Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А) Методологические замечания.




Собственно основой метода является активное открытое творческое воображение, или представление. Это способность видеть и чувствовать образ, в той или иной степени проявляющаяся у всех людей. В какой то мере подобный подход мы находим у Михаила Чехова в его системе актерского тренинга[3].

Активизация и раскрытие творческого воображения возможна в разной степени у каждого человека.

Существует несомненная связь между формой зрительного образа, являющегося во сне из глубин души в повседневное сознание и его глубинным смыслом. Случайных образов или образов – галлюцинаций в сознании просто не бывает, в каждом образе заключён свой смысл и заложена, заряжена некая сила. Чаще всего образы сновидений отображают именно непрожитые, не принятые, непрочувствованные в бодрствующем сознании чувства, мысли и явления жизни. То, что человек не принял и то, с чем он не согласился.

Существуют определённые, и, в общем, простые правила, при точном соблюдении которых, происходит достаточно полноценное переживание вхождения в образ.

1. Повествование от первого лица в настоящем времени.

2. Отображение желания, намерения и внутреннего действия, атмосферы образа.

3. При появлении в описании общих слов вроде страх, паника, радость, сила и т.д. необходимо их представить как зрительный образ.

4. Позволение. Если события идут в нежелательном с любой точки зрения русле – позволить им происходить и переживать трансформации которые ими преподносятся.

Активное творческое воображение развивается и тренируется. Оно также является уникальной частью души. Оно работает и на приём, то есть на восприятие образов и, в тоже время, способно творить свои никогда ранее не являвшиеся миру образы. В сущности, это всеобъемлющее око, позволяющее взглянуть и в себя, и в мир, увидеть себя и его, и так же показать себе и миру некий нужный сейчас образ или состояние.

Это своего рода таинство. Очень трудноописуемое. Таинственный центр сновидений где формируются образы.

Каждый образ в той или иной степени насыщен чувствами, ощущениями и эмоциями. Часто в нём присутствует скрытое движение – напряжение каких-то сил (которые как раз бодрствующий разум стремится не замечать), и которое актуализует появление на поверхности сознания именно этого образа. Таково одно из свойств и потребностей души – реагировать на мир, отображать события в нём и очищаться, освобождаться от присутствующего напряжения, в том числе путём такого образного творчества. Душа как бы излагает свои потребности, свою боль в виде причудливых образов сновидений.

Даже у самых невосприимчивых людей есть способность ассоциировать, и для первоначальной раскачки творческого воображения взрослого человека нет ничего лучше, чем побродить по причудливым тропинкам ассоциаций сновидений. Так происходит оживление и обогащение, насыщение чувствами обычного рационально разумного состояния сознания среднего взрослого человека. В каком-то смысле чувства и есть материал, из которого формируются образы, и они же, зачастую, являются и причиной для их создания (мысли условно можно отнести к разновидности чувств, мы ведь ощущаем когда и какие мысли мы «думаем»). Если человек обеднён чувствами, «высох» в своей повседневной жизни, то, скорее всего, его воображение будет работать плохо, мутно и слабо. Ассоциирование помогает и позволяет выйти за рамки привычного утилитарного образа, раскрыть его и позволить ему жить и взаимодействовать с миром именно посредством присоединения к нему через сопутствующие образы.

Следующим по степени сложности будет попытка стать образом, войти внутрь его и говорить из него. Здесь, как ни странно, для такого иррациональногл занятия решающим оказывается язык, язык рациональный. За каждым словом языка стоит комплекс чувств, ощущений и прочего, к чему мы с детства привыкаем и приспособлены чувствовать и воспринимать это как бы автоматически, пусть даже зачастую и не сознавая, что именно мы достаём вместе со словом из глубин сознания. То есть, приводит сознание в образ само описание его состояния, свойств и качеств. Описание это начинается со становления образом. Я то-то из сна такого-то или такой-то. Имя или наименование это таинственный магический акт. Как только я назвался тем-то, разумеется, при искреннем намерении стать им, и при условии наличия некоторого состояния или атмосферы (М.Чехов, об атмосфере и её создании), так во мне сразу начинают активно ощущаться и проявляться характерные признаки того, чем я назвался. Стола из сна, ямки в полу, пространство двора камня, дерева дороги и т д. В каждом образе, как уже упоминалось, есть заключённая в нём и собственно вызвавшая его к жизни внутренняя сила. Её можно ощутить эмоционально и соматически, а лучше и так и этак. Важнейшим условием является проживание образа здесь и сейчас, для чего ОБЯЗАТЕЛЬНО повествование проживающим ведётся в настоящем времени и в единственном числе. Как только помощник заметил в повествовании слова: он она и т.п., тут же необходимо вернуть сновидца в образ, напомнив ему о том, кем он является. При небольшом навыке образ удерживается достаточно легко.   

И если одной из конечных целей является освобождение от тяжёлого или навязчивого образа, паразитически существующего в сознании, то очень хорошо помогает телесное проживание через действие. Можно реализовать физическим движением силу, заключённую в образе, с тем чтобы дать, наконец, ей разрядку и перестать её сдерживать. Для этого годятся любые движения, характер которых подсказывает сам образ. Основной принцип – здесь нужно идти по линиям напряжений и двигать тело до тех пор, пока внутренние импульсы не иссякнут, и пока не произойдёт разрядка телесных напряжений. То же и с чувствами, заключёнными в образе, чтобы освободиться от него их надо реализовать, позволить им идти в своём естественном ритме и своим путём. Прокричаться, прорыдаться, и т.д.  

Следующим по уровню сложности будет беседа с образом, например задавание ему вопросов о том, почему он явился и что он означает в этом видении и путешествии. Здесь происходит расширение сознания и переход с уровня чувств и ощущений к уровню смыслов. Происходит боле широкий взгляд на происходящее. Смысл образа становится виден как бы сквозь него. Происходит осознание происходящего в более широком масштабе. Причём, порой это осознавание может происходить одновременно с проживанием телом и в чувствах. Процессы, происходящие в душе и теле многослойны и параллельны.

В конце концов, отработанный и разряженный образ исчезает, картина сна или сновидческого путешествия меняется и на смену ему приходит другой образ или пропадает желание путешествовать.

Это о том, что касается обычных, земных, бытовых потребностей души.

Дорогой к архетипам является осознание сущностного качества и направленности образа. Точнее сущностного конфликта с чем-то более глубоким и всеобъемлющим чем данный образ. Именно через такие образы, и проявляются во снах архетипы.

Наиболее поначалу простым, базовым является обнаружение и определение архетипа во сне, через осознание конфликта и сути противоположностей его составляющих. К примеру: удержание, сильная попытка остановить что-либо – конфликт со временем (Кронос, Сатурн, Велес). Красиво – некрасиво - Венера, Афродита, Лада... Страшно, холодно – Аид, Вий, Кащей и т.д. Каждому состоянию потребности или желанию соответствует своя сила. Душа, стремясь к исполнению своих иррациональных желаний, часто вступает в конфликт с силами мира, представленными через божественные архетипы. Таким образом, через взаимодействие и борьбу происходит получение опыта и обучение.

Архетипы являются как раз на границе миров – внутреннего мира сновидца и внешнего, с которым внутренний мир состоит в каких-то отношениях. При определённом навыке и опыте порой в путешествиях архетипы являются неожиданно и неожиданные. Обладая собственным сознанием и волей, они как будто ожидают, пока наше сознание осветится на достаточной глубине, и мы сможем услышать то, что говорят нам боги.

Мы здесь рискнём, не претендуя, разумеется, ни в коем случае ни на конечность, ни на абсолютность, представить состав человеческой души как универсальное зеркало способное отражать и отображать весь мир во всех его проявлениях. Это модель, срез, разумеется не всеобъемлющий. Для отображения мира в душе есть всё, в том или ином количестве и качестве. В различных пропорциях представлены силы всех архетипов, всех богов, какие только есть и даже тех которые не осознаны, и кроются в глубинах очень древних или неизвестных пока науке мифологий, ожидая своего времени для познания. Здесь мы видим в действии закон резонанса или то, что подобное притягивает подобное. Потому и возможно общаться с богами, что они есть в нас. Они в каком-то смысле и есть мы. Просто пропорции разные. И как это ни покажется странным, в каком-то смысле боги более скованы, чем люди. Они определены и «не могут отойти от своих функций». Человек же может общаться с любым из них, если конечно не связан решением или обязательством и волен выбирать, тогда, конечно, когда его выбор свободен.   

Собственно, если всмотреться пристально, то любой образ ведёт, через цепочку мыслеобразов, к какому либо архетипу. Просто потому, что ими пронизан весь мир и всё что происходит - происходит в каком-то из их пространств, которое в свою очередь, подвластно совершенно опредёлённому божеству.

Архетипическое пространство присутствует везде, но сами архетипы целенаправленно являются к нам нечасто. Такое явление можно назвать, следуя терминологии Стивена Каплан-Уильямса[4], Великим Сновидением. Оно даёт переживание преображения внутренней сущности глубокого и сильного, в отличии от более мелкого масштаба обычных снов.

Чтобы адекватно встретить и пройти такое сновидение желательна подготовка которая и заключается фактически в обретении навыков полного и лёгкого проживания образов обычного сна и выхода на архетипический уровень путем «раскачки» воображения. 

Для обеспечения эффективного процесса погружения и путешествия в сновидческом пространстве необходима специальная атмосфера или, иначе говоря, состояние сознания. Создание и поддержание её – особое искусство, владение которым во многом и определяет успех процесса.

В данном случае, рабочая основа состояния, то именно, что позволяет размягчить жёсткие образы обыденности и насытить рабочее пространство необходимой для путешествия силой и подвижностью, и есть само состояние сновидения. Во сне всё возможно. С этим спорить не станет никто. И припоминая сон, входя в его пространство, мы попадаем в его атмосферу, вдыхаем и ощущаем то состояние, которое есть там. Основная задача Ведущего - не разрушать эту атмосферу рационализмом, и не навязывать сновидцу какие-то ходы и шаблоны мысли. Основное орудие Ведущего – вопрос. Именно правильно заданный вопрос позволяет путешествующему в пространстве сновидений для получения ответа на него переместиться туда куда нужно и почувствовать и пережить то, что нужно. Орудие – вопрос и цель – ответ, то есть открытие неведомого, неожиданного. Стало быть, искусство Ведущего в архетипических путешествиях состоит из двух основных частей: умения создать атмосферу, состояние и передать её путешествующему и умения видеть и чувствовать какой вопрос сейчас наиболее уместен для раскрытия сути происходящего в путешествии.

Вопросы начинаются с простых, призванных помочь осуществить настройку, например: что ты видишь перед собой? Что происходит вокруг? как ты себя чувствуешь?

Часто новички или не очень подвижные в восприятии люди, не имея навыка всматривания внутрь, отвечают, что ничего не видят. Здесь следует задать, например, такой вопрос: а какое это ничего? Тёмное или светлое, страшное или нет, мягкое или твёрдое, холодное или тёплое и т.д. и, в конце концов, окажется, что путешествующий видит перед собой «нечто» и способен его описать, и имеет с этим «нечто» какие-то взаимоотношения, это начало цепочки путешествий, превращений и преображений. Это необходимо, если происходит архетипическое путешествие в какое-то пространство. Если же происходит путешествие в пространство сновидений, то всё гораздо проще. Путешествие начинается с припоминания сна, с которым решили работать.

Далее идут вопросы помогающие прорисовать явившийся образ, например: какое оно – цвет, размер, форма, удалённость, чёткость и т.д.

Далее вопросы по сути образа: в каких взаимоотношениях находится этот образ с окружающим его миром, что он хочет, как он намерен достигать желаемое... На этой стадии, когда выясняется, что за желание присутствует в образе, уже можно производить отождествление с ним, назваться соответствующим именем и дальше уже работать от него или из него. Иногда легче сделать наоборот. Сначала стать образом, назваться им, а потом выяснять чего он хочет и что за силы присутствуют в нём.

И, наверное, последняя стадия вопросов – для определения, к какому из архетипических пространств относится данный образ. Для этого, разумеется, необходимо быть знакомым с миром богов хотя бы в какой-то минимальной степени. После обретения некоторого навыка суть архетипа становится ясной интуитивно, просто чувствуешь и знаешь, находясь в роли ведущего, кто сейчас перед тобой или к кому надо обратиться, чтобы случилось необходимое сейчас для обретения большей цельности переживание.

И, конечно, не следует увлекаться рациональным подходом – разве что на стадии тренировки навыка. Мы уже писали, что пространство Души – ризоморфно, предельно нелинейно и иррационально. Поэтому основной инструмент Ведущего – интуиция и образное вИдение.

Б) Инструкции к работе.

Первая трудность, с которой может столкнуться начинающий, это то, что он якобы не запоминает своих снов, ленится их записать (а записывать сны, если вы хотите работать с ними – обязательно) и потом быстро забывает. Эти трудности легко преодолимы при наличии желания и решимости начать систематическую работу со снами.

Заведите специальный блокнот для записи снов. На первой странице напишите фразу, типа следующей: «Я, такой-то, начинаю работу со снами и обязуюсь не реже трех раз в неделю записывать свои сны сразу же после пробуждения». Это самообязательство будет подстегивать вас всякий раз, когда захочется увильнуть от работы. Пусть этот блокнот лежит рядом с вашей кроватью, так чтобы его можно было взять, не вставая с кровати. Это может быть тумбочка, стул, а иногда полезно класть блокнот с ручкой под подушку. Приучите себя просыпаться медленно. Не вскакивайте при звуках будильника или телефона. Продлите фазу просыпания, стараясь уже в этом полупросоночном состоянии вспомнить то, что вам снилось или хотя бы несколько эпизодов. Потом, дотянитесь до блокнота и сразу же запишите все, что сохранилось в памяти. Это могут быть поначалу несколько разрозненных образов или эпизодов, иногда просто ассоциаций или слов. Может быть, иногда вы сможете написать одну фразу, типа «снился отец (мать, жена, друг детства, некто Н. и т.п.» или «видел во сне озеро (оказался в чужом городе, от кого-то убегал…)», или еще проще «после сна радостное чувство (печальное, злость, вина…). Не чурайтесь самыми простыми записями и образами поначалу. Если вы будете делать это регулярно, то даже если раньше вы никогда не помнили свои сны, вы постепенно будете вспоминать все больше и больше деталей и уже через две-три недели вспомните довольно связный сюжет сна.

 

Следующая трудность, которая останавливает многих людей – это то, что они считают, что не могут видеть образы, ссылаясь на неразвитое воображение. Это часто встречаемая отговорка от работы со сновидениями:) Однако, опыт показывает, что после двух-трех сеансов погружения в атмосферу сновидений особенно в групповой атмосфере или в паре, даже у самых неверующих в себя скептиков происходит раскрытие способности работать с образами. Пусть даже на первых порах это будут довольно хаотичные, абстрактные, неуловимые или «умственные» образы, - это не повод останавливаться. С каждым следующим сеансом ваши дела пойдут все лучше и ваш внутренний мир будет раскрывать перед вами свои неисчислимые богатства. Главное здесь – решимость и устойчивое желание.

Начинать работу по исследованию сновидений легче в небольшой группе (4-8 человек) единомышленников или в паре. Если же в этой группе появится еще и руководитель, имеющий психологическое образование и всестороннюю подготовку, это будет еще более эффективно. Да и самим руководителям психологических групп наша книга даст богатый арсенал методов работы со снами и активным воображением.

Если же вы хотите овладеть искусством активизации архетипов, архетипическим путешествиям и опыту живого общения с богами не только на уровне воображения, но и на уровне мощных психоэнергетических переживаний, попробуйте попасть на наши семинары или консультации. Но во многих случаях для хорошего эффекта достаточно контакта и в воображении.

Для успешной работы со сновидениями по предлагаемым нами методам необходимо хотя бы общее знакомство с терминологией аналитической психологии К.Г.Юнга, а также с мифологией различных народов. Для начала эти сведения могут быть почерпнуты в простых словарях и рефератах, однако, по ходу работы полезно читать все более продвинутую литературу по мировой мифологии, культурологи, психологии и философии.

 

Серьезная работа со сновидениями – не разовая работа. Прежде чем вы станете Мастером Сновидений, т.е. человеком, который самостоятельно может погружаться почти ежедневно в образы своих снов, бродить по дорогам и закоулкам своей души и получать от этого исцеление, преображение, важную информацию, - может понадобиться несколько лет регулярной работы в группе или в паре, или, если хватит решимости, даже самостоятельно. Но она, воистину, стоит усилий!

Далее мы приводим тексты диктофонных записей работы со снами в группе, которую мы ведем а также разбор сновидений нескольких пациентов, проходящих индивидуальную работу. Участники группы прозанимались около года и имеют уже некоторый опыт, поэтому не удивляйтесь, если при первых пробах ваша работа пойдет не столь легко. По мере накопления опыта, вам все легче, интересней и увлекательнее станет ориентироваться в пространстве вашей души.

Перепроживание сновидений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...