Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи
Психокоррекция— направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкретных условиях жизнедеятельности. Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Таким образом, это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы 154_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Таблица 1.9 Возможные ошибки консультанта и пути их профилактики
Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) представляет собой систему лечебного воздействия психологическими средствами (вербальными и невербальными) на психику, а через нее на весь организм и поведение клиента. Психотерапия является деятельностью, направленной на обеспечение личностного роста военнослужащих, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование и развитие качеств, необходимых для их профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в воинском коллективе. Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX в. Д. Н. Тьюком. В опубликованной им в 1878 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело» одна из глав так и названа: «Психотерапия». Общеупотребительным термин «психотерапия» становится только в 90-е гг. XIX в. в связи с развитием гипноза. Психотерапия отличается от других методов лечения, по крайней мере, тремя особенностями: 1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии; Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 155 2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различными пациентами и оценивать их; 3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики [135]. В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. Соотношение медицинской и психологической моделей психотерапии, представленное в книге «Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности» [134], показано в табл. 1.10. Таблица 1.10 Сравнительный анализ медицинской и психологической моделей психотерапии
Вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии — в настоящее время является достаточно дискуссионным. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом. 156_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование [6]. По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, а психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека. Выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии (медицинская модель): • психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности; • коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; • в психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов; • психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии); • в психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту; • i [сихокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента [79,118]. Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается и в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Психические заболевания— это поведенческие расстройства, которые приводят к более высокому уровню заболеваемости и смертности. Многие аномалии психики и поведения лю- дей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекци- онной помощи, именуют клиентами. Следует, таким образом, дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педа- Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 157 гогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами. При этом психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное [118]. Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важно как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим человеком, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека. Таким образом, анализ различий между двумя видами деятельности показал, что термин «психокоррекция» по своему содержанию близок к немедицинской модели психотерапии. В дальнейшем употребление понятия «психотерапия» будет подразумевать именно эту — иемедицинскую модель психотерапии (или психокоррекции). Классификация психотерапевтических подходов.Прежде всего, необходимо внести ясность в понимание соотношения терминов «метод психотерапии», «форма психотерапии», «направление психотерапии». Под методом психотерапииподразумевается конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рам- ках определенной концепции психотерапии; совокупность психотехнических приемов [135]. Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического воздействия. Форма психотерапии— это организация и структура взаимодействия терапевта и паци- ента в процессе реализации того или иного метода психотерапии. Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или вгипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных ассоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, в форме ассоциатив-, ного эксперимента и т. д. Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса. Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует направление психотерапии. Таким образом, в отдельных направлениях психотерапии выделяют отдельные методы, внутри каждого метода — различные методики и приемы. Достаточно широким по содержанию названием является вид психотерапии (коррекции), соразмерный с понятием модель и являющийся эклектическим объединением в ее рамках различных методов и форм психотерапии (психокоррекции), принадлежащих к различным ее направлениям. В настоящее время наибольшее распространение получили следующие направления психотерапии: 1) психоаналитическое (исиходинамическое); 2) поведенческое (бихевиористское); 158 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время 3) гуманистическое (экзистенционально-гуманистическое). В отечественной психотерапии в последние годы выделяют следующие основные направления: • личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию; • суггестивную психотерапию; • поведенческую психотерапию; • эмоционально-стрессовую психотерапию [135]. Виды психотерапиисистематизируют по следующим основаниям: а) по характеру воздействия (прямая — косвенная); б) по этиопатогенетическому принципу (каузальная — симптоматическая); в) по цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая); г) по участию в ней больного (мобилизующе-волевая, пассивная); д) по виду воздействия врача (авторитарная, разъясняющая, обучающая, тре е) по источнику воздействия (гетерогенная, аутогенная); ж) по направленности относительно патогенных установок (синергичная пере з) по тактике воздействия (выборочная, комбинированная или комплексная); и) по числу лиц, с которыми работает врач (индивидуальная — групповая), директивная — недирективная и др. Виды психокоррекции, исходя из определенных критериев, классифицируют следующим образом [135]. 1. По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую и Симптоматическая коррекция(коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Каузальная(причинная,) коррекция— вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, т. к. одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений. I 2. По содержанию различают такие виды: • коррекцию познавательной сферы; • коррекцию личности; • коррекцию аффективно-волевой сферы; • коррекцию поведенческих аспектов; • коррекцию межличностных отношений: • коррекцию внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений. 3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 159 б) групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую). 4. По наличию программ.: программированную и импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недирективную. 6. По продолжительности: сверхкороткую (длится часы, минуты); короткую (быструю, длится несколько часов и дней); длительную (длится месяцы); сверхдлительную (длится годы). 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую, частную, специальную. Вид психотерапии (психокоррекции) может определяться используемыми для решения определенной задачи методами работы психолога. Методы психотерапии (психокоррекции) могут быть следующие: а) по биологическому гомеостазу: для нормального или стрессового состояния; б) по характеру и направленности воздействия: развивающие, седативные, ак в) по преимущественному воздействию на те или иные психические процессы: г) по источнику воздействия: аутогенные (на себя), гетерогенные (со стороны д) по используемым средствам воздействия: вербальные, библиотерапия, музы- Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зависимости от заболевания (Штроцка, 1986): • при острой истерической,симптоматике применяется суггестия; • при вегетативных нарушениях — аутогенная тренировка; • при жизненных трудностях — «разговорная» терапия; • при фобиях — поведенческая терапия; • при характерологических нарушениях — гештальт-терапия, психодрама; • при расстройствах, связанных с семейными проблемами, — семейная психотерапия; • при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения — глубинно-психологические методы. Психокоррекционная ситуация. Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек (психолог) пытается помочь другому (клиенту). Коррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов. 1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент. 2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог. 160_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время 3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. 4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией. 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента [118]. Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия. Общая цель психотерапии и психокоррекции состоит в помощи клиентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Более частными целями являются [1, 134]: • формирование гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения; • накапливание и рациональное использование энергетических ресурсов; • изыскание, сохранение и развитие ресурсных состояний, обеспечение активности, энтузиазма, оптимизма; • сохранение и развитие психического здоровья. Таким образом, можно говорить о единстве следующих целей психотерапии: лечение, предупреждение нарушений и развитие личности клиента. Причем достижение этих целей связано со способностью и стремлением клиента к изменению себя (а не окружающего мира и других людей). При решении этих задач психолог прибегает к трем основным методам. Во-первых, обеспечение психологической поддержки. Это значит: прежде всего, сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка заключается также в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения. Во-вторых, устранение дезадаптивного поведения и формирование новых, адаптивных способов решения проблемы. В-третьих, содействие самораскрытию и инсайту (осознанию), т. е. лучшему пониманию своих мотивов, чувств, конфликтов и ценностей. Цели и задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возникают следующие актуальные вопросы. Что следует понимать под отклонением в развитии? Каковы показания для осуществления психологической коррекции? В практике коррекциоппой работы выделяют различные модели объяснения причин отклонений и трудностей в развитии человека. Биологическая модель — объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания. Медицинская модель — выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская модель — подчеркивает значение нарушений процесса взаимодействия личности со средой. Педагогическая модель — усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности. Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 161 Деятелъностная модель — ставит во главу угла несформированность ведущего тина деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности [118]. Определение целей напрямую зависит от состояния объекта коррекции. Объекты психокоррекции— это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменени- ям, а предмет коррекции — та психическая реальность, на которую направлено психокор- рекционное воздействие (например, объект— нарушения взаимоотношений с коллегами по работе, а Предмет — агрессивность как личностное свойство человека; объект — школь- ная дезадаптация, предмет — низкая мотивация учения). Определить проявление личностных или психических нарушений можно по следующим признакам: • нарушение какой-либо сферы личности, психики всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют либо замедляют свое развитие; • нарушение всегда проявляется в поведении, то есть его можно опознать при наблюдении; • психические нарушения всегда приводят к социальной дезадаптации; • психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий; • нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям. Все нарушения психического и личностного развития, являющиеся объектом психокоррекции, можно классифицировать но двум основаниям: характер причин и характер проявления нарушений [134]. Характер причин нарушений.Причины могут быть внешние или внутренние. Соответственно, нарушения — первичными или вторичными. Внешние причины — это негативные воздействия и негативные отношения с другими людьми. Действие внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую. Характер проявления нарушения.Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как их недоразвитие (слабоволие, низкая эмоционально-волевая устойчивость и пр.). При определении целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами. 1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма содержательно задает ориентиры роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и 162_________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития. 2. Цели психокоррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. 3. При постановке общих целей психокоррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. 4. Наряду с учетом индивидуальных особенностей необходимо ориентироваться и на содержание обобщенных психолого-возрастиых требований к психологическому статусу человека определенного возраста. Программа психокоррекции включает собственно психологическую часть (проводит психолог) и организационно-педагогическую (осуществляют руководители, члены воинского коллектива, родственники). Эта программа проводится в жизнь с применением индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы направлена, прежде всего, на выработку у человека рефлексивных навыков оценки себя и окружающих, развитие способностей к эффективному взаимодействию. При анализе эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых психологом воинской части, речь идет о следующих группах переменных, характеризующих коррекционное воздействие: • субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире; • объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира и поведения человека; • устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека. Большое значение для достижения запланированного психотерапевтического эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Психокоррекцион-ные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 часа. На успешность работы влияет также пролонгированность коррекцион-ного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей его поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит и от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного разрешения трудности развития. Порядок психотерапевтической работыпсихолога в воинской части определяется командиром воинской части, т. е. устанавливаются дни, часы и место при- Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 163 ема. Как правило, местом для проведения индивидуальной работы является кабинет для психологического консультирования или рабочий кабинет психолога. Мероприятия, связанные с групповыми формами работы, проводятся в специально оборудованном помещении — комнате для проведения психологической разгрузки, социально-психологических и психофизических тренингов. Комната должна быть оформлена так, чтобы своим интерьером радикально отличаться от служебных помещений. Данное требование обеспечивает необходимое отвлечение внимания ее посетителей от повседневной жизни. Этому может способствовать, например, непрямоугольная, округлая форма комнаты, наличие навесного потолка и его наклоны по отношению к полу, наличие природно-деко-ративных элементов (валуны, растения, аквариум и т. п.) и мягкого, регулируемого по яркости и цвету освещения. Разумная оригинальность оформления, плавные линии, неяркие полутона, тишина — все это условия, уводящие людей от текущих забот, формирующие впоследствии условно-рефлекторный сигнал к непроизвольной настройке на релаксацию. Создаваемую комнату не следует перенасыщать мелкими деталями и предметами. Необходимо избегать возможности возникновения субъективного ощущения замкнутости окружающего пространства, тесноты, которое мешает человеку настроиться на расслабление. Напротив, необходимо стремиться к обеспечению иллюзии большого открытого пространства и относительного уединения в нем каждого человека. Объясняется это тем, что в замкнутых пространствах у людей повышается уровень возбуждения, неблагоприятный для проведения психологической релаксации. Иллюзию большого пространства можно обеспечить за счет наличия высоких потолков и нескольких окон в комнате, а также продуманным использованием широкоформатных фотообоев с природным ландшафтом и зеркал. Эффект уединенности достигается произвольным размещением кресел. При расстановке кресел посетители комнаты не должны находиться лицом друг к другу или под таким углом, чтобы лицо оказывалось открытым для постороннего наблюдателя. Следующая рекомендация касается оборудования комнаты таким образом, чтобы она могла использоваться полифункционально. Опишем некоторые требования к помещению и оборудованию. Комната, прежде всего, должна быть изолирована от шума, вибрации и других отвлекающих и неблагоприятных факторов. Оптимальной считается температура воздуха от 20 до 22 градусов по Цельсию. Устанавливаются мягкие кресла с подлокотниками, в которых можно принять полулежачее положение. Кроме того, по периметру комнаты устанавливается разноцветная подсветка, в удобном месте оборудуется экран (лучше вогнутой формы для создания иллюзии объема) для проекции слайдов или фильмов. Из технических средств комната оборудуется аэронизатором, желательно устанавливать кондиционер. Могут также использоваться ритмостимулятор, релаксационные очки, видеосистемы с релаксационными видеокассетами. В цветовом интерьере должны преобладать цвета, успокаивающие нервную систему. Пол должен быть мягким, гармонирующим по цвету с окраской стен (мягкий пол глушит звуки, ощущение ногой мягкого покрытия успокаивает человека). При создании цветосветовой композиции комнаты, для цветосветового воздействия на людей в ходе всего их пребывания, рекомендуется учитывать психофи- 164 Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время апологический эффект цветов. Ограниченно используются красный, оранжевый, желтый — т. е. оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. Для создания положительных эмоций используется психотерапевтический эффект демонстрации видеоизображений природы. Время пребывания в комнате условно делится на три периода [118]: 1. Отвлекающий — 1/7 часть всего времени. 2. Успокаивающий — 5/7 всего времени. 3. Тонизирующий — 1/7 часть времени. В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется содержание, громкость и темп музыки; светоцветовое воздействие; уровень освещенности; поза; ритм дыхания; словесные формулировки. Содержание и методические особенности моделей психологической помощи, реализуемой в рамках основных теоретических направлений, изложены в приложении 19. 6.4. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих Предметом особого внимания должностных лиц являются военнослужащие, находящиеся в депрессивном (подавленном) состоянии. Опыт изучения происшествий, связанных с суицидальным поведением военнослужащих, показывает, что накануне самоубийства (суицида) или попытки к этому болыпинство из них находились в психическом состоянии, которое может быть охарактеризовано как депрессивное [20]. Причинами такого состояния могут стать высокозначимые для человека психотравмирующие события, создающие конфликтную ситуацию, единственно возможным преодолением которой или выходом из нее представляются суицидальные действия. Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Психологи считают, что желание умереть является достаточно частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны и для обычных взрослых людей. Эти желания могут быть выражены по-разному: «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо», «Лучше умереть, чем так дальше жить», «Я устал от жизни», «Вам без меня будет лучше», «Вам не придется слишком долго меня терпеть». Смерть близкого человека от суицида приводит к наибольшим трудностям и тех, кто остается в живых. Как говорил знаменитый суицидолог Эдвин Шнейдман: «Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких». Необходимость профилактики суицидов вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. Серьезность проблемы, с одной стороны, и длительное ее замалчивание официальными кругами, с другой стороны, породили в обществе в отношении нее различные «мифы», предубеждения (табл. 1.11). Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 165 Таблица 1.11 Соотношение предубеждений, связанных с суицидальным поведением, и реального положения дел1
1 Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В. А., Стороженко А. П. Профилактика самоубийств: Методическое пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. — М, 1995. 166_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Так, до недавнего времени люди считали суицид частным делом. Даже многие врачи полагали, что людям следует позволить умереть, если они этого хотят. Для большинства наложение на себя рук было какой-то странной формой иеконвен-циоиального поведения, обычно свидетельствовавшей о безумии. Так, у неспециалистов существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть людей из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой1. Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение потери смысла жизни. В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос», не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Из 200 авторов юношеских автобиографий и дневников, исследованных Норманом Килом (1964), свыше трети более или менее серьезно обсуждали возможность самоубийства, а некоторые пытались его осуществить. Среди них такие разные люди, как Гете и Ромен Роллан, Наполеон и Бенджамен Констан, Якоб Вассер-ман и Джон Стюарт Милль, Энтони Троллоп и Беатриса Уэбб, Томас Манн и Ганди, И. С. Тургенев и М. Горький. В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт. В любом конфликте существуют [20]: • объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией; • субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности; • оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустри-рующей ситуации; • реальные действия личности в такой ситуации. БоенкоА. В. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика / Военная психология: методология, теория, практика. — М., 1998, с. 256-267. Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 167 Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности — какнедостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход. Виды суицидального поведения.Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным [21]. 1. Истинный суицид — осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев — наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более). 2. Аффективный суицид — суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотрав-мирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм. В отличие от истинного суицида, при котором психотравма, осознанная и переработанная человеком, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психо-травмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Такие суициды характеризуются «свернутостью» и интенсивностью динамики, стремительным ростом эмоциональной напряженности, крайне эмоционально насыщенными отрицательными переживаниями гнева, обиды, оскорбленного достоинства, чести и т. п. Восприятие конфликтной ситуации становится избирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли. 3. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение — сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни в целях изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц в целях изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т. п.). При демонстративно-шантажных попытках человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и для этого предпринимает все меры предосторожности. Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определенно указывающей на вероятность его возникновения, обнаружить не удалось. Вместе с тем наибольшей уязвимостью, склонностью к ригидному, неадаптивному поведению обладают люди с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идет о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофированной заостренностью каких-либо характерологических черт, а в другом — о тех, у кого пограничные расстройства могут в привычных для них условиях жизни быть стертыми, компенсированы адаптивными эталонами поведения. В трудных 168_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время же условиях, на фоне возрастных кризисов, недостаточной социальной и физической зрелости личности, компенсаторные механизмы расстраиваются, что и приводит к дезадаптации. К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести: • низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе; • высокую потребность в самореализации; • симбиотичность, высокая значимость для них теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих; • трудности при принятии решений; • высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений; • склонность к самообвинению, преувеличение своей вины; • низкую самостоятельность; • недостаточную социализацию, инфантильность и незрелость личности. Знание характера конфликтной ситуации, которая создала предпосылки для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик человека дают психологу некоторые основания для определения суицидального потенциала личности. В качестве наиболее вероятных причин для принятия решения о самоубийстве в условиях воинской службы выступают: • затрудненная адаптация военнослужащего; • глумления и издевательства со стороны сослуживцев; • потеря социального статуса в воинском коллективе; • боязнь ответственности за совершенное преступление, проступок; • смерть или измена близкого человека; • длительное соматическое или психическое заболевание; • слабое физическое развитие. Вероятность возникновения суицида значительно выше в начальном периоде службы, во время несения службы в карауле, а также если в подразделении сложилась тяжелая морально-психологическая обстановка. Должностным лицам, отвечающим за жизнь и здоровье подчиненных, необходимо знать, что суицидальное поведение, как правило, имеет определенную продолжительность и характеризуется следующей динамикой. Вначале (под влиянием конфликтной ситуации) у военнослужащего возникают суицидальные мысли, характеризующиеся размышлениями об отсутствии смысла жизни, фантазиями на тему своей смерти. Затем рождаются суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства) и намерения (принятие решения о самоубийстве). И лишь после этого осуществляются суицидальные действия. Время от возникновения первых суицидальных мыслей до намерения совершить самоубийство есть наиболее вероятный период, когда окружающим удается остановить потенциального суицидента от реализации задуманного. В этот временной отрезок у самого военнослужащего наблюдается острая потребность в теплых дружеских отношениях, в сопереживании и эмоциональной поддержке. Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 169 Офицерам и военнослужащим подразделения необходимо обращать внимание на признаки, которые могут свидетельствовать о приближающейся беде: • открытые высказывания о желании покончить с собой; • косвенные намеки на возможность суицидальных действий, демонстрация материальных атрибутов готовящегося самоубийства; • утайка патронов, накапливание лекарственных препаратов, поиск отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т. п.; • частые разговоры о самоубийствах; • стремление к уединению, разрыв привычных связей, изменившийся стереотип поведения; • чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, воинскую часть, о госпитализации, о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам; • внезапное появление щедрости (раздача личных вещей), что можно интерпретировать как символическое прощание; • утрата интереса к окружающему и т. д. • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней; • частые жалобы на соматическое недомогание (па боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку; нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы; • погруженность в размышления о смерти; • отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»); • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. При оценке суицидоопасности должностным лицам в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять и сопоставлять как про-, так и антисуицидальные предпосылки. На индивидуальном уровне — это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное — к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть, например, эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чувство долга; боязнь причинить себе физическое страдание; представление о по-зорности и греховности суицида; представления о неиспользованных жизненных 170_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время возможностях и т. д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному человеку, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот [20, 130]. Безусловно, эффективность превенции зависит, прежде всего, от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов. Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести: • правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизнедеятельности, быта и досуга в воинских коллективах; • организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих; • обеспечение социальной защищенности, соблюдение конституционных прав людей; • предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами воинского коллектива; • выявление групп высокого суицидального риска; • умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц; • адекватную и своевременную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса. Основными направлениями деятельности войскового психолога, связанными с суицидологической превенцией, являются: ; • изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных неформальных групп, проведение экспериментально-психологических обследований личного состава в целях выявления людей с повышенным суицидальным риском; • выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предложений должностным лицам о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению; • активное участие в создании в воинских коллективах благоприятной, уважительной атмосферы; • своевременная разработка рекомендаций по работе с воинами, имеющими признаки затруднений в адаптации; • проведение психологического анализа каждого случая суицида и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством; • организация реабилитационных мероприятий с людьми, совершившими суицидальную попытку; • проведение занятий со всеми категориями военнослужащих, членами их семей по профилактике самоубийств и покушений на самоубийство, ознаком- Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 171 ление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи суицидентам в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка. Свои особенности имеет профилактическая беседа психолога с потенциальным суицидентом. Пригласив такого военнослужащего на беседу (обязательно лично), должностные лица психологической работы должны стремиться установить с ним тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для военнослужащего), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям. Общим эмпирическим правилом является следующее: если в каких-либо высказываниях военнослужащего звучит что-то непонятное или имеющее скрытый подтекст, касающийся вопросов жизни и смерти, то лучшей реакцией станет выясняющий вопрос — что он конкретно подразумевал под своим замечанием. И если после полученного ответа у вас возникнут подозрения, что речь идет о суицидальных намерениях, то следует спросить прямо: «Вы имеете в виду самоубийство?» После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Главное внимание затем требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих действий («планирование»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенность человеку в своих силах и возможностях. В профилактической беседе необходимо учитывать, что большинство потенциальных суицидентов характеризует т. н. суженное сознание. В обыденной речи потенциального самоубийцы сужение проявляется в использовании определенных слов, отражающих предсуицидалыюе дихотомическое мышление — «все или ничего». Мышление такого человека сужено, часто сведено к дихотомии, включающей только два варианта выбора поведения: да или нет; жизнь такая, как я хочу — или смерть; величие — или прах; будет по-моему — или вообще никак. Следом возникает отчаяние, порожденное ограниченным видением только двух альтернатив, а не трех или большего числа вариантов выбора, какие обычно предлагает повседневная жизнь. Фотоаппарат суицидального сознания заряжен только черно-белой пленкой, не воспроизводящей полутонов. В этой связи одна из первоочередных задач любого добровольного помощника или психотерапевта: «раскрыть ставни», впустив немного света, и хоть в какой-то мере расширить перспективу, помогая человеку увидеть ситуацию под новым углом зрения. Специалисту, проводящему беседу, следует мягко выразить несогласие с предвзятой обращенностью к смерти человека, склонного к самоубийству. 172_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Следует иметь в виду, что потенциальные суициденты и так страдают от невыносимого чувства вины. Если потенциальный помощник говорит о суициде как о чем-то аморальном, то он не только блокирует обсуждение этого вопроса, но может усилить и без того тягостное для человека уныние и депрессию. Важно помнить, что для суицидента саморазрушение ни в коем случае не представляет собой теологической проблемы, а является результатом невыносимого эмоционального стресса. Люди с суицидальными тенденциями испытывают не только печаль, тоску, уныние и разочарование, но могут проявлять враждебность к своему окружению. Очень часто, к сожалению, семья и друзья в ответ реагируют негодованием, допускают в беседе бурлящие эмоциями доводы, которые только толкают рассерженных людей к еще большему неистовству. Они могут сосредоточиться на инфантильности депрессивной личности, а не на истинной, заботливой и поддерживающей встрече с отчаянием. Часто вслед за исчезновением раздражения может быть потеряна и жизнь близкого человека. Интервенция может отпугивать. Что же можно сделать для того, чтобы помочь суициде!/ту? Эрл Гроллман, известный специалист-суицидолог, рекомендует следующие практические действия (см. приложение 18). Любая информация, сообщенная военнослужащим во время беседы, не может быть передана кому бы то ни было без его согласия. После беседы такого военнослужащего нельзя оставлять без внимания, надо создать для него на какой-то период щадящие режим и условия деятельности (не ставить в наряд, особенно с оружием, не посылать в рейс и т. п.). При необходимости надо продумать вопрос о направлении военнослужащего в лечебное учреждение. В целом условием эффективности оказания психологической помощи военнослужащим является сочетание методов и процедур специального психологического воздействия с повседневной организаторской и воспитательной деятельностью всех субъектов военного управления. Объективными признаками позитивного эффекта являются: многочисленные проявления поведенческого и эмоционального характера, свидетельствующие о качественно ином уровне восприятия военнослужащим ситуаций жизнедеятельности; улучшение результатов в учебно-боевой и служебной деятельности; хорошие отношения с сослуживцами, позитивный настрой на службу, оптимизм, удовлетворенность условиями воинской деятельности и т. п. Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от специалистов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы. Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни. Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 173 Вопросы для самоконтроля 1. Что такое психическое здоровье и каковы критерии его оценивания? 2. Какие признаки в поведении военнослужащих свидетельствуют об испытываемых ими психологических трудностях? 3. Какие наиболее типичные отклонения возможны в психике военнослужащих? 4. Какие задачи могут быть решены в сфере поддержания психологического здоровья военнослужащих? 5. Какими методами может быть оказана психологическая помощь военнослужащим со стороны психолога части? Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург, 1998. 2. Алешина 10. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. — М., 1994. 3. Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение. — М., 1993. 4. Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В. А., Стороженко А. П. Профилактика самоубийств: Методичекское пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. — М., 1995. 5. Братусъ Б. С. Постановка проблемы нормы психического здоровья // Аномалии личности. — М.: Мысль, 1998. С. 6-61. 6. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х ч. / Под ред. П. А. Корчемного. - М., 1998. 7. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. Проблемный подход. — Киев, 1995. 8. Гуревич А. Д. Социально-психологические особенности воинского коллектива. - М., 1986. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 314. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |