Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Время выполнения комплексного задания – 90 мин.




Результаты выполнения задания представить на отдельных бланках, приложенных к заданию

Место проведения – учебный магазин

 

 

                                                Бланк ответа задания №3

Оценка компетенций по специальности среднего профессионального образования 

 38.02.04 Коммерсант (по отраслям)

 

Обучающийся_________________________________________________________________

Группа_______________________________________________________________________

Дата выполнения задания_______________________________________________________

 

 

Пакет экзаменатора

38.02.04 Коммерсант (по отраслям)

                                                      Задание № 2

                                     Тема: Сегментирование рынка

Целью сегментирования рынка является поиск групп покупателей и потребителей, которые одинаково реагируют на определенные атрибуты (свойства) товаров.
По отношению к потребительским товарам (продовольственная группа) можно выделить следующие микросегменты:
- сегменты торговых посредников (оптовая, розничная торговля);
- сегменты предприятий питания;
- сегменты конечных потребителей (население).
Сегментирование посредников
Сегменты торговых посредников и предприятий питания можно, в свою очередь разделить на микросегменты (рис.2.6).
Каждая группа предприятий розничной торговли (универсамы, гастрономы и пр.) и предприятия питания имеют свой покупательский профиль, который необходимо учитывать при выборе целевых сегментов. Анализируя каждый микросегмент, нужно выбрать из них наиболее привлекательные для предложения конкретного товара.

И, наконец, завершающим этапом сегментирования является разработка конкурентного листа для каждого микросегмента. Благодаря этому предприятие намечает конкретную стратегию конкурентной борьбы.
Более подробно процесс сегментирования изложен в [3,5, 6, 11 - 14].
Сегментирование конечных потребителей (населения)
Целью сегментирования населения является выявление групп, которые потребляют предлагаемую продукцию уже сейчас или могут быть покупателями при определенных условиях. В первом случае показатель общего потребления формирует текущую емкость рынка данного продукта, а во втором случае можно говорить о потенциале рынка.
Критерии сегментирования населения приведены в источниках [3, 5, 11, 12].
В качестве примера приведена таблица результатов исследования активной части населения Санкт-Петербурга, которые являются покупателями быстрозамороженных овощей и которые в настоящий момент не покупают такого вида продукции (табл.2.3). В свою очередь последняя группа населения делится на неосведомленных о данном продукте и осведомленных, которые по разному настроены на быстрозамороженные овощи.
Представленные в таблице 2.3 результаты позволяют количественно и качественно провести анализ и определить целевые группы существующих и потенциальных покупателей.
Следующей важной задачей сегментирования является определение размера каждого целевого сегмента, чтобы планировать предполагаемый объем продаж.
Наконец, знание типологии покупателей позволит более точно и эффективно строить коммуникативную политику предприятия.

 
















Таблица 2.3.Результаты исследований населения Санкт-Петербурга с целью определения целевых сегментов

 

Статус потребителя

 

Покупатели

Не покупатели

Критерии Кол-во, % Объем покуп. кг Част. покуп. в мес. Привер к ТМ, % Кол-во, %

осведомл. %
-------------------
+ -

Не осве-домл. %
Возраст -25 26-39 40-54 55+ 21 35 29 15 100 2.0 2.0 1.5 1.5 1 2 1-2 1 2 16 20 1 39.0 29 14 21 36 100 85 90 85 75 5 5 5 10 10 5 10 15
Доход высокий средний низкий 35 56 9 100 2.0 1.5 0.5 1-2 2 0.5 25 12 2 39.0 30 8 62 100 95 85 70 5 5 10 - 10 20
Семейное положение сост. в браке одинокие одинокие с детьми 57 31 12 100 2-2 2-3 1-1.5 1-2 0.5 1 20 13 6 39 12 12 76 100 90 95 75 5 - 5 5 5 20
Род занятий служащие рабочие студенты домохозяйки пенсионеры 46 17 12 20 5 1.75 1.75 1.75 1.75 1.0 1-2 1-2 1-2 2-3 0.5 12 9 4 10 4 6 22 4 6 62 90 75 95 95 70 5 5 - 5 10 5 20 5 - 20
  100     39 100      

+ положительно настроены, - отрицательно настроены





Задание  4

  Исследование рынка
Рекомендуемая последовательность работы:
- сформулируйте цели исследований
- выделите целевые сегменты для исследований (посредники, конечные потребители)
- выберите методы и составьте план исследований потребителей, посредников, конкурентов
- подготовьте техническое задание на исследование
- разработайте анкету для опроса или сценарий интервью
- сделайте выводы о потребителях на основе смоделированных результатов опросов

 








Время выполнения комплексного задания – 90 мин.

Результаты выполнения задания представить на отдельных бланках, приложенных к заданию

Место проведения – учебный магазин

 

 

                                                Бланк ответа задания №4

Оценка компетенций по специальности среднего профессионального образования 

 38.02.04 Коммерсант (по отраслям)

 

Обучающийся_________________________________________________________________

Группа_______________________________________________________________________

Дата выполнения задания_______________________________________________________

 

 

 

Пакет экзаменатора

38.02.04 Коммерсант (по отраслям)

                                                      Задание № 4

                                     Тема: Исследование рынка

Цель исследования рынка должна соответствовать целям и задачам, которые ставит предприятие перед собой на данном рынке. Например, строительство завода, цеха, линии по выпуску новой продукции; выход на новый рынок или вывод нового товара, падение спроса на продаваемую продукцию. Достаточно часто предприятия интересует динамика и состояние цен на товары-заменители, которые оно продает или собирается продавать (ценовой мониторинг). Организация исследования рынка начинается с разработки технического задания.
Техническое задание на исследование должно содержать:
- краткое описание стратегической цели предприятия
- постановку технической задачи исследования (цель, параметры, границы)
- перечень конкретных вопросов, на которые должен быть получен ответ
- форма представления результатов исследований
- сроки проведения исследований
- прочие дополнительные требования.
После согласования технического задания исполнителем разрабатывается программа работ, методологические основы исследований, а также стоимость работ. Заказчик рассматривает представленные материалы, после чего заключается договор на исследование.
Выбор исполнителя
Исполнителем исследования может быть:
- собственное подразделение предприятия
- консультационная маркетинговая фирма
- индивидуальный консультант (специалист по исследованиям узкого профиля)
В таблице 2.4 приведены сравнительные оценки перечисленных вариантов.















Таблица 2.4. Сравнительная оценка исполнителей исследования рынка

Исполнитель Достоинства Недостатки
ВНУТРЕННИЙ Хорошо знает цели предприятия, его продукцию и возможности, Экономятся средства на исследования Гибкость исследования Возможно влияние на интерпретацию результатов внутрикорпоративных групп Ограничение в объемах исследований Возможно недостаточная квалификация
ВНЕШНИЙ Консалтинговая фирма или индивидуальный консультант Можно заказать большие исследования или по нескольким целям одновременно Имеется опыт в организации крупных исследований Большая объективность Высокая стоимость работ Возможно отсутствие высокой заинтересованности Трудно найти компетентную фирму или консультанта Ограниченная ответственность Ограниченность предоставляемой информации Доверительная информация может попасть к онкуренту

Различие между консалтинговой фирмой и индивидуальным консультантом состоит в том, что последний, как правило, узкоквалифицированный специалист, хорошо разбирающийся именно в данной проблеме. В то же время он не может одновременно проводить исследования в больших объемах. В этом случае консультант может взять на себя организацию исследований с помощью выбранной им специализированной фирмы (тест-студии), выступая в роли представителя Заказчика, при полной ответственности за результаты работы. Следует отметить, что индивидуальный консультант более заинтересован в работе, чем консультационная фирма, которая может работать сразу для нескольких заказчиков.
Рекомендации по выбору исполнителя для исследования рынка:
- проверьте деловую компетенцию (с кем работал, может ли представить отзыв);
- выберите партнера с критическим подходом, ставящий неудобные вопросы;
- выясните, какую ответственность готов взять на себя будущий партнер;
- старайтесь поддерживать деловой контакт с одним представителем исполнителя;
- не выбирайте самого дешевого исполнителя;
- осторожно относитесь к "теоретикам".
Финансирование исследования:
Планирование финансирования на исследование возможно двумя способами:
- резервирование средств при планировании бюджета будущего временного периода с последующим определением объема работ, стоимость которой находилась бы в пределах этой статьи бюджета;
- выделение средств в таком объеме, чтобы выполнить планируемые исследования по полной программе.
Как уже упоминалось стоимость исследований определяет исполнитель.
Задача предприятия состоит в том, чтобы выбрать наиболее приемлемого исполнителя с точки зрения компетенции и финансовых запросов.
Если для предприятия исполнитель стратегически важен как партнер, последнему может быть предложено участие в будущих прибылях.
Контроль за исследованием
Задача организации контроля состоит в том, чтобы получить от исполнителя качественный исследовательский результат в установленные сроки в пределах выделенных объемов финансирования.
С этой целью от предприятия назначается руководитель проекта (заместитель руководителя предприятия или управляющий отделом маркетинга), а также контролер (супервизор) из финансового отдела.
Контроль осуществляется на основании плана работ по проекту, в котором должны быть предусмотрено обсуждение промежуточных результатов исследований. На это обсуждение приглашаются представители всех основных подразделений предприятия (производство, НИОКР, отделы маркетинга, планирования и др.).
В договоре с исполнителем может быть предусмотрен контроль со стороны заказчика за практическим проведением анкетирования, участие в интервьюировании или наблюдении.
Прием отчета с результатами исследований
Если речь идет о подведении результатов больших исследований, то для заказчика может стать проблемой избыток информации, расчлененность выводов.
В этом случае целесообразна многоуровневая отчетность:
- подготовка промежуточных отчетов;
- подготовка итогового отчета с приложением первичных материалов (заполненных анкет, аудио- и видеозаписей и т.д.)
- подготовка реферата для руководителей.
Итоговый отчет должен содержать не менее 60 - 80% информации, собранной исполнителем, а реферат для руководителей - 25 - 30% информации. В отчете должны быть представлены не только выводы, но и рекомендации. Более подробно организация и методы исследований приведены в работах [1,3 ].
Технические аспекты исследований
Техника исследований имеет большое значение для получения репрезентативных результатов.
Вне зависимости от метода исследования рынка сюда можно отнести:
- разработка анкеты или сценария интервью;
- обучение интервьюеров или подбор специалистов соответствующей квалификации (их инструктаж);
- объем выборки для исследований;
- время суток для опроса, погода;
- число анкет или количество интервью, которые должен сделать исследователь за один день;
- система оплаты исполнителей и опрашиваемых лиц;
- наличие технических средств (видеокамеры, диктофона, ноутбука и т.д.)
Иногда опрашиваемому нужно не только задать вопрос, но и продемонстрировать товар, а также попросить его продегустировать (продукт питания), попользоваться (косметика) или привести в действие (фото- видеотехника).
Например, автомобильные фирмы используют с этой целью тест-клиники: потенциальные покупатели новых моделей автомобилей пробуют их в управлении, оценивают дизайн и т.д., в итоге оптимизируется конструкция автомобиля.
Анкета должна быть составлена стилистически грамота, не содержать узкопрофессиональных терминов, должна соответствовать целям исследований.
Число вопросов - в зависимости от планируемой глубины исследования, выделенных финансовых и временных ресурсов. Например, при психологическом исследовании может быть задано 500 вопросов одному респонденту, а опрос может длиться 2-3 часа.
В отношении потребительских товаров (или услуг), как правило, в анкете присутствуют:
- Покупаете ли вы данный товар и почему?
- Какие качества товара вы считаете наиболее важными для себя?
- Проранжируйте эти качества по уровню важности;
- Если вы не покупаете данный товар, то укажите причины.
Примеры анкет (опросных листов) для конечных потребителей и работников магазинов приведены в приложении.
Результаты анкетирования могут быть представлены в виде диаграммы (рис.2.7).
В таблице 2.5 показаны результаты обработки анкет для получения ответа на вопрос об основных причинах покупок быстрозамороженных овощей.
Типичными ошибками при рыночных исследованиях являются:
- плохо составленная анкета;
- малоквалифицированные интервьюеры;
- отсутствие контроля со стороны заказчика;
- нерепрезентативность выборки;
- неверная интерпретация результатов;
- опрос проводили не тех лиц.

 

 

 Таблица   Решающие факторы при покупке быстрозамороженных овощей

 

Степень приоритета (ранг)

Факторы

Опрос потребителей

Спрос
  Общая оценка 20-40 лет 40-55 лет Средний уровень доходов Выше средн. уровня доходов продав-цов
Качество 2 2 1 2 2 2
Удобство и быстрота приготовления 1 1 2 2 1 1
Цены 3 3 2 1 3 5
Возможность длительного хранения 4 4 5 4 4 6
Диетические свойства 3 3 3 3 3 4
Внешний вид упаковки 5 5 4 5 5 3
Ассортимент 6 6 6 6 6 6
Торговая марка 7 7 7 7 7 7

 


 

























































Задание  5.

 Разработка товарной политики
Рекомендуемая последовательность действий:
- сформулируйте основные атрибуты ядра товара, а также расширенного и обобщенного содержания товара
- какие выгоды товара важны для потребителей различных целевых сегментов? Выделите главное ожидание потребителей
- каковы отрицательные свойства товара для потребителей?
- можно ли уменьшить или исключить недостатки товара?
- сформулируйте идеальную мультитриабутивную модель товара для различных целевых групп потребителей
- оцените привлекательность и конкурентоспособность товара по отношению к товарам-заменителям (субститутам) и товарам конкурентов
- разработайте требования к упаковке и к ее оформлению
- дайте предложения по выбору марочной стратегии (мономарка, мультимарка, родовое название). Предложите название торговой марки.
- сформулируйте ассортиментную политику в отношении разных сегментов посредников и конечных потребителей
- какие товары из товарного ассортимента относятся к лидерам?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...