Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Информация, используемая припроведении правового мониторинга




1.  Осуществление правового мони­торинга предполагает наличие полнойи достоверной информации о текущемсостоянии законодательства, о стати­стических и иных данных. Эта инфор­мация должна поддерживаться в кон­трольном состоянии, быть системати­зирована в зависимости от поставлен­ных задач.

2.  Главными потоками информации,собираемой, анализируемой и оцени­ваемой в процессе проведения правово­го мониторинга, являются:

2.1.  правовая информация о степенинормативной урегулированности обще­ственных отношений, входящих в объ­ект мониторингового, исследования;

2.2.  отраслевая и межотраслевая ин­формация, собираемая федеральнымиорганами исполнительной власти, ор­ганами исполнительной власти субъек­тов РФ и органами местного самоуправ­ления в пределах своей компетенции(в том числе в ходе осуществления кон­трольных мероприятий);

2.3.  правовая информация о действиинормативных правовых актов, собирае­мая и обобщаемая судами, прокурату­рой, иными правоохранительными орга­нами в пределах своей компетенции;

2.4.  статистическая информация, по­лучаемая на основе статистических по­казателей, разрабатываемых органамистатистики, и дополняемая отраслевойстатистикой органов власти;

2.5.  социологическая информация, со­бираемая в ходе проведения социологи­ческих исследований.

3. Информация, используемая для про­ведения правового мониторинга, можетбыть официальной и неофициальной.

3.1. Официальная информация: зако­нодательство, официальные публика­ции (изданные или электронные), ста­тистические данные, публичные отче­ты органов власти, судебная практика,архивные документы.

3.2. Неофициальная информация:публикации в средствах массовой ин­формации, неофициальные издания(книги, брошюры, отчеты, исследова­ния и др.), материалы интернет-сайтов.

4.  При проведении правового монито­ринга осуществляется анализ и оценкакачества и эффективности следующихправовых актов и практики их реализа­ции: Конституции РФ; международныхдоговоров Российской Федерации; фе­деральных конституционных законов;федеральных законов; законов Россий­ской Федерации, Основ законодательст­ва Российской Федерации; указов Пре­зидента РФ; постановлений Правитель­ства РФ; правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти, иныхгосударственных органов и организа­ций, издающих в соответствии с зако­нодательством Российской Федерацииправовые акты; конституций (уставов)субъектов РФ; законов субъектов РФ;правовых актов органов исполнитель­ной власти субъектов РФ; муниципаль­ных правовых актов.

5.  Источниками информации при про­ведении правового мониторинга служат:

5.1.  программные документы (вклю­чая ежегодные послания Президента РФФедеральному Собранию РФ, програм­мы социально-экономического развитияРоссийской Федерации, план законопро­ектной деятельности Правительства РФ,тематические программы и планы орга­низационно-технических мероприятийорганов исполнительной власти);

5.2.  доклады Совета Федерации Фе­дерального Собрания РФ и субъек­тов РФ о состоянии и развитии законо­дательства;

5.3.  доклады о выполнении показате­лей деятельности Правительства РФ,федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной властисубъектов РФ и органов местного само­управления;

5.4.  функциональные информацион­но-аналитические материалы:

официальные сайты Правительст­ва РФ, министерств и иных федераль­ных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъ­ектов РФ, органов местного самоуправ­ления (в рамках реализации Федераль­ного закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ«Об обеспечении доступа к информациио деятельности государственных орга­нов и органов местного самоуправле­ния», постановления Правительства РФот 24 ноября 2009 г. № 953);

материалы высших органов судеб­ной власти (в частности, данные су­дебной практики и статистики, пуб­ликуемые в «Вестнике Конституци­онного Суда Российской Федерации»,«Бюллетене Верховного Суда Россий­ской Федерации», «Вестнике ВысшегоАрбитражного Суда Российской Феде­рации»), органов прокуратуры, Счет­ной палаты РФ, контрольно-надзор­ных органов, Уполномоченного по пра­вам человека в Российской Федерации,Уполномоченного при Президенте РФпо правам ребенка, Центрального бан­ка РФ, Центральной избирательнойкомиссией РФ, Общественной пала­ты РФ, общественных организацийи объединений;

5.5.  статистические данные;

5.6.  информация, полученная от граж­дан и общественных объединений;

5.7.  рекомендации научных учрежде­ний, обобщенные данные социологиче­ских исследований, итоги рассмотренияорганами государственной власти и ор­ганами местного самоуправления жа­лоб, обращений граждан;

5.8.  информация, поступившая черезсредства массовой информации.

 

 

II. Сбор и использование информа­ции для проведения правового мони­торинга

1. Сбор информации об объекте ис­следования является одной из основ­ных стадий правового мониторинга. Сборинформации осуществляется на основеданных, имеющихся в поисковых ин­формационных базах, досье норматив­ных актов, актах правоприменения, ак­тов судов, официальных отчетах органовгосударственной власти, а также в ходенепосредственного проведения социоло­гических исследований.

2.  Сбор информации о степени нор­мативной урегулированности общест­венных отношений, входящих в объектмониторингового исследования, осуще­ствляется путем использования пер­вичных приемов и способов учета нор­мативных правовых актов, подлежа­щих дальнейшему анализу. На этомэтапе происходит формирование ин­формационного массива о норматив­ной основе правового регулированияотношений, входящих в избранныйобъект мониторинга, включая подза­конные, ведомственные акты, норма­тивные акты субъектов РФ, муници­пальные нормативные акты по сфереисследования.

3.  Изучение правоприменительнойпрактики включает:

анализ и оценку проблем правопри­менительной практики в ходе реализа­ции нормативного правового акта;

получение информации от предста­вителей органов исполнительной вла­сти и местного самоуправления по во­просам применения положений норма­тивного правового акта;

выездное изучение практики при­менения нормативного правового акта,проведение круглых столов, совещанийс государственными и муниципальны­ми служащими;

определение соответствия получен­ной по запросам информации фактиче­скому положению дел в правопримене­нии нормативного правового акта.

4.  Проведение статистических иссле­дований предполагает:

определение перечня требуемых ста­тистических данных;

установление источников необходи­мых статистических данных;

направление соответствующего за­проса в органы статистики;

обработку и анализ статистическихданных о действии нормативного акта(группы нормативных актов) в иссле­дуемой сфере отношений с построени­ем при необходимости графических ил­люстраций;

оформление выводов исследований.

5.  Порядок сбора и использования ин­формации для проведения правовогомониторинга может быть регламентиро­ван в отдельной главе федерального за­кона о государственной и муниципаль­ной правовой статистике.

6. В соответствии с требованиями ин­формационной открытости органов пуб­личной власти необходимо предусмат­ривать их обязанности по информиро­ванию общественности о результатахправового мониторинга и принятых ме­рах посредством обязательной публика­ции информации на официальных ин­тернет-сайтах и в средствах массовойинформации.

III. Социологическая информация,формируемая на основе социологиче­ских исследований

1.  Социологические исследованиясоставляют важную часть правовогомониторинга. Органы, осуществляю­щие мониторинг, должны обеспечи­вать проведение таких исследованийпо единым методическим правилами на основе четкого плана. Социологи­ческая информация, получаемая в хо­де правового мониторинга, выявляетпричины низкой эффективности дей­ствия закона.

2.  Для проведения правового монито­ринга необходима информация о состоя­нии правосознания участников соответ­ствующих правоотношений. Объектамиизучения являются:

правосознание правоприменителей;

общественное мнение различныхгрупп населения;

мнение представителей гражданско­го общества;

позиции, ориентации, оценки пред-ствителей бизнес-структур;

позиции и оценки представителей об­щественных объединений, в том числепрофессиональных.

3.  Социологическая информациядолжна использоваться на всех ста­диях законотворческой и правоприме­нительной деятельности: предпроект-ной стадии, стадиях подготовки, при­нятия, реализации закона. На каждойиз стадий сбор социологической инфор­мации обладает спецификой, связан­ной как с целями, так и с применяемы­ми методами.

3.1.  На предпроектной стадии опре­деляются социальные и правовые целирегулирования, анализируются потреб­ности и интересы участников будущихправоотношений, изучается сложив­шаяся практика регулирования, необ­ходимость и место правовой регламен­тации. Социологические методы исполь­зуются для выявления:

степени осознания различными соци­альными группами своих интересов;

отношения указанных групп к фак­тически закрепившимся отношениям(нормам);

отношения социальных групп к це­лесообразности закрепления сложив­шихся отношений посредством право­вых норм.

3.2.  На стадии подготовки и приня­тия закона:

анализируется отношение как граж­дан, так и различных категорий спе­циалистов к конкретным предлагаемымв законе правовым положениям;

оценивается готовность граждани служащих органов исполнительнойвласти к применению указанных по­ложений;

прогнозируется будущая эффектив­ность закона;

разрабатываются процедуры социо­логического сопровождения закона.

3.3.  На стадии реализации зако­на проводится комплексное социоло­гическое изучение последствий реа­лизации принятых норм для граждани иных участников регулируемых пра­воотношений:

определяются группы населения,выбираемые в качестве объекта социо­логического изучения (как социаль­ные группы, чьи интересы могут бытьущемлены в результате действия зако­на, так и социальные группы, получаю­щие наибольшую выгоду от измененийв правовом регулировании);

планируется и организуется изуче­ние динамики общественного мненияразличных групп;

выявляются противоречия междуэкспертными и теоретическими оцен­ками эффективности действия зако­на и отношением населения к ситуа­ции, возникшей в результате действиязакона;

проводится анализ не только право­вых, но и иных социальных действийпо реализации закона.

4. Мониторинг правосознания мо­жет также осуществляться в ходе со­циологического сопровождения при­нимаемых органами исполнительнойвласти решений. Информация собира­ется по показателям и методике, при­нимаемым одновременно с управлен­ческим решением.

5.  Знание установок, представлений,поведенческих стереотипов населенияв сфере действия закона — важнейшаяпредпосылка эффективной правопри­менительной деятельности.Поэтомув ходе правового мониторинга необхо­димо организовывать социологическоеизучение субъективной стороны дейст­вия закона, и прежде всего правосозна­ния населения.

6. Наиболее применяемой формой со­циологического обеспечения правовогомониторинга является изучение право­сознания правоприменителей при по­мощи экспертных оценок, дополняемыханализом общественного мнения раз­личных групп населения.

6.1.  Анкета эксперта для конкрет­ной сферы регулирования (типовая ан­кета специалиста) включает следую­щие блоки:

состояние правового регулирования;уровень эффективности действую­щего законодательства;

позитивные и негативные факторы,влияющие на эффективность деятель­ности органов власти;

разграничение компетенции;основные проблемные вопросы;типичные нарушения в сфере регу­лирования;

ориентация экспертов на использова­ние зарубежного опыта;

оценка перспектив законодатель­ного регулирования соответствующейсферы.

6.2.  Исследования общественного мне­ния, входящие в состав правового мони­торинга, могут быть как постоянными,так и оперативными.

6.2.1. Постоянные исследования ос­нованы на использовании одних и техже исследовательских процедур и тща­тельно отобранных вопросов. Периодич­ность определяется органом власти, осу­ществляющим мониторинг.

6.2.2.  Оперативные исследования пред­назначены для выявления отношения на­селения к тому или иному закону (зако­нодательному решению), нормативномуправовому акту, правовой норме, дейст­виям органов власти и ее представителейв данный конкретный момент.

6.2.3.  Следует устанавливать:

как воспринимает население инно­вации;

что вызывает у граждан наибольшиетрудности при использовании предос­тавленных законом прав;

как реагируют граждане на действиявластей по применению конкретных за­конов или норм.

7.  В ходе мониторинга отношения граж­дан к деятельности органов власти изу­чаются:

ожидания и требования со стороныграждан к властным структурам;

оценка качества предоставляемых го­сударственных услуг;

степень открытости и подконтроль­ности органов власти, государственныхи муниципальных служащих граждан­скому обществу;

отношение к государственным и му­ниципальным служащим;

оценка гражданами взаимодейст­вия органов власти и общественных ор­ганизаций;

оценка деятельности коллегиальныхорганов и общественных советов при ор­ганах исполнительной власти;обращения в органы власти.

8.  Социологические опросы прово­дятся:

общественными организациями;органами публичной власти;представителями бизнес-сообщества;социологическими центрами и науч­ными организациями;

иными заинтересованными органи­зациями.

9.  Координация и планирование опро­сов различными социологическими цен­трами и исследователями должны осу­ществляться тем органом власти, ко­торый проводит правовой мониторинг.Выбор формы и порядка проведениясоциологических исследований, отборсоциологических центров должен осу­ществляться координирующим цен­тром применительно к поставленнойпроблеме.

10. Экспертные оценки позволяют по­лучить концентрированную информа­цию о пробелах и противоречиях за­кона, недостатках правоприменениянепосредственно от лиц, включенныхв правовое регулирование той или инойсферы. Целесообразно для социологи­ческого изучения действия закона ис­пользовать, прежде всего, метод экс­пертных оценок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...