Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Функции социологии рынка
1. Связь науки «Социология рынка» с другими науками 2. Основные функции социологии рынка
Связь науки «Социология рынка» с другими науками.
Дисциплина "Социология рынка" тесно связана прежде всего с изучением дисциплин, содержащихся в самом названии данной науки, т.е. с социологией и рынковедением. Рассмотрим эти понятия. Что касается определения "Социология", то существуют разные трактования этого понятия. Однако, бесспорно то, что социология - это наука об обществе. Это определение имеет этимологический смысл, т.к. термин "Социология" производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, понятие, учение. Обращаясь к понятию "рынок", можно выделить два основных подхода к его трактованию (см."Маркетинг" под ред. А.Н.Романова). Первый подход основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка. С этой точки зрения рынок может быть определен как: 1) способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства; 2) способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами ("рыночное поведение"); 3) способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности ("рыночное мышление"). Второй подход к трактовке понятия рынка основан на выделении его конкретно-экономического содержания. В этом случае рынокрассматривается как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. С точки зрения целей дисциплины «Социология рынка» наибольший интерес для нас представляет определение рынка как способа поведения хозяйственных субъектов (рыночное поведение). Кроме того, социология рынка опирается на следующие науки: психология, демография, статистика, экономическая теория С другой стороны, теоретические знания и практические навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплины "Социология рынка", являются необходимыми для изучения следующих дисциплин: «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Менеджмент», «Психология управления», «Социальный менеджмент», «Организация труда менеджера», «Управление персоналом», «Конфликтология».
Основные функции социологии рынка Основными функциями социологии рынка являются: - познавательная; - прикладная функция; - функция социального контроля; - прогностическая функция; - идеологическая функция; - гуманистическая функция. Познавательная. Сущность состоит в том, что социология рынка обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о рыночных отношениях, раскрывает закономерности и перспективы социальной направленности их развития. Этому служат конкретно-социологические исследования рынка, предоставляющие богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях рыночных отношений. Прикладная. Сущность состоит в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Социальный контроль. Сущность состоит в том, что социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. Прогностическая. Сущность состоит в том, что практическая направленность социологии рынка выражается в том, что она способна выработать научно-обоснованные прогнозы о тенденциях развития рыночного поведения людей. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. Идеологическая.Сущность состоит в том, что результаты социологических исследований рынка могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Гуманистическая. Сущность состоит в том, что социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, что в конечном счете способствует совершенствованию рыночных отношений. Содержательный модуль 2 Социальная политика в условиях рыночной экономики Тема 3 . Особенности социальной политики и социальной защиты населения в условиях рыночного хозяйствования. 1. Стратегии социальной политики в обществе переходного периода. 2. Концепция социального рыночного хозяйства : формирование и развитие. 3. Социальная защита населения как функция рыночной экономики
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 434. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |