Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности
В условиях производства
Введение
Приступая к изучению курса, следует знать, что жизнедеятельность – это повседневная деятельность человека и его отдых, это способ его существования. Деятельность человека является предметом научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний. Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Деятельность человека осуществляется в условиях техносферы (зоны деятельности) или окружающей природной среды, т.е. в среде обитания. В научной теории БЖД, таким образом, важнейшими понятиями являются: среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.
Вопросы для самопроверки 1. Значение курса «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов АПК. 2. Предмет БЖД и его составные части. 3. С какими дисциплинами тесно связана дисциплина БЖД?
Тема 1. Теоретические основы безопасности Жизнедеятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности являются базой для изучения всех разделов курса БЖД и включают следующие вопросы: - система «человек-машина-среда обитания» (производственная, городская, бытовая, природная, социальная). Взаимодействие человека со средой обитания, оценочные параметры, совместимость элементов системы «человек-машина-среда»; - классификация негативных факторов; - понятие риска. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности как основа научной проблемы обеспечения безопасности человека. Индивидуальный и коллективный риск, концепция приемлемого (допустимого) риска; - принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности; - психология безопасности деятельности. Медико-биологические основы БЖД. Особенности функционирования сенсорных систем человека с точки зрения безопасности. Психические процессы, свойства и состояния. Групповая психология. Психологические причины ошибочных действий; - социально-экономические аспекты БЖД. Роль социальных факторов в решении проблем обеспечения БЖД. Пути оптимизации взаимоотношений в системе «человек-социальная среда». Изучение данной темы позволяет сформировать представление об опасных и вредных производственных факторах и принципах их нормирования, влияния физических, химических и биологических факторов на работающих в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда (ССБТ) «Опасные и вредные производственные факторы. Это в свою очередь позволяет научиться выявлять источники травмирования и причины профессиональных заболеваний, овладевать способами анализа и разрабатывать мероприятия по их предупреждению. Рассматривая эту тему важно усвоить систему «человек-машина-производственная среда», ее основные характеристики; эргономические и психофизиологические основы безопасности труда; основные пути формирования безопасных и безвредных условий труда. Уделяется внимание вопросам психологических возможностей человека и факторов влияющих на безопасность труда. В соответствии с ССБТ и существующими нормативами изучается классификация работ по напряженности и условиям труда, анализируются условия труда в различных подотраслях (растениеводство, животноводство, механизация и др.). Изучается методика определения материального ущерба от неудовлетворительного состояния охраны труда и оценивается влияние состояния охраны труда на производительность труда. На основе изучения коллективных договоров и соглашений по охране труда обосновываются необходимые затраты на охрану труда, изучаются источники финансирования и пути эффективного использования средств на охрану труда. В заключение темы изучают социально-экономические аспекты профилактики травматизма и профессиональных заболеваний.
Вопросы для самопроверки 1. Какова роль системы «человек-машина-окружающая среда» в охране труда? 2. Классификация опасных и вредных производственных факторов и принципы их нормирования. 3. Психофизиологические возможности человека и факторы, влияющие на них. 4. Основные методики определения материального ущерба от неудовлетворительного состояния охраны труда. 5. Принципы затрат на охрану труда и источники финансирования. 6. Основы методики анализа и прогнозирования травматизма и путей его профилактики. 7. Социально-экономические аспекты профилактики травматизма и профессиональных заболеваний.
Тема 2. правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности
При рассмотрении этой темы необходимо ознакомиться с системой нормативно-правовых актов в области охраны труда: трудовой кодекс, гражданский и уголовный кодексы. Особое внимание следует обратить на следующие вопросы: 1). Охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью. 2). Рабочее время и время отдыха. Необходимо знать, кто осуществляет надзор и несет ответственность за нарушение требований безопасности труда. Нужно знать систему стандартов безопасности труда (ССБТ), нормы, правила и инструкции. В соответствии с «Временным Положением об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса Российской Федерации от 21.10.1996 г. следует изучить вопросы организации работы по охране труда в агропромышленном комплексе, обратить внимание на права и обязанности руководителей и специалистов производства. Изучая систему обучения и инструктажа работников производства необходимо знать ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. «Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения» и ОСТ 46.0.126-82. Нужно ознакомиться с методикой составления инструкции по охране труда, с системой управления безопасностью труда как подсистемой управления производством, изучить ее задачи и структуру. Необходимо изучить порядок расследования и учета несчастных случаев, ознакомившись с трудовым кодексом Российской Федерации. Специалисту необходимо знать, как возместить ущерб пострадавшему на производстве в соответствии с документом «Новое законодательство России о возмещении вреда, причиненного здоровью работника» от 24.12.1992 г. Необходимо обратить внимание на планирование мероприятий по охране труда в соответствии с рекомендациями по планированию (Постановление от 27.02.1995 г.). Ознакомиться с коллективным договором (соглашение по охране труда) предприятия, где работает студент.
Вопросы для самопроверки 1. Какие основные законодательные акты гарантируют безопасность и безвредность труда? 2. Какие льготы имеют трудящиеся женщины и молодежь? 3. Дайте характеристику системе стандартов безопасности труда. 4. Кто осуществляет надзор по охране труда на сельскохозяйственных предприятиях? 5. Расследование и учет несчастных случаев. 6. Кабинеты охраны труда.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |