Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа социологического исследования рынка.




 

Программа социологического исследования – документ, содержащий изложение его методологических и методических основ. Разработка программы – один из самых трудоемких этапов исследования. Хорошо составленная программа является важнейшей гарантией того, что исследование достигнет своих целей.

Программа социологического исследования обычно содержит следующие разделы:

1) теоретический раздел , в котором формулируются проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования, выдвигаются гипотезы.

2) методический раздел, в котором определяется стратегический план исследования, производится построение выборки, обосновываются методы сбора информации и анализ исходных данных.

3) организационный раздел, который предполагает разработку плана исследования, т.е. установление порядка исследования, распределение человеческих и финансовых ресурсов и т.д.

Теоретический раздел.

Цель – это предполагаемый конечный результат исследования; то, что должно быть достигнуто. Цель может иметь как теоретический, так и практический (прикладной) характер. В зависимости от этого и само исследование будет теоретическим или прикладным.

Результатом теоретически ориентированного социологического исследования может стать новое знание о структуре, функциях, механизмах изменения социального объекта.

В качестве результата прикладного исследования могут выступать социальные технологии, практические рекомендации, проекты, программы по разрешению каких-либо социальных проблем, прогнозные оценки.

Задачи конкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и неосновными. В совокупности они формируют круг вопросов, ответы на которые дадут возможность реализовать цель исследования.

Обоснование цели и задачи исследования позволяет перейти к установлению его объекта и предмета Объект – это подлежащее исследованию социальное явление, процесс. Обычно в качестве объекта выступают социальные общности, группы, социальные сферы, структуры, институты, состояние общественного мнения, поведение людей в определенных обстоятельствах, социальных условиях. Объект исследования необходимо охарактеризовать количественно, структурно и с точки зрения его пространственных и временных границ Предмет исследования – это те свойства, стороны и отношения объекта, которые подлежат изучению. Правильное определение предмета основывается на строгой формулировке проблемы, системном анализе объекта, четкости цели и задач исследования. Корректный выбор предмета помогает выдвижению гипотез, способствующих успешному решению проблемы.

На этапе определения объекта и предмета социологического исследования необходим предварительный системный анализ объекта. Его цель – построить модель объекта как системы, раскрыв комплекс его элементов и связей (как внутренних, так и внешних). Предварительный системный анализ объекта взаимосвязан с еще одним элементом программы – интерпретацией основных понятий, исследуемых в ней. Смысл данной процедуры – четко, недвусмысленно указать, что понимается под терминами и понятиями, которые используются в данном исследовании, перевести их смысловое значение в плоскость и на уровень, удобный для применения в конкретном исследовании, отвечающую целям и задачам исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования.

По общему правилу любое исследование строится на предварительных предположениях, . В гипотезах на уровне предположений формируются объяснение исследуемой проблемы и способы ее решения, т.е. задается направление исследования.

Гипотезы важны

и для подготовки инструментария

исследования.

Гипотезы делятся:

1.По степени общности:

1.1. Гипотеза-основание несет в себе предположение широкой общности, выполняет системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач.

1.2. Гипотезы-следствия – это предположения менее широкой общности. Они связаны с гипотезами-основаниями и подвергаются непосредственной проверке в процессе исследования.

2. По содержанию

2.1. Описательные гипотезы представляют собой предположения о свойствах объекта, характере связей между его элементами (так называемые структурные гипотезы), о степени их взаимодействия (функциональные гипотезы).

2.2. Объяснительные гипотезы содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах.

2.3. В прогнозных гипотезах формируются предположения о тенденциях изменений объекта, вариантах развития событий.

К формулировке гипотез предъявляется ряд требований:

Ø они должны соответствовать исходным принципам общесоциологической теории;

Ø  быть взаимосвязанными и представлять в совокупности систему доказательств выдвинутого объяснения;

Ø быть доступными проверке в процессе данного исследования;

Ø не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу (хотя и могут быть альтернативными).

Методический раздел.

2.1. Построение выборки. Социолог решает, будет ли исследование сплошным (обследуется весь изучаемый массив элементов и признаков) или выборочным. Большинство исследований в социологии являются выборочными; в них обследуется некоторая часть изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью, представляет весь объект в целом. Весь изучаемый объект называется генеральной совокупностью, однако найти, определить такую часть целого, которая достаточно четко отражала бы все его основные изучаемые характеристики, очень сложно. Выборочный метод сокращает затраты труда исследователей, времени, средств на проведение обследований, позволяет изучать "масштабные" объекты и получать надежную, достоверную информацию о социальных явлениях, процессах Главное требование к выборочной совокупности – репрезентативность. Это означает, что все основные признаки генеральной совокупности, из которой "извлечена" данная выборка, должны быть представлены в ней приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в генеральной совокупности

Различают два основных типа выборки:

1. Cлучайная выборка

При случайной выборке из генеральной совокупности единицы обследования выбираются случайно, по избранному принципу (жребий; списочный состав группы, из которого в выборочную совокупность берется, например, каждый третий, пятый и т.п.). Случайная выборка часто применяется при опросах общественного мнения. Разновидностями случайной выборки являются:

1.1. стратифицированная выборка, при которой отбор производится с учетом удельного веса каждой группы (признака) респондентов в генеральной совокупности;

1.2. гнездовая выборка, когда отбираются некоторые статистические группы (гнезда) – учебные группы, бригады и т.д., которые затем целиком или выборочно подвергаются исследованию.

2. Направленная выборка.

При направленной выборке единицы обследования выбираются направленно. Наиболее распространенным ее видом является квотная выборка, когда для единиц отбора задастся система параметров – квот (например, для исследования студентов в качестве квот принимаются параметры курса, специализации). Выборка может быть также многоступенчатой. При этом процедура ее построения включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется.

Определение типа выборки зависит от решаемых в исследовании задач и типа исследования .

Результатом процедуры выборки является определение ее объема .

Объем выборки – это общее число единиц исследования, включенных в выборочную совокупность. Объем выборки зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки), от числа признаков выборки, требуемой степени точности результата. Если выборка построена правильно, исследование даст весьма надежные результаты даже при небольшом объеме.

Одна из ключевых позиций методического раздела программы – обоснование методов сбора социологической информации. Здесь указываются методы сбора данных, обосновывается необходимость их использования в исследовании.

Следующая позиция программы – определение методов обработки и анализа данных. В ней перечисляются способ обработки массива эмпирических данных, содержание работы по подготовке информации к обработке. Методы анализа данных зависят от методов сбора социологической информации, возможностей программного обеспечения их обработки, от цели и задач исследования










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...