Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 6. О запрете внешнего уподобления многобожникам во время поклонения.




Абу Умама рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершайте намаз при восходе солнца. Поистине, оно восходит меж двух рогов шайтана и делает ему поклон в это время каждый неверующий. Не совершайте намаз при заходе солнца…».

(Хадис достоверный из-за подкрепляющих его цепочек; Ахмад 22299).

В этом хадисе довод на то, что единобожник иногда оставляет совершение некоторых видов поклонения, если понимает, что при их совершении возникнет внешнее уподобление многобожникам. Именно по причине того, что солнцепоклонники поклоняются солнцу во время его восхода и заката, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мусульманам совершать намаз в это время. Ведь это приведет к тому, что посторонний человек может решить, что этот мусульманин тоже поклоняется солнцу, подобно солнцепоклонникам.

 

Раздел 7. Некоторые виды поклонения, которые запрещено совершать в местах захоронений.

Намаз.

 

А) Намаз около могилы, не направляясь в ее сторону.

 

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вся земля является местом для поклонения, кроме кладбищ и бань».

(Хадис достоверный; Ахмад 11801; Абу Дауд 492; Тирмизи 317; Ибн Маджа 745 и др; шейх аль-Албани, Мукбиль и др. назвали хадис достоверным. См. «аль-Ируа» 1/320 и «ас-Сахих уль-Муснад» № 380).

Анас ибн Малик рассказывал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил совершать намаз между могилами». (Хадис достоверный, все его передатчики сильные; аль-Баззар 441, 442 и др.).

Ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершайте намаз также и в своих домах, не превращайте их в кладбища». (Хадис достоверный; Бухари 432; Муслим 777; Ахмад 4511, 4653, 4065; Абу Дауд 1448; Ибн Маджа 1377).

Большинство ученых сделало из этого хадиса вывод о том, что места захоронений не являются местом для намаза. Среди этих ученых имам аль-Бухари, ибн Хаджар, Багауи, Хаттаби и др. [См. «аль-Аусат» 2/183; «Ма’алим ус-Сунан» 1/127; «Шарх ус-Сунна» 2/146; «Фатх уль-Бари» 1/529.]

Все эти хадисы говорят о запрете совершения намаза Аллаху на местах захоронений, в любом их месте, независимо от местоположения могил.

Б) Намаз в сторону могилы.

 

Абу Марсад аль-Ганауи рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершайте намаз, направившись в сторону могил, и не садитесь на них». (Хадис достоверный; Муслим 972; Абу Дауд 3229; Тирмизи 1050; Насаи 759; и др.).

В этом хадисе содержится запрет на совершение намаза, повернувшись в сторону могилы.

Однако, здесь необходимо обратить внимание на следующее: если человек совершает намаз, повернувшись к могиле, но совершает его ради Аллаха, то это запрещено (харам) и человек получает грех. Если же он при этом имеет убеждение, что этот его намаз более велик по награде, чем намаз, совершаемый не в сторону могилы, то это уже не просто запрещено, но и является нововведением (бид’а). Если же он совершает намаз, повернувшись к могиле, с намерением возвеличить эту могилу или праведника, захороненного в ней, то это явное многобожие (ширк).

Сказал один из ученых ханафитского мазхаба ‘Али аль-Кари: «А если же тот, кто совершает намаз в сторону могилы, имеет намерение оказать этим почет и возвеличить эту могилу или захороненного в ней, то он становится неверующим». [«аль-Миркат уль-Мафатих» 2/372.]

Анас ибн Малик рассказывал: «Однажды, ‘Умар ибн уль-Хаттаб увидел, что я совершаю намаз у могилы и начал говорить мне: «Могила, могила, не совершай намаз в ее сторону».

(Сообщение достоверное; Бухари в подвешенном виде (му’алляк) перед хадисом 427; ‘Абдурраззак 1/404 (1581); Ибн уль-Мунзир в «аль-Аусат 2/186).

 

В) Намаз в мечети, в которой есть могила.

При рассмотрении вопросов данного раздела мы выяснили, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)запретил совершать намаз в местах захоронений, независимо от того, где именно находятся могилы от молящегося. В рассматриваемой же главе мы уяснили, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)запретил также возводить мечеть над могилой. Из всего этого берется запрет на совершение намаза в мечети, построенной над могилой, или же в мечети, в которую была внесена могила.

А что касается хадиса, который любят приводить крайние суфии со слов Абу Хурайры, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В ту ночь, в которой я был перенесен из Мекки в Иерусалим, Джибриль сказал мне: «Это могила твоего отца Ибрахима, спустись же и соверши на ней намаз», то этот хадис является ложным, так как в его иснаде Бакр ибн Зияд. Сказал о нем Ибн Хиббан: «Он был даджалем, который выдумывал хадисы от имени крепких передатчиков. Не разрешено упоминать его в книгах, кроме как для того, чтобы разъяснить его лживость». Сказал имам аз-Захаби: «Правду сказал Ибн Хиббан».

 

Г) Является ли намаз, совершенный в местах захоронений действительным?

Достоверным мнением в этом вопросе является то, что намаз, совершенный в местах захоронений, или в мечети, в которой есть могила, или намаз у мавзолеев и гробниц, является недействительным и его необходимо совершить заново в ином месте. Это потому что намаз это поклонение, и если его совершают там, где это запрещено, то оно недействительно. Это потому что запрет несет за собой недействительность деяния и грех, совершающего его. Как может человек быть подчиняющимся Аллаху, ослушиваясь Его?! Как он может быть из тех, кто выполняет приказ Аллаха, совершая то, что Он запретил?! Как он может приблизиться к Аллаху, совершив то, что отдаляет от Аллаха?! [См. «аль-Мугни» 2/477.]

На это указывает хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если, кто-то совершит дело, на которое не было нашего приказа, оно будет отвергнуто».

(Хадис достоверный; Муслим 1718 со слов ‘Аиши).

Это мнение поддержали имам Ахмад [Сказал Ибн Хазм: «Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Тот, кто совершит намаз на кладбище, или в сторону могил, тот должен совершить этот намаз заново в любом случае». («аль-Мухалля» 4/32).], имам Ибн Ражаб [«аль-Кауа’ид» с. 11.], Ибн Муфлих [«аль-Фуру’» 1/372.], Ибн Хазм, Ибн Таймия [«аль-Ихтиярат» с. 44.], Ибн уль-Кайим, аш-Шаукани. Из современных ученых это мнение высказали шейх Ибн Баз, Ибн уль-‘Усаймин, Мукбиль ибн Хади и др.

Если же могилы будут выкопаны, удалены, и это место перестанет быть местом, в котором захоронены люди, то совершение намаза в этом месте не порицается и намаз является действительным. Доводом на это то, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине была построена на месте могил многобожников, после того, как эти могилы были вскопаны и удалены, а земля была выровнена. [(Хадис достоверный; Бухари 428; Муслим 524).]

Если мечеть будет построена на местах захоронений, то намаз в ней недействителен, так как эта мечеть возведена на могилах, что многократно запрещал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). [«аль-Мугни» 2/475.] Если же кладбище организовали вокруг уже построенной мечети или прямо перед ней, то намаз в этой мечети также недействителен, так как этот намаз совершается в сторону могил, что также было запрещено пророком (да благословит его Аллах и приветствует). [«аль-Фуру’» 1/375.]

Если же человек не знал, что то место, в котором он совершал намаз, является местом захоронений, то на нем нет греха, однако намаз он должен совершить заново, подобно тому, кто совершил намаз в нечистом месте, должен совершить его заново, даже если не знал о наличии нечистот. [«аль-Мугни» 2/469.]

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 492.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...