![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Распространение света и видимость в воде
Продуктивное выполнение любой работы ттод водой возможно при условии, если человек достаточно хорошо видит как объект воздействия, так и рабочий инструмент. Однако видимость в воде всегда значительно хуже, чем на поверхности. Объясняется это достаточно интенсивным поглощением и рассеиванием световой энергии водой. Так, при почти полной прозрачности воды на глубине 10 м видимость уменьшается в 4 раза, на глубине 20 м — в 8 раз, а на глубине около 100 м — практически отсутствует. Видимость в воде зависит не только от освещенности, но и от состояния ее поверхности. Даже незначительное волнение резко ухудшает видимость в воде. В мутной воде видимость еще хуже, потому что взвешенные частицы интенсивно отражают и рассеивают световые лучи. Поэтому в портах, гаванях и реках видимость в воде даже в ясные дни настолько мала, что водолазы вынуждены выполнять подводные работы на ощупь. Видимость в воде определяется не только освещенностью предметов, прозрачностью воды, но и преломлением лучей, отражающихся от предметов. При непосредственном соприкосновении глаза с водой предметы кажутся расплывчатыми и различаются лишь на очень близком расстоянии. Наличие воздушной прослойки между водой и глазами восстанавливает остроту зрения, однако в результате многократного преломления лучей (в 'воде, стекле и воздухе) восприятие размеров предметов и их положения искажается. Это значительно затрудняет зрительную ориентировку под водой. Кроме указанного необходимо учитывать, что вода существенно ухудшает цветовосприятие. В особенности это относится к зеленому и синему цветам, которые близки к природной окраске воды. Лучше других в воде воспринимаются белый и оранжевый цвета. Распространение звука и слышимость в воде Звук в воде поглощается в сотни раз меньше, чем в воздухе. Тем не менее слышимость в водной среде значительно хуже, чем в атмосфере. Объясняется это особенностями восприятия звука человеком. В воздухе звук воспринимается двумя путями: передачей колебаний воздуха барабанным перепонкам ушей (воздушная проводимость) и так называемой костной проводимостью, когда звуковые колебания воспринимаются и передаются в слуховой аппарат костями черепа. В зависимости от типа водолазного снаряжения водолаз воспринимает звук в воде с преобладанием или воздушной, или костной проводимости. Наличие объемного шлема, заполненного воздухом, позволяет воспринимать звук путем воздушной проводимости. Однако при этом неизбежна значительная потеря звуковой энергии в результате отражения звука от поверхности шлема. При спусках без снаряжения или в снаряжении с облегающим шлемом преобладает костная проводимость. Особенностью звукового восприятия под водой является также утрата способности определять направление на источник звука. Это связано с тем, что человеческие органы слуха приспособлены к скорости распространения звука в воздухе и определяют направление на источник звука благодаря разнице во времени прихода звукового сигнала и относительному уровню звукового давления, воспринимаемых каждым ухом. Благодаря устройству ушной раковины человек в воздушной среде способен определить, где находится источник звука — спереди или сзади, даже одним ухом. В воде все происходит по-иному. Скорость распространения звука в воде в 4,5 раза больше, чем в воздухе. Поэтому разница во времени приема звукового сигнала каждым ухом становится настолько малой, что определить направления на источник звука становится практически невозможно. При использовании в составе снаряжения жесткого шлема возможность определения направления на источник звука вообще исключается.
Биологическое воздействие газов на организм человека Вопрос о биологическом воздействии газов поставлен не случайно и обусловлен тем, что процессы газообмена при дыхании человека в обычных условиях и так называемых гипербарических (т. е. под повышенным давлением) существенно отличаются. Известно, что обычный атмосферный воздух, .которым мы дышим, непригоден для дыхания летчиков в высотных полетах. Ограниченное применение он находит и для дыхания водолазов. При спусках на глубины более 60 м он заменяется специальными газовыми смесям. Рассмотрим основные свойства газов, которые как в чистом виде, так и в смеси с другими используются для дыхания водолазов. По своему составу воздух является смесью различных газов. Основными составляющими воздуха являются: кислород — 20,9%, азот — 78,1%, углекислый газ — 0,03%. Кроме того, в небольших количествах в воздухе содержатся: аргон, водород, гелий, неон, а также пары воды. Входящие в состав атмосферы газы по их воздействию на человеческий организм можно разделить на три группы: кислород — постоянно потребляется для 'поддержания всех жизненных процессов; азот, гелий, аргон и др. — не участвуют в газовом обмене; углекислый газ — при повышенной концентрации для организма вреден. Кислород (О2) —бесцветный газ без вкуса и запаха с плотностью 1,43 кг/м3. Имеет важнейшее значение для человека как участник всех окислительных процессов в организме. В процессе дыхания кислород в легких соединяется с гемоглобином крови и разносится по всему организму, где непрерывно потребляется клетками и тканями. Перерыв в снабжении или даже уменьшение поступления его к тканям вызывает кислородное голодание, сопровождающееся потерей сознания, а в тяжелых случаях — прекращением жизнедеятельности. Такое состояние может наступить при снижении содержания кислорода во вдыхаемом воздухе при нормальном давлении ниже 18,5%. С другой стороны, при увеличении содержания кислорода во вдыхаемой смеси или при дыхании под давлением, сверх допустимого, кислород проявляет токсические свойства — наступает кислородное отравление. Азот (N) —газ без цвета, запаха и вкуса с плотностью 1,25 кг/м3, является основной частью атмосферного воздуха по объему и массе. В Обычных условиях физиологически нейтрален, не принимает участия в обмене веществ. Однако по мере повышения давления с ростом глубины погружения водолаза азот перестает быть нейтральным и на глубинах 60 и более метров проявляет ярко выраженные наркотические свойства. Углекислый газ (СО2) — бесцветный газ с кислым привкусом. Он в 1,5 раза тяжелее воздуха (плотность 1,98 кг/м3), в связи с чем может скапливаться в нижних частях закрытых и плохо вентилируемых помещений. Углекислый газ образуется в тканях как конечный продукт окислительных процессов. Определенное количество этого газа всегда имеется в организме и участвует в регуляции дыхания, а избыток переносится кровью к легким и удаляется с выдыхаемым воздухом. Количество выделяемого человеком углекислого газа з основном зависит от степени физической нагрузки и функционального состояния организма. При частом, глубоком дыхании (гипервентиляции) содержание углекислого газа в организме снижается, что может привести к остановке дыхания (апноэ) и даже к потере сознания. С другой стороны, увеличение его содержания в дыхательной смеси более допустимого приводит к отравлению. Из других газов, входящих в состав воздуха, наибольшее применение у водолазов получил гелий (Не). Это инертный газ без запаха и вкуса. Обладая малой плотностью (около 0,18 кг/м3) и значительно меньшей способностью вызывать наркотическое воздействие при высоких давлениях, он широко используется как заменитель азота для приготовления искусственных дыхательных смесей при спусках на большие глубины. Однако применение гелия в составе дыхательных смесей приводит к другим нежелательным явлениям. Его высокая теплопроводность, а следовательно, повышенная теплоотдача организма требуют повышенной теплозащиты или активного обогрева водолазов.
Давление воздуха. Известно, что окружающая нас атмосфера имеет массу и оказывает давление на поверхность земли и все предметы, находящиеся на ней. Измеренное на уровне моря атмосферное давление уравновешивается в трубках сечением Г см2 столбиком ртути высотой 760 мм или воды высотой 10,33 м. Если взвесить эту ртуть или воду, их масса будет равна 1,033 кг. Это значит, что 'нормальное атмосферное давление равно 1,033 кгс/см2, что в системе СИ эквивалентно 103,3 кПа *.(* В системе СИ единицей давления является паскаль (Па). При необходи-сти пересчета используются соотношения: 1 кгс/см1 = 105 Па = 102 кПа = =* 0,1 МПа.). Однако в практике водолазных расчетов пользоваться такими точными единицами измерения неудобно. Поэтому за единицу измерения давления принимают давление, численно равное 1 кгс/см2, которое называют технической атмосферой (ат). Одна техническая атмосфера соответствует давлению 10 м водяного столба. Воздух при повышении давления легко сжимается, уменьшая объем пропорционально давлению. Давление сжатого воздуха измеряется манометрами, которые показывают избыточное давление, т. е. давление сверх атмосферного. Единица избыточного давления обозначается ати. Сумма избыточного и атмосферного давления называется абсолютным давлением (ата). В обычных земных условиях воздух со всех сторон равномерно давит на человека. Учитывая, что поверхность тела человека в среднем равна 1,7—1,8 м2, сила давления воздуха, приходящаяся на него, составляет 17—18 тыс. кгс (17—18 тс). Однако человек не ощущает этого давления, так как тело его на 70% состоит из практически несжимаемых жидкостей, а во внутренних полостях — легких, среднем ухе и др. — оно уравновешивается противодавлением находящегося там и сообщающегося с атмосферой воздуха. При погружении в воду человек подвергается воздействию избыточного давления, находящегося над ним столба воды, которое увеличивается на 1 ати через каждые 10 м. Изменение давления может вызывать болевые ощущения и обжим, для предупреждения которых водолазу необходимо подавать воздух для дыхания под давлением, равным абсолютному давлению окружающей среды. Поскольку водолазам приходится иметь дело со сжатым воздухом или газовыми смесями, уместно вспомнить основные законы, которым они подчиняются, и привести некоторые формулы, необходимые для практических расчетов. Воздух, как и другие реальные газы и газовые смеси, с известным приближением подчиняется физическим законам, абсолютно справедливым для идеальных газов. ВОДОЛАЗНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
Водолазным снаряжением называют комплект устройств и изделий, надеваемых водолазом, для обеспечения жизнедеятельности и работы в водной среде в течение заданного промежутка времени. Водолазное снаряжение отвечает своему назначению, если оно может обеспечить: дыхание человека при выполнении им работы под водой; изоляцию и тепловую защиту от воздействия холодной воды; достаточную подвижность и устойчивое положение под водой; безопасность при погружении, выходе на поверхность и в процессе работы; надежную связь с поверхностью. В зависимости от решаемых задач водолазное снаряжение разделяется: по глубине использования — на снаряжение для малых (средних) глубин и глубоководное; по способу обеспечения дыхательной газовой смесью — на автономное и шланговое; по способу теплозащиты — на снаряжение с пассивной теплозащитой, электро- и водообогреваемое; по способу изоляции — на снаряжение с водогазонепроницае-мыми гидрокомбинезонами «сухого» типа и проницаемыми «мокрого» типа. Наиболее полное представление о функциональных особенностях работы водолазного снаряжения дает его классификация по способу поддержания необходимого для дыхания состава газовой смеси. Здесь различают снаряжение: вентилируемое; с открытой схемой дыхания; с полузамкнутой схемой дыхания; с замкнутой схемой дыхания.
Вентилируемое водолазное снаряжение Вентилируемое водолазное снаряжение обеспечивает необходимые параметры дыхательной среды водолаза путем непрерывной подачи сжатого воздуха по шлангу с поверхности в подшлемное пространство и удаления его избытка в воду через травящие клапаны. Оно достаточно широко применяется при выполнении всех видов водолазных работ на глубинах до 60 м. Им комплектуются компрессорные водолазные станции спасательных судов и водолазных катеров. В комплекте с трехцилиндровой помпой оно используется в аварийных партиях Поисково-спасательной службы ВМФ для выполнения работ на глубинах до 15 м.
1 — шлем УВС-50М; 2 — манишка; 3 — рубаха; 4 — шланг; 5 — кабель; 6, 10 — грузы; 7 — нож; 8 — нижний брас; 9 — галоши
В состав вентилируемого снаряжения входят: водолазный шлем 1 УВС-50М с манишкой 2, водолазная рубаха 5, воздушный шланг 4, телефонный кабель 5, передний 6 и задний 10 грузы с плечевыми и нижним брасами, водолазный нож 7 с поясом, водолазные галоши 9, телефонное устройство и водолазное белье. Масса комплекта снаряжения около 80 кг, средний расход сжатого воздуха на вентиляцию при легкой работе 60 л/мин, при работе средней тяжести — 80 л/мин, при тяжелой работе — 100 л/мин. Водолазный шлем УВС-50М представляет собой жесткую часть водолазного снаряжения, защищающую голову водолаза и образующую свободный объем для дыхания под водой. Шлемы изготавливаются из листовой меди, а их арматура — из латуни. Шлем УВС-50М (рис. 2.2) состоит из котелка 2 и манишки 7. На котелке смонтированы передний (съемный) 3 и два боковых 4 иллюминатора. В верхней части имеется обух 1 для взятия водолаза на подвес. Слева от переднего иллюминатора оборудовано микрофонное гнездо 5. На тыльной стороне шлема установлены травящий головной клапан и воздухотелефонный ввод 15. Внутри котелка смонтированы невозвратный пружинно-тарельчатый клапан 14, съемный щиток 13, 16, направляющий поток воздуха к переднему иллюминатору, и зажимы 12 для крепления телефона.
Шлем УВС-50М: /_обух; 2 —котелок; 3, 4 -иллюминаторы; 5 — микрофонное гнездо;б — шпилька;7 — манишка;8 — палец;9 — табличка;10 — крючок;// — гайки;12 — зажимы; 18,16 — щиток; 14 — невозвратный клапан; 15 — воздухотелефонный ввод Манишка обеспечивает устойчивое удержание шлема на плечах. На переднем козырьке манишки размещены два пальца 8 для навешивания грузов, фирменная табличка 9 и крючки 10, ограничивающие сползание плечевых брасов. Между фланцами шлема и манишки с помощью трех шпилек 6, гаек 11 и прокладки зажимается мягкий резиновый фланец водолазной рубахи. Масса шлема с манишкой составляет 18,5 кг. Головной клапан обеспечивает периодическое удаление избытка воздуха из снаряжения. Он сочетает в себе пружинно-тарельчатый 2 и резиноотворотный 5 клапаны. Двойной запор надежно предотвращает попадание воды в подшлемное пространство. В корпусе 1 клапана сделана коническая выточка, являющаяся седлом тарельчатого клапана 2. На корпус клапана навернут стакан 4, в который упирается коническая пружина 3, удерживающая тарельчатый клапан в закрытом положении. Внешняя торцовая кромка стакана 4 закрыта резиноотворотным клапаном 5. Снаружи головной клапан защищен разрезной решетчатой крышкой 6 со стопорным винтом 7. На шток тарельчатого клапана навернута пуговка 8. Предохранительная решетка 9 защищает клапан от попадания посторонних предметов. Удаление воздуха из подшлемного пространства через головной клапан происходит при нажатии на пуговку 8. При избыточном давлении воздуха в шлеме, превышающем 1 м вод. ст., головной клапан открывается автоматически.
Воздухотелефонный ввод имеет два канала. К штуцеру нижнего канала присоединяется воздушный шланг. Через верхний канал в шлем вводится телефонный кабель.
Головной клапан: /—корпус; 2 — пружинно-тарельчатый клапан; 3 — пружина; 4—стакан; 5 — резиноотворотный клапан; б — крышка; 7 — винт; 8 — пуговка; 9 — решетка
Герметизация кабеля осуществляется резиновой втулкой 11, упорным кольцом 10 и нажимной гайкой 9. Для защиты кабеля от повреждений на изгибе служит предохранительный щиток 8. С внутренней стороны шлема на Воздухотелефонный ввод навернуто гнездо 7 пружинно-тарельчатого клапана 5 с кожаной прокладкой 6. Клапан удерживается в закрытом положении пружиной 5.
Воздухотелефонный ввод: / — корпус; 2, 6 — прокладки; 3 — пружина; 4 — шток; 5 — клапан; 7 — гнездо клапана; в —щиток; Р —гайка; 10 — кольцо; // — втулка
Рубахи изготавливают из специальных прорезиненных тканей. В зависимости от эластичности материала различают обычные рубахи ВР-3 и повышенной эластичности ВРЭ-3. Водолазная рубаха защищает тело водолаза от воздействия воды. В практике используются два вида рубах: зимние — с рукавицами для работы в холодной воде, летние — с эластичными резиновыми манжетами, плотно облегающими запястья рук. Водолазная рубаха сшита как единое целое со штанинами. В верхней ее части вклеен и прошит эластичный резиновый фланец 1 с тремя отверстиями под шпильки манишки, позволяющий соединить рубаху со шлемом. Для усиления мест, подвергающихся наибольшему износу, на рубаху наклеиваются налокотники 2, леи 3 и наколенники 4. В области груди с левой стороны на рубахе имеется заводское клеймо в виде резиновой наклейки, на котором помещены: условный знак завода-изготовителя, номер роста, порядковый номер рубахи и дата изготовления. Рубахи изготавливают из специальных прорезиненных тканей. В зависимости от эластичности материала различают обычные рубахи ВР-3 и повышенной эластичности ВРЭ-3. Рубахи ВР-3 бывают трех ростов. Первый (малый) —для водолазов ростом 165 см, второй (средний)—для водолазов ростом 175 см и третий (большой) —для водолазов ростом 185 см. Масса водолазной рубахи ВР-3 около 8 кг, испытательное давление 0,2 кгс/см2. Рубахи ВРЭ-3 изготавливают двух ростов.
вяще-предохранительного клапана
. Первый — для водолазов ростом до 185 см, второй—для водолазов большего роста. Масса водолазной рубахи ВРЭ-3 около 6 кг, испытательное давление 0,2 кгс/см2. На водолазных рубахах ВР-3 и ВРЭ-3 спереди, на расстоянии 160 мм от среднего шва и 140 мм от фланца, и сзади, на расстоянии 200 мм от среднего шва и 220 мм от фланца, устанавливаются травяще-предохранительные клапаны, предохраняющие водолазную рубаху от разрыва, а водолаза от случайного всплытия с глубины на поверхность. Наиболее надежным в работе является универсальный травяще-предохранительный клапан (рис. 2.6). Он объединяет в себе два резиноотворотных и один пружинно-тарельчатый клапаны. На корпус 1 с закрепленным резиноотворотным клапаном 2 сверху навернута крышка 5, содержащая пружинно-тарельчатый клапан 11. Осевое перемещение крышки ограничено стопорными винтами 6. Снизу навернута гайка 3 с седлом и вторым резиноотворотным клапаном. Для герметизации травяще-пре-дохранительного клапана в отверстии водолазной рубахи в зазоре между гайкой и корпусом предусмотрены шайба 4 и прокладка 5.
Травяще-предохранительный клапан: / — корпус; 2 — резиноотворотные клапаны; 3 — гайка; 4 — шайба; 5 —прокладка; 6 — стопорный винт; 7 — пружина; «S — решетчатая крышка; 9 — защитная крышка; 10 — винт; 11 — пружинно-тарельчатый клапан
При закрытой крышке пружина 7 и тарелка клапана 11 прижимают верхний резиноотворотный клапан к седлу. В таком положении клапан работает как предохранительный и имеет сопротивление 350—500 мм вод. ст. При открытой крышке клапан работает как травящий. Водолазные грузы предназначены для погашения положительной плавучести водолаза. В настоящее время наибольшее применение получили свинцовые грузы с брасами из прорезиненного ремня и замком-зажимом нижнего браса. К заднему грузу прикреплены верхние (плечевые) брасы с петлями для навешивания на пальцы манишки и нижний, который пропускается между ног водолаза и вводится в замок, размещенный на переднем грузе. Передний груз имеет петли 1 для навешивания на пальцы манишки, карабин 2 для закрепления шланга и кабеля и винтовой зажим 4.
Передний груз: / — петли; 2 — карабин; 3 — кольцо; 4 — зажим
В процессе эксплуатации вентилируемого снаряжения перед каждым водолазным спуском производится его рабочая проверка, включающая проверку шлема, рубахи, грузов, галош, телефонной связи, шлангов и ножа. При спусках на глубины более 20 м дополнительно готовят и проверяют декомпрессионную барокамеру и дыхательный аппарат для кислородной декомпрессии. Проверка шлема заключается в его внешнем осмотре и определении исправности головного и предохранительного клапанов. Внешним осмотром проверяют наличие и целость иллюмина-торных стекол и резиновых прокладок, отсутствие видимых повреждений, исправность резьбовых соединений. Исправность головного клапана определяют двух-трехкратным нажатием на пуговку штока. После прекращения нажатия шток и клапан под действием пружины должны возвращаться в первоначальное положение. Кроме того, в головном клапане проверяют состояние резинового клапана, а также надежность крепления решетчатой крышки стопорным винтом. Невозвратный клапан воздухотелефонного ввода проверяют, делая выдох ртом через штуцер. При этом воздух свободно должен поступать в шлем. Обратного поступления воздуха из шлема на вдохе не должно быть. Водолазную рубаху проверяют внешним осмотром, при этом обращают внимание на целость ткани рубахи, отсутствие разрывов и проколов. С травяще-предохранительных клапанов на рубахах снимают крышки, проверяют плотность прилегания резиновых клапанов, очищают отверстия и седла. Грузы, галоши и водолазный нож проверяют осмотром. Кольца грузов должны быть сварены встык. Винтовой зажим должен надежно закреплять нижний брас. Проверку связи производят испытанием в действии. При внешнем осмотре проверяют крепление телефона и микрофона в шлеме, крепление кабеля к шлангу, убеждаются в отсутствии повреждений. Водолазные шланги проверяют осмотром на отсутствие повреждений. Герметичность шлангов и шланговых соединений проверяют внутренним рабочим давлением в течение 5 мин. При этом падения давления (по манометру) не должно быть. Проверяют также наличие положенной маркировки. Результаты рабочей проверки водолазного снаряжения докладывают командиру спуска, заносят в журнал водолазных работ за подписью лица, проверявшего снаряжение. Спускаться под воду без рабочей проверки водолазного снаряжения и средств обеспечения спусков категорически запрещается! Вентилируемое водолазное снаряжение отличается простотой, надежностью и безопасностью в эксплуатации, создает достаточно хорошие условия для работы. Применение постоянной вентиляции подшлемного пространства практически исключает повышение сопротивления дыханию водолаза и позволяет выполнять трудоемкую физическую работу длительное время. В то же время при работе в этом снаряжении водолаз подвергается воздействию неблагоприятных факторов, которые могут вызвать определенные функциональные отклонения в организме. В нормальных условиях работы снаряжения граница воздушной подушки должна находиться на уровне нижнего края грудной клетки. Недостаточная вентиляция подшлемного пространства (малая воздушная подушка) при тяжелой физической работе может привести к накоплению в нем углекислого газа и создать опасность отравления. Возникающий в этом случае обжим нижней части грудной клетки вызывает дополнительное сопротивление дыханию, приводит к утомлению дыхательной мускулатуры и снижает работоспособность. Увеличенная подача воздуха в подшлемное пространство повышает положительную плавучесть водолаза и требует дополнительных физических усилий для удержания у места выполнения работы. Непомерно большая воздушная подушка может привести к выбрасыванию водолаза на поверхность и, как следствие, появлению декомпрессионных расстройств. Большая масса и значительные габариты снаряжения, наличие воздушного шланга и телефонного кабеля ограничивают перемещение водолаза, создают дополнительное сопротивление его движениям. Несмотря на относительно большой объем воздушной подушки в вентилируемом снаряжении, при прекращении подачи воздуха с поверхности поддержание жизнедеятельности водолаза ограничивается несколькими минутами. Поэтому аварийная автономность вентилируемого снаряжения крайне мала.
АВМ-5 Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-5 может обеспечить снабжение водолаза воздухом, подавая его непосредственно из баллонов аппарата (автономный режим работы) и от внешнего источника по водолазному шлангу (шланговый режим работы). Технические характеристики аппарата: Максимальная глубина погружения: автономная………………60м. шланговая……………….40м время прибывания на макс. глубине: автономное………………5мин шланговое……………..145мин два баллона объемом каждый………………………………………………………7л. Рабочее давление………………………………………150кгс/см*2или 200кг.с/см*2 Давление зарядки аппарата : -рабочие спуски –не менее чем на 10% от рабочего -учебные спуски не менее 100кг.с/см*2 Габаритные размеры, см……………………………………………………..67*30*15 Масса: -снаряженного аппарата………………………………………………….21кг. -не снаряженного…………………………………………………………19кг. Давление редуктора установочное : для 150кг.с/см*2…………….от 7,5 – 9,5кг.с/см*2 для 200кг.с/см*2………………от 8 – 10 кг.с/см*2 Давление открытия предохранительного клапана………………..…..13 – 15 кг.с/см*2 Подпор в шланге: до 20 метров…………………………………10 – 20 кг.с/см*2 свыше 20 метров…………………………....20 – 25кг.с/см*2 Плавучесть с пустыми баллонами……………………………………….+1,5 кг. С полными баллонами………………………………………- 2.1кг. Давление открытия перепускного клапана : автономный…………40 – 60 кг.с/см*2. шланговый…...не менее 135 кг.с/см*2.
Аппарат АВМ-5 состоит из следующих основных узлов : дыхательного автомата / со шлангом, обеспечивающего подачу воздуха в дыхательные пути водолаза; редуктора 2, понижающего давление воздуха, поступающего из баллонов; вентиля 4 основной подачи воздуха; вентиля 3 резервной подачи воздуха с дистанционным управлением 5, обеспечивающих подачу резервного запаса при израсходовании основного и баллонов — хранителей воздуха (основного 13 и резервного 6), соединенных между собой ниппелем 15 с накидными гайками. В тройник основного баллона вмонтирован запирающий клапан, препятствующий выходу воздуха из баллонов при обрыве шланга подачи. В корпусе вентиля резервной подачи воздуха из баллона 6 установлен перепускной клапан, препятствующий выходу резервного запаса. Пружина этого клапана отрегулирована на усилие 4—5 МПа (40—50 кгс/см2). Баллоны скрепляются стяжными хомутами 12. Последние оснащены креплениями для плечевых 7, поясного 8 и брасового 10 ремней. На сферические днища баллонов надеты резиновые опоры 11, позволяющие ставить аппарат вертикально. Дыхательный автомат является главной частью аппарата, регулирующей подачу воздуха на вдох под давлением, строго соответствующим глубине погружения, и в необходимом для вдоха количестве.
/ — дыхательный автомат; 2 — редуктор; 3 — вентиль резервной подачи; 4 —запорный вентиль (основной подачи); 5 — дистанционное управление; 6, 13 — баллоны; 7 — плечевые ремни; 8 — поясной ремень; 9 — ручка дистанционного привода; 10 — брасовый ремень; // — резиновые опоры; 12 — хомуты; 14 — гайка-заглушка; 15 — соединительный ниппель Конструкция обоих автоматов одинакова, отличие лишь в том, что дыхательный автомат для погружения в гидрокомбинезоне оборудован клапаном переключения на дыхание из атмосферы. Дыхательный автомат выполнен из пластмассовых корпуса 1 и крышки 3, скрепленных между собой металлическим хомутом 2. Между корпусом и крышкой закреплена эластичная резиновая мембрана 7 с металлической накладкой 6. В корпус автомата вмонтирован клапан вдоха 8 с рычагом 5 и штуцером 9 для соединения со шлангом редуктора. В приливах корпуса размещены два резиноотворотных клапана выдоха 12 и клапан 10 переключения на дыхание из атмосферы. Штуцером вдоха 11 дыхательный автомат подсоединяется к лицевой части гидрокомбинезона.
Дыхательный автомат: / — корпус; 2 —хомут; 3 — крышка; 4 — кнопка; 5 — рычаг; 6 — накладка; 7 — мембрана; 5 — клапан вдоха; 9, //-—штуцера; 10 — клапан переключения; /2 — клапан выдоха
Корпус и мембрана образуют замкнутую, герметичную полость Дыхательного автомата. Крышка 3 дыхательного автомата имеет отверстия для сообщения с окружающей водой. В крышке смонтирована подпружиненная кнопка 4, при нажатии на которую можно принудительно открыть клапан вдоха. Клапан вдсха собран в металлической обойме 2, которая герметично закреплена в гнезде дыхательного автомата. Внутри обоймы размещены клапан 3 со штоком, на который воздействует рычаг /, пружина клапана 4 и центрирующая шайба 6 с отверстиями для прохода сжатого воздуха. Входные отверстия закрыты металлической сеткой 5. Редуктор воздушно-дыхательного аппарата АВМ-5 обеспечивает снижение давления воздуха, поступающего из баллонов, до 0,8—1 МПа (8—10 кгс/см2). В водолазной практике это давление называют установочным и зависит оно от жесткости пружины редуктора, которая по необходимости может корректироваться установкой проставочных шайб.
Клапан вдоха: 1 — рычаг; 2 — обойма; 3 —клапан; 4 — пружина; а —сетка; 6 — центрирующая шайба
Редуктор состоит из корпуса 2, внутри которого размещены поршень 1 с тарелкой 4 и пружина 3. На резьбу корпуса сверху навернута крышка 5. Для герметизации предусмотрены резиновые кольца 6, размещенные в проточках корпуса и поршня. В нижней части поршня запрессована фторопластовая подушка, прижимаемая к седлу 8. В теле поршня имеются осевой и радиальные каналы, сообщающие между собой верхнюю и нижнюю полости редуктора. Редуктор АВМ-5 относится к так называемым редукторам открытого типа, которые позволяют поддерживать на выходе давление, превышающее гидростатическое давление глубины спуска на величину установочного. Так, например, при установочном давлении 1 МПа (10 кгс/см2) на глубине 40 м (0,4 МПа) редуктор будет поддерживать давление, равное 1,4 МПа. Достигается это тем, что полость под тарелкой 4 поршня редуктора через отверстие в корпусе сообщается с окружающей водой, гидростатическое давление которой создает дополнительное усилие, отжимающее поршень от седла. Для присоединения редуктора к корпусу вентилей аппарата служит ниппель с накидной гайкой 9. В торец ниппеля ввернут сетчатый фильтр 10. Сбоку в корпус редуктора вмонтирован предохранительный клапан 7, срабатывающий при избыточном давлении во внутренней полости редуктора более 1,3—1,5 МПа. Вентили основной и резервной подачи размещены в одном корпусе. Внутри корпуса размещены их клапаны, управляемые маховичками через осевые шпиндели. Маховичок вентиля резервной подачи имеет шкив, в канавке которого закреплен трос дистанционного привода. Дистанционный привод представляет собой отрезок стального-тросика, заключенный в резиновую оплетку, один конец которого прикреплен к вентилю резервной подачи, а на другом установлена ручка управления с двумя фиксаторами. Для полного уяснения характера взаимодействия узлов дыхательного аппарата АВМ-5, порядка движения и расходования сжатого воздуха рассмотрим его схему действия..
Редуктор: / — поршень; 2 — корпус; 3—пружина; 4 — тарелка; 5 — крышка; 6-резиновые кольца; 7—предохранительный клапан; 8 — седло; 9-накидная гайка; 10 — фильтр. При работе дыхательного аппарата в автономном режиме в исходном положении запорный вентиль // основной подачи открыт, вентиль резервной подачи 9 закрыт, запирающий 3 и перепускной 13 клапаны закрыты. Сжатый воздух из основного баллона / через боковые отверстия клапанов 3 и 13 по каналу через фильтр 8 поступает в редуктор 6 и под клапан вдоха 5 дыхательного автомата 4. По мере заполнения через радиальные каналы поршня верхней полости редуктора давление в последней нарастает и при достижении установочного преодолевает усилие пружины, прижимая поршень к седлу. Дальнейший доступ воздуха в редуктор и к дыхательному автомату прекращается. На фазе вдоха давление в подмембранной полости дыхательного автомата падает. Мембрана под действием повышенного наружного давления прогибается, нажимая на рычаг. Усилие рычага передается на шток клапана вдоха 5 и открывает его. Воздух от редуктора свободно поступает на вдох. Усилием пружины редуктора поршень отжимается от седла, пропуская следующую порцию воздуха из баллонов. Таким образом, динамическое взаимодействие поршня редуктора и клапана дыхательного автомата обеспечивает необходимый для дыхания расход воздуха. По окончании вдоха давление под мембраной дыхательного автомата выравнивается с окружающим, мембрана возвращается в первоначальное положение, клапан вдоха 5 закрывается. Выдох производится непосредственно в воду через резиноот-воротные клапаны выдоха. . Схема действия аппарата АВМ-5: 1,12 — баллоны; 2 — гайка-заглушка; 3 — запирающий клапан; 4 —дыхательный автомат; 5 —клапан вдоха; 6 — редуктор; 7 — предохранительный клапан; 8—фильтр; 9 — вентиль резервной подачи;10 — дистанционный привод;11— запорный вентиль (основной подачи); 13 — перепускной клапан. . При нарушении работы редуктора и повышении давления в нем более 1,3—1,5 МПа срабатывает предохранительный клапан 7. Конструктивные особенности дыхательного аппарата АВМ-5 таковы, что расход воздуха из его баллонов происходит неодновременно. Он регулируется перепускным клапаном 13, который обеспечивает поддержание давления в баллоне 12 на 4—6 МПа (40—60 кгс/см2) больше, чем в баллоне 7, создавая тем самым резервный запас. Когда давление в основном баллоне снизится до уровня установочного давления редуктора, водолаз почувствует недостаток воздуха на вдох. В этом случае необходимо нажать на фиксаторы ручки дистанционного привода 10, потянуть ее вниз — вентиль резервной подачи 9 открывается. Сразу после открытия вентиля резервной подачи вдох становится свободным, но в связи с ограниченным запасом воздуха водолаз обязан прекратить работу и начать подъем на поверхность
При использовании аппарата вшланговом режиме путем подачи воздуха с поверхности водолаз может находиться под водой более продолжительное время, что значительно повышает технические возможности снаряжения. В этом случае перед началом спуска баллоны аппарата полностью заряжаются сжатым воздухом, затем со штуцера основного баллона снимается гайка-заглушка 2 и к нему присоединяется водолазный шланг. Воздух по шлангу поступает под запирающий клапан 3 основного баллона, который остается закрытым до тех пор, пока, как и в автономном варианте использования, не будет израсходован основной его запас. Как только давление в основном баллоне станет несколько меньше давления в шланге, клапан 3 откроется. В дальнейшем дыхание водолаза обеспечивается воздухом, поступающим по шлангу от внешнего источника. При этом в баллоне 12 сохраняется резервный запас воздуха под давлением на 4—6 МПа (40— 60 кгс/см2) больше подаваемого по шлангу. Заканчивая изучение воздушно-дыхательного аппарата АВМ-5, следует вспомнить еще об одной его конструктивной особенности, позволяющей использовать его для погружения только с одним баллоном. При этом применяется баллон с вентилями основной и резервной подачи, монтируемый на специальной панели, входящей в комплект аппарата. Комплект аппарата поступает в упаковочном ящике и кроме самого аппарата включает дыхательный автомат с загубником, пояс с грузами, водолазные очки, манометры высокого и низкого давления, зарядный змеевик, соединительный шланг, монтажную панель, ключи, отвертки и запасные части к аппарату. В комплект аппарата также входит формуляр. Открытая схема дыхания с подачей на каждый вдох свежей порции воздуха практически исключает возможность возникновения у водолаза в этом снаряжении кислородного голодания и углекислотного отравления. Ограниченная 40—60 м глубина погружения предотвращает опасность токсического воздействия кислорода и азота. Вместе с тем при повреждении отдельных узлов в процессе погружения в этом снаряжении могут возникнуть неблагоприятные последствия, что надо знать и учитывать в практической деятельности. Главными конструктивными узлами воздушно-баллонных аппаратов являются редуктор и дыхательный автомат, обеспечивающие подачу воздуха на дыхание под давлением окружающей среды и в необходимом в соответствии с энергетическими потребностями количестве. Отказ в работе любого из них может привести к прекращению подачи воздуха или его поступлению на дыхание под большим давлением. В обоих случаях возможна баротравма легких.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 709. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |