![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характерные неисправности снаряжений с открытой схемой дыхания и методы их устранения.
В водолазной практике были случаи баротравмы легких при неумелом и запоздалом пользовании дистанционным приводом вентиля резервной подачи воздуха при погружении в аппаратах АВМ-5. Следует помнить также о несовершенстве конструктивной схемы аппарата АВМ-5, связанной с неоправданным расходованием воздуха из основного баллона при использовании его в шланговом режиме работы. В случае обрыва водолазного шланга остаточный запас воздуха (не более 400 л) может обеспечить дыхание водолаза в течение нескольких минут и потребует экстренного выхода на поверхность, который после достаточно длительной работы на грунте может послужить причиной декомпрессионной болезни. Наконец, недостатком снаряжений с открытой схемой дыхания является возрастающий с глубиной погружения расход газа на дыхание, что решающим образом исключает применение аппаратов с открытой схемой дыхания для глубоководных погружений. Рабочая проверка аппарата АВМ-5
ИДА-71 Водолазное снаряжение инженерных войск СЛВИ-71 * предназначено для выполнения водолазных работ и плавания в морских и речных условиях на глубинах до 40 м при температуре воды от 0 до +27° С. СЛВИ-71 является основным видом водолазного снаряжения инженерных и других специальных подразделений ВМФ. В состав снаряжения входят: изолирующий дыхательный аппарат ИДА-71У, гидрокомбинезоны «сухого» и «мокрого» типа„ водолазное белье, боты, ласты, нож, часы, наручный магнитный компас и водолазная маска. В отдельных случаях по необходимости снаряжение может комплектоваться гидроакустической станцией подводной связи и жилетом всплытия.ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Масса снаряженного аппарата……………………………………………..15,7кг. Габариты, мм…………………………………………………………650*420*200 Время работы при погружении до 15 м, около………………………..……..3,5ч. до 40м, не более…………………..……...30мин. Давление рабочее: кислородного и азотно-кислородного………180-200кгс/см2 Емкость кислородного баллона,л…………………………………………………1 Азотно-кислородного…………………………………………………1,3 Сопротивление легочного автомата……………………………....110-160кгс/см2 Сопротивление травящего предохранительного клапана дыхательного мешка, мм/вод.ст…………………………………………………………………….120-220 Плавучесть аппарата полностью снаряженного…………………………..+ 0,5кг. Вес вещества, кг: О3............................................................................................1,8 ХПИ…………………………………………………………1,8 ВПВ-1………………………………………………………1,1 Объем дыхательного мешка, л:……………………………………………………8 Давление на выходе из редуктора кислородного баллона: с расходом…………………………………………………….4,2-4,6 без расхода…………………………………………………….….5-6 Давление открытия предохранительного клапана редуктора кислородного и азотно-кислородного…………………………………………………..10-15кгс/см2 Объем кислорода при кислородной промывке…………………………….20-27 л. Время кислородной промывки,с………………………………………………10-25 Давление на выходе из редуктора азотно-кислородного баллона,кгс/см2: С расходом……………………………………………………7,2-7,6 Без расхода……………………………………………………….8-9 Объем азотно-кислородной смеси при азотно-кислородной промывки составляет, л:…………………………………………………………35-50 Время азотно-кислородной промывки, сек…………………………………….15-35 Переключение на дыхание азотно-кислородной смесью происходит на глубине, м:……………………………………………………..15-18 Переключение на дыхание кислородом (кислородная промывка)……………15-12
Дыхательный аппарат ИДА-71 обеспечивает дыхание водолаза по замкнутому циклу с непрерывной регенерацией выдыхаемой газовой смеси. Поддержание необходимого парциального1 давления кислорода в дыхательной смеси при этом осуществляется за счет работы регенеративного вещества, поглощающего углекислый газ и выделяющего кислород. При работе на неизменной глубине количество смеси, циркулирующей в дыхательном тракте, остается постоянным, газы из баллонов аппарата не расходуются. При погружении недостаток газа в дыхательном мешке пополняется дыхательным автоматом. При уменьшении глубины или выходе на поверхность избыток газа стравливается предохранительным клапаном. Аппарат сохраняет работоспособность при давлении в кислородном и азотно-кислородном баллонах от 3 до 20 МПа (30— 200 кгс/см2). Время работы аппарата при погружении на глубины до 20 м около 4 ч, а на глубины до 40 м не превышает 1 ч. Плавучесть аппарата, полностью заряженного регенеративным * Сравнительно низкие массогабаритные характеристики СЛВИ-71 дали основание называть его в описаниях легководолазным снаряжением. веществом и кислородом, при наполненном дыхательном мешке положительна и составляет около 0,5 кгс. Узлы аппарата размещены в жестком ранце — корпусе, носимом на спине. В верхней части корпуса расположен дыхательный мешок 3, соединенный с дыхательными трубками 2 и двумя регенеративными патронами 4. Справа закреплен кислородный баллон 5 с запорным вентилем и редуктором, соединенный с разъемом 6 для присоединения азотно-кислородного баллона. В нижней части предусматривается крепление 7 гидроакустической станции связи.
/ — клапанная коробка; 2 — дыхательные трубки; 3 — дыхательный мешок; 4 — регенеративные патроны; 5, 19 — баллоны; 6, 13 — разъем; 7 — крепление станции связи; в —крышка: 9 — выносной манометр; 10 — нагрудник; //, /2 —ремни; 14, 16 — шланги; /5 —редуктор; 17 — чехол; 18 — карман автомата промывки; 20 — карабин Корпус закрывается крышкой 8 с прорезями для свободного доступа воды при погружении. Вне корпуса аппарата размещены клапанная коробка 1 с гофрированными трубками вдоха и выдоха, выносной манометр 9, система навески, включающая нагрудник 10, поясные 11 и брасовый 12 ремни, и азотно-кислородный баллон со своими механизмами и разъемом. Клапанная коробка обеспечивает направленную циркуляцию дыхательной смеси по замкнутому контуру аппарат — легкие.
1— клапан вдоха; 2 — патрубок; 3 — накидные гайки; 4— прокладка; 5 — направляющие крестовины; 6— пробковый кран; 7 —колпачок; 8—клапан выдоха; 9 — пружина
В нее входят слюдяные клапаны вдоха / и выдоха 5 с пружинами 9 и направляющими крестовинами 5. Патрубки 2 гофрированных трубок присоединяются накидными гайками 3. Между клапанами вдоха и выдоха размещен пробковый кран 6. Переключение на дыхание из аппарата или атмосферным воздухом производится поворотом его рукоятки. На штуцер, соединяющий внутреннюю полость клапанной коробки с атмосферой, навинчивается либо колпачок 7, препятствующий прямому попаданию воды в систему дыхания, либо дыхательная трубка, предусмотренная в комплекте аппарата. Дыхательный мешок служит резервуаром газовой смеси для дыхания водолаза. Он изготовлен из мягкой прорезиненной ткани и имеет вместимость 8 л. На верхней кромке мешка смонтированы штуцера выдоха 5, вдоха 5 и дыхательный автомат 7, боковые поверхности которых имеют резьбу, надежно прикрепляющую дыхательный мешок к корпусу аппарата. От штуцера выдоха 5 отходит вниз гофрированная трубка 4 с тройником 3, распределяющим поток выдыхаемой смеси через патрубки 16 с накидными гайками 15 к двум регенеративным патронам. Через патрубки 14 восстановленная газовая смесь возвращается в дыхательный мешок. Втулка 9 на штуцере вдоха 5 и трубки 10 на патрубках 14 предотвращают непосредственное попадание капельной влаги, скапливающейся в дыхательном мешке, в регенеративные патроны и трубку вдоха10.
Дыхательный мешок: 1, 4 — гофрированные трубки; 2, 10, 12 — трубки; 3 — тройник; 5 — штуцер выдоха; 6, 14, 16 — патрубки; 7 — дыхательный автомат; 8 — штуцер вдоха; 9 — втулка;11-предохранительный клапан; 13, 17 -ниппеля; 15 — накидные гайки С помощью ниппеля 13 и трубки 12 газовая смесь подается к дыхательному автомату 7. Ниппель 17 и трубка 2, соединенная с тройником 3, обеспечивают подачу газа на промывку дыхательного тракта при переходе на дыхание смесью с чистого кислорода и обратно. На тыльной части дыхательного мешка размещен предохранительный клапан //, соединенный также с корпусом аппарата, с помощью которого избыток смеси из дыхательного мешка стравливается через патрубок 6. Для удобства обслуживания дыхательный автомат, патрубки, присоединяемые к регенеративным патронам, и ниппеля смонтированы на выворотных фланцах. Дыхательный автомат обеспечивает подачу кислорода или азотно-кислородной смеси для пополнения дыхательного мешка. Дыхательный автомат: / — резьбовое кольцо; 2—мембрана; 3 — крышка; 4, 9 — винты; 5 — седло клапана; 5 —клапан; 7 —штуцер; в, 10 — пружины; //, /2 — рычаги Внутренняя полость корпуса автомата изолируется мембраной 2, прижатой крышкой 3 и резьбовым кольцом /. Газовая смесь подводится к клапану 6 дыхательного автомата, который прижимается к седлу 5 пружиной 5. Усилие на открытие клапана 6 передается рычагами 11, 12, взаимное положение которых регулируется винтом 4. Величина усилия открытия устанавливается винтом 9, сжимающим пружину 10. В дыхательный мешок газовая смесь поступает через осевой канал в регулировочном винте 9. Регенеративный патрон выполнен из внутреннего 7 и внешнего 8 цилиндрических корпусов. На верхнем донышке смонтированы штуцера вдоха 1 и выдоха 2, к которым присоединяются накидные гайки дыхательного мешка. На нижнем донышке установлен зарядный штуцер 5, закрытый колпач-ковой гайкой 5. Выступ 6 на колпачковой гайке определяет уровень засыпки регенеративного вещества. Выдыхаемая смесь, поступая через штуцер 2, рассеивается на решетке 11 и сетке 10, проходит через регенеративное вещества и по кольцевому зазору между корпусами и через штуцер / возвращается в дыхательный мешок. Полочки 9 препятствуют проходу смеси вдоль стенки патрона. В аппарате ИДА-71У применяются два вида регенеративного патрона: для зарядки регенеративным веществом типа О-3 и химическим поглотителем типа ХП-И. Конструкция их одинакова. Различают их по окраске. Патрон, предназначенный для зарядки веществом О-3, окрашивается в голубой цвет, а для зарядки ХП-И — в серый. В некоторых случаях вместо гранулированного регенеративного вещества О-З водолазы используют спрессованные пластины. Для зарядки пластинчатым веществом применяются специальные коробки квадратного сечения. Однако, поскольку в практике инженерных войск такие случаи крайне редки, мы не приводим здесь описание специальных коробок. Кислородный баллон с рабочим давлением 20 МПа (200 кгс/см2) вместимостью 1 л обеспечивает хранение необходимого запаса кислорода. В горловину баллона ввернут редуктор с тройником для зарядки и присоединен показывающий манометр. Редуктор кислородного баллона выполнен в одном корпусе с запорным вентилем. Работа редуктора обеспечивается взаимодействием мембраны 4, пружин 6, 10 и клапана 15 редуктора. При закрытом вентиле пружина 6 через опору 5, сухарь 5 и толкатель 3 держит клапан 15 открытым. После открытия вентиля кислород' заполняет внутреннюю полость редуктора, воздействуя на мембрану 4, прогибает ее и сжимает пружину 6. Клапан 15 под действием пружины 10 садится на свое седло, прекращая подачу кислорода. В процессе расхода кислорода устанавливается динамическое равновесие, при котором количество кислорода, поступающее через клапан 15, соответствует количеству, истекающему из редуктора. Для гашения колебаний клапана 15 и предотвращения разрушения его подушки предусмотрено тормозное устройство, состоящее из трех фторопластовых конусных сегментов 12, которые плотно прижимаются к штоку 14 усилием пружины 13. Давление на выходе из редуктора кислородного баллона регулируется винтом 7 в пределах 0,5—0,6 МПа (5—6 кгс/см2). Предохранительный клапан 9 отрегулирован на давление 1— 1,5 МПа (10—15кгс/см2).
/ — штуцер вдоха; 2 —штуцер выдоха; 3 — зарядный штуцер; 4 — прокладка; 5 — колпачковая гайка; 6 — выступ; 7 — внутренний корпус; 8 — внешний корпус; 9 — полочки; 10 — сетка; 11 — решетка
Разъем для присоединения к аппарату азотно-кислородного баллона собран в литом корпусе. Он состоит из двух клапанов 5 и 18, жестко соединенных со штоками 6 и 17. Клапан 18 прижат к седлу пружиной 19, клапан 5 — пружиной 2. Внутри клапана 5 смонтирован клапан 3 с пружиной 4. В верхнюю часть ввернут тройник 1 с клапаном 9, к которому присоединяется шланг кислородного баллона. В корпусе предусмотрено отверстие 8, в которое входит направляющий выступ 10 ответной части разъема азотно-кислород-ного баллона. В ответной части смонтированы подпружиненные клапаны 13 с полыми штоками 12, имеющими буртик, в который при соединении упираются концы штоков 6 и 17, обеспечивая открытие всех клапанов. Герметизация соединений осуществляется с помощью самоуплотняющихся резиновых колец //. К штуцерам 14 ответ-ной части присоединяются шланги автомата промывки. Ответная
Редуктор кислородного баллона: / — маховичок; 2, /5 —клапаны; 3 —толкатель клапана; 4 — мембрана; 5 —опора пружины; 6, 10, 13 — пружины; 7 — регулировочный винт; 8 — сухарь;9 — предохранительный клапан; // — винт; 12 — сегмент; 14 — шток
часть фиксируется в разъеме замком 16. Вывод замка из зацепления осуществляется натяжением шнура с ручкой 15. При неисправности замка разъединение частей разъема осуществляется с помощью подпружиненной кнопки 7. Азотно-кислородный баллон обеспечивает подачу дыхательной смеси на дыхание водолазу при погружении на глубины более 20 м. Вместимость баллона 1 л, рабочее давление 20 МПа (200 кгс/см2). Баллон окрашивается в черный цвет и имеет надпись «Азотно-кислородная смесь 40%». В горловину баллона ввернут редуктор 15 с вентилем, предохранительным клапаном и контрольным манометром. Баллон заключен в резинотканевый чехол 17, в котором также размещен автомат промывки, соединенный коротким шлангом 16 с выходом редуктора и двумя длинными шлангами 14 — с ответной частью 13 разъема 6.
1 — тройник; 2, 4. 19 — пружины; 3, 5, 9, 13, 18 — клапаны; 6. 12, 17 — штоки клапанов, 7 — кнопка; 8 — отверстие; переключение аппарата С КИСЛО-
Баллон навешивается на металлическую пряжку поясного ремня аппарата с помощью карабина 20. Редуктор азотно-кислородного баллона по конструкции аналогичен редуктору кислородного баллона. В отличие от последнего его надмембранная полость защищена проницаемым металлическим колпачком. Установочное давление редуктора 0,9 МПа (9 кгс/ см2). Автомат промывки является важнейшим узлом снаряжения СЛВИ-71. Он обеспечивает: автоматическую промывку дыхательной системы аппарата кислородом на поверхности при подключении азотно-кислородного баллона к разъему; переключение аппарата с кислородного баллона на азотно-кислородный и промывку дыхательной системы смесью при погружении на глубину более 20м. переключение аппарата с азотно-кислородного баллона на кислородный и промывку дыхательной системы кислородом при всплытии с глубин более 20 м. Автомат промывки конструктивно выполнен в едином блоке и объединяет датчик глубины, механизмы кислородной и азотно-кислородной промывок и клапаны управления. Датчик глубины, включающий сильфон 1, шток которого воздействует на плечо подпружиненного рычага 2, закрепленного на оси 3, обеспечивает передачу усилия на толкатели 4 клапанов 5, 6 управления и их открывание (закрывание) на определенной глубине.
Автомат промывки: 1— сильфон; 2 — рычаг; 3 — ось; 4 — толкатели; 5, 6. 8. 9 — клапаны; 7, /2 — мембрана; 10 — пружина; // — опора пружины; 13 — дюза . На поверхности и при погружении до глубины 15 м клапан 5, в полость которого поступает азотно-кислородная смесь, закрыт. Кислород через механизм включения, состоящий из мембраны 7, клапана 8 и вмонтированного в его внутренней полости клапана Р, поступает к клапану управления 6. Механизмы кислородной и азотно-кислородной промывок обеспечивают подачу в дыхательную систему нужного газа, регулируя количество и длительность подачи. По конструкции они одинаковы и отличаются только регулировкой. Основным элементом механизма промывки является мембрана 12, играющая роль клапана, которая прижимается к седлу пружиной 10 с опорой 11. Объем промывки определяется проходным сечением дюзы 13. Длительность промывки определяется другой дюзой (на рис. не показанной), функциональное назначение которой станет ясным при изучении принципиальной схемы действия аппарата. Нагрудник и нагрудный груз обеспечивают надежное крепление дыхательного аппарата и достаточную остойчивость при работе под водой. Нагрудник / выполнен из прорезиненной ткани, на которой закреплены кронштейн 2 крепления груза, держатель 3 шланга с манометром, ремни 4 для фиксации трубок вдоха и выдоха, петли 5 крепления к корпусу аппарата и пряжки 6 для застегивания поясного и брасового ремней. Груз 7 отлит из свинца. Он крепится на кронштейне нагрудника вводом подпружиненного замка 9 в вырез кронштейна и поворотом рукоятки 8 на 90°. Схема действия аппарата иллюстрирует порядок прохождения кислорода и азотно-кислородной смеси по трубопроводам и узлам при использовании аппарата. При работе на глубинах до 20 м в исходном положении азотно-кислородный баллон отсоединен, клапаны 20 и 57 разъемам закрыты. Работу аппарата обеспечивают дыхательный мешок 2 с предохранительным клапаном 1, клапанная коробка 6 с трубками вдоха и выдоха, дыхательный автомат 8, регенеративные патроны 13, 14, кислородный баллон 17 с редуктором 15. После открытия маховичка 18 кислород поступает в полость манометра 16, указывающего давление кислорода в баллоне 17, и далее в редуктор 15, где давление кислорода понижается да 6 кгс/см2. После редуктора кислород проходит через клапан 19 в полость а разъема, а затем по трубопроводу 12 к клапану // дыхательного автомата 8. Выдыхаемая водолазом газовая смесь проходит через клапан выдоха 5 клапанной коробки 6 в гофрированную трубку выдоха 4 и поступает в патроны 13 и 14. Очищенная от углекислого газа и обогащенная кислородом газовая смесь поступает в дыхательный мешок 2, а затем по гофрированной трубке вдоха 10 через клапан вдоха 7 в клапанную коробку на вдох. При возникновении разрежения в полости дыхательного мешка, связанного с недостатком газовой смеси на вдох или погружением водолаза на глубину, мембрана 9 дыхательного автомата прогибается и, воздействуя через систему рычагов на клапан //, открывает его и обеспечивает поступление кислорода в дыхательный мешок и далее на вдох водолазу. Избыточное давление газа в дыхательном мешке стравливается предохранительным клапаном / в окружающую среду через трубку 3. Работа на глубинах от 20 до 40 м. В исходном положении азотно-кислородный баллон присоединен, клапаны 20, 21, 55 и 57 разъема открыты. После открытия вентиля кислородного баллона 17 происходит промывка дыхательной системы аппарата кислородом. Кислород из баллона поступает в полость а разъема, а затем по трубопроводу 12 к клапану 11 дыхательного автомата 8. Одновременно через открытые клапаны 20 и 21 кислород по шлангу 22 поступает в камеру клапана 26. Далее кислород проходит в камеру клапана 24, к дюзе 53 и в подмембранную полость б механизма промывки. Под действием давления кислорода мембрана 50 отходит от седла и открывает доступ кислорода к дюзе 49. Пройдя дюзу '49, кислород поступает под клапан 48, открывает его и по шлангу 51 идет через открытые клапаны 55 и 57 по трубопроводу 58 в дыхательную систему для промывки. Избыток дыхательной смеси из дыхательного мешка 2 стравливается предохранительным клапаном / через трубку 3 в окружающую среду. Одновременно в период промывки кислород через дюзу 53 поступает в полость в и наполняет ее до тех пор, пока давление кислорода по обе стороны дюзы 53 и мембраны не выравняется. После этого мембрана 50 под действием пружины 52 закроет седло и доступ кислорода в дыхательный мешок прекратится. Продолжительность кислородной промывки зависит от проходного сечения дюзы 53, регулирующей подачу кислорода в полость в. Количество кислорода, поступающего на промывку, зависит от проходного сечения дюзы 49. После открытия вентиля 36 азотно-кислородного баллона 35 газовая смесь поступает в полость манометра 34, показывающего давление азотно-кислородной смеси, и в редуктор 33, где давление газовой смеси понижается до 9 кгс/см2. Затем по шлангу 37 газовая смесь поступает к клапану 42.
На поверхности и при погружении на глубину до 15 м клапан 42 закрыт и истечение газа через автомат промывки не происходит. На глубинах 15—18 м сильфон 32 под действием давления воды сжимается, освобождая рычаг 38, который усилием пружины 39 поворачивается и освобождает толкатель 40, обеспечивая закрытие клапана 31 под действием пружины 30, затем нажимает на толкатель 43 и открывает клапан 42. После открытия клапана 42 газовая смесь поступает одновременно к дюзе 44, в подмембранную полость г и в полость д. Давление газовой смеси, воздействуя на мембрану 28, преодолевает усилие пружины 27 и перемещает клапан 24 от одного седла к другому, закрывая доступ кислорода к механизму кислородной промывки и соединяя камеру клапана 24 с полостью клапана 48. При этом избыток кислорода, находящийся в полости в, стравливается через дюзу 53 и клапан 48 в дыхательный мешок. Далее газовая смесь проходит через клапан 26, шланг 22, открытые клапаны 21 и 20 по трубопроводу 12 к клапану 11 дыхательного автомата 8 и одновременно по шлангу 59 в камеру клапана 19, закрывает его, исключая тем самым поступление кислорода в дыхательный мешок и к легочному автомату. Давление газовой смеси, поступившей к дюзе 44 и в подмембранную полость г, выполняет ту же работу, что и при кислородной промывке, т. е. мембрана 47 отходит от седла и обеспечивает проход газовой смеси через дюзу 45 до момента выравнивания давлений в полостях г и е. Таким образом, с момента открытия клапана 42 начинается промывка дыхательной системы азотно-кислородной смесью, газовая смесь подводится к дыхательному автомату 8 и прекращается поступление кислорода в автомат промывки 23 и в дыхательный автомат. Объем азотно-кислородной смеси, подаваемой на промывку дыхательной системы, и продолжительность промывки зависят от проходных сечений дюз 44 и 45. Кроме кислородной промывки перед погружением и азотно-кислородной промывки на глубинах 15—18 м происходит автоматическая промывка дыхательной системы кислородом на глубинах 15—12 м при подъеме. С уменьшением окружающего давления воды сильфон 32 растягивается, преодолевая усилие пружины 39, отводит рычаг 38 от толкателя 43. Под действием усилия пружины 41 клапан 42 закрывается и поступление азотно-кислородной смеси на дыхание прекращается. Затем рычаг 38, нажимая на толкатель 40, открывает клапан 31, через который сбрасывается давление из полости д. Мембрана 28 под действием пружины 27 прогнется и переместит клапан 24 от одного седла к другому, обеспечив проход кислорода к дюзе 53 и в полость в механизма промывки, одновременно отсекая полость клапана 24 от шланга 51. С момента открытия клапана 24 начинается промывка кислородом дыхательной системы аналогично описанному ранее. Снаряжение СЛВИ-71, так же как и другие виды водолазного снаряжения, подвергается рабочей проверке перед каждым погружением в воду. Особо тщательной проверке подвергается дыхательный аппарат
Рабочая проверка ИДА 71П.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 2117. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |