Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология политических режимов




Конспекты по разделу

«ПОЛИТИКА»

В соответствии с кодификатором

 

 


 


Понятие власти

1.Сущность власти («вертикаль власти – это суррогат вертикали смысла»)

Глубинный источник власти – неравенство людей. Главное в сущности власти — ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Основными чертами власти являются:

· всеобщность — проникает буквально все человеческие отношения.

· инклюзивность — соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.

2. Структура власти

1) субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;

2) приказ субъектавласти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;

3) объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть

4) подчинение объекта власти приказу;

5) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.

3. Особенности политической власти от видов власти в других сферах общества (экономической, социальной, духов­но-информационной):

1) легальность(формально-юридическая законность) в использовании силы («монополия на законное насилие» по М. Веберу);

2) верховенство (суверенность), обязательность решений власти для общества и, соответственно, других видов власти;

3) публичность, т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам) и безличность (обращение от имени всего общества в форме права-закона);

4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

5) многообразие ресурсов(принудительных, экономических, информационных и других).

4. Понимание политической власти, вытекающее из разного понимания политики

Определения политики 1) деятельность людей по поводу власти 2) сфера общества, отвечающая за сохранение его целостности (порядок, защита), функционирование и развитие 3) свободное обсуждение и выработка принципиально новых возможностей достижения целей и организации общества
Определения власти 1) способность, право и возможность проводить свою волю, распоряжаться и управлять кем-либо 2) способность и умение практически реализовать функцию общест­венного управления 3) «язык» общения (термины, символы, проблемы), ко­торый понятен всем сторонам общественного отношения власти

5. Компоненты политической власти

Источники власти Основания власти Ресурсы власти
Властное первоначало, источник подчинения объекта субъекту База, на которую опирается властная воля субъекта «Все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других» (Р. Даль)
(по В.Г. Ледяеву) · сила, · принуждение, · манипуляция, · авторитет, · побуждение, · убеждение. (по О. Тоффлеру) · сила · богатство · знания · экономические; · административно-силовые; · социальные; · политико-правовые; · культурно-информационные; · демографические. · принуждение, · насилие, · убеждение, · поощрение, · право, · традиции, · страх, · мифы. Также: · материально-экономические и · духовно-информационные, В публицистике также: · административный, · организационный, · финансовый, · информационный.

 

Типологии политической власти

Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение

Общественная (партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По функциям органов: законодательная, исполни­тельная, судебная.

По широте распространения: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональ­ные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления):демократическая, авторитарная, тоталитарная

По типам социального господства (М. Вебер): традиционная, легальная, харизматическая (см. также легитимность – п.8 данного вопроса)

7. Функции власти (схожи с функциями политической системы и государства):

· формирование политической системы;

· организация политической жизни и политических отношений;

· управление делами общества и государства;

· руководство политическими процессами;

· создание определенного типа правления.

8. Основные принципы устойчивости политической власти: легитимность и результативность

Легитимность – процедура общественного признания власти, ее решений, лидеров и организаций. Классификация легитимности по М. Веберу

Традиционалистская (наследственная) легитимность Харизматическая (личностная) легитимность Плебисцитарная (выборная) легитимность
Авторитет «вечно вчерашнего» (авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение) «Авторитет внеобыденного личного дара (харизмы), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других» «Господство в силу легальности, в силу веры в обязательность легального установления (например, выборов) и деловой «компетентности», обоснованной ориентацией на подчинение при выполнении установленных правил»

 

Результативность (степень выполнения властью своих функций и удовлетворения ожиданий и запросов населения)

Государство, его функции

1. Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:

1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

6. обязательность членства в государстве;

7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Дополнительные признаки:

9. единый государственный язык как средство общения;

10. единая оборонная внешняя политика;

11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

2. Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия

3. Функции государства – основные направления деятельности государства:

Внутренние Внешние
· · Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе) · · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация · · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры) · · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ) · Обеспечение национальной безопасности · Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере · Развитие взаимовыгодного сотрудничества · Участие в решении глобальных проблем

Формы выполнения функций:

· Правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);

· Организационная (организационно-регламетирующая, организационно-хозяйственная, организационноидеологическая).

Государство – главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.

4. Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим
Способ организации верховной государственной власти Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления
1. Монархия · абсолютная (Саудовская Аравия); · дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания); · парламентская (Великобритания) В истории так же сословно-представительская (XV-XVIII вв.) 2. Республика · президентская (США); · полупрезидентская (смешанная) (двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом) (Россия); · парламентская (ФРГ). 1. унитарная - однонациональная (Франция), - многонациональная (Китай); 2. федеративная (определенный суверенитет территориальных образований) - территориальная (США), - национальная (Россия); 3. конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария). 1. демократический; 2. недемократические: · тоталитарный; · авторитарный.

5. Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.

Органы, исполняющие внутренние функции Органы, исполняющие внешние функции
· органы правопорядка (милиция, суд, прокуратура); · органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения связи, транспорта, социального обеспечения, коммунальных служб, технического надзора и др); · учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры, органы информации. · министерство иностранных дел; · вооруженные силы; · разведка; · органы межгосударственных отношений; · органы иновещания.

5а. Элементы госаппарата:

· служащие;

· государственные органы – составные части аппарата, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства;

· государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и пр.);

· материальные средства.

В аппарат входят глава государства, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, органы государственного принуждения (МВД, ФСБ, прокуратура, исправительные учреждения), вооруженные силы.

5б. Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

· принцип представительства;

· принцип разделения властей;

· принцип демократизма;

· принцип законности;

· принцип гласности;

· принцип профессионализма и компетентности;

· принцип федерализма.

5в. Проблемы бюрократии, волокиты и коррупции в работе государственного аппарат.

Политическая система

1. Понятие и структура

Политическая система общества – сложная, разветвленная совокупность различных политических · институтов (организаций), · норм, · идеологий, · ценностей и · коммуникаций.  

2. Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

· государство (законодательную, исполнительную и судебную власть) – главный политический институт;

· политические партии, общественно-политические движения, группы давления (лоббисты);

· средства массовой информации

К политическим институтам (установлениям) также относятся институты президентства, выборов, гражданства и др. Такие институты как церковь и армия формально находятся вне политики, но оказывают на нее большое влияние.

3. Нормативная подсистема

· законы (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы или кодексы, местный закон, подзаконные акты);

· документы политических партий и общественно-политических движений;

· политические принципы и традиции;

· нормы морали:

· Единство политики и морали (морализм; А. Руссо, Т. Джефферсон: «Искусство управления состоит в искусстве быть честным»)

· Политика и мораль автономны (аморализм; Н. Макиавелли: «В политике нет морали, а есть только интересы»)

· Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств (имморализм; М.Вебер: «Политика это сплав святого и дьявольского»; этика убеждений и этика ответственности).

4. Идеологическая подсистема

Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций политической жизни, способов объяснения мира политики (см. также п. 7.7. Политическая идеология).

5. Культурная подсистема охватывает политическую культуру и политическую психологию.

Политическая культура – (см. также п. 7.10. Политическая культура)

Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политическим институтам и процессам.

6. Коммуникативная подсистема – совокупность связей и взаимодействий между:

· подсистемами политической системы;

· сферами общественной жизни;

· политическими системами разных стран

Также отмечают вертикальную коммуникацию (с одной стороны, от государства к населению в форме законов, указов, сигналов, убеждения через СМИ и митинги; с другой стороны, от населения к государству в форме голосования, демонстраций, петиций, акций, политических анекдотов и др.)

7.Функции политической системы:

1. определение целей, задач, путей и программ развития общества;

2. мобилизация и организация деятельности общества по их выполнению;

3. согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и лиц;

4. разработка законов и правил;

5. контроль за их выполнением;

6. распределение материальных и духовных ресурсов;

7. формирование политического сознания, политическая социализация и политическая адаптация граждан;

8. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.

Типология политических режимов

1. Политический режим – совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Характеристики политического режима:

· объем прав и свобод человека,

· методы осуществления государственной власти,

· характер отношений между государством и обществом,

· наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,

· пути формирования политических институтов,

· методы выработки политических решений.

2. Классификация политических режимов

Линии сравнения

 

Виды режимов

Демократиче­ский

Недемократический

Тоталитарный Авторитарный
1 . Формы Непосредственная и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока
2. Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения Опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь
3. Государственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни
4. Партийная система Многопартийность Господство одной партии Правящая партия огосударствлена
5. Оппозиция Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками
6. Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
7. Права и свободы граждан Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
8. Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой  
9. Идеология Политический плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
10. Карательные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...