Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ретроспективный анализ позволяет восстановить характеристику на разных этапах развитияТПК.




Сравнительно-географический позволяет подобрать однотипные аналоги ТПК, находящиеся в разных стадиях развития под влиянием хозяйственных нагрузок различной интенсивности. Ранее направление хозяйственной деятельности определялось планами на конкретные отрезки времени. В настоящее время плановые показатели отсутствуют и ориентироваться можно на ретроспективные материалы, отыскивая в прошлом состояние хозяйственной деятельности близкое к современному постоянно сокращающемуся, идущему в обратном направлении.

Разработка рекомендаций по рациональному использованию и охране природы и природных ресурсов, оптимальному развитию ТПК и, особенно, рекреационных ресурсов.

Основными методами на данном этапе будут применяться картографический, метод безразмерной бальной оценки, аналогов и сравнительно-географический.

Изучение населения (половая, возрастная и социальная структура, прирост, трудовые ресурсы, миграционные процессы).

Изучение территориального размещения населения и типов поселений.

Надежными источниками сведений для краеведческих исследований являются статистические материалы на любом административном уровне. Статистическая отчетность всех видов предприятий ведется на уровне городов и областей и позволяет получить данные по структуре хозяйства и объемах выпускаемой продукции на период исследования. Отчеты за ряд лет покажут историю и динамику развития хозяйства, явятся основой прогноза изменения ТПК на расчетный период.

По Казахстану, отдельным областям и регионам есть монографии, в которых дается детальнейшая характеристика отраслей хозяйства и экономико-географические характеристики в целом. Для всех регионов Казахстана на начальном этапе краеведческих исследований обязательно нужно использовать Атлас Казахской ССР том 2, Социально-экономические условия. Этот источник помимо детальной характеристики всех отраслей хозяйства и населения республики в целом позволяет оценить роль отдельного региона в экономике Казахстана, структуру и географию технологических и торговых связей и дает образцы картографического отображения информации.

При непосредственном знакомстве с предприятиями краеведы получают наиболее свежую и достоверную информацию, недостающую в исследованиях.

Изучение населения является весьма важным и интереснейшим этапом краеведческих исследований, поскольку история формирования населения

По направлению хозяйства и характеру использования природных ресурсов на территории Алматинской области можно выделить три экономико-географических района: Алматинский, Чарынский и Прибалхашский.

Алматинский район включает: Джамбульский, Илийский, Талгарский и Энбешки-Казахский административные районы и г. Алматы.

Высокие температуры, продолжительный вегетационный период в предгорьях создают благоприятные условия для выращивания теплолюбивых культур - табака, сахарной свеклы, винограда. Хозяйства района сеют озимую и яровую пшеницу, ячмень, кукурузу, технические культуры (свекла, соя, табак), овощи и картофель. Хорошо развито животноводство.

Восточно-Заилийский физико-географический район представляет собой часть округа Заилийского Алатау. Геосистемы района обладают богатыми естественными ресурсами и могут способствовать хозяйственному развитию Алматинской области. Основным природным богатством района являются естественные сенокосы и пастбища. Совхозы Чиликского района возделывают табак, зерновые культуры, занимаются овощеводством и садоводством.

Специализация отраслей хозяйства всегда отражает природный и социально-экономический потенциал территории, процесс сосредоточения производства отдельных видов продукции на специализированных предприятиях. В краеведческих исследованиях рекреационную специализацию можно рассматривать как реально существую - по набору действующих объектов рекреации, так я перспективную -. по наличию . рекреационных ресурсов. Обе оценки имеют практическую значимость, а их сравнительный анализ позволит выявить степень освоенности ресурсов и определить перспективные направления деятельности рекреационных, предприятий.

Оценка реально существующей рекреационной специализации выполняется путем подсчета специализации всех действующих предприятий учреждений на различных видах отдыха и туризма. Оценка перспективной специализации опирается на комплексную оценку туристско- рекреационную оценку территории

Туристско-рекреационные ресурсы делятся на природные и  социально- экономические.         

Природные туристско-рекреационные ресурсы делятся на две группы:

а) по компонентам природной среды: климатические, водные, лесные, горные-

большую часть предметов потребления. Промышленные предприятия могут представлять интерес как экскурсионные объекты.

Транспорт, одна из важнейших отраслей общественного производства, отрасль инфраструктуры, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров. Виды транспорта делятся на наземный - автомобильный, железнодорожный, гужевой, вьючный; водный - морской, речной, озерный; воздушный. Наличие и качественное состояние транспорта выступает необходимым и, зачастую, решающим условием развития рекреации и туризма

Сфера обслуживания включает совокупность предприятий питания, службы быта, развлечений, связи и во многом определяется видом и численностью населения, административным статусом населенного пункта, уровнем развития всех отраслей хозяйства. В краеведческих исследованиях анализ сферы обслуживания необходимо выполнять детально, поскольку она является важнейшей составной частью инфраструктуры территориальной рекреационной системы.                                                                      

Особого внимания заслуживает анализ объектов рекреации- предприятий и учреждений, обеспечивающих различные виды отдыха;          I

курортные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские.                                                                                      

 Выводы:Такой порядок изложения информации показывает все хозяйственные явления в их причинной зависимости. Подбор информации лучше всего начинать с показа географического положения региона и показать, как оно влияет на экономическую специализацию. Используя ежегодные статистические сборники покажем удельный вес области (района) в республиканском производстве отдельных видов продукции.

Характеристика природных ресурсов должна быть целенаправленной и отвечать на вопрос - как эти ресурсы могут помочь или осложнить деятельность туристско-рекреационных структур области или республики.                  

В этой части характеристики хозяйства следует обязательно рассмотреть проблемы охраны природы как главное направление оптимизации рекреационной работы.                                                                                                     

Краткая историческая справка о развитии хозяйства района может быть составлена по работе со специальной литературой и статистическими данными за определенный период в их сравнении.

Литература:

1.Ердавлетов С. Р. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Гылым, 1992.

2.Вуколов В.Н. Основы туристско-краеведческой работы// Сб. типовых учебных программ, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин для ВУЗов. Алматы, 2002.

3. Юньев И.С. Краеведение и туризм. М, Знание, 1974.

 

ТЕМА 2. Организация и планирование подготовки туристов к походам

Цель:Дать характеристику основам туристкой подготовки, рассмотреть ее виды, а также проанализировать влияние туристкой подготовки на туристов      

План:

6.1.Общие основы планирования

6.2.Периодизация тренировок

6.3.Составление планов. Тренировочный процесс строится на ос­нове многолетнего (перспективного) и го­дичного (оперативного) планирования.

6.4. Этапы спортивного совершенствования.

Основные понятия:периодизация тренировок, тренировочный процесс, перспективное и оперативное планирование, тренированность, перетренировка

Общие основы планирования.

Общие основы планирования.

Чтобы правильно составить план, необходимо знать, также вопросы тренировки (тренированность, степень и показатели тренированности, повышение тренирован­ности, перетренировка).

Тренированность - состояние спортсмена, характеризующееся повышенной работоспособностью организма. В процессе круглогодичной тренировки альпиниста раз­личают три степени тренированности - обычную, повы­шенную и высшую.

Обычная степень тренированности - со­стояние слегка повышенной работоспособности, которое бывает осенью, после приезда с гор, во время активного отдыха. Повышенная степень тренированности - состояние подготовленности, когда к организму можно предъявлять повышенные требования без ущерба для здоровья спортсмена, наблюдается весной, к концу подготовительного периода, а иногда и зимой, если альпинист активно занимался лыжным спортом. При повышенной степени тренированности альпинист, как правило, участвует в различных соревнованиях по дру­гим видам спорта или в контрольных прикидках. Такое состояние подготовленности организма может сохра­няться долго. Высшая степень тренированности - со­стояние наибольшей работоспособности в результате отличной подготовленности и согласованности всех про­цессов, происходящих в организме при определенной специфической работе. При этом состоянии организм закален, привычен к различным микроклиматам райо­нов восхождения и всевозможным изменениям погоды, нервная система подготовлена к спортивной борьбе. Альпинист в совершенстве владеет многообразной аль­пинистской техникой, решает тактические задачи, возни­кающие во время высокогорных восхождений. Такое состояние нельзя рассматривать как случайное или удачное сочетание ряда обстоятельств: это закономер­ный итог серьезной тренировочной работы.

Поддержать организм в высшей степени тренирован­ности, продолжая работать над дальнейшим ростом достижений, можно в течение относительно большого промежутка времени, но лишь в результате хорошо спланированной систематической тренировки.

Переход от одной степени тренированности к другой связан с изменениями нагрузки. Эти изменения должны происходить закономерно, и наиболее высокой работо­способность должна быть к периоду ответственных вос­хождений.

Такой процесс повышения тренированности должен протекать в течение ряда лет спортивной тренировки.

Показатели тренированности. Основной показатель тренированности - рост спор­тивных результатов. Этот рост должен наблюдаться не только в избранном виде альпинизма (стенные восхождения, высотные траверсы), но и в других физических упражнениях (беге, ходьбе, лыжном спорте и т. д.).

Подготовленность спортсмена может быть проверена путем выполнения им контрольных упражнений, показывающих уровень развития отдельных качеств.

Повышение тренированности.Повышение тренированности осуществляется посред­ством воспитания моральных, волевых и физических качеств, совершенствования техники передвижения в горах и способов страховки на основе общего физиче­ского развития.

Совершенствовать технику передвижения в горах и способы страховки необходимо не только значкистам и разрядникам, но и мастерам спорта. Совершенствова­ние происходит на основе дальнейшего развития в про­цессе тренировки необходимых для горовосхождений качеств, укрепления органов дыхания и кровообраще­ния, нервно-мышечной системы, приспособления всего организма к повышенным нагрузкам.

Повышение работоспособности не идет непрерывно от одной тренировки к другой. Бывают периоды, когда необходимо только поддерживать достигнутую работо­способность. Непрерывное, необоснованное увеличение нагрузки от одного тренировочного занятия к другому, особенно сразу по приезде в горы (в период акклима­тизации) и в промежутки между ответственными вос­хождениями и переходами, может привести к переутом­лению.

Тренировки с повышенной нагрузкой следует чере­довать с тренировками, в которых бы закреплялась и поддерживалась достигнутая работоспособность.

Нередко бывает необходимо предоставить отдых спортсмену, чтобы повысить его желание к дальнейшим занятиям. В этих целях нужно переключиться на мало интенсивные занятия другими видами спорта, вводить в тренировку больше игровых моментов. Но такой от­дых не должен снижать достигнутой тренированности. Отдых между тренировками нельзя значительно уве­личивать, так как достигнутая работоспособность че­рез 7—9 дней может снизиться.

Перетренировка. В практике подготовки альпинистов случаи перетре­нировки наблюдаются крайне редко. Это объясняется тем, что плановые, целеустремленные тренировки с большим объемом нагрузки проводятся редко и то лишь в последние годы, когда реально возросла необходи­мость серьезной подготовки при организации экспеди­ций и рекордных восхождений. Кроме того, широта и разнообразие средств, применяемых в различной по условиям местности, не создают однотонного перенапря­жения организма, особенно нервной системы.

К перетренировке могут привести

в подготовительном периоде:

- недостаточная продолжительность его;

- малое внимание выработке выносливости;

- перегрузка организма скоростными тренировками;

в основном периоде:

- увеличение или продолжение тренировочной работы с большим напряжением в период акклиматизации;

- однообразное проведение тренировок с большой нагрузкой, что не обеспечивает приспособления организма к разносторонним физическим напряжениям;

- неправильное чередование отдыха с нагрузкой в периоде хорошей спортивной формы, особенно ошибки в методике тренировки после восхождений (не использование активного отдыха, малый отдых);

- участие альпиниста в соревнованиях и восхождениях недостаточно подготовленным, в болезненном состоянии или после только что перенесенного заболевания;

- длительные перерывы в тренировках.

Перетренировка влечет за собой нарушение функционального состояния организма: нарушается коорди­нация движений, наступают апатия к тренировке, пло­хой сон, потеря аппетита, снижение веса, повышение потливости, снижение возбудимости нервной системы, повышение кровяного давления и другие симптомы.

Дневник самоконтроля позволяет альпинисту и тре­неру обнаружить признаки перетренированности и не­медленно изменить режим тренировки. При перетрени­ровке нельзя сразу прекращать тренировку: резкий пе­реход от интенсивной работы к покою может вредно отразиться на состоянии здоровья. Снижать нагрузку следует постепенно.

Если снижение нагрузки не дает желаемых резуль­татов, симптомы перетренировки не исчезают, то спорт­смену необходимо предоставить полный отдых на 1,5-2 недели, а в отдельных случаях и больше. В этот пе­риод рекомендуются все виды туризма, не связанные сперенапряжением организма спортсмена.

Периодизация тренировок

Круглогодичный цикл тренировок должен обеспечивать общее повышение работоспособности и высокую спортивную форму туристов перед стартами ответственных соревнований: чемпионатами по туризму, первенствами по туристской технике, соответствии с календарным планом соревнований весь тренировочный делится на три периода: подготовительный, основной, переходный. Продолжительность и количество таких периодов годовом цикле тренировок зависят от календаря соревнований и спортивной квалификации туристов. Применительно к горномy туризму можно рекомендовать планирование основного периода с мая по октябрь. В это время проводятся соревнова­ния по технике горного туризма (обычно в мае и сентябре-октябре) и совершаются горные походы в рамках чемпионатов по туризму (июнь-август).

Основной периодделится на этапы соревнований и предсоревновательных тренировок. Его задачи: со­вершенствование техники и тактики туриз­ма, поддержание физической и морально-волевой подготовки на высоком уровне, приобретение необходимого опыта участия в различных соревнованиях, выполнение нормативных требований спортивной клас­сификации по туризму.

Тренировочные и соревновательные на­грузки в основном периоде не должны быть постоянными. Самые высокие соревнова­тельные нагрузки в этом периоде чередуют­ся с днями относительного отдыха, особен­но необходимого после многодневного ту­ристского путешествия. Кроме того, нужно учесть заметный этап после походного вос­становления (не меньше недели).

В подготовительном периодетуристы приобретают навыки общей физической подготовленности, получают дальнейшее развитие специальных физических качеств; укрепляют морально-волевые качества; ов­ладевают техникой туризма и совершенству­ют ее; знакомятся с элементами тактики и совершенствуют ее; повышают уровень те­оретических и практических знаний.

Подготовительный период предшествует основному и практически равен ему по про­должительности (декабрь-апрель). Он со­стоит из трех этапов.

На первом этапе повышается общий уро­вень функциональных возможностей орга­низма средствами общефизической подго­товки. Продолжительность этапа зависит от квалификации туристов, но не превышает двух месяцев. На этом этапе туристы разви­вают свои физические качества и повышают уровень теоретической подготовки.

На втором этапе (два месяца) осваивают­ся технические приемы и совершенствуется спортивная форма туристов путем специ­альной физической подготовки.

На третьем этапе (один месяц) заверша­ется становление спортивной формы, с уче­том развития морально-волевых качеств и тактических знаний. После третьего этапа подготовительного периода турист должен быть подготовлен к первым стартам сорев­нований основного периода.

Во все этапы подготовительного периода могут включаться различные соревнования, но их роль должна быть контрольной или учебной в отличие от спортивных состяза­ний основного периода (чемпионаты, пер­венства).

В переходном периоде(ноябрь) отра­батывается постепенный переход от пре­дельных нагрузок последнего этапа сорев­нований к умеренным нагрузкам первого этапа подготовительного периода. Переход­ный период характеризуется снятием утомления от целого ряда соревновании и вос­становлением нормального функциониро­вания организма. К началу спортивных тре­нировок следующего круглогодичного цик­ла турист должен отдохнуть, но не потерять при этом полностью спортивную форму. Поэтому отдых в этот период должен быть активным. Утренняя гимнастика, спортивные игры и упражнения, туристские походы с облегченным рюкзаком - эти элементы тре­нировочного процесса переходного пери­ода являются обязательными. В переходном периоде нужно использовать все сред­ства восстановления: педагогические, гиги­енические, физиотерапевтические и фарма­кологические.

Педагогические средства заключаются в правильном построении тренировочных за­нятий.

Гигиенические средства состоят из опре­деленного режима питания, труда, отдыха, закаливания, чередования тренировок и др.

Физиотерапевтические средства включа­ют различные виды массажа; воздействие солнца, воздуха, воды; использование бани и др.

Фармакологические средства представ­ляют собой различные медицинские препа­раты, напитки, таблетки и продукты пита­ния, рекомендованные врачом и предназ­наченные для восстановления сил.

После периода первых стартов майских соревнований рекомендуется (до начала ту­ристского похода) поддерживающий харак­тер тренировочных нагрузок в пределах 60% от соревновательной.

6.3.Составление планов. Тренировочный процесс строится на ос­нове многолетнего (перспективного) и го­дичного (оперативного) планирования.До­кументами планирования являются: про­грамма, учебный план, годовой учебный график, план тренировки, конспект занятий, расписание занятий и журнал учета.

Подготовка туристских кадров в настоя­щее время проводится по примерным про­граммам. Указанные про­граммы акцентируют вни­мание на процессе обучения.

Учебный план многолетней подготовки является элементом перспективного плани­рования. Он составляется по годам учебно-тренировочного процесса и определяет рас­пределение количества часов по основным разделам. Учебный план можно составлять в следующем виде:

На основании перспективного плана раз­рабатывается годовой календарный план тренировок, в котором на текущий год бо­лее подробно раскрывается содержание тренировочного процесса по видам подготовки, объемам, интенсивности, сред­ствам.

Кроме рекомендуемых планов, могут составляться более детальные планы тренировок по этапам, месяцам, неделям тренировочного цикла. Планы детализации имеют большое значение для подготовки сборных команд к участию в чемпионате Казахстана по туризму.

Разрабатывая индивидуальные трениро­вочные нагрузки, следует учитывать: уровень тренированности туриста, его общефизичес­кую подготовку и адаптацию организма к определенным видам нагрузок; количество тренировок, их содержание и продолжи­тельность; общий объем нагрузок; интен­сивность нагрузок; функциональное состо­яние организма во время тренировки; слож­ность упражнений и степень психологичес­кой напряженности при их выполнении.

6.4. Этапы спортивного совершенствования.Одной из особенностей туризма как вида спорта является достаточно жестко регла­ментированная последовательность в совер­шении спортивных походов определенной сложности и вида туризма. Эта последова­тельность «от простого к сложному» опре­деляется правилами и связана с необходи­мостью обеспечить определенную безопас­ность спортивных туристских походов. Кро­ме того, регламентируется возраст участни­ков и руководителей спортивных походов.

В многолетней спортивно-туристской подготовке можно выделить несколько эта­пов:

Ознакомительный этапподготовки целесообразно планировать в рамках школьно­го туризма с широким охватом видов спортивного туризма, с нефорсированны­ми нагрузками по объему и интенсивности, с воспитательно-оздоровительными целями для расширения кругозора занимающихся и привития им определенного интереса к занятиям туризмом. На этом этапе можно использовать различные типовые програм­мы детско-юношеского туризма:

Ознакомительный и начальный этапыподготовки образуют начальный уровень спортивно-туристской подготовки, где спортивные достижения находятся на уров­не участия в походах I и И к.с. Этот уровень доступен школьникам. На этом уровне можно планировать 3-4-летнюю подготовку школьников по соответствующим програм­мам или форсированную годичную подго­товку совершеннолетних участников турист­ских походов. В результате обеспечивается выполнение III спортивного разряда по ту­ризму.

Базовый этап подготовки предусматри­вает участие в спортивных походах III к.с. и руководство походами I и II к.с. В результате обеспечивается выполнение второго разря­да по туризму в соревнованиях по спортив­ным походам. Базовый этап подготовки мо­жет соответствовать базовому уровню под­готовки общественных туристских кадров (инструкторов туризма, гидов-проводни­ков) при использовании программ Туристско-спортивного союза России. Форсиро­ванный срок этой подготовки не менее од­ного года.

Специализированный этапподготовки предусматривает руководство и участие в двух спортивных туристских походах: 111 (ру­ководство) и IV (участие) к.с. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение пер­вого спортивного разряда в соревнованиях по спортивным походам. Специализирован­ный этап подготовки может соответствовать специализированному уровню подготовки общественных туристских кадров (старших инструкторов, старших гидов-проводников) при использовании программ ТССР. Форси­рованный срок этой подготовки - не менее одного года.

Этап спортивного совершенствованияпредусматривает руководство и участие в походах IV и V к.с., соответственно. В ре­зультате этой подготовки обеспечивается вы­полнение спортивных нормативов кандида­та в мастера спорта по туризму в соревно­ваниях по спортивным походам. Форсиро­ванный срок этой подготовки не менее од­ного года.

Этап спортивного мастерствацелесооб­разно планировать не менее чем на два года. В результате этой подготовки обеспечива­ется выполнение норматива мастера спорта, создаются предпосылки высших спортивных достижений в соревнованиях по спортив­ным туристским походам. Этап спортивно­го мастерства может соответствовать высшему уровню подготовки общественных ту­ристских кадров {инструктор туризма меж­дународного класса, гид-проводник меж­дународного класса) при использовании программ ТССР на этом этапе подготовки.

  Выводы: Процесс тренировки носит достаточно тяжелый характер, так как включат в себя различные этапы спортивного мастерства, а сам тренировочный процесс строится на ос­нове многолетнего (перспективного) и го­дичного (оперативного) планирования. При подготовке также необходимо учитывать и отрицательные ее стороны, такие как перетренировка.

Литература:

1. Абалаков. В Спутник Альпиниста. – М.,1970

2.Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. – М.,1989

3.Волков Н.Н Спортивные походы в горах. – М., 1974

4.Кропф Ф. Спасательные работы в горах. – М ., 1975

5.Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов. – М., 1990

6.Пиротинский А.Е Подготовка скалолаза. – М., Физкультура и спорт, 1987

7.Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учебное пособие /Сост. Захаров П.П. – М.: ФиС,1989.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...