Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Производительность труда. Методы ее оценки и показателиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Государственная и муниципальная служба Б1Б.13 Краткий конспект лекций для студентов всех форм обучения по направлению бакалавриата 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление
2015 г.
Краткий конспект лекций для студентов всех форм обучения по направлению бакалавриата 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление обсуждены на заседании кафедры государственного и муниципального управления.
Рассмотрены методическим советом факультета Управления и промышленности.
Лекция 1 Основные понятия и концепции экономики и социологии труда Трудовые ресурсы и рабочая сила 1. Основные понятия 2. Классификация населения, рекомендуемая МОТ Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Эта категория людей, а также те, кто хотел бы работать, но по различным обстоятельствам не работает, представляют собой объект, который исследуется такими дисциплинами, как экономика и социология труда. Изучение ресурсов для трудовой деятельности имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государством соответствующей демографической политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости. В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы Советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность 1 и 2 групп) считались ведущими «паразитическийобраз жизни» Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для полезной деятельности (труда). Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются законодательно. Они менялись в разные периоды истории нашей страны. Так, в первой пятилетке (1929-1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (1933 - 1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста-16 лет. Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во- первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы: • лица моложе трудоспособного возраста - от рождения до 15 лет включительно); • лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно; • лица старше трудоспособного, т. е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости; в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет. Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды 1и 2 групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости). Исходя из сказанного, можно выделить три составные части, три источника трудовых ресурсов: 1. Население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда 1 и 2 групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях; 2. Работающие лица пенсионного возраста; 3. Работающие подростки в возрасте до 16 лет. По Российскому законодательству в исключительных случаях подростки могут быть приняты на работу по достижении ими 15-летнего возраста. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного их родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения. Численность трудовых ресурсов, ее динамика, напрямую определяются численностью населения, его половозрастной структурой. В настоящее время в РФ проявляются следующие негативные тенденции: • снижение общей численности населения за счет естественной убыли • (превышения уровня смертности над уровнем рождаемости); кроме того в большинстве населенных пунктов (исключая областные, краевые и республиканские центры), положение усугубляется отрицательным сальдом миграции населения; • снижение доли населения в среднем рабочем возрасте; • повышение доли пенсионеров. Все эти факторы определяют в перспективе сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. 2. С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда (МОТ) систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное. Экономически неактивное население -это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся: а) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях; в) лица, получающие пенсии по инвалидности; г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; д) отчаявшиеся найти работу, т. е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать; е) другие лица, не имеющие необходимости и желания работать, независимо от источника дохода.
Лекция 2 Рынок труда и занятость 1. Понятие рынка труда 2. Сущность и виды безработицы Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики,который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов,товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг. В самом общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей-продажей. Ценой рабочей силы на рынке труда выступает заработная плата. На рынке труда в качестве продавцов выступают работники- лица, ищущие подходящую работу, продающие свой товар – рабочую силу, в качестве покупателей – работодатели, в том числе предприниматели или их представители. Рынок труда реализуется через государственную и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт 2.В условиях рыночных отношений социально остро стоят проблемы занятости населения и безработицы Под занятостью населенияпонимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. Безработица -это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Принципиальные, основные вопросы, связанные с занятостью населения, отражены в законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Лекция 3 Производительность труда. Методы ее оценки и показатели |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 149. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |