Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2016-2019 ГГ.
Проект федерального бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018–2019 гг. (далее – законопроект) имеет следующие основные показатели (см. табл. 1). 1.
Таблица 1 - Основные характеристики федерального бюджета в 2015–2019 гг.
В целом 2016 г., с учетом предварительных оценок состояния макроэкономических индикаторов на конец года, характеризуется как период адаптации к внешнеэкономическим вызовам второй половины 2014–2015 гг., связанным с резким падением цены на нефть, распространением финансовых и экономических санкций и последовавшей заними цепочкой ухудшениямакроэкономическихиндикаторовэкономикиРФ.Втожевремя2017–2019гг.при планировании федерального бюджета прогнозируются как период выхода на параметры сбалансированного развитияэкономики.[22] Минфин и Правительство возвращаются к трехлетнему бюджетному планированию: законопроектвключаетвсебяпараметрынетолькона2017г.,ноинаплановыйпериод2018– 2019 гг. Однако остается неясным, насколько удастся следовать заложенным параметрам в течение всего трехлетнего периода, сможет ли это стать не номинальным, а реальным сигналом как для населения, так и для бизнеса с точки зрения стабильности бюджетно- налоговой политики государства. Всоответствиисзаконопроектомдоходыфедеральногобюджетапродолжатснижение в долях ВВП. К 2019 г. их объем не превысит 15% ВВП, относительно предварительной оценки за 2016 г. в 16,1% ВВП (16,9% ВВП в 2015 г.). Сокращение доходов федерального бюджета будет обусловлено снижением нефтегазовых поступлений за рассматриваемый период с 5,8% ВВП в 2016–2017 г. до 5,4% ВВП в 2019 г. в условиях сохранения низких цен на нефть. При этом объем ненефтегазовых доходов будет проявлять устойчивость и в соответствии с бюджетными проектировками не опустится ниже 9,7–9,6% ВВП, что будет соответствовать уровню 2015г. Динамика общего объема расходов на протяжении всего трехлетнего периода будет снижаться как в долях ВВП, так и в номинальном выражении, что связано с проведением курса, направленного на бюджетную консолидацию в рамках переходного периода, необходимогодлявступлениявсилуновыхбюджетныхправилс2020г.(окоторыхподробнее будет сказано ниже). К 2019 г. объем расходов федерального бюджета опустится к отметке 16,1% ВВП относительно предварительной оценки их исполнения в 2016 г. в 19,8% ВВП (19,3% ВВП в 2015 г.). Таким образом, ежегодное сокращение общего объема федеральных расходов составит порядка 1–1,3 п.п.ВВП.[23] Бюджетнымипроектировкамина2017–2019гг.запланированозначительноеснижение объема дефицита федерального бюджета темпами, равными около 1 п.п. ВВП в год. Так, по итогам 2019 г. общий объем дефицита составит 1,2% ВВП относительно его ожидаемой величины в 3,7% ВВП в 2016 г. (или 4,5% ВВП без учета «сверхдоходов» от частичной приватизацииакцийПАО«Роснефть»).Приэтомснижаетсяиненефтегазовыйдефицитс9,4% ВВПв2016г.до6,5%ВВПк2019г.,чтобудетозначатьснижениезависимостифедерального бюджета от внешнеэкономическойконъюнктуры. На фоне общего сокращения объема дефицита в плановом периоде существенно изменится соотношение источников его финансирования. В то время как в 2016 г. порядка 70%дефицитапокрываетсязасчетсредствсуверенныхфондов,к2019г.до90%всегообъема дефицита будет компенсироваться источниками внутреннего финансирования дефицита, преимущественно государственными ценными бумагами (см. табл. 2). Такая структура источников финансирования дефицита учитывает исчерпание средств Резервного фонда уже в 2017 г. и сохранение к концу 2019 г. средств ФНБ в объеме 3,1%ВВП.
Таблица 2 - Источники финансирования дефицита в 2016–2019 гг. Таким образом, законопроект предусматривает резкое увеличение внутренних заимствований, в результате которого чистое привлечение ресурсов за счет выпуска государственныхценныхбумагбудетпревышать1трлнрублейежегодно,чтовдваразавыше показателя 2016 г. В принципе, Минфин России вполне способен привлечь такие займы на внутреннем рынке без существенных негативных последствий для процентных ставок и финансовой стабильности. Государственный внутренний долг вырастет с 13,6% ВВП по итогам 2015 г. до 16,8% ВВП в 2019 г., что является сравнительно невысоким уровнем для развивающихсястран.[24] Спрос на российские государственные ценные бумаги является и будет оставаться высоким:инвестированиевОФЗпредставляетсобойоднуизлучшихстратегийнавнутренних долговых рынках развивающихся стран, что во многом связано с предсказуемой, понятной и пользующейсядовериемполитикойБанкаРоссиипоснижениюинфляции.Ктомуженаличие объемного и ликвидного рынка внутреннего государственного долга является необходимым условием признания национальной валюты страны в качестве резервной валюты, хотя бы региональногомасштаба. Следовательно, если фактическое исполнение бюджета будет придерживаться заложенных в проекте параметров и дефицит бюджета снизится до минимальных значений к 2019 г., заложенные в проект параметры внутренних заимствований представляются вполне реалистичными. Однако необходимость финансирования значительно большего бюджетного дефицита может столкнуться с трудностями и привести к росту процентных ставок и вытеснению частных инвестиций. Таким образом, период 2017–2019 гг. можно назвать переходным с точки зрения проводимойбюджетнойконсолидации.Оннеобходимдлявведениявдействиес2020г.новых бюджетныхправил.Снижениедефицитабюджетадостигаетсявосновномзасчетсокращения объема государственных расходов не только в долях ВВП, но и в номинальном выражении. При этом общий объем доходов продолжит снижение за счет нефтегазовой составляющей в условиях сохранения низких цен на нефть. Поступления ненефтегазовых доходов прогнозируютсянастабильномуровне.Такженельзязабыватьотом,чтоценынанефтьмогут опуститься и ниже прогнозируемого уровня (даже с учетом консервативности текущего прогноза). При этом планы по номинальному сокращению расходов задают достаточно жесткие рамки для бюджетной политики и без реализации системных мер по повышению эффективности расходов и оптимизации их структуры могут оказаться либо трудно выполнимыми на практике, либо стать фактором для сдерживания экономического роста, особенно в условиях сокращения бюджетных инвестиций |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 427. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |