Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания по изучению




С.А. Белокуренко, Л.В. Кобцева

Барнаул 2016

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

С.А. Белокуренко, Л.В. Кобцева

Безопасность жизнедеятельности

 

 

Методические указания

По изучению дисциплины и задание для выполнения

Контрольной работы студентами-заочниками по направлению

Подготовки: 350306 – «Агроинженерия»

 

 

Барнаул 2016

 

УДК 331.45 65.9(32):331.45

 

Рецензент: д.т.н., заведующий кафедрой «Электрификации и автоматизации сельского хозяйства» А.А. Багаев.

 

Белокуренко С.А., Кобцева Л.В. Безопасность жизнедеятельности: методические указания по изучению дисциплины и задание для выполнения контрольной работы студентами-заочниками по направлению подготовки: 350306 – «Агроинженерия». - Барнаул: Изд-во РИО Алтайский ГАУ, 2016. - 54 с.

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО и учебной программы к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и содержат методические рекомендации по изучению дисциплины, задания для выполнения контрольной работы студентами-заочниками направления подготовки «Агроинженерия».

 

 

Методические указания рекомендованы к изданию учебно-методической комиссией инженерного факультета (протокол № 3 от 1 ноября 2016 г.

 

© Белокуренко С.А., Кобцева Л.В. 2016

© ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, 2016

Введение

 

Безопасность жизнедеятельности человека является серьезной проблемой современности, так как глубокое и всестороннее решение сложных вопросов, порождаемых научно-техническим прогрессом, требует больших капитальных вложений, высокой культуры деятельности человека, участия всех членов общества в решении проблем безопасности во всех видах его проявления, высокого самосознания во имя жизни, самосохранения человека и будущих поколений.

Уровень обеспечения безопасности человека определяется как экономическим развитием и стабильностью государства, так и образованием, воспитанием в этой области, которое осуществляется в большей степени в вузах. Достигнутый в процессе обучения уровень профессионализма специалистов во многом будет определять эффективность решения проблем безопасности непосредственно в источнике их возникновения.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» была введена в учебные планы высшей школы в 1990 году, которую стали рассматривать как некоторое сочетание охраны труда и гражданской обороны, а затем и охраны окружающей среды (экологии). Предпосылкой такого подхода является значительная общность в указанных выше курсах целей, задач, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач. Но в тоже время это новая дисциплина, представляющая систему общих закономерностей возникновения опасных явлений и соответствующих методов и средств защиты человека в любых условиях его обитания на основе новых теоретических положений, концепций, методов исследований. Методологической основой этой учебной дисциплины являются средства познания, рекомендации, и принципы реализации мер безопасности человека в среде обитания, выработанные наукой «Безопасность жизнедеятельности», основная цель которой – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Следовательно, основной образовательной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и любой другой деятельности (производственной, бытовой, природной, социальной), характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Безопасность жизнедеятельности решает три взаимосвязанные задачи: 1) идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количественных характеристик и координат опасности; 2) защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; 3) ликвидация возможных опасностей.

 

Требования к уровню освоения

Содержания дисциплины

 

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

Основными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;

способностьиспользовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

способностьобеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы.

Для успешного освоения данной дисциплины студент должен владеть знаниями, умениями и навыками, сформированными школьной программной по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», а также дисциплинами ООП бакалавриата: «Право», «Психология», «Философия», «Математика», «Информатика», в частности:

знать:

- основные нормативные правовые документы;

- основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- функции и задачи, обеспечивающие планомерное формирование безопасных условий труда на каждом рабочем месте.

уметь:

- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

- оценить условия труда, наличие потенциальных опасностей, степень безопасности машин, оборудования, способ организации труда и уровни травматизма и заболеваемости на производстве.

владеть:

- законодательными и правовыми актами в области безопасности, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности;

- методикой выбора, оценки состояния уровней опасных и вредных факторов производственной среды, методикой расчета показателей оценки безопасности труда.

 

Методические указания по изучению

Разделов дисциплины

 

Руководствуясь настоящими методическими указаниями, студент приступает к последовательному усвоению материала, изложенного в рекомендуемой литературе. При этом он конспектирует основные положения для лучшей проработки и записывает возникающие вопросы с целью уточнения на консультациях у преподавателя.

Изучать курс рекомендуется в последовательности, указанной в данных методических рекомендациях: не переходить к следующей теме, если предыдущая недостаточно усвоена.

Контроль по каждой теме осуществляется путем устных ответов на вопросы. Эти вопросы включены в контрольные задания, которые студент-заочник выполняет в межсессионный период.

В тех случаях, когда возникают сомнения в правильности ответа или вопрос не понятен, следует обратиться за консультацией к преподавателю.

После изучения материала всего курса студент выполняет контрольную работу и предоставляет ее на кафедру для рецензии.

 

Содержание дисциплины

 

При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; методы и средства повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения защитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, защите населения и производственного персонала и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности; экономические методы управления безопасностью жизнедеятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...