Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примерные нормы продолжительности различных видов профессиональной
Деятельности психолога (Приложение 5 к директиве № Д-3 НГУВР ВС РФ от 01.10.98 г.)
• психодиагностика — как деятельность по определению актуального состояния объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозирование его будущего состояния; • психологическое консультирование и просвещение — как деятельность, направленная на осознание военнослужащими (членами их семей) феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении; 1 Примечание: группа — 20-25 человек. Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части______ 67 • психотерапия, психокоррекция и психореабилитация — как психологическое воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нормы, в целях возвращения его в нормальное состояние; • психопрофилактика и психогигиена — как воздействие на объект, находящийся в нормальном состоянии, с целью предупредить возможные последующие отклонения. Внешним выражением способности психолога оптимально планировать деятельность и обеспечивать полноту выполнения функциональных обязанностей являются трудозатраты на выполнение различных видов деятельности. По сути дела структура распределения служебного времени в значительной мере отражает уровень реальной сформированности профессиональных знаний, навыков, умений в определенной области психологии, его служебно-профессиональные приоритеты, а также профессионально-ролевые позиции психолога в структуре взаимодействия с другими должностными лицами (рис. 1.6). Рис.1.6. Изменение соотношения трудозатрат служебного времени на различные виды Деятельности у психологов, достигших высокого уровня становления и остальных (по выборке) В ходе анализа войсковой практики выявлены значимые отличия в распределении служебного времени, отводимого на различные виды деятельности, между «успешными» психологами и остальными [170]. Показано, что оптимальность структуры трудозатрат обеспечивается увеличением времени (у «успешных» психологов), отводимого на проведение мероприятий по оказанию психологической Помощи, и сокращением временных затрат на другие виды деятельности (не связанные напрямую с функциональными обязанностями). 68 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время 3.3. Планирование психологической работы в воинской части Исходным, направляющим элементом технологического цикла психологической работы в воинской части является определение ее целей и задач, т. е. формулирование конечного итога, результата, к достижению которого стремятся субъекты психологической работы. Цель направляет деятельность, заставляет в процессе работы соизмерять полученные результаты с поставленными задачами и вносить необходимые коррективы. Целеполагание зависит от многих факторов: от профессиональной компетентности и согласованности действий должностных лиц психологической работы, ее материально-технического обеспечения, специфики задач, стоящих перед личным составом подразделений, исходного уровня психологической готовности и устойчивости военнослужащих, соответствия их психологических качеств требованиям воинской деятельности и профессии и т. п. Цели и задачи психологической работы могут быть: конечными и промежуточными; ближайшими и перспективными; краткосрочными и долгосрочными; временными и постоянными; частными и общими и др. Они определяются на различный период: на учебный год; на период обучения (зимний, летний); на время выполнения определенной учебной или служебной задачи (стрельбы, пуски ракет, вождение боевых машин, парашютные прыжки, учения, полеты, морские походы, прием молодого пополнения и пр.). Формулируются цели и задачи психологической работы применительно краз-личным категориям военнослужащих: • офицеры, • прапорщики и мичманы, • сержанты и старшины, • солдаты и матросы, • военнослужащие, проходящие службу по контракту и по призыву, • служащие, • гражданский персонал, • члены семей. Важно определять цели и задачи таким образом, чтобы они были реально достижимыми, учитывали результаты психологической работы предыдущего этапа. Неотъемлемой составной частью технологии психологической работы является планирование. Конкретное, целеустремленное планирование позволяет определить главные направления в работе, обеспечить последовательность и преемственность действий всех субъектов и должностных лиц психологической работы. Планирование психологической работы осуществляется на основе указаний и распоряжений командира воинской части, вышестоящих органов воспитательной работы, исходя из конкретной обстановки. Мероприятия психологической работы разрабатываются психологом и являются составной частью (разделом) общего плана воспитательной работы (морально-психологического обеспечения). План подписывается заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе и утверждается командиром воинской части. Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воински части В планах обязательно должны отражаться цели и задачи психологической работы, порядок их реализации должностными лицами, основные мероприятия психологической работы и ответственные за них, а также сроки и отметка об их выполнении. При планировании необходимо учитывать наиболее ответственные периоды в жизнедеятельности воинских коллективов: • прибытие в воинскую часть пополнения; • увольнение военнослужащих в запас; • прибытие в полк выпускников окружных учебных центров (ОУЦ); • плановые учения и марши; • заступление личного состава на боевое дежурство, в караул; • получение и освоение новой боевой техники и вооружения; • передислокацию полка, организационно-штатные изменения и т. д. Кроме планирующих документов, психолог в целях упорядочения своей деятельности должен вести соответствующую документацию, в которой отражаются разнообразные аспекты его деятельности с различными категориями военнослужащих и членами их семей. Основные документы по психологической работе, разрабатываемые в воинской части, представлены в табл. 1.4. Таблица 1.4 Документы по психологическойработе, разрабатываемые в воинской части
=*> 70________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Продолжение табл. 1,4
Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части 71
Материалы изучения личного состава, воинских коллективов, сформированные в дела (папки, журналы) по категориям и подразделениям, хранятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению служебной документации. Ответственность за соблюдение требований к ведению документов по психологической работе несет психолог воинской части. 3.4. Взаимодействие психолога с другими должностными лицами В решении задач психологической работы участвуют различные субъекты. Каждый из них выполняет свои специфические функции. Вместе с тем успех этой работы может быть обеспечен лишь совместными, хорошо скоординированными усилиями всех ее участников. Это предполагает сочетание следующих методических уровней организации и проведения мероприятий психологической работы: а) уровень применения методов и процедур специального психологического б) уровень мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках тради Таким образом, особую значимость приобретает вопрос взаимодействия психолога как основного специалиста в воинской части с другими субъектами психологической работы, непосредственно осуществляющими воспитание и обучение подчиненного личного состава. В иерархии этих взаимоотношений можно выделить как минимум четыре типа связей: отношения с должностными лицами полка; отношения с военнослужащими и членами их семей; отношения с офицерами подразделений; отношения с другими психологами и специалистами (медицинские работники, социологи, социальные работники, юристы). Профессиональное пространство взаимодействия для военного психолога может быть представлено, следовательно, как социотехническая система, объединя- ч ющая субъектов, взаимодействующих по поводу решения конкретной проблемы [171]. Модель такого взаимодействия показана на рис. 1.7. Основанием для выделения типов и форм взаимодействия является понимание психолога как субъекта служебно-профессиональнои деятельности, включенного в деятельностную кооперацию различных субъектов психологической работы, в которой определенному виду «заказа» на обеспечение необходимой продуктивной основы его деятельности соответствуют реализуемые психологом профессиональные позиции (исполнитель, исследователь, управленец, проектировщик). При этом позиция «исполнитель» отражает служебную составляющую его активности, направленную на выполнение распоряжений командования и обязанностей по службе. Позиция «исследователь» в качестве продуктной основы подразумевает психологический диагноз как результат работы по изучению психологических факторов воинской деятельности и психологических характеристик личного состава, включающий психологическую характеристику объекта изучения, прогноз его возможного развития, рекомендации и предложения по его оптимизации. Позиция «управленец» реализуется посредством применения специальных психологических процедур и средств по разрешению психологических проблем военнослужащих и гражданского персонала, а также путем оказания методической помощи должностным лицам при проведении различных мероприятий по воспитанию и обучению личного состава. Позиция «проектировщик» предусматривает участие психолога не только в разработке специальных психологических средств (методики, приемы, техники и т. п.), но и в проектировании различного рода нормативных документов, разрабатываемых в части по вопросам психологической работы, а также проектировании условий, обеспечивающих эффективность проводимых мероприятий. Каждый из субъектов психологической работы, реализуя тот или иной тип присущей (характерной) ему деятельности, является также выразителем определенной профессиональной позиции по отношению к общей для всех решаемой проблеме. Основой для определения «своей» профессиональной позиции выступает нормативно предписанный способ действий с объектом, нуждающимся в переводе его в новое качество функционирования. Таким объектом может, например, являться военнослужащий, нуждающийся в оказании ему психологической помощи. Допустим, в результате проведенной предварительной работы психолог определил те условия, которые могут способствовать разрешению имеющейся у человека проблемы. Но создание этих условий во многом зависит и от других людей (кроме самого психолога и данного военнослужащего). Таким образом, определение потенциального круга лиц, которые могут помочь в данном вопросе, может быть расширено за счет привлечения других специалистов, представителей воинского коллектива, родственников и знакомых, должностных лиц и т. п. Возникающая в таком случае (по поводу помощи конкретному человеку) профессиональная кооперация заинтересованных участников рассматривается как единый процесс преобразования «исходного материала» в новое качество, в котором один участник кооперации заинтересован в определенном продукте деятельности другого.
74__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Например, для более плодотворной работы с военнослужащим (клиентом) необходимо понимание особенностей ситуации должностными лицами подразделения, в котором служит этот воин, и соответствующие шаги с их стороны (неразглашение информации, создание щадящего режима деятельности, перевод на другую специальность, в другое подразделение и т. п.). Развитию кооперации способствует появление затруднения, для снятия которого необходима новая деятельность. Таким образом, затруднения, делающие невозможным продолжение одного типа деятельности, выступает в известной степени заказом на появление другой деятельности и служит для нее исходным материалом. Так, в кооперативной деятельности типичные затруднения «исполнителя» могут быть учтены в нормативных документах, фиксирующих внеситуативную норму, и сняты (т. е. устранены, преодолены) самим исполнителем (рис. 1.8). Если же затруднение не встречалось ранее в практике конкретного исполнителя либо требуется согласовать его деятельность с деятельностью других исполнителей, он вынужден обращаться к управленцу, который помогает снять данное затруднение на основе анализа конкретной ситуации и учета имеющихся нормативных оснований. Поиск конкретной причины типового затруднения, вызванного невозможностью осуществлять деятельность в рамках исходных нормативных оснований, ведет к актуализации исследовательской деятельности. Реконструируя осуществленную деятельность и выделяя в ней типовое, исследователь представляет результат своей деятельности в виде научного знания, используемого впоследствии для проектирования и создания новой нормы. Для психолога, не встречавшего прежде аналогичные случаи в собственной практике, правомерным и необходимым будет обращение к более опытным специалистам либо к специалисту другого профиля. Такое кооперативное взаимодействие является важным фактором профессионального развития специалиста. Профессиональное общение по поводу решения конкретной проблемы способствует более объективному видению психологом всевозможных граней данной I |-лава з. Организация и содержание психологической работы в воинской части ______ 75 проблемы, ее нюансов, определению на этой основе наиболее адекватных методов и приемов деятельности, а в конечномитоге — накоплению собственного опыта и развитию профессионального мышления. Принципиальным в представленной модели взаимодействия психолога с другими субъектами (рис. 1.7) является выделение такого важного элемента, как «психологическое сообщество». Осуществляемые в его рамках основные формы сотрудничества реализуют функции не только обмена опытом и повышения квалификации, но и квалифицированной оценки профессиональной компетентности психолога. Возможности реализации профессиональных связей у психологов достаточно многообразны. Профессиональное взаимодействие психологов может быть реализовано, например, в форме их непосредственного участия в работе различных специализированных практических семинаров, курсов, на которых обсуждаются конкретные вопросы теории и практики организации психологической работы, оказания психологической помощи и т. п. Важной формой взаимодействия является участие психологов в реализации различного рода экспериментальных исследований. Приобретение опыта и обмен им происходят также в ходе взаимного посещения сеансов консультирования и психокоррекции, наблюдения за работой более опытных психологов. Конкретное содержание деятельности должностных лиц, взаимодействующих между собой по определенному направлению психологической работы, представлено в приложении 1. Взаимодействие психолога с командиром воинской части, а также с командирами подразделений занимает важное место в общей системе психологической работы. Являясь субъектом военного управления, командир сталкивается на практике со значительным объемом информации, объективная оценка которой есть необходимое условие успешного выполнения профессиональных задач. Осуществляя комплексный, системный подход к управлению воинской частью (подразделением), он должен правильно оценивать разнообразные характеристики данного объекта управления — организационные, технические, профессионально-демографические и социально-психологические параметры. Отсюда особую значимость приобретает взаимодействие командира с психологом, который способен квалифицированно решать вопросы, связанные с психологическим изучением и управлением военнослужащими. I Изучение войсковой практики показывает, что основными ситуациями, обусловливающими обращение командира к психологу, являются: • получение офицером необходимой информации для принятия управленческого решения', • обращение за советом, предложением и информацией, которые касаются по • привлечение в качестве эксперта, консультанта по оценке условий жизнедеятельности личного состава и факторов, влияющих на уровень морально-психологического состояния личного состава; • получение психологической помощи лично (включая методическую помощь и
76__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Основное содержание и специфика взаимодействия командира и психолога, отражающие наиболее общие структурные элементы управленческого цикла деятельности, представлены на рис. 1.9. глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части_______ 77 Как видим, взаимодействие командира и психолога во многом опосредовано «движением» между ними информации психологического содержания. Успех психологической работы будет определяться умением и желанием командира использовать в интересах дела эту информацию. По форме она может быть представлена в виде: • аналитической справки (например, оценка морально-психологического состояния личного состава полка, подразделений, наиболее острых проблем, материал об изучении молодого пополнения, о проведенных мероприятиях психологической работы и т. п.); • консультации по интересующему вопросу; • рекомендации и предложения (они должны быть конкретными, иметь адресата, взвешены и корректны, документированы). Представляя данную информацию, психолог по отношению к командиру выполняет следующие функции: • в первом случае — информационную (сообщение, ориентировка в обстановке, существе вопроса); • во втором — консультативную (т. е. разрабатывает и оценивает возможные варианты решения той или иной практической задачи, но не дает строгих рекомендаций относительно выбора одного из них), • в третьем — экспертную (заключение и рекомендации психолога служат веским основанием для выбора варианта действий). Очень важным в данной связи является вопрос использования информации, полученной от психолога. Необходимо помнить, что это информация особого рода, ибо она имеет исключительно важное личное значение для того человека, которого касается. Поэтому неумелое ее применение может принести больше вреда, чем пользы. Данное обстоятельство ориентирует всех субъектов психологической работы на неукоснительное соблюдение этических норм деятельности. Выше говорилось о том, что взаимодействие командира и психолога имеет свою содержательную сторону, предметную направленность. В связи с этим встает вопрос о сфере ответственности командира как субъекта психологической работы. Изучение и анализ нормативных документов и войсковой практики позволяют сформулировать наиболее общие положения, раскрывающие в этом плане обязанности и права командира (рис. 1.10). Как видим, психологическая работа в воинской части и подразделении направлена на оптимизацию психологических характеристик, способных повысить эффективность функционирования психики военнослужащих в процессе выполнения ими задач воинской деятельности. Вопросы взаимодействия командира с психологом, являющимся основным специалистом в данной области, владеющим специальными методами психологического изучения и управления, занимают важное место в этой работе. Информация, получаемая должностными лицами от психолога, при ее правильной оценке и использовании позволяет предупреждать многие негативные явления и способствует повышению эффективности воинской деятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |