Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ретроспективный анализ позволяет восстановить характеристику на разных этапах развитияТПК.
Сравнительно-географический позволяет подобрать однотипные аналоги ТПК, находящиеся в разных стадиях развития под влиянием хозяйственных нагрузок различной интенсивности. Ранее направление хозяйственной деятельности определялось планами на конкретные отрезки времени. В настоящее время плановые показатели отсутствуют и ориентироваться можно на ретроспективные материалы, отыскивая в прошлом состояние хозяйственной деятельности близкое к современному постоянно сокращающемуся, идущему в обратном направлении. Разработка рекомендаций по рациональному использованию и охране природы и природных ресурсов, оптимальному развитию ТПК и, особенно, рекреационных ресурсов. Основными методами на данном этапе будут применяться картографический, метод безразмерной бальной оценки, аналогов и сравнительно-географический. Изучение населения (половая, возрастная и социальная структура, прирост, трудовые ресурсы, миграционные процессы). Изучение территориального размещения населения и типов поселений. Надежными источниками сведений для краеведческих исследований являются статистические материалы на любом административном уровне. Статистическая отчетность всех видов предприятий ведется на уровне городов и областей и позволяет получить данные по структуре хозяйства и объемах выпускаемой продукции на период исследования. Отчеты за ряд лет покажут историю и динамику развития хозяйства, явятся основой прогноза изменения ТПК на расчетный период. По Казахстану, отдельным областям и регионам есть монографии, в которых дается детальнейшая характеристика отраслей хозяйства и экономико-географические характеристики в целом. Для всех регионов Казахстана на начальном этапе краеведческих исследований обязательно нужно использовать Атлас Казахской ССР том 2, Социально-экономические условия. Этот источник помимо детальной характеристики всех отраслей хозяйства и населения республики в целом позволяет оценить роль отдельного региона в экономике Казахстана, структуру и географию технологических и торговых связей и дает образцы картографического отображения информации. При непосредственном знакомстве с предприятиями краеведы получают наиболее свежую и достоверную информацию, недостающую в исследованиях. Изучение населения является весьма важным и интереснейшим этапом краеведческих исследований, поскольку история формирования населения По направлению хозяйства и характеру использования природных ресурсов на территории Алматинской области можно выделить три экономико-географических района: Алматинский, Чарынский и Прибалхашский. Алматинский район включает: Джамбульский, Илийский, Талгарский и Энбешки-Казахский административные районы и г. Алматы. Высокие температуры, продолжительный вегетационный период в предгорьях создают благоприятные условия для выращивания теплолюбивых культур - табака, сахарной свеклы, винограда. Хозяйства района сеют озимую и яровую пшеницу, ячмень, кукурузу, технические культуры (свекла, соя, табак), овощи и картофель. Хорошо развито животноводство. Восточно-Заилийский физико-географический район представляет собой часть округа Заилийского Алатау. Геосистемы района обладают богатыми естественными ресурсами и могут способствовать хозяйственному развитию Алматинской области. Основным природным богатством района являются естественные сенокосы и пастбища. Совхозы Чиликского района возделывают табак, зерновые культуры, занимаются овощеводством и садоводством. Специализация отраслей хозяйства всегда отражает природный и социально-экономический потенциал территории, процесс сосредоточения производства отдельных видов продукции на специализированных предприятиях. В краеведческих исследованиях рекреационную специализацию можно рассматривать как реально существую - по набору действующих объектов рекреации, так я перспективную -. по наличию . рекреационных ресурсов. Обе оценки имеют практическую значимость, а их сравнительный анализ позволит выявить степень освоенности ресурсов и определить перспективные направления деятельности рекреационных, предприятий. Оценка реально существующей рекреационной специализации выполняется путем подсчета специализации всех действующих предприятий учреждений на различных видах отдыха и туризма. Оценка перспективной специализации опирается на комплексную оценку туристско- рекреационную оценку территории Туристско-рекреационные ресурсы делятся на природные и социально- экономические. Природные туристско-рекреационные ресурсы делятся на две группы: а) по компонентам природной среды: климатические, водные, лесные, горные- большую часть предметов потребления. Промышленные предприятия могут представлять интерес как экскурсионные объекты. Транспорт, одна из важнейших отраслей общественного производства, отрасль инфраструктуры, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров. Виды транспорта делятся на наземный - автомобильный, железнодорожный, гужевой, вьючный; водный - морской, речной, озерный; воздушный. Наличие и качественное состояние транспорта выступает необходимым и, зачастую, решающим условием развития рекреации и туризма Сфера обслуживания включает совокупность предприятий питания, службы быта, развлечений, связи и во многом определяется видом и численностью населения, административным статусом населенного пункта, уровнем развития всех отраслей хозяйства. В краеведческих исследованиях анализ сферы обслуживания необходимо выполнять детально, поскольку она является важнейшей составной частью инфраструктуры территориальной рекреационной системы. Особого внимания заслуживает анализ объектов рекреации- предприятий и учреждений, обеспечивающих различные виды отдыха; I курортные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские. Выводы:Такой порядок изложения информации показывает все хозяйственные явления в их причинной зависимости. Подбор информации лучше всего начинать с показа географического положения региона и показать, как оно влияет на экономическую специализацию. Используя ежегодные статистические сборники покажем удельный вес области (района) в республиканском производстве отдельных видов продукции. Характеристика природных ресурсов должна быть целенаправленной и отвечать на вопрос - как эти ресурсы могут помочь или осложнить деятельность туристско-рекреационных структур области или республики. В этой части характеристики хозяйства следует обязательно рассмотреть проблемы охраны природы как главное направление оптимизации рекреационной работы. Краткая историческая справка о развитии хозяйства района может быть составлена по работе со специальной литературой и статистическими данными за определенный период в их сравнении. Литература: 1.Ердавлетов С. Р. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Гылым, 1992. 2.Вуколов В.Н. Основы туристско-краеведческой работы// Сб. типовых учебных программ, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин для ВУЗов. Алматы, 2002. 3. Юньев И.С. Краеведение и туризм. М, Знание, 1974.
ТЕМА 2. Организация и планирование подготовки туристов к походам Цель:Дать характеристику основам туристкой подготовки, рассмотреть ее виды, а также проанализировать влияние туристкой подготовки на туристов План: 6.1.Общие основы планирования 6.2.Периодизация тренировок 6.3.Составление планов. Тренировочный процесс строится на основе многолетнего (перспективного) и годичного (оперативного) планирования. 6.4. Этапы спортивного совершенствования. Основные понятия:периодизация тренировок, тренировочный процесс, перспективное и оперативное планирование, тренированность, перетренировка Общие основы планирования. Общие основы планирования. Чтобы правильно составить план, необходимо знать, также вопросы тренировки (тренированность, степень и показатели тренированности, повышение тренированности, перетренировка). Тренированность - состояние спортсмена, характеризующееся повышенной работоспособностью организма. В процессе круглогодичной тренировки альпиниста различают три степени тренированности - обычную, повышенную и высшую. Обычная степень тренированности - состояние слегка повышенной работоспособности, которое бывает осенью, после приезда с гор, во время активного отдыха. Повышенная степень тренированности - состояние подготовленности, когда к организму можно предъявлять повышенные требования без ущерба для здоровья спортсмена, наблюдается весной, к концу подготовительного периода, а иногда и зимой, если альпинист активно занимался лыжным спортом. При повышенной степени тренированности альпинист, как правило, участвует в различных соревнованиях по другим видам спорта или в контрольных прикидках. Такое состояние подготовленности организма может сохраняться долго. Высшая степень тренированности - состояние наибольшей работоспособности в результате отличной подготовленности и согласованности всех процессов, происходящих в организме при определенной специфической работе. При этом состоянии организм закален, привычен к различным микроклиматам районов восхождения и всевозможным изменениям погоды, нервная система подготовлена к спортивной борьбе. Альпинист в совершенстве владеет многообразной альпинистской техникой, решает тактические задачи, возникающие во время высокогорных восхождений. Такое состояние нельзя рассматривать как случайное или удачное сочетание ряда обстоятельств: это закономерный итог серьезной тренировочной работы. Поддержать организм в высшей степени тренированности, продолжая работать над дальнейшим ростом достижений, можно в течение относительно большого промежутка времени, но лишь в результате хорошо спланированной систематической тренировки. Переход от одной степени тренированности к другой связан с изменениями нагрузки. Эти изменения должны происходить закономерно, и наиболее высокой работоспособность должна быть к периоду ответственных восхождений. Такой процесс повышения тренированности должен протекать в течение ряда лет спортивной тренировки. Показатели тренированности. Основной показатель тренированности - рост спортивных результатов. Этот рост должен наблюдаться не только в избранном виде альпинизма (стенные восхождения, высотные траверсы), но и в других физических упражнениях (беге, ходьбе, лыжном спорте и т. д.). Подготовленность спортсмена может быть проверена путем выполнения им контрольных упражнений, показывающих уровень развития отдельных качеств. Повышение тренированности.Повышение тренированности осуществляется посредством воспитания моральных, волевых и физических качеств, совершенствования техники передвижения в горах и способов страховки на основе общего физического развития. Совершенствовать технику передвижения в горах и способы страховки необходимо не только значкистам и разрядникам, но и мастерам спорта. Совершенствование происходит на основе дальнейшего развития в процессе тренировки необходимых для горовосхождений качеств, укрепления органов дыхания и кровообращения, нервно-мышечной системы, приспособления всего организма к повышенным нагрузкам. Повышение работоспособности не идет непрерывно от одной тренировки к другой. Бывают периоды, когда необходимо только поддерживать достигнутую работоспособность. Непрерывное, необоснованное увеличение нагрузки от одного тренировочного занятия к другому, особенно сразу по приезде в горы (в период акклиматизации) и в промежутки между ответственными восхождениями и переходами, может привести к переутомлению. Тренировки с повышенной нагрузкой следует чередовать с тренировками, в которых бы закреплялась и поддерживалась достигнутая работоспособность. Нередко бывает необходимо предоставить отдых спортсмену, чтобы повысить его желание к дальнейшим занятиям. В этих целях нужно переключиться на мало интенсивные занятия другими видами спорта, вводить в тренировку больше игровых моментов. Но такой отдых не должен снижать достигнутой тренированности. Отдых между тренировками нельзя значительно увеличивать, так как достигнутая работоспособность через 7—9 дней может снизиться. Перетренировка. В практике подготовки альпинистов случаи перетренировки наблюдаются крайне редко. Это объясняется тем, что плановые, целеустремленные тренировки с большим объемом нагрузки проводятся редко и то лишь в последние годы, когда реально возросла необходимость серьезной подготовки при организации экспедиций и рекордных восхождений. Кроме того, широта и разнообразие средств, применяемых в различной по условиям местности, не создают однотонного перенапряжения организма, особенно нервной системы. К перетренировке могут привести в подготовительном периоде: - недостаточная продолжительность его; - малое внимание выработке выносливости; - перегрузка организма скоростными тренировками; в основном периоде: - увеличение или продолжение тренировочной работы с большим напряжением в период акклиматизации; - однообразное проведение тренировок с большой нагрузкой, что не обеспечивает приспособления организма к разносторонним физическим напряжениям; - неправильное чередование отдыха с нагрузкой в периоде хорошей спортивной формы, особенно ошибки в методике тренировки после восхождений (не использование активного отдыха, малый отдых); - участие альпиниста в соревнованиях и восхождениях недостаточно подготовленным, в болезненном состоянии или после только что перенесенного заболевания; - длительные перерывы в тренировках. Перетренировка влечет за собой нарушение функционального состояния организма: нарушается координация движений, наступают апатия к тренировке, плохой сон, потеря аппетита, снижение веса, повышение потливости, снижение возбудимости нервной системы, повышение кровяного давления и другие симптомы. Дневник самоконтроля позволяет альпинисту и тренеру обнаружить признаки перетренированности и немедленно изменить режим тренировки. При перетренировке нельзя сразу прекращать тренировку: резкий переход от интенсивной работы к покою может вредно отразиться на состоянии здоровья. Снижать нагрузку следует постепенно. Если снижение нагрузки не дает желаемых результатов, симптомы перетренировки не исчезают, то спортсмену необходимо предоставить полный отдых на 1,5-2 недели, а в отдельных случаях и больше. В этот период рекомендуются все виды туризма, не связанные сперенапряжением организма спортсмена. Периодизация тренировок Круглогодичный цикл тренировок должен обеспечивать общее повышение работоспособности и высокую спортивную форму туристов перед стартами ответственных соревнований: чемпионатами по туризму, первенствами по туристской технике, соответствии с календарным планом соревнований весь тренировочный делится на три периода: подготовительный, основной, переходный. Продолжительность и количество таких периодов годовом цикле тренировок зависят от календаря соревнований и спортивной квалификации туристов. Применительно к горномy туризму можно рекомендовать планирование основного периода с мая по октябрь. В это время проводятся соревнования по технике горного туризма (обычно в мае и сентябре-октябре) и совершаются горные походы в рамках чемпионатов по туризму (июнь-август). Основной периодделится на этапы соревнований и предсоревновательных тренировок. Его задачи: совершенствование техники и тактики туризма, поддержание физической и морально-волевой подготовки на высоком уровне, приобретение необходимого опыта участия в различных соревнованиях, выполнение нормативных требований спортивной классификации по туризму. Тренировочные и соревновательные нагрузки в основном периоде не должны быть постоянными. Самые высокие соревновательные нагрузки в этом периоде чередуются с днями относительного отдыха, особенно необходимого после многодневного туристского путешествия. Кроме того, нужно учесть заметный этап после походного восстановления (не меньше недели). В подготовительном периодетуристы приобретают навыки общей физической подготовленности, получают дальнейшее развитие специальных физических качеств; укрепляют морально-волевые качества; овладевают техникой туризма и совершенствуют ее; знакомятся с элементами тактики и совершенствуют ее; повышают уровень теоретических и практических знаний. Подготовительный период предшествует основному и практически равен ему по продолжительности (декабрь-апрель). Он состоит из трех этапов. На первом этапе повышается общий уровень функциональных возможностей организма средствами общефизической подготовки. Продолжительность этапа зависит от квалификации туристов, но не превышает двух месяцев. На этом этапе туристы развивают свои физические качества и повышают уровень теоретической подготовки. На втором этапе (два месяца) осваиваются технические приемы и совершенствуется спортивная форма туристов путем специальной физической подготовки. На третьем этапе (один месяц) завершается становление спортивной формы, с учетом развития морально-волевых качеств и тактических знаний. После третьего этапа подготовительного периода турист должен быть подготовлен к первым стартам соревнований основного периода. Во все этапы подготовительного периода могут включаться различные соревнования, но их роль должна быть контрольной или учебной в отличие от спортивных состязаний основного периода (чемпионаты, первенства). В переходном периоде(ноябрь) отрабатывается постепенный переход от предельных нагрузок последнего этапа соревнований к умеренным нагрузкам первого этапа подготовительного периода. Переходный период характеризуется снятием утомления от целого ряда соревновании и восстановлением нормального функционирования организма. К началу спортивных тренировок следующего круглогодичного цикла турист должен отдохнуть, но не потерять при этом полностью спортивную форму. Поэтому отдых в этот период должен быть активным. Утренняя гимнастика, спортивные игры и упражнения, туристские походы с облегченным рюкзаком - эти элементы тренировочного процесса переходного периода являются обязательными. В переходном периоде нужно использовать все средства восстановления: педагогические, гигиенические, физиотерапевтические и фармакологические. Педагогические средства заключаются в правильном построении тренировочных занятий. Гигиенические средства состоят из определенного режима питания, труда, отдыха, закаливания, чередования тренировок и др. Физиотерапевтические средства включают различные виды массажа; воздействие солнца, воздуха, воды; использование бани и др. Фармакологические средства представляют собой различные медицинские препараты, напитки, таблетки и продукты питания, рекомендованные врачом и предназначенные для восстановления сил. После периода первых стартов майских соревнований рекомендуется (до начала туристского похода) поддерживающий характер тренировочных нагрузок в пределах 60% от соревновательной. 6.3.Составление планов. Тренировочный процесс строится на основе многолетнего (перспективного) и годичного (оперативного) планирования.Документами планирования являются: программа, учебный план, годовой учебный график, план тренировки, конспект занятий, расписание занятий и журнал учета. Подготовка туристских кадров в настоящее время проводится по примерным программам. Указанные программы акцентируют внимание на процессе обучения. Учебный план многолетней подготовки является элементом перспективного планирования. Он составляется по годам учебно-тренировочного процесса и определяет распределение количества часов по основным разделам. Учебный план можно составлять в следующем виде: На основании перспективного плана разрабатывается годовой календарный план тренировок, в котором на текущий год более подробно раскрывается содержание тренировочного процесса по видам подготовки, объемам, интенсивности, средствам. Кроме рекомендуемых планов, могут составляться более детальные планы тренировок по этапам, месяцам, неделям тренировочного цикла. Планы детализации имеют большое значение для подготовки сборных команд к участию в чемпионате Казахстана по туризму. Разрабатывая индивидуальные тренировочные нагрузки, следует учитывать: уровень тренированности туриста, его общефизическую подготовку и адаптацию организма к определенным видам нагрузок; количество тренировок, их содержание и продолжительность; общий объем нагрузок; интенсивность нагрузок; функциональное состояние организма во время тренировки; сложность упражнений и степень психологической напряженности при их выполнении. 6.4. Этапы спортивного совершенствования.Одной из особенностей туризма как вида спорта является достаточно жестко регламентированная последовательность в совершении спортивных походов определенной сложности и вида туризма. Эта последовательность «от простого к сложному» определяется правилами и связана с необходимостью обеспечить определенную безопасность спортивных туристских походов. Кроме того, регламентируется возраст участников и руководителей спортивных походов. В многолетней спортивно-туристской подготовке можно выделить несколько этапов: Ознакомительный этапподготовки целесообразно планировать в рамках школьного туризма с широким охватом видов спортивного туризма, с нефорсированными нагрузками по объему и интенсивности, с воспитательно-оздоровительными целями для расширения кругозора занимающихся и привития им определенного интереса к занятиям туризмом. На этом этапе можно использовать различные типовые программы детско-юношеского туризма: Ознакомительный и начальный этапыподготовки образуют начальный уровень спортивно-туристской подготовки, где спортивные достижения находятся на уровне участия в походах I и И к.с. Этот уровень доступен школьникам. На этом уровне можно планировать 3-4-летнюю подготовку школьников по соответствующим программам или форсированную годичную подготовку совершеннолетних участников туристских походов. В результате обеспечивается выполнение III спортивного разряда по туризму. Базовый этап подготовки предусматривает участие в спортивных походах III к.с. и руководство походами I и II к.с. В результате обеспечивается выполнение второго разряда по туризму в соревнованиях по спортивным походам. Базовый этап подготовки может соответствовать базовому уровню подготовки общественных туристских кадров (инструкторов туризма, гидов-проводников) при использовании программ Туристско-спортивного союза России. Форсированный срок этой подготовки не менее одного года. Специализированный этапподготовки предусматривает руководство и участие в двух спортивных туристских походах: 111 (руководство) и IV (участие) к.с. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение первого спортивного разряда в соревнованиях по спортивным походам. Специализированный этап подготовки может соответствовать специализированному уровню подготовки общественных туристских кадров (старших инструкторов, старших гидов-проводников) при использовании программ ТССР. Форсированный срок этой подготовки - не менее одного года. Этап спортивного совершенствованияпредусматривает руководство и участие в походах IV и V к.с., соответственно. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение спортивных нормативов кандидата в мастера спорта по туризму в соревнованиях по спортивным походам. Форсированный срок этой подготовки не менее одного года. Этап спортивного мастерствацелесообразно планировать не менее чем на два года. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение норматива мастера спорта, создаются предпосылки высших спортивных достижений в соревнованиях по спортивным туристским походам. Этап спортивного мастерства может соответствовать высшему уровню подготовки общественных туристских кадров {инструктор туризма международного класса, гид-проводник международного класса) при использовании программ ТССР на этом этапе подготовки. Выводы: Процесс тренировки носит достаточно тяжелый характер, так как включат в себя различные этапы спортивного мастерства, а сам тренировочный процесс строится на основе многолетнего (перспективного) и годичного (оперативного) планирования. При подготовке также необходимо учитывать и отрицательные ее стороны, такие как перетренировка. Литература: 1. Абалаков. В Спутник Альпиниста. – М.,1970 2.Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. – М.,1989 3.Волков Н.Н Спортивные походы в горах. – М., 1974 4.Кропф Ф. Спасательные работы в горах. – М ., 1975 5.Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов. – М., 1990 6.Пиротинский А.Е Подготовка скалолаза. – М., Физкультура и спорт, 1987 7.Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учебное пособие /Сост. Захаров П.П. – М.: ФиС,1989.
ЛЕКЦИЯ № 7 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |