Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для мониторинга нужна информация. Ю. А. Тихомиров,




Тема 2. Методология и методика проведения мониторинга правоприменения.

Семинар 1.

Учебные вопросы:

1. Информационное обеспечение мониторинга правоприменения.

1.1.Понятие и значение информационного обеспечения мониторинга правоприменения.

1.2. Виды информации.

1.3. Механизм сбора информации.

1.4.Методические рекомендации по информационному обеспечению проведения правового мониторинга

Показатели и критерии оценки объектов мониторинга правоприменения.

2.1.   Показатели оценки объектов мониторинга правоприменения:

А. Показатели оценки действия закона;

Б.Показатели, по которым собирается и оценивается информация о ходе реализации закона и иного акта.

2.3.   Критерии оценки информации об объекте мониторинга правоприменения( по Указу Президента и постановлению Правительства РФ)

2.4.   Алгоритм и критерии оценки деятельности компетентных органов и государственных служащих.

 

 

Вопрос 1. Информационное обеспечение мониторинга правоприменения

Понятие и значение информационного обеспечения мониторинга правоприменения

Информационное обеспечение является важнейшим элементом правового мониторинга. Здесь важно не только определиться с источниками информации, которые могут быть использованы в процессе правового мониторинга, но и закрепить механизм установления видов информации, процедур ее сбора, анализа, передачи и оценки, а также порядок использования аналитических результатов. Однако к настоящему моменту этот процесс в Российской Федерации не урегулирован.

Осуществление правового мониторинга предполагает наличие полной и достоверной информации о текущем состоянии законодательства, о статистических и иных данных. Эта информация должна поддерживаться в контрольном состоянии, быть систематизирована в зависимости от поставленных задач. Перечень такой информации закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации". К ней относятся:

- практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

- практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов;

- информация о практике применения нормативных правовых актов Российской Федерации, поступившая от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также из Общественной палаты Российской Федерации, государственных корпораций, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федерального закона;

- информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;

- информация, почерпнутая из средств массовой информации;

- информация, поступившая от граждан;

- информация, поступившая из иных источников;

- статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти и иных государственных органов;

- социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований.

Указанный перечень позволяет разделить информацию, используемую для проведения правового мониторинга, на официальную и неофициальную. К официальной информации относится законодательство, официальные публикации (изданные или электронные), статистические данные, публичные отчеты органов власти, судебная практика, архивные документы. К неофициальной - публикации в средствах массовой информации, неофициальные издания (книги, брошюры, отчеты, исследования и др.), материалы интернет-сайтов.

Вместе с тем наряду с обозначенным перечнем информации при осуществлении деятельности по мониторингу законодательства и правоприменительной практики полагаем целесообразным органам государственной власти и местного самоуправления уделять особое внимание формированию и использованию собственной правовой информации. К ней относится, в частности, периодическая информация о соблюдении законодательства по профилю деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов в пределах их компетенции, систематическая специальная информация правоохранительных и контрольных органов, прокуратуры и судов о динамике нарушений законодательства в различных сферах и др.

Виды информации

Для мониторинга нужна информация. Ю. А. Тихомиров,

1. Тематическая информация — информация о состоянии регули­руемого объекта, сферы регулирования.

Тематический мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния различных объектов культуры. Сбор этой информации регламентирован соответствующими норматив­ными правовыми актами и осуществляется наделенными необходимыми полномочиями федеральными органами исполнительной власти.

С другой стороны, тематическая информация - это информация о хозяйствующих субъектах, системе органов исполнительной власти, должностных лицах, осуществляющих правоприменительные функ­ции, а также сведения о деятельности указанных субъектов: по осуще­ствлению тематического мониторинга; по реагированию на результаты тематического мониторинга (предпринятых действиях).

2. Аналитическая информация — обзоры, аналитические записки, обобщения, информация о результатах реализации федеральных целе­вых программ и ведомственных программ, материалы коллегий, вы­ступления в рамках различных мероприятий руководителей ведомств, доклады о результатах и основных направлениях деятельности Мин- культуры России и подведомственного ему агентства.

3. Статистическая информация — данные государственной стати­стики в сфере деятельности Минкультуры России, подведомственного агентства, а также данные правовой статистики, судебной статистики.

4. Контрольная информация формируется по результатам:

-  контрольных мероприятий в системе Минкультуры России;

-  государственного контроля (надзора), осуществляемого органа­ми исполнительной власти, не входящими в систему Минкультуры России, а также муниципального контроля.

Контрольная информация должна обязательно отражать корреля­цию показателей контрольно-надзорной деятельности с изменением нормативного правового регулирования в сфере культуры.

5. Социальная (социологическая) информация — информация о состоянии общественного сознания, о действиях граждан в регули­руемой сфере, об их ценностных ориентациях, отношении к прини­маемым органами власти решениям и нормативным правовым актам:

-  обобщение обращений граждан в органы власти, информация о рассмотрении устных и письменных обращений граждан и о приня­тых по ним решениях;

-  результаты парламентских и общественных слушаний;

-  результаты референдумов;

-  иные формы участия населения в обсуждении законопроектов и проектов нормативных правовых актов.

6.  Формализованное общественное мнение — решения и реко­мендации общественных объединений в сфере деятельности Минкуль­туры России, общественных палат и общественных советов тематиче­ской направленности при органах власти:

-  опросы и анкетирование по отдельным проблемам правового ре­гулирования в сфере культуры;

-  информация, полученная на основе архивных документов, в том числе из информационных поисковых систем по архивным документам.

Указанные виды информации являются основой для оперативно­го совершенствования нормотворческой и правоприменительной дея­тельности.

Механизм сбора информации

Сбор информации об объекте исследования является одной из основных стадий правового мониторинга. Он должен осуществляться на основе действующих правовых актов, актов судов, официальных отчетов органов государственной власти, статистических данных, в ходе проведения социологических исследований. Отметим, что социологические исследования составляют важную часть правового мониторинга. Органы, осуществляющие мониторинг, должны обеспечивать проведение таких исследований по единым методическим правилам и на основе четкого плана. Социологическая информация, получаемая в ходе правового мониторинга, выявляет причины низкой эффективности действия закона*(40).

Сбор информации о степени нормативной урегулированности общественных отношений, входящих в объект мониторингового исследования, осуществляется путем использования первичных приемов и способов учета нормативных правовых актов, подлежащих дальнейшему анализу. На этом этапе происходит формирование информационного массива о нормативной основе правового регулирования отношений, входящих в избранный объект мониторинга, включая подзаконные, ведомственные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные акты по сфере исследования.

Изучение правоприменительной практики включает в себя:

- анализ и оценку проблем правоприменительной практики в ходе реализации нормативного правового акта;

- получение информации от представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам применения положений нормативного правового акта;

- выездное изучение практики применения нормативного правового акта, проведение круглых столов, совещаний с государственными и муниципальными служащими;

- определение соответствия полученной по запросам информации фактическому положению дел в правоприменении нормативного правового акта.

По результатам сбора и анализа информации необходимо получить ответы на следующие основополагающие вопросы:

- сформирована ли нормативная основа правового регулирования общественных отношений, являющихся объектом правового мониторинга (приняты или нет необходимые подзаконные, ведомственные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные акты);

- выявлены ли проблемы правоприменительной практики в ходе реализации нормативного правового акта. Если да, то какие и можно ли среди них выявить типичные;

- достаточно ли имеющейся информации от представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам применения положений нормативного правового акта или необходимо проведение дополнительных мероприятий, например, выездных круглых столов, совещаний с государственными и муниципальными служащими;

- соответствует ли полученная по запросам информация фактическому положению дел в правоприменении нормативного правового акта.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в Российской Федерации отсутствует необходимая методологическая основа сбора, анализа и оценки информации как на федеральном, так и региональном уровнях, что является определенным препятствием для проведения правового мониторинга в тех масштабах, которые могут дать заметные результаты. В настоящее время осуществляются определенные шаги в данном направлении, но пока они носят точечный и разрозненный характер.

 

1.4.Методические рекомендации по ин­формационному обеспечению проведе­ния правового мониторинга










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 491.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...