Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая конструкция драмы по «Поэтике» Аристотеля




КОРОТКО О ТЕОРИИ ДРАМЫ

(с сайта http://www.dramaturgu.ru)

 

 

Драматургия

1 Драматический процесс

1.1 Единое действие

1.2 Драматический узел

2 Общая конструкция драмы

2.1 Драматическая борьба

2.2 Общая конструкция драмы по «Поэтике» Аристотеля

2.3 Эмоциональная вибрация драматической воли

2.4 Раздвоение воли

2.5 Тема, сюжет, фабула, интрига

3 Композиция пьесы

3.1 Экспозиция

3.2 Нарастание действия

3.3 Обязательная сцена, кульминация

3.4 Количество участников в драме

4 Конструкция драматической сцены.

4.1 Развитие драматической сцены. Художественная правда.

4.2 Поединок вслепую

4.3 Главные драматические сцены

5 Конструкция драматической реплики

5.1 Драматический диалог

5.2 Риторический характер драматической реплики

5.3 Лирика, как элемент риторики

5.4 Диалектика

5.5 Драматический стиль

Драматургия

 

Открывая для себя теорию драматургии, мы вступаем во вселенную, развивающуюся по законам, поражающим своей математической точностью и красотой. Космическая гармония, подобная произведениям Баха или Леонардо Да Винчи, строится на твердом основании теории драмы. Основной закон, которым руководствуется драматургия – это закон гармонического единства: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом.

 

Благодаря выстроенной композиции, пьесы классиков воспринимаются как единый живой организм, который не может быть безболезненно лишен какого-либо из своих членов. Захватывающие конфликты драматургии заставляют зрителя трепетать уже много веков.

 

Естественно, чтобы написать пьесу, мало сухого выполнения законов драматургии, знания особенностей драмы, в нее нужно вдохнуть жизнь, и именно внутренняя жизнь придает смысл постановке. Но владение ремеслом помогает автору донести идею пьесы до зрителя, держать его в эмоциональном напряжении.

 

Многие произведения современной драматургии интересны именно отступлением от классической драматической конструкции, но чтобы понять их своеобразие необходимо четко представлять себе основные законы классической драматургии.

 

Драматический процесс

Единое действие

 

Драма есть процесс; драматическое произведение есть изображение этого процесса. Драма есть процесс действия; основным элементом драматического произведения является изображаемое действие – так было признано теоретиками, начиная с Аристотеля. Слово в драме полежит рассмотрению как мысль, как чувство, как образ, как звукосочетание, как ритм; но прежде всего оно подлежит анализу, как действие – в ряду, в цепи других действий, ибо это есть слово-действие.

 

Основным элементом драматического произведения является поэтически изображенное действие, иногда действие-поступок, выраженное в ремарках, иногда действие-слово.

 

Ремарки (указывающие на действие-поступок) и диалог – материал по содержанию своему однородный; потому-то в этих внезапных, ошеломляющих сценических положениях, в этих бурных или вкрадчивых речах, в этой пестрой борьбе и смятении возможно гармоническое единство.

 

Цельность, единство художественного образа, хотя бы самого причудливого – основное требование эстетики.

 

Единство, цельность придает драме (драматическому произведению) единое, цельное в своем развитии действие; драму формирует, прежде всего единое, цельное стремление главного героя, стремление, направленное либо к материальной цели (к власти, обогащению и т.п.) , либо к цели идеальной (напр., к осуществлению каких-либо отвлеченных принципов). Отдельные действия, на которые распадается роль главного действующего лица, являются звеньями единого действенного процесса, единого действия.

 

Драма есть процесс единого действия. Каждый может попасть в драматическое положение; но героем драмы может быть только человек, способный к такому цельному и, поскольку ему приходится упорствовать в своем стремлении, страстному действию (он может сам начать борьбу, вести действие, или быть к нему вынужденным, вести противоборство). Таков бешеный честолюбец Макбет, таков непримиримый протестант Чацкий, таковы герои трагедий и комедий.

 

Сталкиваясь с противоборством других действующих лиц, это стремление главного действующего лица растет, крепнет и обычно принимает характер истинной страсти.

 

Драматический узел

 

Единое действие драмы является началом, ее формирующим, первым условием ее возникновения; однако для того, чтобы пережить драму, мало быть драматической, то есть способной к единому действию – цельной и страстной натурой. В судьбе человека, способного испытать сильнейшие драматические потрясения, могут быть целые периоды, когда он осуществляет свои желания либо совершенно беспрепятственно, либо наталкиваясь на легко сокрушимые преграды. Для того, чтобы он пережил драму, нужны обстоятельства, которые, как из кремня огонь, должны высечь из его души опасное пламя драматического действия. Человек может до 40 лет жить благонамеренным обывателем, а в 40 лет вступить в ряды революционеров и погибнуть, стремясь к осуществлению политической идеи, которая до революции увлекала его разве только теоретически. Человек может до 50 лет быть мирным семьянином, а в 50 увлечься случайно встреченной женщиной, которой суждено разбить его семью и благополучие.

 

Только в том случае, если действенная драматическая натура наталкивается на препятствия чрезвычайные и одновременно на обстоятельства, до крайности разжигающие его желания – возникает драма. Осуществление желания должно грозить лишением чести, имущества, всяческого благополучия и самой жизни – и в то же время сулить разгоряченному воображению величайшее удовлетворение; тогда, в колебаниях между соблазном и опасностью, между величайшей надеждой и отчаянием, достигнет душа человека острейшего напряжения – волевое стремление превратится в подлинную страсть.

 

Такие чрезвычайные события и обстоятельства, при которых воля героя приобретает характер единого стремления, называют обычно драматическим узлом.

 

Драма возникает тогда, когда стянутое узлом чрезвычайных обстоятельств, отчасти его возбуждающих, отчасти пресекающих, цельное и страстное желание героя начинает стремиться к осуществлению.

 

Итак: для возникновения драмы необходимо:

 

1) единое действие героя,

2) драматический узел обстоятельств и событий, противоборствующих герою и – одновременно – разжигающих его желания.

 

Драматический узел предопределяет не только возникновение единого действия, но отчасти и его развитие.

 

Драматический узел – первоначальные обстоятельства и события драмы являются произволом автора, его художественной прихотью, фантазией: автор избирает те обстоятельства, которые, как ему видится, могут дать возможность широко и глубоко развернуть линию драматического действия. – В последующих за завязкой актах автор уже связан им самим созданными обстоятельствами. Правда, новые обстоятельства могут быть привнесены, но введение новых существенных обстоятельств усложняет и тем самым тормозит действие; обычно уже в завязке вскрываются все главные обстоятельства, при которых возникает драма. Вот почему первый акт должен быть ясен – фундамент должен быть прочен. И действительно, мало есть пьес, где слабость первого акта искупалась бы достоинством последующих. С другой стороны, не мало слабых пьес с очень живой завязкой.

 

Общая конструкция драмы

Драматическая борьба

 

Единое действие развивается в беспрерывной драматической борьбе. Каждая сцена драмы есть «поединок».

 

Все действующие лица драмы либо способствуют основному стремлению героя – подкрепляют единое действие, – либо ему противоборствуют, ведут «контрдействие», по терминологии Станиславского. – Это относится и к первоначальным событиям пьесы: драматический узел стягивается в виде ряда действий, отчасти враждебных единому действию, которое должно возникнуть, отчасти способствующих его возникновению и развитию.

 

По отношению к главному герою драмы, у центральному действию, все лица драмы, как бы она ни казалась сложна и запутана, распадаются на две группы действующих лиц: одна группа содействует герою драмы, другая ему противоборствует. Такова самая общая, грубая схема драмы – шахматная партия, белые и черные: Гамлет и Горацио, с одно стороны, развратный датский двор, с другой; Макбет и леди Макбет – с одной, вся Шотландия – с другой; Чацкий с одной стороны, и московское общество – с другой.

 

1) Чем ярче центральная линия борьбы, тем шире могут быть развиты побочные линии – разветвления основной. – Чрезвычайной яркостью основной линии оправданы широко развертывающиеся построения шекспировских драм.

 

2) Побочные линии вливаются в основное русло борьбы, усиливая ее течение; они не должны слишком далеко отклоняться в сторону.

 

В некоторых драмах, главным образом у Шекспира, встречается параллельная драматическая борьба; то есть параллельно основному столкновению разыгрывается, в более мелком масштабе, аналогичная борьба между второстепенными действующими лицами.
Наконец, так же вливаются в основное русло сцены шутов. Если же сцены шутов не связаны с драматической борьбой, они являются интермедиями.

 

В драматическую борьбу вступают, по воле автора, в разнообразных положениях разные люди; особенно сильное впечатление производит борьба – когда, охваченные страстями, борются между собою люди близкие, родные или друзья; нужна особая сила страсти, чтобы вести такую борьбу.

 


Общая конструкция драмы по «Поэтике» Аристотеля

 

Аристотель делит все сцены трагедии на три группы:

 

1) Сцены, где сменяются «счастье» и «несчастье»;

2) Сцены узнания;

3) Сцены пафоса, сцены бурного страдания.

 

Сцены, где сменяются «счастье» и «несчастье» героя – это сцены его удач и неудач, побед и поражений, где резко чередуются моменты возобладания «единого действия» над «конт-действием» с моментами обратного значения. Иначе говоря, это те сцены, которые можно назвать сценами сражений.

 

Сценами узнания Аристотель называет сцены подлинных узнаваний. Во многих античных трагедиях решающий момент борьбы – катастрофа – совпадает с узнаванием (так например, узнание своей вины есть катастрофа для Эдипа). Мы можем толковать сцены узнания в широком смысле, то есть отнести сюда все сцены, построенные на желании добыть необходимые для борьбы сведения.

 

Сцены двойного зрелища – когда на сцене происходит суд, театральный спектакль и т.п., причем часть действующих лиц созерцает спектакль вместе со зрительным залом, - являются обычно сценами распознавания. – Гамлет проверяет спектаклем показания тени; на суде пытаются добыть существенные показания и т.п.

 

Аристотель указывает как на особенно сильный драматический эффект, на соединение сцены узнавания с перипетией. – Перипетиями называются внезапные изменения в судьбе героя драмы, противоположные тому, что в данный момент ожидалось. – Так сообщение, долженствавшее успокоить, внезапно оказывается ужасающим.

 

Входят ли в общую конструкцию драматической борьбы длительные сцены бурного страдания? Сцены пафоса обычно развертываются после проигранного сражения. Иногда герой трагедии, потрясенный сокрушительными ударами, в смятении бросается то в одну, то в другую сторону. – Если же внешне действенное проявление для героя трагедии совершенно невозможно, сцены пафоса строятся как обращение к людям, к стихиям, к богу за помощью: беспрерывное, хотя и растерянное, искание выхода в тяжелом положении.

 

Деление Аристотеля при всяком толковании – условное, крайне схематическое, ибо сцена пафоса может, например, сопровождаться распознавание, распознавание может сочетаться с «прямым сражением», каждая сцена в драме есть «поединок».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...