Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание понятия «досуг» в научной литературе
Современное общество, вступившее в эпоху глобализации, остро нуждается в осмыслении социокультурных процессов, происходящих в нем. С одной стороны, необходимо исследовать тенденции, которые способствуют развитию культуры как фактора совершенствования современного общества, с другой стороны, нуждаются в теоретическом осмыслении факты, способствующие подъему уровня культуры общества. Одним из аспектов здесь являются процессы, происходящие в сфере досуга. В культуре, обществе, досуге в равной мере наблюдаются эти тенденции, и они в равной степени актуальны для исследования. Современное общество, порожденное взрывным развитием информационных и коммуникационных технологий, способствует изменению функциональной сущности досуговой деятельности личности: переориентация в основном на отдых и развлечения; вытеснение функций развития и самореализации человека на второй план; неравномерность распределения свободного времени у различных социальных групп населения и др. Социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию,связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности. Культура досуга как часть культуры современного общества, а также досуговая культура личности как отражение культуры досуга в сознании личности недостаточно изучены. Большое значение для изучения досуговой деятельности и выявления понятий «досуг», «свободное время», «культура досуга» имеют работы отечественных ученых И.А. Грушина, Г.Е. Зборовского, Э.М. Коржевой, Г.П.Орлова, В.Д. Патрушева, Г.А. Пруденского, Э.В. Соколова В.А. Ядова, которые во многом определили основные подходы к исследованию рассматриваемой темы. Содержание понятий «досуг», «культура досуга», их субъектов, структуры, функций нашло отражение в работах Л.А. Акимовой, Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д., Красильникова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Н.Ф. Максютина, Ю.А. Стрельцова и др. Важным аспектом анализируемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время», которые нередко в научной литературе употребляются как синонимы. Подходы к их рассмотрению достаточно противоречивы. Отечественный исследователь Э.М. Коржева рассматривает термин «досуг» как синоним слова «свободное время», где свободное время представляется в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека направлена на отдых. Ю.А. Стрельцов также уравнивает между собой два этих понятия, определяя «досуг» как часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающуюся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат.[12] В.А. Ядов обращает внимание на специфические черты досуга, такие как деятельность и саморазвитие личности: «В научном смысле досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии»[13]. Понятие «досуг», по нашему мнению, наиболее достоверно определил Э.В. Соколов. Он утверждает, что это время, «когда возможен свободный выбор занятий, в котором отдых перемежается с физической и умственной активностью»[14]. Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной науке позволил выделить два основных подхода к рассмотрению данных терминов: их отождествление и их разделение. Второй точки зрения придерживаемся и мы в контексте настоящей работы, используя при этом следующие определения. Свободное время - часть бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, семейных, общественных обязанностей, бытовых забот и необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.), являясь одним из условий и одновременно пространством для развития личности. Досуг - часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору. Анализируя различные подходы к характеристикам досуга, выделим основные: свободу от жестких социальных требований, возможность выбора, гедонистичность досугового поведения (личность находится в поисках радости, наслаждения), компенсационность (активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности). В настоящее время досуговая деятельность должна решать, прежде всего, социальные проблемы, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но способствовать повышению уровня общей культуры в современном мире обязана. В заключение следует отметить, что изучению культуры досуга как неотемленного компонента в развитии современного общества посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный опыт, проблема культуры досуга как фактора совершенствования современного общества остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований. Содержание параграфа и выводы должны соответствовать формулировке. Логика. Последовательность изложения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1111. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |