Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи




Психокоррекция— направленное психологическое воздействие на определенные психи­ческие структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкрет­ных условиях жизнедеятельности.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Таким образом, это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздей­ствия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы


154_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Таблица 1.9 Возможные ошибки консультанта и пути их профилактики

 

Ошибки   Профилактика
1. Отсутствие личностного обращения 1. Четкое знакомство с названием имени,
к интервьюируемому   использование имени в ходе интервью
2. Поучения, очевидные и банальные 2. Освоение предмета профессиональной деятельности, принятие профессиональ­ных ограничений
3. Избыточная личная заинтересованность 3. Освоение профессиональной позиции
в содержании интервью   и профессиональной этики
4. Уход от профессионального взаимодей- 4. Рефлексия на содержание профес-
ствия в бытовое   сиональной деятельности
5. Использование специальной, редко 5. Говорить простым, четким, литератур-
употребляемой в быту терминологии   ным языком
6. Стремление интервьюера занять собой, 6. Организация профессионального
своими личными проблемами и высказы-   пространства, контроль за временем
ваниями большую часть времени   своих высказываний
7. Навязывание своего мнения интервьюи- 7. Контроль за соответствием задаче
руемому   клиента
8. Эмоциональное воздействие 8. Безоценочное общение
через оценку качеств клиента    
9. Отсутствие четких целей интервью 9. Владение предметом интервью
10. Уличение клиента в неискренности, 10. Следование предмету интервью
стремление «поймать» его    
11. Постоянные апелляции к мнению других 11. Цель интервью — мнение, проблема,
людей   внутренняя картина болезни и т. п. — в логике индивидуальной судьбы человека
12. Отказ от взаимовлияния людей 12. Самоконтроль за профессиональным
в процессе интервью   развитием

Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) представляет собой систему лечебного воздействия психологическими средствами (вербаль­ными и невербальными) на психику, а через нее на весь организм и поведение клиента. Психотерапия является деятельностью, направленной на обеспечение личностного роста военнослужащих, воссоздание гармоничных отношений с ок­ружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, фор­мирование и развитие качеств, необходимых для их профессиональной деятель­ности, а также оптимизацию социально-психологического климата в воинском коллективе.

Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX в. Д. Н. Тьюком. В опуб­ликованной им в 1878 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело» одна из глав так и названа: «Психотерапия». Общеупотребительным термин «психотера­пия» становится только в 90-е гг. XIX в. в связи с развитием гипноза.

Психотерапия отличается от других методов лечения, по крайней мере, тремя особенностями:

1) при ее проведении применяются психологические средства изменения лич­ности, связанные с использованием основ психологии;


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 155

2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленны­ми специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправлен­но, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различными пациентами и оценивать их;

3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики [135].

В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицин­ское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицин­ское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. Со­отношение медицинской и психологической моделей психотерапии, представлен­ное в книге «Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности» [134], показано в табл. 1.10.

Таблица 1.10 Сравнительный анализ медицинской и психологической моделей психотерапии

 

Основания Медицинская модель Психологическая модель
для сравнения    
Специалист, проводящий Только врач (психотерапевт, Как правило, подготовленный
психотерапию психиатр) психолог (психотерапевт, кли­нический психолог), но может быть и врач
Концептуальная основа Осуществляется лечение, Реализуется проблемный под-
  предупреждение и обязатель- ход к клиенту. Разрешаются
  но диагностика заболеваний личностные и семейные про-
  пациента, используются пара- блемы, трудности, не дости-
  дигмы психотерапии, психиат- гающие уровня патологии,
  рии и клинической дисципли- однако влияющие на развитие
  ны, где она применяется, т. е. психических функций и лично-
  так называемый синдромоло-гический (синдромы-симпто­мы) и нозологический подходы к пониманию расстройств и их диагностике стный рост
Психотерапевтические Используются вербальные Основным средством является
средства и невербальные приемы и слово, а также невербальные
  техники, но могут быть приме- средства (молчание, мимика,
  нены физио-, фармако-, фито- эмоциональное отреагирова-
  и другие терапевтические ние и пр.). Не допускается
  средства (в совокупности применение лекарственных
  и параллельно) препаратов, физиотерапии

Вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии — в настоящее время является достаточно дискусси­онным. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные тре­бования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые тре­бования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия меж­ду клиентом и специалистом.


156_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психо­терапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мне­нием, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное меди­цинское образование [6]. По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения раз­личных заболеваний, а психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здо­рового человека.

Выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса, от­личающие его от психотерапии (медицинская модель):

• психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хо­рошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности;

• коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от сте­пени нарушения;

• в психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов;

• психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отли­чие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии);

• в психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя откло­няется навязывание определенных ценностей клиенту;

• i [сихокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и раз­витие личности клиента [79,118].

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психоло­гическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направле­на на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается и в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств).

 Психические заболевания— это поведенческие расстройства, которые приводят к более высокому уровню заболеваемости и смертности. Многие аномалии психики и поведения лю-

дей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотера­певту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекци-

онной помощи, именуют клиентами.

Следует, таким образом, дифференцировать коррекцию нормального и аномаль­ного развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррек­цию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педа-


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 157

гогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологи­ческими и педагогическими причинами. При этом психолог, занимающийся кор­рекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное [118].

Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важно как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим че­ловеком, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, по­зволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека.

Таким образом, анализ различий между двумя видами деятельности показал, что термин «психокоррекция» по своему содержанию близок к немедицинской модели психотерапии. В дальнейшем употребление понятия «психотерапия» бу­дет подразумевать именно эту — иемедицинскую модель психотерапии (или пси­хокоррекции).

Классификация психотерапевтических подходов.Прежде всего, необходимо внести ясность в понимание соотношения терминов «метод психотерапии», «фор­ма психотерапии», «направление психотерапии».

 Под методом психотерапииподразумевается конкретный способ реализации общего  принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рам- ках определенной концепции психотерапии; совокупность психотехнических приемов [135].

Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического воздействия.

 Форма психотерапии— это организация и структура взаимодействия терапевта и паци- ента в процессе реализации того или иного метода психотерапии.

Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме ин­дивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лек­ции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или вгипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных ас­социаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, в форме ассоциатив-, ного эксперимента и т. д. Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.

Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципи­альным подходом к лечению, образует направление психотерапии. Таким обра­зом, в отдельных направлениях психотерапии выделяют отдельные методы, внут­ри каждого метода — различные методики и приемы. Достаточно широким по содержанию названием является вид психотерапии (коррекции), соразмерный с понятием модель и являющийся эклектическим объединением в ее рамках раз­личных методов и форм психотерапии (психокоррекции), принадлежащих к раз­личным ее направлениям.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие направ­ления психотерапии:

1) психоаналитическое (исиходинамическое);

2) поведенческое (бихевиористское);







158


Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


3) гуманистическое (экзистенционально-гуманистическое). В отечественной психотерапии в последние годы выделяют следующие основ­ные направления:

• личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию;

• суггестивную психотерапию;

• поведенческую психотерапию;

• эмоционально-стрессовую психотерапию [135].

Виды психотерапиисистематизируют по следующим основаниям:

а) по характеру воздействия (прямая — косвенная);

б) по этиопатогенетическому принципу (каузальная — симптоматическая);

в) по цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая);

г) по участию в ней больного (мобилизующе-волевая, пассивная);

д) по виду воздействия врача (авторитарная, разъясняющая, обучающая, тре­
нирующая);

е) по источнику воздействия (гетерогенная, аутогенная);

ж) по направленности относительно патогенных установок (синергичная пере­
живаниям, антагонистическая);

з) по тактике воздействия (выборочная, комбинированная или комплексная);

и) по числу лиц, с которыми работает врач (индивидуальная — групповая), ди­рективная — недирективная и др.

Виды психокоррекции, исходя из определенных критериев, классифицируют следующим образом [135].

1. По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую и
каузальную.

Симптоматическая коррекция(коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предпо­лагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная(причинная,) коррекция— вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, тре­бует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, т. к. одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную при­роду, причины и психологическую структуру нарушений.

I

2. По содержанию различают такие виды:

• коррекцию познавательной сферы;

• коррекцию личности;

• коррекцию аффективно-волевой сферы;

• коррекцию поведенческих аспектов;

• коррекцию межличностных отношений:

• коррекцию внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
а) индивидуальную;


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 159

б) групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; сме­шанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ.: программированную и импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недирективную.

6. По продолжительности: сверхкороткую (длится часы, минуты); короткую (быструю, длится несколько часов и дней); длительную (длится месяцы); сверх­длительную (длится годы).

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую, частную, специальную.

Вид психотерапии (психокоррекции) может определяться используемыми для решения определенной задачи методами работы психолога.

Методы психотерапии (психокоррекции) могут быть следующие:

а) по биологическому гомеостазу: для нормального или стрессового состояния;

б) по характеру и направленности воздействия: развивающие, седативные, ак­
тивизирующие, дезактуализирующие, мобилизующие;

в) по преимущественному воздействию на те или иные психические процессы:
ментальный тренинг (мышление), имаготренииг (воображение), эмоциональ­
но-волевая тренировка (эмоции, воля);

г) по источнику воздействия: аутогенные (на себя), гетерогенные (со стороны
других);

д) по используемым средствам воздействия: вербальные, библиотерапия, музы-
котерапия, изотерапия, танцевальная терапия.

Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зави­симости от заболевания (Штроцка, 1986):

• при острой истерической,симптоматике применяется суггестия;

• при вегетативных нарушениях — аутогенная тренировка;

• при жизненных трудностях — «разговорная» терапия;

• при фобиях — поведенческая терапия;

• при характерологических нарушениях — гештальт-терапия, психодрама;

• при расстройствах, связанных с семейными проблемами, — семейная психо­терапия;

• при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предраспо­ложения — глубинно-психологические методы.

Психокоррекционная ситуация. Несмотря на различие в теориях, целях, про­цедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводит­ся к тому, что один человек (психолог) пытается помочь другому (клиенту).

Коррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов.

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психоло­гической помощи, в психокоррекции, — это клиент.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринима­ется как способный оказывать помощь, — это психолог.


160_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем кли­ента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, кото­рые помогают облегчить проблемы клиента [118].

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Общая цель психотерапии и психокоррекции состоит в помощи клиентам изме­нить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Более частными целями являются [1, 134]:

• формирование гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения;

• накапливание и рациональное использование энергетических ресурсов;

• изыскание, сохранение и развитие ресурсных состояний, обеспечение актив­ности, энтузиазма, оптимизма;

• сохранение и развитие психического здоровья.

Таким образом, можно говорить о единстве следующих целей психотерапии: лечение, предупреждение нарушений и развитие личности клиента. Причем дос­тижение этих целей связано со способностью и стремлением клиента к измене­нию себя (а не окружающего мира и других людей).

При решении этих задач психолог прибегает к трем основным методам.

Во-первых, обеспечение психологической поддержки. Это значит: прежде всего, сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризис­ной ситуации. Поддержка заключается также в том, чтобы помочь пациенту осоз­нать и использовать свои силы и умения.

Во-вторых, устранение дезадаптивного поведения и формирование новых, адаптивных способов решения проблемы.

В-третьих, содействие самораскрытию и инсайту (осознанию), т. е. лучше­му пониманию своих мотивов, чувств, конфликтов и ценностей.

Цели и задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционные мероприя­тия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возника­ют следующие актуальные вопросы. Что следует понимать под отклонением в развитии? Каковы показания для осуществления психологической коррекции?

В практике коррекциоппой работы выделяют различные модели объяснения причин отклонений и трудностей в развитии человека.

Биологическая модель — объясняет этиологию отклонений в развитии сниже­нием темпа органического созревания.

Медицинская модель — выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.

Интеракционистская модель — подчеркивает значение нарушений процесса взаимодействия личности со средой.

Педагогическая модель — усматривает причины отклонений в явлениях соци­альной и педагогической запущенности.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 161

Деятелъностная модель — ставит во главу угла несформированность ведущего тина деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности [118].

Определение целей напрямую зависит от состояния объекта коррекции.

Объекты психокоррекции— это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменени-

ям, а предмет коррекции — та психическая реальность, на которую направлено психокор-

рекционное воздействие (например, объект— нарушения взаимоотношений с коллегами

по работе, а Предмет — агрессивность как личностное свойство человека; объект — школь-

ная дезадаптация, предмет — низкая мотивация учения).

Определить проявление личностных или психических нарушений можно по следующим признакам:

• нарушение какой-либо сферы личности, психики всегда оказывает негатив­ное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют либо замед­ляют свое развитие;

• нарушение всегда проявляется в поведении, то есть его можно опознать при наблюдении;

• психические нарушения всегда приводят к социальной дезадаптации;

• психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воз­действий;

• нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим забо­леваниям.

Все нарушения психического и личностного развития, являющиеся объектом психокоррекции, можно классифицировать но двум основаниям: характер при­чин и характер проявления нарушений [134].

Характер причин нарушений.Причины могут быть внешние или внутренние. Соответственно, нарушения — первичными или вторичными. Внешние причи­ны — это негативные воздействия и негативные отношения с другими людьми. Действие внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

Характер проявления нарушения.Нарушение может проявиться как дефор­мация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как их недоразвитие (слабоволие, низкая эмоционально-волевая устойчивость и пр.).

При определении целей коррекции необходимо руководствоваться следующи­ми правилами.

1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности лич­ностного развития и проявления инициативы клиента.

Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описа­ние поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представле­ния коррекционных целей включает описание тех форм поведения, деятельнос­ти, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма содержательно задает ориентиры роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и


162_________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время

тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспекти­ве целей саморазвития.

2. Цели психокоррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжи­тельностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

3. При постановке общих целей психокоррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные по­казатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррек­ционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особеннос­тях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

4. Наряду с учетом индивидуальных особенностей необходимо ориентировать­ся и на содержание обобщенных психолого-возрастиых требований к психологи­ческому статусу человека определенного возраста.

Программа психокоррекции включает собственно психологическую часть (про­водит психолог) и организационно-педагогическую (осуществляют руководите­ли, члены воинского коллектива, родственники). Эта программа проводится в жизнь с применением индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы направлена, прежде всего, на выработку у человека рефлексивных навыков оценки себя и окружающих, развитие способностей к эффективному вза­имодействию.

При анализе эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых психологом воинской части, речь идет о следующих группах переменных, харак­теризующих коррекционное воздействие:

• субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

• объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, харак­теризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира и по­ведения человека;

• устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни чело­века.

Большое значение для достижения запланированного психотерапевтического эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Психокоррекцион-ные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 часа. На успешность работы влияет также пролонгированность коррекцион-ного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей его поведения, сохране­ния прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и разви­тии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффектив­ность коррекционных программ существенно зависит и от времени осуществле­ния воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного разре­шения трудности развития.

Порядок психотерапевтической работыпсихолога в воинской части опреде­ляется командиром воинской части, т. е. устанавливаются дни, часы и место при-


Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 163

ема. Как правило, местом для проведения индивидуальной работы является ка­бинет для психологического консультирования или рабочий кабинет психолога. Мероприятия, связанные с групповыми формами работы, проводятся в специ­ально оборудованном помещении — комнате для проведения психологической разгрузки, социально-психологических и психофизических тренингов.

Комната должна быть оформлена так, чтобы своим интерьером радикально от­личаться от служебных помещений. Данное требование обеспечивает необходи­мое отвлечение внимания ее посетителей от повседневной жизни. Этому может способствовать, например, непрямоугольная, округлая форма комнаты, наличие навесного потолка и его наклоны по отношению к полу, наличие природно-деко-ративных элементов (валуны, растения, аквариум и т. п.) и мягкого, регулируе­мого по яркости и цвету освещения. Разумная оригинальность оформления, плав­ные линии, неяркие полутона, тишина — все это условия, уводящие людей от текущих забот, формирующие впоследствии условно-рефлекторный сигнал к не­произвольной настройке на релаксацию.

Создаваемую комнату не следует перенасыщать мелкими деталями и предме­тами. Необходимо избегать возможности возникновения субъективного ощуще­ния замкнутости окружающего пространства, тесноты, которое мешает человеку настроиться на расслабление. Напротив, необходимо стремиться к обеспечению иллюзии большого открытого пространства и относительного уединения в нем каждого человека. Объясняется это тем, что в замкнутых пространствах у людей повышается уровень возбуждения, неблагоприятный для проведения психологи­ческой релаксации. Иллюзию большого пространства можно обеспечить за счет наличия высоких потолков и нескольких окон в комнате, а также продуманным использованием широкоформатных фотообоев с природным ландшафтом и зер­кал. Эффект уединенности достигается произвольным размещением кресел. При расстановке кресел посетители комнаты не должны находиться лицом друг к дру­гу или под таким углом, чтобы лицо оказывалось открытым для постороннего наблюдателя.

Следующая рекомендация касается оборудования комнаты таким образом, что­бы она могла использоваться полифункционально. Опишем некоторые требова­ния к помещению и оборудованию. Комната, прежде всего, должна быть изолиро­вана от шума, вибрации и других отвлекающих и неблагоприятных факторов. Оптимальной считается температура воздуха от 20 до 22 градусов по Цельсию. Ус­танавливаются мягкие кресла с подлокотниками, в которых можно принять полу­лежачее положение. Кроме того, по периметру комнаты устанавливается разно­цветная подсветка, в удобном месте оборудуется экран (лучше вогнутой формы для создания иллюзии объема) для проекции слайдов или фильмов. Из техничес­ких средств комната оборудуется аэронизатором, желательно устанавливать кон­диционер. Могут также использоваться ритмостимулятор, релаксационные очки, видеосистемы с релаксационными видеокассетами. В цветовом интерьере долж­ны преобладать цвета, успокаивающие нервную систему. Пол должен быть мяг­ким, гармонирующим по цвету с окраской стен (мягкий пол глушит звуки, ощу­щение ногой мягкого покрытия успокаивает человека).

При создании цветосветовой композиции комнаты, для цветосветового воздей­ствия на людей в ходе всего их пребывания, рекомендуется учитывать психофи-


164


Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время


апологический эффект цветов. Ограниченно используются красный, оранжевый, желтый — т. е. оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. Для создания положительных эмоций использу­ется психотерапевтический эффект демонстрации видеоизображений природы. Время пребывания в комнате условно делится на три периода [118]:

1. Отвлекающий — 1/7 часть всего времени.

2. Успокаивающий — 5/7 всего времени.

3. Тонизирующий — 1/7 часть времени.

В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется содержание, гром­кость и темп музыки; светоцветовое воздействие; уровень освещенности; поза; ритм дыхания; словесные формулировки.

Содержание и методические особенности моделей психологической помощи, реализуемой в рамках основных теоретических направлений, изложены в прило­жении 19.

6.4. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих

Предметом особого внимания должностных лиц являются военнослужащие, на­ходящиеся в депрессивном (подавленном) состоянии. Опыт изучения происше­ствий, связанных с суицидальным поведением военнослужащих, показывает, что накануне самоубийства (суицида) или попытки к этому болыпинство из них находились в психическом состоянии, которое может быть охарактеризовано как депрессивное [20]. Причинами такого состояния могут стать высокозначи­мые для человека психотравмирующие события, создающие конфликтную си­туацию, единственно возможным преодолением которой или выходом из нее представляются суицидальные действия. Социологи рассматривают самоубий­ство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубий­ство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Психологи считают, что желание умереть является достаточно частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне ес­тественны и для обычных взрослых людей. Эти желания могут быть выражены по-разному: «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относи­лись ко мне так плохо», «Лучше умереть, чем так дальше жить», «Я устал от жизни», «Вам без меня будет лучше», «Вам не придется слишком долго меня терпеть». Смерть близкого человека от суицида приводит к наибольшим труд­ностям и тех, кто остается в живых. Как говорил знаменитый суицидолог Эдвин Шнейдман: «Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких».

Необходимость профилактики суицидов вытекает, прежде всего, из абсолют­ной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. Серьезность проблемы, с одной стороны, и длительное ее замалчивание офици­альными кругами, с другой стороны, породили в обществе в отношении нее раз­личные «мифы», предубеждения (табл. 1.11).


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 165

Таблица 1.11 Соотношение предубеждений, связанных с суицидальным поведением, и реального

положения дел1

 

Мифы и предубеждения Реальность
1. Самоубийство совершается Это самый распространенный миф. Однако исследования
в основном психически ненор- показывают, что 80-85% людей из числа лишивших себя
мальными людьми жизни были практически здоровыми
2. Самоубийство невозможно Кризисный период имеет определенную продолжитель-
предотвратить. Если человек ность, и «потребность в самоубийстве» у подавляющего
решил покончить с собой, то числа людей является лишь временной. В этот период
никто и ничто не сможет его человек нуждается в душевной теплоте, помощи и под-
остановить держке
3. Существует некий тип Самоубийство совершают люди различных психологических
людей, склонных к самоубий- типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации
ству и ее личностной оценки как непереносимой
4. Не существует никаких при- Самоубийству, как правило, предшествует необычное для
знаков, которые указывали бы данного человека поведение. Об этом свидетельствуют
на то, что человек решился определенные «знаки беды», которые необходимо знать
на самоубийство людям из ближайшего социального окружения человека
5. Человек, который говорит Большинство людей, совершивших самоубийство, накануне
о самоубийстве, никогда его сообщало о своих намерениях товарищам, коллегам,
не совершает родственникам, но их либо не понимали, либо не придавали
  значения соответствующим высказываниям
6. Решение о самоубийстве Анализ суицидальных действий показал, что они являются
приходит внезапно, без пред- результатом достаточно длительной психотравматизации.
варительной подготовки Суицидальный кризис может длиться несколько недель
  и даже месяцев
7. Если человек совершил Если человек совершил неудачную попытку самоубийства,
попытку самоубийства, он то риск повторной попытки очень высок. Причем наиболь-
никогда этого не повторит снова шая ее вероятность - в первые 1-2 месяца
8. Влечение к самоубийству Это утверждение никем не доказано. Если в семье были
передается по наследству случаи самоубийства или их попыток, то вероятность
  их совершения другими членами семьи действительно
  возрастает. Хотя фатальной зависимости здесь нет
9. Снижению уровня само- Исследования показывают, что существует непосредствен-
убийств способствует актив- ная зависимость между сообщениями о самоубийствах
ная просветительская дея- и возрастанием суицидальной активности. В печати и дру-
тельность, пропаганда в СМИ, гих СМИ необходимо обсуждать не сам факт суицида,
рассказы о том, почему а какими способами можно разрешать сложные жизненные
и как люди совершают само- проблемы и конфликты
убийства  
10. Прием алкоголя помогает Употребление алкоголя с целью избавиться от тягостных пе-
снять суицидальные пережи- реживаний зачастую вызывает противоположный эффект -
вания обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого
  конфликта и тем самым способствует самоубийству

1 Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В. А., Стороженко А. П. Профилактика самоубийств: Методическое пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. — М, 1995.


166_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Так, до недавнего времени люди считали суицид частным делом. Даже многие врачи полагали, что людям следует позволить умереть, если они этого хотят. Для большинства наложение на себя рук было какой-то странной формой иеконвен-циоиального поведения, обычно свидетельствовавшей о безумии. Так, у неспеци­алистов существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть людей из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации.

Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего свя­зывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем это кризис та­кого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт че­ловека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуа­ции, которую он считает невыносимой1.

Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием силь­ного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается по­степенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятель­ства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение потери смысла жизни.

В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос», не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Из 200 авторов юношеских автобиографий и дневников, исследованных Норма­ном Килом (1964), свыше трети более или менее серьезно обсуждали возможность самоубийства, а некоторые пытались его осуществить. Среди них такие разные люди, как Гете и Ромен Роллан, Наполеон и Бенджамен Констан, Якоб Вассер-ман и Джон Стюарт Милль, Энтони Троллоп и Беатриса Уэбб, Томас Манн и Ганди, И. С. Тургенев и М. Горький.

В основе суицидального поведения (независимо от его типологического свое­образия) лежит конфликт. В любом конфликте существуют [20]:

• объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией;

• субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степе­ни их сложности для личности;

• оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустри-рующей ситуации;

• реальные действия личности в такой ситуации.

БоенкоА. В. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика / Военная психология: методология, теория, практика. — М., 1998, с. 256-267.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 167

Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности — какнедостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

Виды суицидального поведения.Суицидальное поведение может быть истин­ным, аффективным и демонстративно-шантажным [21].

1. Истинный суицид — осознанные действия, целью которых является соверше­ние акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального дей­ствия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев — наличием пред­смертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшеству­ющий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более).

2. Аффективный суицид — суицидальные действия, обусловленные необычай­но сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотрав-мирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм. В отличие от истинного суицида, при котором психотравма, осознанная и пере­работанная человеком, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психо-травмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Такие суициды характеризуются «свернутостью» и интенсивностью динамики, стремительным ростом эмоциональной напряженности, крайне эмоци­онально насыщенными отрицательными переживаниями гнева, обиды, оскорблен­ного достоинства, чести и т. п. Восприятие конфликтной ситуации становится из­бирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суици­дальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли.

3. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение — сознательная мани­пуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высо­кой ценности собственной жизни в целях изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попы­ток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц в целях изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторо­ну (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т. п.). При демонстративно-шантажных попытках человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и для этого предпринимает все меры предосторожности.

Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, спе­цифичной для суицидального поведения и достаточно определенно указывающей на вероятность его возникновения, обнаружить не удалось. Вместе с тем наиболь­шей уязвимостью, склонностью к ригидному, неадаптивному поведению облада­ют люди с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идет о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофиро­ванной заостренностью каких-либо характерологических черт, а в другом — о тех, у кого пограничные расстройства могут в привычных для них условиях жизни быть стертыми, компенсированы адаптивными эталонами поведения. В трудных


168_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

же условиях, на фоне возрастных кризисов, недостаточной социальной и физи­ческой зрелости личности, компенсаторные механизмы расстраиваются, что и приводит к дезадаптации.

К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести:

• низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе;

• высокую потребность в самореализации;

• симбиотичность, высокая значимость для них теплых, эмоциональных свя­зей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, понимания и поддер­жки со стороны окружающих;

• трудности при принятии решений;

• высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;

• склонность к самообвинению, преувеличение своей вины;

• низкую самостоятельность;

• недостаточную социализацию, инфантильность и незрелость личности.

Знание характера конфликтной ситуации, которая создала предпосылки для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик человека дают психологу некоторые основания для определения суицидального потенциала личности.

В качестве наиболее вероятных причин для принятия решения о самоубийстве в условиях воинской службы выступают:

• затрудненная адаптация военнослужащего;

• глумления и издевательства со стороны сослуживцев;

• потеря социального статуса в воинском коллективе;

• боязнь ответственности за совершенное преступление, проступок;

• смерть или измена близкого человека;

• длительное соматическое или психическое заболевание;

• слабое физическое развитие.

Вероятность возникновения суицида значительно выше в начальном периоде службы, во время несения службы в карауле, а также если в подразделении сло­жилась тяжелая морально-психологическая обстановка.

Должностным лицам, отвечающим за жизнь и здоровье подчиненных, необхо­димо знать, что суицидальное поведение, как правило, имеет определенную про­должительность и характеризуется следующей динамикой. Вначале (под влия­нием конфликтной ситуации) у военнослужащего возникают суицидальные мысли, характеризующиеся размышлениями об отсутствии смысла жизни, фантазиями на тему своей смерти. Затем рождаются суицидальные замыслы (разработка пла­на самоубийства) и намерения (принятие решения о самоубийстве). И лишь пос­ле этого осуществляются суицидальные действия.

Время от возникновения первых суицидальных мыслей до намерения совер­шить самоубийство есть наиболее вероятный период, когда окружающим удается остановить потенциального суицидента от реализации задуманного. В этот вре­менной отрезок у самого военнослужащего наблюдается острая потребность в теплых дружеских отношениях, в сопереживании и эмоциональной поддержке.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 169

Офицерам и военнослужащим подразделения необходимо обращать внимание на признаки, которые могут свидетельствовать о приближающейся беде:

• открытые высказывания о желании покончить с собой;

• косвенные намеки на возможность суицидальных действий, демонстрация материальных атрибутов готовящегося самоубийства;

• утайка патронов, накапливание лекарственных препаратов, поиск отравля­ющих жидкостей, укрепление веревки и т. п.;

• частые разговоры о самоубийствах;

• стремление к уединению, разрыв привычных связей, изменившийся стерео­тип поведения;

• чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, воин­скую часть, о госпитализации, о предоставлении отпуска по семейным обстоя­тельствам;

• внезапное появление щедрости (раздача личных вещей), что можно интер­претировать как символическое прощание;

• утрата интереса к окружающему и т. д.
Признаками эмоциональных нарушений являются:

• потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышен­ная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

• частые жалобы на соматическое недомогание (па боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

• необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

• постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

• ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или вы­полнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

• уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-оди­ночку; нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;

• погруженность в размышления о смерти;

• отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»);

• внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

При оценке суицидоопасности должностным лицам в каждом конкретном слу­чае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять и сопоставлять как про-, так и антисуицидальные предпосылки. На индивидуаль­ном уровне — это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное — к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разреше­ния конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защи­ты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть, например, эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чув­ство долга; боязнь причинить себе физическое страдание; представление о по-зорности и греховности суицида; представления о неиспользованных жизненных


170_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

возможностях и т. д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отно­шении к данному человеку, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот [20, 130].

Безусловно, эффективность превенции зависит, прежде всего, от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов. Но совершенно оче­видно, что профилактика суицидального поведения не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объеди­няющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педа­гогического характера. К этим мерам следует отнести:

• правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизнедея­тельности, быта и досуга в воинских коллективах;

• организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактическо­го характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военно­служащих;

• обеспечение социальной защищенности, соблюдение конституционных прав людей;

• предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами воинского коллектива;

• выявление групп высокого суицидального риска;

• умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц;

• адекватную и своевременную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.

Основными направлениями деятельности войскового психолога, связанными с суицидологической превенцией, являются:

; • изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных неформальных групп, проведение экспериментально-психологических обследований личного состава в целях выявления людей с повышенным суицидальным риском;

• выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предложений должностным лицам о необходимости проведения тех или иных организа­ционных мероприятий по их устранению;

• активное участие в создании в воинских коллективах благоприятной, ува­жительной атмосферы;

• своевременная разработка рекомендаций по работе с воинами, имеющими признаки затруднений в адаптации;

• проведение психологического анализа каждого случая суицида и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубий­ством;

• организация реабилитационных мероприятий с людьми, совершившими су­ицидальную попытку;

• проведение занятий со всеми категориями военнослужащих, членами их се­мей по профилактике самоубийств и покушений на самоубийство, ознаком-


Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 171

ление их с принципами и методами оказания первой психологической помо­щи суицидентам в разрешении кризисной ситуации, своевременном распоз­навании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.

Свои особенности имеет профилактическая беседа психолога с потенциальным суицидентом.

Пригласив такого военнослужащего на беседу (обязательно лично), должност­ные лица психологической работы должны стремиться установить с ним тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последователь­ности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости про­исходящего для военнослужащего), что подобные ситуации возникают и у дру­гих людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям.

Общим эмпирическим правилом является следующее: если в каких-либо выска­зываниях военнослужащего звучит что-то непонятное или имеющее скрытый под­текст, касающийся вопросов жизни и смерти, то лучшей реакцией станет выясняю­щий вопрос — что он конкретно подразумевал под своим замечанием. И если после полученного ответа у вас возникнут подозрения, что речь идет о суицидальных на­мерениях, то следует спросить прямо: «Вы имеете в виду самоубийство?»

После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подоб­ные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоле­ние исключительности ситуации»). Главное внимание затем требуется сосредо­точить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предсто­ящих действий («планирование»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенность человеку в своих силах и возможностях.

В профилактической беседе необходимо учитывать, что большинство потен­циальных суицидентов характеризует т. н. суженное сознание.

В обыденной речи потенциального самоубийцы сужение проявляется в исполь­зовании определенных слов, отражающих предсуицидалыюе дихотомическое мышление — «все или ничего». Мышление такого человека сужено, часто све­дено к дихотомии, включающей только два варианта выбора поведения: да или нет; жизнь такая, как я хочу — или смерть; величие — или прах; будет по-моему — или вообще никак. Следом возникает отчаяние, порожденное ограниченным видением только двух альтернатив, а не трех или большего числа вариантов выбора, какие обычно предлагает повседневная жизнь. Фотоаппарат суици­дального сознания заряжен только черно-белой пленкой, не воспроизводящей полутонов.

В этой связи одна из первоочередных задач любого добровольного помощника или психотерапевта: «раскрыть ставни», впустив немного света, и хоть в какой-то мере расширить перспективу, помогая человеку увидеть ситуацию под новым уг­лом зрения. Специалисту, проводящему беседу, следует мягко выразить несогла­сие с предвзятой обращенностью к смерти человека, склонного к самоубийству.


172_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Следует иметь в виду, что потенциальные суициденты и так страдают от невыно­симого чувства вины. Если потенциальный помощник говорит о суициде как о чем-то аморальном, то он не только блокирует обсуждение этого вопроса, но может уси­лить и без того тягостное для человека уныние и депрессию. Важно помнить, что для суицидента саморазрушение ни в коем случае не представляет собой теологи­ческой проблемы, а является результатом невыносимого эмоционального стресса.

Люди с суицидальными тенденциями испытывают не только печаль, тоску, уныние и разочарование, но могут проявлять враждебность к своему окруже­нию. Очень часто, к сожалению, семья и друзья в ответ реагируют негодовани­ем, допускают в беседе бурлящие эмоциями доводы, которые только толкают рассерженных людей к еще большему неистовству. Они могут сосредоточить­ся на инфантильности депрессивной личности, а не на истинной, заботливой и поддерживающей встрече с отчаянием. Часто вслед за исчезновением раздра­жения может быть потеряна и жизнь близкого человека. Интервенция может отпугивать.

Что же можно сделать для того, чтобы помочь суициде!/ту? Эрл Гроллман, известный специалист-суицидолог, рекомендует следующие практические дей­ствия (см. приложение 18).

Любая информация, сообщенная военнослужащим во время беседы, не может быть передана кому бы то ни было без его согласия. После беседы такого военно­служащего нельзя оставлять без внимания, надо создать для него на какой-то пе­риод щадящие режим и условия деятельности (не ставить в наряд, особенно с оружием, не посылать в рейс и т. п.). При необходимости надо продумать вопрос о направлении военнослужащего в лечебное учреждение.

В целом условием эффективности оказания психологической помощи воен­нослужащим является сочетание методов и процедур специального психологи­ческого воздействия с повседневной организаторской и воспитательной дея­тельностью всех субъектов военного управления. Объективными признаками позитивного эффекта являются: многочисленные проявления поведенческого и эмоционального характера, свидетельствующие о качественно ином уровне восприятия военнослужащим ситуаций жизнедеятельности; улучшение резуль­татов в учебно-боевой и служебной деятельности; хорошие отношения с сослу­живцами, позитивный настрой на службу, оптимизм, удовлетворенность усло­виями воинской деятельности и т. п.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от специалистов и всех должностных лиц понимания сущности этого яв­ления, владения основными методами его диагностики и организации профилак­тической работы. Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко раз­решаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы воз­можного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 173

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое психическое здоровье и каковы критерии его оценивания?

2. Какие признаки в поведении военнослужащих свидетельствуют об испыты­ваемых ими психологических трудностях?

3. Какие наиболее типичные отклонения возможны в психике военнослужа­щих?

4. Какие задачи могут быть решены в сфере поддержания психологического здоровья военнослужащих?

5. Какими методами может быть оказана психологическая помощь военнослу­жащим со стороны психолога части?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психо­логию. — Екатеринбург, 1998.

2. Алешина 10. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. — М., 1994.

3. Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение. — М., 1993.

4. Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В. А., Стороженко А. П. Профилактика само­убийств: Методичекское пособие для командиров, офицеров штабов и орга­нов воспитательной работы. — М., 1995.

5. Братусъ Б. С. Постановка проблемы нормы психического здоровья // Ано­малии личности. — М.: Мысль, 1998. С. 6-61.

6. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х ч. / Под ред. П. А. Корчемного. - М., 1998.

7. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического кон­сультирования. Проблемный подход. — Киев, 1995.

8. Гуревич А. Д. Социально-психологические особенности воинского коллек­тива. - М., 1986.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...