Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И профессиональной деятельности психолога воинской части




Проблема совершенствования системы критериев оценки профессиональной дея­тельности психолога обусловлена недостаточным использованием в повседнев­ной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление сте­пени соответствия его профессиональной компетентности и результатов труда нормам профессии. Существующие нормативные документы, определяющие ос­новные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ори­ентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда и лич­ный вклад каждого из субъектов психологической работы.

Вместе с тем критерии, применяемые для оценки труда психолога, должны от­ражать операционализированный и наполненный психологическим содержани­ем социальный заказ на деятельность этих специалистов в войсках, сформулиро­ванный в соответствующих документах. Они обязаны выступать своеобразным дифференцирующим инструментом, позволяющим следующее:


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части


81


• соотносить уровни профессиональной компетентности и эффективности деятельности у различных психологов;

• определять динамику профессионального совершенствования специалистов*

• проводить разграничение сфер ответственности и определять личный вклад субъектов психологической работы в решение общих задач;

• обеспечивать однозначность их понимания со стороны различных должност­ных лиц.

Анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квали­фикации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы госу­дарственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важным и необходимым ус­ловием для начала самостоятельной деятельности и расширения' ее сферы. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.

Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным целям и нормативным требовани­ям. Говоря о целях психологической работы, необходимо отметить, что главным ее функциональным предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение глав­ного (интегрального) критерия. На наш взгляд, таким критерием является соот­ветствие функционирования психики военнослужащих основным показателям пси­хической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие.

Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в системе част­ных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результатив­ной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (рис. 1.11).

Применительно к профессиональной деятельности военного психолога, необхо­димо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторон­ность ее оценки:

• в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспита­тельной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие крите­риями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога;

• наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятель­ности психологом, а также военнослужащими воинской части;

• данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности дру­гих психологов, на предмет позитивной динамики профессионализма за оп­ределенный период;

• использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъектив­
ных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований
профессии и человека.


82__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Субъективные критерии характеризуют степень соответствия профессии тре­бованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специально­стью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).

Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требовани­ям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:

а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (произ­
водительность, качество, надежность);

б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса дея­
тельности социально приемлемым способам ее осуществления
(точность, ско­
рость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения
и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятельность, наличие
творчества).

 

 Профессиональная компетентность психолога— это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результа­тивной сторон деятельности нормативным требованиям.


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части_______ 83

К числу основных показателей профессиональной компетентности могу быть отнесены следующие:

• психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;

• знание требований, определяющих порядок организации и проведения пси­хологической работы в воинской части;

• знание и соблюдение этических норм деятельности;

• самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, наличие/отсутствие зат­руднений, ошибок и т. п.);

• владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;

• умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служеб­ного времени;

• полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.
Показателями эффективности психологической работы могут выступать:

• удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воин­ской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;

• способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;

• учет информации психолога должностными лицами при принятии ими уп­равленческих решений и практической работе с людьми;

• удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;

• объективность и точность психологической информации, своевременность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;

• систематичность проведения и действенность мероприятий психологичес­кого обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.

Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выде­лить несколько критериев ее эффективности.

1. Психологическое обеспечение задач боевого дежурства, караульной службы.

Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла)   Низкий уровень (1 балл)

Обеспечена объективная  Мероприятия, связанные   Отсутствует система в пла-

диагностика психологической                                               с психологической подготов-         нировании и проведении

готовности военнослужащих                                                кой в/с к выполнению задачи,         мероприятий психологиче-

к выполнению учебно-       не в полной мере обеспечи- ского обеспечения задач

боевых задач, исключены  вают изучение и моделиро- караульной службы

случаи заступления в караул                                                 вание ее условий, носят  (б/дежурства); допуск к несе-

(на дежурство) лиц с низким эпизодический характер;   нию службы и комплектова-

уровнем НПУ; должностные при оценке морально-       ние смен (б/расчета) произ-

лица владеют навыками и психологического состояния водятся без учета данных

методиками оценки функ- л/с используется ограничен- об оценке психологических

ционального состояния в/с ный круг методик, не всегда свойств и состояний в/с;


84


Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


 


в процессе несения службы (выполнения задачи); воен­нослужащие обучены и вла­деют навыками психической саморегуляции; проводятся мероприятия по восстанов­лению психических и физи­ческих сил в/с после караула


учитываются социально-психологические факторы (взаимоотношения, совмес­тимость, конфликтность), влияющие на совместную деятельность; в/с и должно­стные лица слабо владеют навыками психической само­регуляции и дигностики пси­хических состояний


наблюдение за психологиче­скими состояниями в/с в процессе несения службы не ведется; должностные лица не обучены навыкам выявления и оценки негатив­ных псих, явлений, особен­ностей реакций и состояний в/с; у л/с отсутствуют навыки и умения психической само­регуляции


2. Психологическое обеспечение боевой подготовки военнослужащих.























Высокий уровень (3 балла)



Средний уровень (2 балла)



Низкий уровень (1 балл)


 


Мероприятия психологичес­кого обеспечения включены в методический замысел занятий по боевой подготов­ке; изучаются и прогнозиру­ются уровни психической напряженности л/с в ходе применения определенных методических приемов и средств; должностные лица и в/с обучены навыкам контроля и регуляции психи­ческих состояний;качество проводимых мероприятий обеспечивает высокую психологическую готовность и психическую устойчивость в/с


Мероприятия психологической подготовки носят эпизодиче­ский характер, действия дол­жностных лиц не согласованы; проводимые мероприятия не в полной мере обеспечивают формирование необходимых качеств в/с; отсутствует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности; пред­ложения психолога по исполь­зованию приемов и средств психологической подготовки не всегда учитывают прогно­зируемый уровень психологи­ческой напряженности и объем необходимой психологической помощи


Мероприятия психологичес­кой подготовки не находят отражения в методических замыслах занятий по боевой подготовке, мероприятия по обучению должностных лиц и военнослужащих приемам психической саморегуляции, управлению психическими состояниями, выявлению признаков боевых психичес­ких травм и оказанию психо­логической помощи не про­водятся; психологическая готовность и психологичес­кая устойчивость л/с не обеспечивают эффективного выполнения учебно-боевых задач


3. Готовность и способность должностных лиц опираться в своей работе с лич­ным составом на положения психологической теории и результаты военно-пси­хологических исследований как показатель эффективности деятельности психо­лога.








Высокий уровень (3 балла)

Офицеры постоянно интере­суются вопросами психоло­гии, владеют навыками психологической диагностики личности в/с и коллектива. Практическую работу с воен­нослужащими проводят с опорой на собственные психологические знания, добиваясь высоких и устой­чивых результатов в работе с подчиненными



Средний уровень (2 балла)

Офицеры иногда интересу­ются вопросами психологии обучения и воспитания, знают отдельные теоретиче­ские положения психологии, методики, но не могут достаточно эффективно применить их на практике. Опора на психологическую науку носит ограниченный и эпизодический характер



Низкий уровень (1 балл)

У офицеров имеются лишь отрывочные сведения из психологической области знания, отсутствуют четкие представления о путях и способах их практического применения, в своей работе они не стремятся и не могут их применить


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в войной части


85


4. Качество профессионального психологического отбора и распределения во нослужащих^ Оно определяется степенью соответствия используемых ходе проведения отбора методик и процедур выявляемым психологическим особен

ностям личности кандидата, а также степенью взаимосоответствия тоебов конкретной воинской специальности и военнослужащего. В роли эмпирически* признаков данного взаимосоответствия выступают объективные показатели воен нослужащих в учебно-боевой и служебной деятельности, а также степень их удов­летворенности воинским коллективом и воинской специальностью.

При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказы­ваемой психологом военнослужащим и членам их семей, необходимо учитывать по меньшей мере, три аспекта:

1) существование так называемой психической нормы, характеризующей основ­ные тенденции половозрастного развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний. Это совокупность потенциалов личности, позволяющих ей успешно регулировать свое поведение, осуществлять деятельность, другие социальные функции;

2) наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых клиентом из­менений в результате психологического воздействия;

3) объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функ­ционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также про­явлений его внутреннего мира.

Исходя из степени взаимосоответствия каждого из отмеченных выше аспектов, а также таких характеристик изменений, как быстрота их наступления, устойчи­вость после окончания воздействия и т. п., можно судить о степени эффективности психологической помощи (система критериев и показателей оценки психологи­ческой работы и профессиональной деятельности психолога представлены в при­ложениях 10, И, 17).

3.7. Материальное обеспечение психологической работы в воинской части

Материально-техническое обеспечение психологической работы проводится в це­лях удовлетворения потребностей субъектов и должностных лиц психологической работы в объектах и средствах, необходимых для психологического изучения воен­нослужащих, формирования и развития у них необходимых профессиональных качеств, организации и проведения работы по сохранению их психического здоро­вья, для повышения психолого-педагогической компетентности.

Все объекты и средства, составляющие в своей совокупности основные элемен­ты рабочего места психолога, можно разделить на несколько групп.

I. Помещения                                                                              ^ти™

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов с результа­тами психодиагностической работы и другой документации^

2. Кабинет психологического консультирования и ^^^^^ певтической работы с военнослужащими, служащими, гражданским налом воинской части и членами их семей.


86                             Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

3. Комната психологической помощи для проведения мероприятий групповой психотерапии, группового консультирования и социально-психологическо­го обучения.

II. Аппаратура и расходный материал: аудиокассеты; проекционная аппара­
тура; канцелярские принадлежности; калькулятор; учебно-методические матери­
алы; наглядные пособия; диктофон; секундомер; аудио-, видеотехника; ПК.

III. Психодиагностические средства.

Среди психодиагностических средств различают:

а) средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объек­
та психодиагностики: бланки (либо другие носители: аудио, видео, ПК) со сти-
мульным материалом, аппаратура и приборы для измерения психофизиоло­
гического состояния и реакций военнослужащих;

б) средства психодиагностического описания объекта практической деятельно­
сти психолога (профессиограммы и психограммы, интерпретационные схемы
и таблицы);

в) средства обработки данных (ПК, бланки с ключами, шифрами, таблицы для
перевода сырых баллов в стандартизированные);

г) средства описания психодиагностического процесса и построения психоди­
агностического заключения. К ним относятся: психодиагностограммы, диаг­
ностические алгоритмы, а также логические методы постановки психологи­
ческого диагноза.

IV. Материальное обеспечение процесса психологической подготовки, кото­
рое включает:

• средства имитации внешних признаков боя (холостые патроны, взрыв-паке­ты, учебные рецептуры ОВ, дымовые шашки, учебные гранаты и т. п.);

• учебное вооружение, боеприпасы, технику;

• здания и сооружения, используемые в целях психологической подготовки (психологические полосы препятствий, учебные городки психологической подготовки);

• тренажеры и имитаторы;

• макеты, муляжи, чучела и другие материально изготовляемые объекты с ис­пользованием подручных средств;

• схемы и наглядные пособия;

• фото- и киноматериалы;

Кроме того, в качестве средств моделирования психологических факторов боя применяются боевое вооружение, боеприпасы, боевая техника для решения задач психологической подготовки.

Расход средств имитации зависит от характера проводимого занятия, количе­ства приемов моделирования психологических факторов боя, используемых на конкретном занятии, а также возможностей, вытекающих из лимита их выделения.

V. Материально-техническое обеспечение профессионального психологи­
ческого отбора (ППО) организуется и проводится в целях удовлетворения по-


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части_____________ 87

требностей воинских и учебных частей, военно-учебных заведений и военных ко­миссариатов в учебных и методических пособиях, аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения социально-психологиче­ского изучения, психологического и психофизиологического обследования граж­дан и военнослужащих. Обеспечение воинских частей и воинских коллективов учебными и методическими пособиями, издаваемыми Воениздатом МО РФ, и унифицированными техническими средствами профотбора, организуется ГШ ВС РФ (через главное организационно-мобилизационное управление ГШ ).

Штатные подразделения профотбора обеспечиваются материально-техни­ческими средствами в соответствии с нормами оснащения подразделений ППО, включенными в табели к штатам соответствующих учреждений и частей МО РФ.

Нештатные подразделения ППО используют материально-технические сред­ства, имеющиеся в воинских частях и военкоматах, на базе которых они органи­зуются.

Бланки карт ППО изготавливаются через Центральное вещевое управление МО РФ по заявкам 178 НПЦ ГШ ВС РФ. Обеспечение другими бланками, мето­дическими и учебными пособиями для проведения ППО осуществляют органы тыла видов ВС, военных округов.

Финансовое обеспечение мероприятий ППО осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям системы МО РФ.

Для проведения ППО необходимы помещения:

• класс группового обследования;

• кабинет для индивидуального обследования;

• кабинет для индивидуального собеседования.

Класс группового обследования, кабинеты оборудуются в отдельных, отап­ливаемых помещениях с естественным освещением и хорошей звукоизоляцией. Пол, стены, потолок должны быть покрашены в спокойные тона. Снижение уров­ня шума должно обеспечиваться до 45-30 дБ. Освещение — не менее 500 люкс. Класс и кабинеты оборудуются достаточным количеством электророзеток (220 В, 50 Гц) на общую сумму нагрузки в 5 кВт и системами защиты от перегрузок.

Класс для группового обследования должен располагаться в помещении общей площадью не менее 50 м2 и высотой 2,5 м. Столы и стулья — из расчета на 25-30 человек. Рабочие места нумеруются. В классе должны быть стенды следующего содержания:

• система профессионального психологического отбора;

• структура квалификационного экзамена;

• требования воинских специальностей, по которым проходит обучение;

• профориентационный стенд.

Кабинеты для индивидуального обследования и индивидуального собеседования долж­ны располагаться в помещениях общей площадью не менее 10 м2, высотой 2,5 м.

Кроме того, кабинет индивидуального обследования оборудуется приборами, входящими в комплекс АРМ (автоматизированное рабочее место профессиоло-га), необходимой мебелью. Надо также иметь звукоизолирующий сектор для экс­периментатора.


88__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Перечень необходимой документации и материально-технического оснащения подразделения ППО воинской части, вуза определяется требованиями следу­ющих нормативных документов:

• Приказ МО РФ № 50 от 2000 г. «О введении в действие Руководства по про­фессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах РФ».

• Методические рекомендации начальника ГВМУ от 1994 г. о проведении ППО кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Рос­сийской Федерации.

• Приказ МО РФ № 90 от 26 февраля 1989 г. «О введении в действие Правил приема кандидатов в вузы МО РФ».

• Приказ МО РФ № 20 от 1 января 1996 г. «О введении в действие Временных методических указаний "О проведении профессионального психологического отбора в вузы МО РФ из числа офицеров"».

• Методические рекомендации по ППО кандидатов в вузы МО РФ и другие документы, утвержденные экспертной комиссией 178 научно-практический центра ГШ ВС.

Основным документом, в котором фиксируются данные социально-психоло­гического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и результаты военно-профессио­нальной деятельности граждан, поступающих на военную службу, и военнослу­жащих является журнал учета работы подразделения ППО (Приложение № 7 Руководства по ППО в ВС РФ). Журнал ведется подразделениями ППО воен­ных комиссариатов, соединений и воинских частей, в том числе учебных. Записи в журнал производятся в порядке прохождения мероприятий ППО.

Карта профессионального психологического отбора(Приложение № 6 Ру­ководства по ППО в ВС РФ) является документом, отражающим основные све­дения о профессиональной пригодности гражданина к подготовке и службе на воинских должностях, а также о результатах служебной деятельности военнослу­жащего.

Карта составляется в РВК на каждого гражданина при первоначальной поста­новке на воинский учет и хранится в его личном деле в неподшитом виде. Кроме того, она заводится на гражданина, пребывающего в запасе и изъявившего жела­ние поступить на военную службу по контракту, карта которого после увольне­ния в запас была уничтожена по истечении установленного срока хранения.

В период прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами воен­ной службы карты хранятся в штабах частей вместе с их учетно-послужными кар­точками. При увольнении гражданина с военной службы после явки его в РВК для постановки на воинский учет карта передается в подразделение профотбора, где хранится в течение одного года, после чего уничтожается.

Ответственность за обоснованность и достоверность содержащихся в картах сведений о профпригодности лиц к подготовке и службе на воинских должностях несут начальники подразделений профотбора, а о служебной деятельности воен­нослужащих — командиры подразделений, в которых эти военнослужащие про­ходили военную службу.


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части_____________ 89

Карта психологического изучения курсанта(Приложение № 9 Руководства по ППО в ВС РФ) является документом, отражающим основные сведения о профес­сиональной пригодности курсанта к военной службе и военно-профессиональ­ной деятельности, а также о результатах социально-психологического изучения (СПИ), психологического и психофизиологического обследования во время обу­чения в вузе.

Карта заводится на каждого курсанта вуза сразу после принятия приемной ко­миссией решения о его зачислении в военный вуз. В ней регистрируются резуль­таты психологического сопровождения в целях дальнейшего использования для составления итоговых заключений о профессиональной пригодности курсантов выпускного курса и разработки предложений по служебному предназначению выпускников в войсках.





















Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой психологическое изучение и психологическое уп­равление объектом?

2. Охарактеризуйте основные функции должностных лиц воинской части по проведению психологической работы.

3. Что следует понимать под профессиональной деятельностью психолога?

4. Назовите основные виды профессиональной деятельности психолога.

5. Каковы основные типы психодиагностических ситуаций?

6. Каковы основные документы планирования и организации психологиче­ской работы в воинской части?

7. Назовите основные ситуации, обусловливающие потребность обращения командира к психологу как к источнику психологической информации.

8. Какие правила должен соблюдать командир как субъект психологической работы?

9. В чем суть профессионально-этических норм деятельности в психологиче­ской работе?

10. По каким критериям оценивается эффективность психологической работы?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подго­товки войск в современных условиях. — М., 1981.

2. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности. — Минск., 1979.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.

8. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооружен­ных силах РФ. - М., 2000.


.


90


Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное иро^


9. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М, 1996.

10. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.

11. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психо­лога воинской части сухопутных войск. — М., 1997.

12. Фролов Ю. Изучение человека-бойца. — М., 1926.


Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

4.1. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направ­ление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и во­инских коллективов. Результаты психологического изучения во многом опреде­ляют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослу­жащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.

В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его фор­мы — индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуально­го психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологиче­ские особенности воинского коллектива. Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих и воинских коллективов, носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава.

Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поступающего пополнения осуществляется в целях индивидуализации учеб­но-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и слу­жебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослу­жащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения и предполагает решение следующих задач:

, • оценка степени профессиональной пригодности человека, поступающего       (призываемого) на военную службу;

• определение уровня психологической готовности военнослужащих к учеб­но-боевой деятельности;

• выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склон­ных к различным формам девиантного поведения;

• оценка психологических качеств должностных лиц и военнослужащих на пред­мет их соответствия должности или возможности обучения в военном вузе;

• определение уровня психофизической надежности лиц, заступающих на бое­вое дежурство, допущенных к выполнению задач, требующих особой ответ­ственности и длительного автономного функционирования;


92__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

• выявление психологических факторов и причин, способствовавших совер­шению проступков, происшествий, аварий;

• выявление психологических причин затруднений и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личной жизни у конкретного военно­служащего.

• Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологиче­скому изучению военнослужащих (рис 1.12).

 

 

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

  Решаемые задачи Субъекты Место Периодичность
 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

 
1. Профессио- Определение уров- Группа ППО при- Военный При поступлении
нальный ня профессиональ- зывной комиссии комиссариат на военную службу
психологиче- ной пригодности     и в вуз
ский отбор человека к прохож­дению военной службы по опреде­ленной специаль­ности и обучению в вузе      
2. Первичное Получение первич- Должностные лица, Пункт приема мо- По прибытии воен-
изучение ной информации о личности военно­служащего (оценка психического здо­ровья, адаптацион­ного потенциала). Выявление лиц с низким уровнем НПУ психолог лодого пополнения нослужащего в в/часть в течение первого месяца
3. Углубленное Целостное изучение Психолог, меди- Кабинет для психо- При самостоятель-
изучение личности в/с и выяв- цинский работник логического кон- ном обращении в/с
  ление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причи­ной кризисных состояний   сультирования к психологу. При выявлении у в/с НПН. При направ­лении в/с должно­стными лицами к психологу в/ч
4. Последующее Определение уровня Командиры, В подразделении, В процессе повсед-
изучение психологической офицеры органов на занятиях, невной жизнедея-
  готовности в/с воспитательной в карауле тельности в тече-
  к учебно-боевой и служебной дея­тельности. Подбор кандидатов на дол­жности младших командиров. Оценка динамики профес­сионализма и соот­ветствия в/с требо­ваниям профессии и специальности работы,психолог   ние всего периода службы

Рис. 1.12.Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих

и их содержание


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 93

Рассмотрим более подробно эти этапы.

1. Профессионально-психологический отборявляется составной частью во-енно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ори­ентацию, военную ирофессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям идолжностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов имеет свои задачи и содержание (рис. 1.13).

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

• анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

• классификацию и описание военных профессий и специальностей;

• научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;

• составление профессиограмм, отражающих особенности определенных про­фессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятель­ности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром яв­ляется психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологи­ческие, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональ­ной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкрет­ные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются спе­циалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионально­го обучения.

Профессиональный отборпредставляет собой систему мероприятий и средств, обеспе­чивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на кон­трактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию 1 и психологическим качествам.

Порешаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогиче­ский и психологический виды отбора.

Необходимым условием для проведения психологического отбора является на­личие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологи­ческого анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать не­обходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, ко­торые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) яв­ляются:


94__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

1) оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для ус­пешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воин­ской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;

2) вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности канди­дата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, под­готовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по про­филям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соеди­нениях, вузах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призыв­ных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет вклю­чения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из следующих подгрупп:

а) социально-психологического изучения;

б) психологического и психофизиологического обследования;

в) изучения специальных способностей.

В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:

• начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитатель­ной работе;

• заместитель начальника группы — психолог воинской части;

• помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры орга­нов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воин­ской части;

• технические работники (сержанты, солдаты).

Проведение ППО включает оценку:

1) уровня развития познавательных психических процессов;

2) адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;

3) уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений                 95

4) основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональ­ной направленности.

Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных спо­собностей человека. Требования к общим и специальным способностям определя­ются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профи­лем вуза.

Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).

Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характе­ристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узо­ры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).

Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспита­ния и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессио­нальной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллекти­ве, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений:

а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория);

б) рекомендуется (2-я категория);

в) рекомендуется условно (3-я категория);

г) не рекомендуется (4-я категория).

С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессио­нальной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:

• приемная комиссия — о возможности обучения кандидата в военном учеб­ном заведении;

• призывная комиссия — об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.

Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в следующих документах, направ­ляемых в воинские части:

1)личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территори­альных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлече­нии к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов); 2) карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и реше­ние о предназначении, вынесенное призывной комиссией).


96


Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


2. Психологическое изучение пополнения в воинской части.После проведе­ния профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредствен­но в воинской части. В полку работу по изучению пополнения организует коман­дир воинской части. С этой целью он издает Приказ «Об организации приема и изучения пополнения». В Приказе определяются:

• состав администрации пункта приема и распределения пополнения;

• состав нештатного подразделения, группы профессионального психологи­ческого отбора;

• сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекае­мыми к изучению пополнения;

• время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирова­ния) личного состава;

• система сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;

• порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологи­ческих особенностей военнослужащих.

Кроме того, командир лично организует работу должностных лиц полка (бри­гады) по подготовке материальной базы для приема пополнения, а также инст­руктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения по­полнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения.

Перед прибытием в часть пополнения психолог полка совместно с заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе проводит инструктивно-ме­тодическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного соста­ва. В ходе занятия раскрываются сущность и признаки проявления нервно-пси­хической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих. Психолог согласует с начальником штаба порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представле­ние личного состава), утверждает график тестирования пополнения, а также согла­сует с начальником медицинской службы полка (бригады) порядок взаимодей­ствия при изучении пополнения.

Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о во­еннослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления лиц с при­знаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным фор­мам девиантного поведения. Такое изучение должно учитывать результаты ППО, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации воинской части.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе ППО, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы ППО опреде­ляется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи.


Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений_________ 97

На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав нештат­ной группы ППО освобождается от исполнения обязанностей по штатным долж­ностям.

По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы ППО представляет командиру:

• заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределе­нии прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение или повышение профессиональной пригодности на одну ступень);

• список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомен­дации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной ра­боте относительно проведения с ними индивидуальной работы.

Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимают склонность к сры­вам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловлен­ные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособи­тельные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и соци­альными факторами. Такими факторами и, соответственно, косвенными призна­ками НПН являются:

• психические заболевания у родителей и близких-родственников;

• перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;

• наблюдение в психоневрологическом диспансере;

• ночное недержание мочи;

• воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;

• чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;

• наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;

• приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;

• раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др.

Формы проявления НПН многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реак­ций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклоне­ниях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности (табл. 1.5).

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН дол­жна предусматривать плановые мероприятия как в период прибытия молодого пополнения в часть, дальнейшей их адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), так и в период последующего прохождения военной службы.


98__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Таблица 1.5 Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической















Неустойчивости

 

 

 

 

 

Основные Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
сферы прояв-  
ления НПН  
  Плохая координация движений
Психомоторика Повышенный тремор, тик
  Неловкость, угловатость движений
  Напряженность, вычурность движений и поз
  Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый
Познавательно- словарный запас, примитивность суждений)
мыслительная Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ста-

деятельность

вить жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления)
Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоре­чиям
  Повышенная эмоциональность (сензитивность)
  Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость
  Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость)
Темперамент Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатичность, замкнутость)
  Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность)
  Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекае-
  мость)
  Внушаемость, склонность к подражательству
  Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество
  Низкий самоконтроль
Мотивация Импульсивность влечений
  Чрезмерное стремление к доминированию
  Агрессивность
  Неустойчивость интересов, привязанностей
  Низкая эффективность деятельности
Нарушения Аварийность, травматизм по вине военнослужащего
в процессе Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность
деятельности Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность
  действий
  Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений
  Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов
Нарушения и поручений
дисциплинар- Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи
ных и социаль- Случаи суицидальных действий
ных норм Склонность к нечестности, воровству
  Уклонения от воинской службы
  Неряшливость
  Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам
  Конфликтность, озлобленность, грубость
  Изолированность в группе

Нарушения

межличностных

отношений

Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям
Подозрительность, мнительность, недоверчивость
Неспособность противостоять влиянию окружающих
Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность
  Обидчивость
  Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, вос-
  хищении

Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений_________ 99

 

Основные Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
сферы прояв-  
ления НПН  
  Общая вялость
  Повышенная утомляемость
  Нарушения сна, снохождение
  Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания
  Судорожные припадки
  Энурез
Пред патологи- Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца
ческие и пато- Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи
логические Фиксированность на состоянии здоровья
нарушения Резкое побледнение или покраснение кожных покровов
  Нарушения ритма дыхания при волнении
  Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию
  Замедленный темп действий
  Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство
  Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогич-
  ность, вязкость мышления

С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-ме­тодическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что надо обратить внима­ние при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим по­полнением.

В результате изучения документов могут быть получены косвенные призна­ки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников; перенесенные травмы и инфекционные заболевания го­ловного мозга; наблюдение в психоневрологическом диспансере; ночное недер­жание мочи; воспитание в неблагополучной семье; отсутствие одного из родите­лей; наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья; приводы в милицию; трудности в обучении и освоении профессии; вовлечение в антисоциальные груп­пы; сложные отношения с товарищами; низкая общественная активность; узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений; вспыльчивость; раздражи­тельность; неустойчивость настроения; обидчивость; замкнутость; безынициа­тивность; излишняя принципиальность; слабоволие; раннее пристрастие к алко­голю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристально­го внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования так­же дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего:

• развязное поведение;

• легкую раздражительность;

• вспыльчивость;

• нетерпеливость и суетливость;


100_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

• театральность;

• демонстративность;

• стеснительность;

• замкнутость;

• плаксивость;

• неловкость;

• угловатость и резкость движений;

• скованность позы;

• неудобную посадку;

• немотивированные движения руками и ногами;

• частое моргание, подергивание век и щек;

• закусывание губ;

• покраснение кожных покровов лица и шеи;

• повышенную потливость;

• недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопро­сы не по существу);

• выражение растерянности и испуга;

• частое обращение к товарищам за разъяснениями;

• опоздания;

• задержку с началом работы или ее прекращение при тестировании;

• примитивность высказываний.

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стесни­тельных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступа­ющих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распоря­док, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужа­щий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях пове­дения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН), а также отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем классам воинских специальностей направляются на дополнительное осви­детельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций под­лежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части.

При этом военнослужащие с резко выраженными признаками НПН нуждаются в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе.

В отношении военнослужащих с умеренно выраженными признаками НПН принимается решение об ограниченном использовании их по отдельным специ­альностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы тре­буют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитатель-


Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений   101^

ных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальнос­тям).

Лица, в отношении которых по результатам ППО вынесено заключение: «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразде­ления обслуживания.

Заполненные карты ППО хранятся в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке ипо подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

Итоги изучения пополнения отражаются психологом в специальном докумен­те, направляемом командиру полка и начальнику вышестоящего органа воспита­тельной работы — донесении о результатах социально-психологического изучения пополнения.

В содержании донесения отражаются следующие вопросы:

• на чем сосредоточивались основные усилия психологической работы в пе­риод приема и распределения пополнения;

• выводы из итогов работы по изучению пополнения (подтверждаются циф­ровыми показателями);

• социально-психологическая характеристика пополнения (анализ основных социально-демографических и психологических данных, основные выводы, тенденции улучшения (ухудшения) качественного состава пополнения);

• количество военнослужащих, отправленных на медицинское обследование и в дальнейшем уволенных с военной службы (причины);

• общие выводы и прогноз процесса адаптации пополнения к условиям воен­ной службы;

• предложения по совершенствованию работы по социально-психологическо­му изучению пополнения.

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир полка (бригады) подводит итоги его изучения и издает приказы:

1)о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразде­лениям;

2) о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службе.

1. Углубленное изучениепроводится с учетом данных, полученных на предыду­щем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обна­ружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаи­модействуя с врачом части и офицерами подразделений.

2. Последующее изучениеличного состава осуществляется офицерами подраз­делений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено


102_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

на изучение отдельных качеств личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреп­лению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.

Материалы углубленного и последующего изучения (в папках на каждого воен­нослужащего) хранятся в рабочем кабинете психолога полка. Срок хранения — не менее 2 лет. При перемещении военнослужащего, проходящего военную служ­бу по призыву, карты ППО пересылаются вместе с другими документами к ново­му месту службы.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллекти­вах организуется и проводится психологом воинской части совместно с офицера­ми подразделений.

При этом решаются следующие задачи:

• изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов и явлений и выработка предложений по управлению ими;

• выработка предложений по формированию и поддержанию здорового мо­рально-психологического климата в воинских коллективах;

• оценка эффективности управленческой деятельности органов военного уп­равления (командиров) и выработка рекомендаций по ее совершенствова­нию.

• оценка уровня психологической готовности подразделений к выполнению учебно-боевых и служебных задач.

Социально-психологическое изучение военнослужащих и воинских коллекти­вов включает в себя оценку:

• уровня развития воинского коллектива;

• психологической совместимости и сплоченности военнослужащих;

• морально-психологического климата (межличностных отношений, группо­вого мнения и настроения, удовлетворенности военнослужащих от пребы­вания в данном коллективе);

• стиля управленческой деятельности командиров и должностных лиц.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских кол­лективах проводится в плановом порядке, а также по указанию командира части, его заместителя по воспитательной работе, а также, по мере необходимости, по запросам командиров подразделений, где имеют место внутригругшовая напря­женность, частые межличностные конфликты и т. п.

Оно включает представленные на схеме первичное и последующее изучения (рис. 1.14). Один раз в период обучения психолог воинской части проводит инструк­тивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изуче­ния социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.

Изучение социально-психологических процессов во вновь сформированных подразделениях проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектова­ния. Динамика социально-психологических процессов оценивается по результа-


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений   103










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...