Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ




Государственное образовательное учреждение

Высшего  профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

 

Менеджмент

Опорный конспект лекций

для студентов заочного факультета

специальности

«Организация перевозок и управление

на транспорте (железнодорожном)»

Составитель: доцент Курепина Е.А.

Санкт-Петербург

2009

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                    

Тема 1. Методологические основы менеджмента ……………….3

Тема 2. Организация как объект управления …………………….7

Тема 3. Планирование деятельности организации …………….10

Тема 4. Организационная структура ……………………………13

Тема 5. Лидерство в организациях ………………………………17

Тема 6. Мотивация деятельности персонала ……………………20

Тема 7. Контроль в системе управления ……………………….. 22

Тема 8. Модели и методы принятия решений …………………..24

Тема 9. Коммуникации в управлении ……………………………26

Тема 10. Коллектив в системе управления ………………………28

Тема 11. Управление человеческими ресурсами ……………..…31

Тема 12. Управление производственными операциями ………..34

Тема 13. Управление качеством ………………………………….38

Тема 14. Управление производительностью …………………….41

Тема 15. Управление инновациями ………………………………44

Литература …………………………………………………………47

 

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Сущность и функции менеджмента

Менеджмент – это координация ресурсов организации для достижения ее целей.

Менеджмент – прикладная наука. Она является синтезом таких дисциплин, как экономика, психология, право, социология, философия, математика, информатика.

 

 

 



Рис.1 Структура менеджмента как научной дисциплины

 

Функции менеджмента:

· планирование;

· организация;

· мотивация;

· контроль.

Их общие характеристики:

· необходимость принятия решений;

· необходимость коммуникаций;

· необходимость лидера.

2. Квалификационные характеристики менеджера

Менеджер (от англ. "manаger") - руководитель, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации.

                                 

 

 

 


Рис. 2.Карьера менеджера

 

 Основные требования к квалификации менеджера:

· специализированные знания

· коммуникабельность

· стратегическое мышление

· аналитичность

· инициативность

· способность к административным решениям

· междисциплинарный подход.

       Самоменеджмент. Характерные черты успешно управляющего собой руководителя:

· Здоровое тело

· Отсутствие вредных привычек

· Энергичность и жизнестойкость

· Спокойный и сбалансированный подход к жизни и к работе

· Способность справляться со стрессом

· Эффективное использование времени.

 

                                                                                           Таблица 1

Ограничения личной эффективности менеджера

· Неумение управлять собой · Размытость личных ценностей · Смутные личные цели · Остановленное саморазвитие · Недостаточность навыка решать проблемы · Недостаток творческого подхода · Неумение влиять на людей · Недостаточное понимание особенностей управленческого труда · Слабые навыки руководства · Неумение обучать · Низкая способность формировать коллектив

 

3. Эволюция управленческой мысли

Менеджмент – молодая наука. Система научных знаний об управлении сформировалась в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Выделяют три основных этапа в ее развитии:

                                                                                           Таблица 2

Научная школа Выдающиеся представители Вклад в развитие науки
  Классическая школа (1890-1920) Г.Гант Ф.Тейлор А.Файоль Л. Урвик и др. Научное управление, система контроля, хронометраж, изучение движений, функции управления, административная теория
    Поведенчес-кая школа (1920-н.вр.) Э. Мэйо  М. Фоллетт П.Друкер Д. Макгрегор К.Арджирис Ф. Герцберг Р. Лайкерт А.Маслоу Социологическая концепция групповых устремлений. партисипативный подход, упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организаций. широкосистемная теория организации. 
Школа науки управления (1950—н.вр.) Чермен Марч и Саймон Форростер Райфа Исследование операций. моделирование. теория игр. теория решений. математические модели. информационные технологии.

 

Современный подход к управлению основывается на трех подходах: системном, ситуационном и процессном.

Системный подход базируется на универсальных понятиях и методах исследования организации с учетом внутреннего многообразия, целостности, органической взаимосвязи элементов внутренней и внешней среды.

Ситуационный подход отрицает существование универсальных способов управления, пытается использовать в различных ситуациях различные методы управления.

Процессный подход – рассматривает функции управления как взаимосвязанные в единый процесс по достижению целей с помощью других целей.

Основные этапы  развития отечественной науки управления:

§ Становление науки управления в 20 - е гг. ХХ века - бурный подъем научных исследований в области научной организации труда и совершенствования организации производства (Гастев А.К., Богданов А.А., Ерманский О.А., Керженцев П.М., Витке Н.А.);

§ Советская наука управления в 30 - 50 - е гг. ХХ века - "спад" теоретических исследований и обоснование административной модели управления;

§ Дискуссии о предмете науки управления в 60-70 -е гг. ХХ века - организационно-кибернетическая, юридическая, политэкономическая концепции и комплексный подход к управлению;

§ Формирование концепции совершенствования практики управления предприятием и управления народным хозяйством в условиях рыночных отношений в 80 – 90 –е гг. ХХ века;

§ Поиск оптимальных бизнес-моделей управления фирмой – настоящее время.

 

 


Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 1. Характеристика организации

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Элементы внутренней среды организации:

· цели

· ресурсы

· технология

· люди

· горизонтальное разделение труда

· вертикальное разделение труда

· зависимость от внешней среды

· необходимость управления.

 Внешняя среда организации подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия.

                                                                                          Таблица 3

Факторы внешней среды

Среда прямого воздействия Среда косвенного воздействия
¨ трудовые ресурсы ¨ поставщики ¨ законы и учреждения государственного регулирования ¨ потребители ¨ конкуренты ¨ состояние экономики ¨ НТП ¨ социокультурные и политические изменения ¨ влияние групповых интересов ¨ существенные для организации события в др. странах

 

Характеристики внешней среды:

· взаимосвязанность факторов

· сложность

· подвижность

· неопределённость. 

2. Показатели успешной деятельности организации

Основные составляющие успеха организации:

¨ Достижение поставленных целей

¨ Выживание

¨ Результативность и эффективность

¨ Производительность

¨ Качество

¨ Прибыльность

¨ Качество трудовой жизни

¨ Внедрение новшеств

Принципы управления, направленного на достижение успеха организации:

¨ Обобщение, т.е. установление общих признаков, присущих всем подразделениям;

¨ Необходимость ситуационного подхода;

¨ Необходимость системного подхода;

¨ Применение процессного подхода.

3. Организационная культура

Культура фирмы - выражение ее системы ценностных ориентаций и этических норм, которые воплощены в организационной структуре и кадровой политике и оказывают на них свое влияние. 

Факторы, влияющие на формирование организационной культуры:

· идеальные цели

· господствующие в обществе идеи и ценности

· выдающиеся деятели и примеры для подражания

· внутренние стандарты и правила

· неформальные каналы связи.

 

 3. Этика бизнеса. Эволюция взглядов

Этика ("ethos"- греч.) - "характер".

Этика бизнеса - составная часть этической традиции нации.                                                                                              Средневековая этика - несовместимость бизнеса и нравственности с позиции христианской морали.

Зарождение капитализма в Европе в ХVI веке и протестантская реформация. Ж.Кальвин - моральное освящение стремления к прибыли протестантизмом.

Светская этика - обращение к личному интересу как основе рыночной экономики. Трудовая мотивация как следствие обращения к личному интересу - моральная ахиллесова пята капитализма.

Рынок как механизм накопления богатства не в ущерб другим, а к их пользе - легитимизация капитализма во второй половине ХХ века.

Совместимость деловой удачи с добродетелью. В условиях рыночной экономики есть только один путь к успеху - удовлетворение материальных потребностей других.                                                  

Стратегия фирмы по отношению к обществу проявляется в ее социальной ответственности.

Социальная ответственность организации - учет человеческих и социальных аспектов воздействия ее деловой активности на работников, потребителей и общество, в среде которых функционирует фирма.

Паблик Рилейшнз (Public Relations)- деятельность по организации общественного мнения.

· Создание сети отношений с общественностью.

· Поддержание доброжелательного отношения общественности к деятельности организации.

· Предотвращение или сглаживание противоречий между организацией и общественностью.

· Воспитание и "ведение" общественности.

· Формирование у работников чувства ответственности и заинтересованности в делах администрации.

Тема 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

       1. Сущность планирования

Планирование деятельности организации представляет собой постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных (внешняя среда, стратегический выбор, технология выполнения работ, человеческие ресурсы), которые носят ситуационный характер.

Планирование преследует две основные цели: снижение рисков и преумножение успехов в деятельности организации.

2. Процесс стратегического планирования

Процесс стратегического планирования включает в себя следующие этапы:

2.1. Определение миссии.

 Миссия – четко выраженная цель и смысл существования организации. Миссия – это образ, скорее вдохновляющий нежели реальный.

2.2. Формулировка целей.

Характеристика целей:

· конкретность и измеримость

· ориентация во времени

· взаимная поддержка целей.

2.3. Оценка и анализ внешней среды.

Факторы внешней среды:

· экономические

· технологические

· международные

· социальные

· рыночные

· политические.

2.4. Определение сильных и слабых сторон организации в сфере:

· маркетинга

· финансов

· производства

· человеческих ресурсов

· культуры и имиджа организации.

2.5.Изучение стратегических альтернатив развития:

· ограниченный рост

· рост

· сокращение

· сочетание

2.6. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии:

Факторы, влияющие на выбор стратегии:

· знание прошлых стратегий

· реакция на владельцев

· фактор времени

· степень риска.

2.7. Планирование реализации стратегии

Для успешной реализации стратегии разрабатываются:

· тактика – текущие планы

· политика фирмы

· правила

· процедуры.

 

 

3. Структура аппарата внутрифирменного планирования

 

 

 


Рис. 3. Аппарат планирования

 

 4. Текущее планирование

Календарные планы - основные звенья текущего планирования:

· месячные

  • квартальные
  • полугодовые.

Планирование деятельности производственного подразделения:

      - план производства

      - план реализации

      - план капитальных вложений

      - финансовый план.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...