Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. Информация, используемая припроведении правового мониторинга
1. Осуществление правового мониторинга предполагает наличие полнойи достоверной информации о текущемсостоянии законодательства, о статистических и иных данных. Эта информация должна поддерживаться в контрольном состоянии, быть систематизирована в зависимости от поставленных задач. 2. Главными потоками информации,собираемой, анализируемой и оцениваемой в процессе проведения правового мониторинга, являются: 2.1. правовая информация о степенинормативной урегулированности общественных отношений, входящих в объект мониторингового, исследования; 2.2. отраслевая и межотраслевая информация, собираемая федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции(в том числе в ходе осуществления контрольных мероприятий); 2.3. правовая информация о действиинормативных правовых актов, собираемая и обобщаемая судами, прокуратурой, иными правоохранительными органами в пределах своей компетенции; 2.4. статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей, разрабатываемых органамистатистики, и дополняемая отраслевойстатистикой органов власти; 2.5. социологическая информация, собираемая в ходе проведения социологических исследований. 3. Информация, используемая для проведения правового мониторинга, можетбыть официальной и неофициальной. 3.1. Официальная информация: законодательство, официальные публикации (изданные или электронные), статистические данные, публичные отчеты органов власти, судебная практика,архивные документы. 3.2. Неофициальная информация:публикации в средствах массовой информации, неофициальные издания(книги, брошюры, отчеты, исследования и др.), материалы интернет-сайтов. 4. При проведении правового мониторинга осуществляется анализ и оценкакачества и эффективности следующихправовых актов и практики их реализации: Конституции РФ; международныхдоговоров Российской Федерации; федеральных конституционных законов;федеральных законов; законов Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации; указов Президента РФ; постановлений Правительства РФ; правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти, иныхгосударственных органов и организаций, издающих в соответствии с законодательством Российской Федерацииправовые акты; конституций (уставов)субъектов РФ; законов субъектов РФ;правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ; муниципальных правовых актов. 5. Источниками информации при проведении правового мониторинга служат: 5.1. программные документы (включая ежегодные послания Президента РФФедеральному Собранию РФ, программы социально-экономического развитияРоссийской Федерации, план законопроектной деятельности Правительства РФ,тематические программы и планы организационно-технических мероприятийорганов исполнительной власти); 5.2. доклады Совета Федерации Федерального Собрания РФ и субъектов РФ о состоянии и развитии законодательства; 5.3. доклады о выполнении показателей деятельности Правительства РФ,федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной властисубъектов РФ и органов местного самоуправления; 5.4. функциональные информационно-аналитические материалы: официальные сайты Правительства РФ, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (в рамках реализации Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ«Об обеспечении доступа к информациио деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановления Правительства РФот 24 ноября 2009 г. № 953); материалы высших органов судебной власти (в частности, данные судебной практики и статистики, публикуемые в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации»,«Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», «Вестнике ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации»), органов прокуратуры, Счетной палаты РФ, контрольно-надзорных органов, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,Уполномоченного при Президенте РФпо правам ребенка, Центрального банка РФ, Центральной избирательнойкомиссией РФ, Общественной палаты РФ, общественных организацийи объединений; 5.5. статистические данные; 5.6. информация, полученная от граждан и общественных объединений; 5.7. рекомендации научных учреждений, обобщенные данные социологических исследований, итоги рассмотренияорганами государственной власти и органами местного самоуправления жалоб, обращений граждан; 5.8. информация, поступившая черезсредства массовой информации.
II. Сбор и использование информации для проведения правового мониторинга 1. Сбор информации об объекте исследования является одной из основных стадий правового мониторинга. Сборинформации осуществляется на основеданных, имеющихся в поисковых информационных базах, досье нормативных актов, актах правоприменения, актов судов, официальных отчетах органовгосударственной власти, а также в ходенепосредственного проведения социологических исследований. 2. Сбор информации о степени нормативной урегулированности общественных отношений, входящих в объектмониторингового исследования, осуществляется путем использования первичных приемов и способов учета нормативных правовых актов, подлежащих дальнейшему анализу. На этомэтапе происходит формирование информационного массива о нормативной основе правового регулированияотношений, входящих в избранныйобъект мониторинга, включая подзаконные, ведомственные акты, нормативные акты субъектов РФ, муниципальные нормативные акты по сфереисследования. 3. Изучение правоприменительнойпрактики включает: анализ и оценку проблем правоприменительной практики в ходе реализации нормативного правового акта; получение информации от представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам применения положений нормативного правового акта; выездное изучение практики применения нормативного правового акта,проведение круглых столов, совещанийс государственными и муниципальными служащими; определение соответствия полученной по запросам информации фактическому положению дел в правоприменении нормативного правового акта. 4. Проведение статистических исследований предполагает: определение перечня требуемых статистических данных; установление источников необходимых статистических данных; направление соответствующего запроса в органы статистики; обработку и анализ статистическихданных о действии нормативного акта(группы нормативных актов) в исследуемой сфере отношений с построением при необходимости графических иллюстраций; оформление выводов исследований. 5. Порядок сбора и использования информации для проведения правовогомониторинга может быть регламентирован в отдельной главе федерального закона о государственной и муниципальной правовой статистике. 6. В соответствии с требованиями информационной открытости органов публичной власти необходимо предусматривать их обязанности по информированию общественности о результатахправового мониторинга и принятых мерах посредством обязательной публикации информации на официальных интернет-сайтах и в средствах массовойинформации. III. Социологическая информация,формируемая на основе социологических исследований 1. Социологические исследованиясоставляют важную часть правовогомониторинга. Органы, осуществляющие мониторинг, должны обеспечивать проведение таких исследованийпо единым методическим правилами на основе четкого плана. Социологическая информация, получаемая в ходе правового мониторинга, выявляетпричины низкой эффективности действия закона. 2. Для проведения правового мониторинга необходима информация о состоянии правосознания участников соответствующих правоотношений. Объектамиизучения являются: правосознание правоприменителей; общественное мнение различныхгрупп населения; мнение представителей гражданского общества; позиции, ориентации, оценки пред-ствителей бизнес-структур; позиции и оценки представителей общественных объединений, в том числепрофессиональных. 3. Социологическая информациядолжна использоваться на всех стадиях законотворческой и правоприменительной деятельности: предпроект-ной стадии, стадиях подготовки, принятия, реализации закона. На каждойиз стадий сбор социологической информации обладает спецификой, связанной как с целями, так и с применяемыми методами. 3.1. На предпроектной стадии определяются социальные и правовые целирегулирования, анализируются потребности и интересы участников будущихправоотношений, изучается сложившаяся практика регулирования, необходимость и место правовой регламентации. Социологические методы используются для выявления: степени осознания различными социальными группами своих интересов; отношения указанных групп к фактически закрепившимся отношениям(нормам); отношения социальных групп к целесообразности закрепления сложившихся отношений посредством правовых норм. 3.2. На стадии подготовки и принятия закона: анализируется отношение как граждан, так и различных категорий специалистов к конкретным предлагаемымв законе правовым положениям; оценивается готовность граждани служащих органов исполнительнойвласти к применению указанных положений; прогнозируется будущая эффективность закона; разрабатываются процедуры социологического сопровождения закона. 3.3. На стадии реализации закона проводится комплексное социологическое изучение последствий реализации принятых норм для граждани иных участников регулируемых правоотношений: определяются группы населения,выбираемые в качестве объекта социологического изучения (как социальные группы, чьи интересы могут бытьущемлены в результате действия закона, так и социальные группы, получающие наибольшую выгоду от измененийв правовом регулировании); планируется и организуется изучение динамики общественного мненияразличных групп; выявляются противоречия междуэкспертными и теоретическими оценками эффективности действия закона и отношением населения к ситуации, возникшей в результате действиязакона; проводится анализ не только правовых, но и иных социальных действийпо реализации закона. 4. Мониторинг правосознания может также осуществляться в ходе социологического сопровождения принимаемых органами исполнительнойвласти решений. Информация собирается по показателям и методике, принимаемым одновременно с управленческим решением. 5. Знание установок, представлений,поведенческих стереотипов населенияв сфере действия закона — важнейшаяпредпосылка эффективной правоприменительной деятельности.Поэтомув ходе правового мониторинга необходимо организовывать социологическоеизучение субъективной стороны действия закона, и прежде всего правосознания населения. 6. Наиболее применяемой формой социологического обеспечения правовогомониторинга является изучение правосознания правоприменителей при помощи экспертных оценок, дополняемыханализом общественного мнения различных групп населения. 6.1. Анкета эксперта для конкретной сферы регулирования (типовая анкета специалиста) включает следующие блоки: состояние правового регулирования;уровень эффективности действующего законодательства; позитивные и негативные факторы,влияющие на эффективность деятельности органов власти; разграничение компетенции;основные проблемные вопросы;типичные нарушения в сфере регулирования; ориентация экспертов на использование зарубежного опыта; оценка перспектив законодательного регулирования соответствующейсферы. 6.2. Исследования общественного мнения, входящие в состав правового мониторинга, могут быть как постоянными,так и оперативными. 6.2.1. Постоянные исследования основаны на использовании одних и техже исследовательских процедур и тщательно отобранных вопросов. Периодичность определяется органом власти, осуществляющим мониторинг. 6.2.2. Оперативные исследования предназначены для выявления отношения населения к тому или иному закону (законодательному решению), нормативномуправовому акту, правовой норме, действиям органов власти и ее представителейв данный конкретный момент. 6.2.3. Следует устанавливать: как воспринимает население инновации; что вызывает у граждан наибольшиетрудности при использовании предоставленных законом прав; как реагируют граждане на действиявластей по применению конкретных законов или норм. 7. В ходе мониторинга отношения граждан к деятельности органов власти изучаются: ожидания и требования со стороныграждан к властным структурам; оценка качества предоставляемых государственных услуг; степень открытости и подконтрольности органов власти, государственныхи муниципальных служащих гражданскому обществу; отношение к государственным и муниципальным служащим; оценка гражданами взаимодействия органов власти и общественных организаций; оценка деятельности коллегиальныхорганов и общественных советов при органах исполнительной власти;обращения в органы власти. 8. Социологические опросы проводятся: общественными организациями;органами публичной власти;представителями бизнес-сообщества;социологическими центрами и научными организациями; иными заинтересованными организациями. 9. Координация и планирование опросов различными социологическими центрами и исследователями должны осуществляться тем органом власти, который проводит правовой мониторинг.Выбор формы и порядка проведениясоциологических исследований, отборсоциологических центров должен осуществляться координирующим центром применительно к поставленнойпроблеме. 10. Экспертные оценки позволяют получить концентрированную информацию о пробелах и противоречиях закона, недостатках правоприменениянепосредственно от лиц, включенныхв правовое регулирование той или инойсферы. Целесообразно для социологического изучения действия закона использовать, прежде всего, метод экспертных оценок. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 309. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |