейсядовериемполитикойБанкаРоссиипоснижениюинфляции.Ктомуженаличие объемного и ликвидного рынка внутреннего государственного долга является необходимым условием признания национальной валюты страны в качестве резервной валюты, хотя бы региональногомасштаба.

Следовательно, если фактическое исполнение бюджета будет придерживаться заложенных в проекте параметров и дефицит бюджета снизится до минимальных значений к 2019 г., заложенные в проект параметры внутренних заимствований представляются вполне реалистичными. Однако необходимость финансирования значительно большего бюджетного дефицита может столкнуться с трудностями и привести к росту процентных ставок и вытеснению частных инвестиций.

Таким образом, период 2017–2019 гг. можно назвать переходным с точки зрения проводимойбюджетнойконсолидации.Оннеобходимдлявведениявдействиес2020г.новых бюджетныхправил.Снижениедефицитабюджетадостигаетсявосновномзасчетсокращения объема государственных расходов не только в долях ВВП, но и в номинальном выражении. При этом общий объем доходов продолжит снижение за счет нефтегазовой составляющей в условиях сохранения низких цен на нефть. Поступления ненефтегазовых доходов прогнозируютсянастабильномуровне.Такженельзязабыватьотом,чтоценынанефтьмогут опуститься и ниже прогнозируемого уровня (даже с учетом консервативности текущего прогноза). При этом планы по номинальному сокращению расходов задают достаточно жесткие рамки для бюджетной политики и без реализации системных мер по повышению эффективности расходов и оптимизации их структуры могут оказаться либо трудно выполнимыми на практике, либо стать фактором для сдерживания экономического роста, особенно в условиях сокращения бюджетных инвестиций










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...