Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ




Караяни А. Г., Сыромятников И. В.

К21  Прикладная военная психология. — СПб.: Питер, 2006.480с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-469-01122-4

Представленный в книге материал ориентирован на расширение знаний о прикладных аспектах военной психологии. В ней рассматриваются вопросы, связанные с организацией психологической работы в Вооружен­ных силах РФ в мирное время и в ходе ведения боевых действий по наиболее важным ее направлениям, раскры­ваются вопросы организации взаимодействия психологов с должностными лицами в целях психологического обеспечения различных сторон жизнедеятельности военнослужащих. Книга имеет гриф УМО Министерства обороны РФ (специализация «морально-психологическое обеспечение»). Она предназначена для психологов Вооруженных сил, слушателей, курсантов и студентов, обучающихся по специальности «психология», препода­вательского состава военных учебных заведений, а также для должностных лиц, организующих психологиче­скую работу в силовых структурах (Министерство обороны, МВД, ФСБ и др.).

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-469-01122-4

ООО «Питер Принт». 194044, Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., 29а.

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — литература учебная.

Подписано в печать 24.10.05. Формат 70Х Ю0'/1б]. Усл. п. л. 38,7. Тираж 4000 экз. Заказ № 6470.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.



Оглавление

Введение ............................................................................................................................................ 9

РАЗДЕЛ I ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах...................... 14

1.1. Определение психологической работы и основные этапы ее развития............................. 14

1.2. Структура психологической работы и основные принципы ее организации

и проведения......................................................................................................................... 18

1.3. Правовые и организационно-методические аспекты проведения психологической
работы.................................................................................................................................... 24

Вопросы для самоконтроля........................................................................................................ 27

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме......................................... 27

Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога.................... 29

2.1. Профессиональная субъектность как фактор саморазвития военного психолога........... 29

2.2. Особенности содержания и технологии профессионального обучения военных психологов       37

2.3. Психологическое знание и психологическая практика

в контексте профессиональной деятельности психолога................................................... 45

Вопросы для самоконтроля........................................................................................................ 52

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме......................................... 52

Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части........................ 55

3.1. Общие обязанности должностных лиц воинской части

но организации и проведению психологической работы................................................... 55

3.2. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части 57

3.3. Планирование психологической работы в воинской части................................................ 68

3.4. Взаимодействие психолога с другими должностными лицами......................................... 71

3.5. Профессионально-этические нормы в психологической работе....................................... 78

3.6. Критерии эффективности психологической работы

и профессиональной деятельности психолога воинской части......................................... 80

3.7. Материальное обеспечение психологической работы

в воинской части................................................................................................................... 85

Вопросы для самоконтроля........................................................................................................ 89

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме......................................... 89

Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части

и подразделений................................................................................................................ 91:

4.1. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание........... 92

4.2. Средства психологического изучения военнослужащих

и воинского коллектива...................................................................................................... 104

Вопросы для самоконтроля...................................................................................................... 115

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме        110

Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы),

караульной и внутренней служб.................................................................................... 117


5.1. Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы........ 117

5.2. Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому

обеспечению боевого дежурства и караульной службы.................................................. 119

Вопросы для самоконтроля....................................................................................................... 129

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 130

Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья

военнослужащих............................................................................................................. 131

6.1. Понятие о психическом здоровье и его критерии............................................................. 131

6.2. Профилактика психического здоровья военнослужащих

в условиях воинской части................................................................................................. 136

6.3. Специализированные методы психологической помощи военнослужащим................... 144

6.3.1. Психологическое консультирование.............................................................................. 144

6.3.2. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи.................... 153

6.4. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих.......... 164

Вопросы для самоконтроля....................................................................................................... 173

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 173



РАЗДЕЛ II

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ

БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Глава 1. Современный бой и его влияние на психику воинов..................................................... 176

1.1. Психологическая модель боя как средство анализа влияния боя на психику

воинов.................................................................................................................................. 176

1.2. Характеристика элементов психологической модели современного боя........................ 178

1.3. Закономерности проявления психики и поведения воинов в бою. Характеристика боевого стресса           189

Вопросы для самоконтроля....................................................................................................... 195

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 195

Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих

в различных видах и на различных этапах боя............................................................. 196

2.1. Общая психологическая характеристика этапа подготовки к бою.................................. 196

2.2. Психологическая характеристика наступательных боевых действий.............................. 197

2.3. Психологические особенности оборонительных боевых действий................................. 200

2.4. Психологические особенности ведения боевых действий ночью.................................... 202

2.5. Психологические состояния воинов после выполнения боевой задачи.......................... 203

Вопросы для самоконтроля...................................................................................................... 204

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 204

Глава 3. Психологические особенности действий личного состава в условиях

применения ОМП и высокоточного оружия................................................................ 206

3.1. Психологическая характеристика боевых действий войск

в условиях применения ОМП и высокоточного оружия................................................ 206

3.2. Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях
применения оружия массового поражения и высокоточного оружия............................ 212

Вопросы для самоконтроля....................................................................................................... 213

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 213

Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой

деятельности части.......................................................................................................... 214


Оглавление

4.1. Объект и предмет психологического обеспечения боевых действий части...........

4.2. Цель, задачи, принципы психологического обеспечения боевых действий войс

Вопросы для самоконтроля..............................................................................................

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме...............................

Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению

основных этапов динамики боя полка..................................................................

5.1. Психологическая подготовка боевых действий

и формирование волевых качеств у военнослужащих............................................

5.2. Психологическое сопровождение боевых действий войск. Психологическая
помощь в боевой обстановке.....................................................................................

5.3. Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий...............

Вопросы для самоконтроля..............................................................................................

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме...............................

Глава 6. Психологические операции противника и организация

противодействия им................................................................................................

6.1. Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средст)

6.2. Пути и способы защиты войск от психологических операций противника.............

Вопросы для самоконтроля...............................................................................................

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме...............................

Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных и временных
психогенных потерь среди личного состава полка...............................................

7.1. Сущность и классификация психогенных потерь......................................................

7.2. Методы расчета психогенных потерь полка..............................................................

Вопросы для самоконтроля...............................................................................................

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................

Глава 8. Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения

и завершения боевых действий...............................................................................

8.1. Функции, обязанности и порядок работы психолога полка

на различных этапах боевых действий......................................................................

8.2. Документация, ведущаяся психологом полка в боевой обстановке........................

Вопросы для самоконтроля...............................................................................................

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................

Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях.................................

9.1. Характеристика боевого стресса и боевой психической травмы..............................

9.2. Сущность и симптоматика посттравматического стрессового расстройства

у ветеранов боевых действий......................................................................................

9.3. Диагностика последствий участия в боевых действиях.............................................

9.4. Принципы, задачи и этапы психологической реабилитации военнослужащих....

 

9.4.1. Задачи и принципы психологической реабилитации..........................................

9.4.2. Психологическая реабилитация в системе медицинских мероприятий...........

9.5. Оперативная психологическая помощь военнослужащим

в различные периоды выполнения боевых задач......................................................

9.6. Психологическая помощь в преодолении отсроченных реакций на травматичес]
стресс методами индивидуальной психотерапии........................................................

9.6.1. Психологические механизмы психологической помощи ветеранам войны

9.6.2. Методы решения психологических проблем ветеранов....................................

9.6.3. Методы психологической помощи лицам, перенесшим

психотравмируюший стресс...............................................................................


Оглавление

9.7. Групповая психотерапия в психологической реабилитации военнослужащих.. 325

Вопросы для самоконтроля................................................................................ \............. зЗО

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме.............................. 330

Глава 10. Учет психологических факторов военной хитрости, маскировки

и внезапности при организации психологического обеспечения боевых
действий................................................................................................................... 332

10.1. Психологическая характеристика маскировки........................................................ 333

10.2. Психологическая характеристика военной хитрости............................................. 336

10.3. Психологическая сущность и эффекты внезапности в бою................................... 338

Вопросы для самоконтроля................................................................................................. 339

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................ 339

Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою

на основе системно-ситуативного анализа деятельности (ССАД)..................... 340

11.1. Характеристика системно-ситуативного анализа воинской деятельности............ 340

11.2. Методы системно-ситуативного анализа деятельности........................................... 342

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................. 344

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................. 344

Глава 12. Психологический анализ ошибочных действий личного состава полка

в боевой обстановке.................................................................................................. 345

12.1. Психологическая характеристика ошибочных действий военнослужащих

в боевой обстановке........................................................................................................ 345

12.2. Сущность и содержание психологического анализа ошибочных действий (ОД).. 350

12.3. Методы анализа ошибочных действий........................................................................ 352

Вопросы для самоконтроля................................................................................................... 352

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................... 353

Глава 13. Морально-психологическое состояние личного состава полка............................ 354

13.1. Сущность и структура морально-психологического состояния................................ 355

13.2. Методы изучения и оценки морально-психологического состояния....................... 357

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................... 360

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................... 360

Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами................................................. 361

14.1. Цели, задачи и условия ведения переговоров с террористами................................. 362

14.2. Организационные основы ведения переговоров с преступниками........ ............... 364

14.3. Психологические основы эффективного ведения переговоров с террористами.... 365

Вопросы для самоконтроля......................................................... .'......................................... 374

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме.................................. 374

Глава 15. Девиантное поведение на войне............................................................................... 375

15.1. Сущность девиантного поведения на войне............................................................... 375

15.2. Характеристика видов девиантного поведения в боевой обстановке..................... 377

Вопросы для самоконтроля................................................................................................... 386

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме.................................. 386

Глава 16. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов

в боевой обстановке.................................................................................................. 387

16.1. Психологическая характеристика суеверий............................................................... 38'

16.2. Мифы и символы как регуляторы боевого поведения.............................................. 392

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................. ™5

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................. 395


Оглавление_____________________________ 7

Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методы

его оптимизации................................................................................................... 396

17.1. Психологическая характеристика военно-полевого быта..................................... 397

17.2. Пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта................ 406

Вопросы для самоконтроля............................................................................................... 407

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме.............................. 408

Глава 18. Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой
          психологии в психологическом обеспечении боевых действий войск................ 409

18.1. Психологические особенности участия женщин-военнослужащих в боевых
действиях....................................................................................................................... 409

18.2. Психологический анализ «видородовой» психологии........................................... 413

Вопросы-для самоконтроля................................................................................................ 417

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме............................... 417

Заключение............................................................................................................................... 418

Библиография............................................................................................................................ 420











ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Взаимодействие должностных лиц полка при организации

и проведении психологической работы.................................................................. 429

Приложение 2. Модель профессиональной деятельности психолога воинской

части............................................................................................................................. 433

Приложение 3. Обязанности психолога воинской части...................................................... 441

Приложение 4. Структурно-технологическая схема деятельности дсиходиагноста

и психолога-консультанта......................................................................................... 444

Приложение 5. Донесение об итогах психологической работы........................................... 446

Приложение б. Донесение о результатах социально-психологического изучения

пополнения призыва................................................................................................... 447

Приложение 7. Донесение о результатах изучения социально-психологической

обстановки................................................................................................................... 448

Приложение 8. Донесение о суицидальном происшествии.................................................. 449

Приложение 9. Бланк оценки профессиональных навыков психолога в ситуации

психологического консультирования клиента....................................................... 450

Приложение 10. Система показателей, характеризующих эффективность

профессиональной деятельности и профессиональную компетентность
психолога воинской части........................................................................................ 451

Приложение 11. Критерии, характеризующие различные уровни эффективности
психологической работы и профессиональную компетентность психолога
воинской части........................................................................................................... 452

Приложение 12. Рекомендации по выявлению лиц с признаками

нервно-психической неустойчивости..................................................................... 454

Приложение 13. Журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью......... 457


»

 


 


8 ____________________________ _________________________ _______________________________ Оглавление

Приложение 14. Журнал динамического наблюдения (вариант).. ;........................................................................................................... 458

Приложение 15. Вариант углубленного психологического обследования
военнослужащих психологом воинской части
(подготовленными офицерами)............................................................................................................. 459

Приложение 16. Содержание и задачи стадий психологического

консультирования............................................................................................................. 464

Приложение 17. Нормативные Требования к оценке состояния психологической

работы (изложены в Руководстве по психологической работе в ВС РФ)............................................................................................................. 466

Приложение 18. Рекомендации по проведению беседы с потенциальным

суицидентом (по Э. Гроллману)............................................................................................................. 468

Приложение 19. Модели психологической помощи в рамках основных теоретических

направлений.............................................................................................................. 471











ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития Вооруженных сил России характеризуется значи­тельным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функциони­рования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военно­служащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу всей системы вос­питания и обучения личного состава. Научно-психологической основой деятель­ности военных кадров в данной области является военная психология.

Военная психология сегодня манифестируется в трех основных ипостасях:

1) как психологическая наука;

2) как психологическая практика;

3) как профессия, профессиональное сообщество военных психологов.

Как наука она ориентируется на разработку фундаментальных теоретических проблем исследования психологических детерминант войны, психологического противоборства в условиях современных вооруженных конфликтов, личности военнослужащего и воинских коллективов, психологических особенностей раз­личных видов воинской деятельности, "научное обоснование путей расширения психологических возможностей отдельного воина и воинского коллектива в ре­шении боевых и учебно-боевых задач. Ее проблемы разрабатываются в русле тен­денций современной военной науки и с опорой на выводы общей и социальной психологии, психологии труда, инженерной и педагогической психологии и дру­гих отраслей психологии.

Военная психология как психологическая практика (психологическая работа) характеризует приложение военно-психологического знания к деятельности ко­мандиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинских работников, всех военнослужащих при решении ими задач в соответствии с функциональным предназначением. Она включает также деятельность военных психологов по ока­занию психологической помощи военнослужащим в различных ситуациях воен­ной службы.

Вопросам теоретической военной психологии посвящены многочисленные ра­боты — учебники, учебные пособия, монографии1.

См. например: Военная психология: методология, теория, практика/ Под ред. П. А. Кор­чемного. — М., 1998; Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера/ Под ред. Б. П. Бархаева. — М, 1999; Военная психология / Под ред. А. Г. Максакова, — СПб., 2004; Современная военная психология: Хрестоматия. — Минск, 2003; и др.


10


Введение


Проблемы же практического использования психологического знания в деятель­ности военных специалистов до сегодняшнего дня не находят должного отражения в литературе. Это обстоятельство вызывает особое беспокойство в связи с тем, что в Вооруженных силах РФ уже более десяти лет функционирует одна из самых мощ­ных психологических служб в мире, представленная многочисленным отрядом пси­хологов, объединенных в целостный организационный механизм. Вместе с тем уро­вень их профессиональной готовности к решению многообразных и сложных по характеру проблем является недостаточным. Это объясняется, в частности, и тем, что многие из них не имеют базового психологического образования. В этой связи, в последние годы значительно расширен состав вузов, осуществляющих подготов­ку психологов для нашей армии и флота.

Все это остро ставит вопрос о необходимости создания современной учебно-ме­тодической базы, обеспечивающей полноценную подготовку и практическую дея­тельность военных психологов. Настоящее учебное пособие призвано в значитель­ной степени восполнить имеющийся дефицит в этой области. Содержание этой книги опирается на многолетний опыт функционирования системы военно-поли­тической работы (позднее — морально-психологического обеспечения), а также на опыт психологических служб, действующих в различных сферах жизнедеятельно­сти общества.

Следует отметить, что в войсках наблюдается своеобразный «дефицит восприя­тия» психологов как представителей все еще новой, непривычной для наших Воо­руженных сил профессии. Проведение при этом аналогии с бывшими представите­лями военно-политических органов затрудняет подчас понимание специфики и возможностей профессиональной деятельности психологов. Зачастую при оценке их деятельности должностные лица используют формальные, неоднозначные кри­терии, не учитывающие в полной мере специфику труда психолога и уровень его профессиональной компетентности. Типичной является ситуация расширительно­го толкования профессиональных функций психолога, перекладывания на него отдельных сфер ответственности, являющихся на самом деле объектом коллектив­ных усилий различных должностных лиц.

Здесь сказывается некоторое опережение практических шагов по организации психологической службы по сравнению с ее методологическим обоснованием, на­учно-методическим, правовым и материально-техническим обеспечением ее дея­тельности. Отсутствие в первые годы с начала реорганизации системы воспитания личного состава нормативных документов, регламентирующих порядок проведе­ния психологической работы, порождало в армейской среде различные толкования прав и функциональных обязанностей ее субъектов и должностных лиц.

Поэтому одной из задач предлагаемого пособия является четкое обозначение границ профессиональной деятельности военного психолога, его места и роли в выполнении различных задач мирного и военного времени.

В настоящее время обстановка в области военно-психологической практики меняется в лучшую сторону. Благодаря интенсивной и целенаправленной работе представителей Главного управления воспитательной работы, учебно-образова­тельных структур подготовки и переподготовки психологов, научных подразде­лений Вооруженных сил РФ здесь начинает выстраиваться каркас развиваемой психологической службы. Сегодня он представлен вертикалью должностей воен-


Введение


11


ных психологов в органах воспитательной работы и такими подразделениями, как штатные и нештатные группы профессионального психологического отбора, цент­ры и пункты психологической помощи и реабилитации военнослужащих, консуль­тационные пункты. На базе ведущего военного гуманитарного вуза — Военного университета МО РФ и ряда других вузов страны организована профессиональ­ная подготовка специалистов для психологической службы ВС РФ, программа которой учитывает современные тенденции в области профессионального образо­вания психологов. Понимание особой значимости психолога в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-пе­дагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ. Таким образом, имеются основные предпосылки для повышения эффективности психологиче­ской работы и решения на этой основе острых проблем в практике работы с воен­нослужащими.

Представленный в настоящем учебном пособии материал ориентирован на рас­ширение знаний о теоретических и практико-методических основах психологи­ческой работы в Вооруженных силах РФ, на уяснение направлений и форм взаи­модействия психологов с различными должностными лицами, а также специфики их профессиональной подготовки и практического освоения будущей профес­сиональной деятельности. Учебное пособие содержит основные темы, рассмат­риваемые в специальных курсах: «Организация и ведение психологической работы в части в мирное время», «Психологическая работа в воинской части в боевой об-рпановке», «Психологическая реабилитация военнослужащих». . Основными задачами данных курсов являются:

• вооружение слушателей и курсантов знаниями о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных силах РФ,; об истории развития теории и практики психологической работы в армии и на флоте;

• изучение и усвоение положений нормативных документов, определяющих организацию и содержание психологической работы в Вооруженных силах;

• освоение содержания и технологии проведения мероприятий, реализуемых в рамках основных направлений психологической работы в воинских частях в мирное время и в ходе ведения боевых действий;

• овладение участниками боевых действий, обучаемыми, современными спо­собами психологической реабилитации;

• уяснение направлений и форм взаимодействия психологов с другими субъек­тами психологической работы, профессионально-этических норм их деятель­ности.

Опыт проведения занятий по данным дисциплинам со слушателями и курсан­тами показывает, что их основной особенностью является технологический ха­рактер привлечения научного знания в объеме и качестве, необходимом для ре­шения конкретных задач по различным направлениям психологической работы.

Содержание данного учебного пособия станет подспорьем слушателям и кур­сантам военных вузов, студентам военных циклов и факультетов психологии гражданских вузов в практическом освоении ими будущей профессиональной де­ятельности. Оно, бесспорно, представляет существенный интерес для психологов


12 _____________________________________________________________ _________________________________________________________________ Введение

полков и батальонов, для командиров частей и подразделений, офицеров органов воспитательной работы. Пособие также адресуется преподавателям и адъюнктам (аспирантам) вузов, осуществляющих подготовку специалистов для ВС РФ и разрабатывающих военно-психологическую проблематику.


 Раздел I 0РГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ       В МИРНОЕ ВРЕМЯ











Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

1.1. Определение психологической работы и основные этапы ее развития

Психологическаяработа — это деятельность, проводимая в мирное и военное время ко­мандирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально соз­даваемыми структурами (подразделениями). Она направлена на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств, поддержание психических состоя­ний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учеб­но-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья.

Научно-теоретической основой организации и проведения психологической ра­боты в условиях ВС и других силовых ведомств является военная психология, обобщающая и конкретизирующая содержание других отраслей психологии при­менительно к условиям воинской деятельности.

Психологическая работа является важнейшим элементом системы морально-психологического обеспечения различных аспектов жизнедеятельности военно­служащих и осуществляется на стратегическом, оперативном и тактическом орга­низационных уровнях.

Необходимость психологической работы возникает с формированием социаль­ного заказа на обоснованное, опирающееся на научные психологические знания, воздействие наличный состав, особенно в условиях боя. Организационное ее оформ­ление происходило постепенно, с ориентацией на достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела. Логика развития отечественной системы психологического обеспечения воинской деятельности от­ражает движение науки и практики от первых попыток (с конца XIX в.) исследо­вать боевую деятельность и определить психологические факторы ее эффективно­сти, выявить и сформировать требования к боевым качествам воинов различных видов и родов войск, к организационному оформлению психологической службы, имеющей штатные подразделения и структуры.

Выделяются следующие этапы развития психологической работы в российских Вооруженных силах.

Первый этап (вторая половина Х1Хв. — 1917 г.) отражает процесс накоп­ления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период предпринима­ются попытки исследовать боевую деятельность и определить факторы (в том


Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах_____________ 1j>

числе социальные и социально-психологические) ее эффективности, формиру­ются требования к боевым качествам воинов различных родов войск (А. Агапе-ев, Н. А, Корф, А. П. Нечаев, Н. Н. Головин, Ф. Гершельман, П. И. Изместьев, М. И. Драгомиров, В. Н. Полянский, А. С. Зыков, А. С. Резанов и др.). На этом этапе создаются специальные психологические научно-исследовательские уч­реждения: экспериментальная лаборатория в Военно-медицинской академии, экспериментальная психологическая лаборатория на педагогических курсах Уп­равления военно-учебных заведений, лаборатории в кадетских корпусах. Данные научных и экспериментальных исследований находят отражение в военных изда­ниях («Военно-медицинский журнал», «Военный сборник», газеты «Русский ин­валид», «Разведчик», «Психиатрическая газета»), в содержании преподаваемой в академиях и училищах военной психологии. Получает развитие система оказа­ния психиатрической помощи воинам, пострадавшим во время войны. С этой це­лью вводятся должности военных врачей-психиатров, организуются психиатри­ческие отделения в военных госпиталях. Неоценимый вклад в теорию и практику оказания психологической помощи пострадавшим военнослужащим внесли из­вестные российские психологи и врачи-психиатры: В. М. Бехтерев, М. И. Аства-цатуров, Г. Е. Шумков, С. Д. Владычко и др.

Второй этап (20-30-е гг.) — этап организационного оформления психо­логической работы и психологического обеспечения учебно-боевой деятельно­сти войск. В это время совершенствуется процесс психофизиологических ис­следований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. В 20-х гг. разво­рачивается система психологических лабораторий: они создаются во всех окру­гах, на флоте, в ряде академий и училищ, в ВВС, ВМФ, в бронетанковых войс­ках (центральные), а также по некоторым профилям (специализированные). Их работа профилируется по линии ГлавПУРа, Управления военно-учебных заве­дений, управлений боевой подготовки видов Вооруженных сил и родов войск, Центрального военно-медицинского управления. Среди психологов и военных ученых, внесших значительный вклад в разработку проблем научной организа­ции и проведения психологической работы в войсках того периода, выделяются П. И. Изместьев, А. Е. Снесарев, Г. Ф. Гире, С. Е. Минц, А. А. Таланкин, Г. Д. Ха-ханьян и др.

Третий этап (1941 -1945 гг.) — этап практического применения достиже­ний психологической науки в организации боевой деятельности советских войск. В организационном отношении психологическая работа не выделялась в само­стоятельный вид деятельности, а проводилась в рамках партийно-политической работы. Особое развитие получили вопросы совершенствования психологиче­ских качеств, необходимых для достижения победы над врагом, подготовки пси­хики военнослужащих к ведению боя. Характерной особенностью психологи­ческой работы, реализуемой в ходе боевой подготовки военнослужащих, была ее исключительно практическая направленность, учитывающая боевой опыт войск, а также опора и учет моральных качеств воинов, способствующих формированию высокой психологической устойчивости в бою. Военными и гражданскими психо­логами (Н. А. Коновалов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, М. П. Феофанов, Г. А. Фортунатов и др.) в этот период изучались:


16


Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


• причины страха, паники, пути их преодоления и предупреждения;
■ • природа самоотверженности, смелости, мужества;

• условия ускоренного обучения военных специалистов — радистов, телегра­фистов, летчиков, танкистов и т. д.;

• разрабатывались пути повышения зрительной и слуховой чувствительнос­ти воинов, ускоренной адаптации глаза к темноте, улучшения ночного зре­ния;

• решались задачи маскировки, восстановления функций речи и движений, утраченных после ранения.

Четвертый (послевоенный) этап (1946-1992 гг.) — этап обобщения бое­вого опыта и дальнейшего развития системы психологического обеспечения учеб­но-боевой деятельности. В этот период в центре внимания находятся вопросы организации и проведения психологической работы, повышения качества подго­товки военных специалистов с учетом коренных изменений в военно-техниче­ском оснащении войск, изменения стратегии и тактики ведения боя. В системе психологического обеспечения Вооруженных сил страны происходят определен­ные изменения:

• создаются центры научной разработки проблем, связанных с психологиче­ским обеспечением учебно-боевой деятельности (Военно-политическая ака­демия, Центр военно-социологических, психологических и правовых иссле­дований ВС);

• разворачиваются центральные исследовательские учреждения (лаборатории) в видах Вооруженных сил;

• вводится психологический отбор в военных училищах;

• в центральном аппарате, видах Вооруженных сил, округах и военкоматах функционируют должностные лица и лаборатории по военно-профессио­нальному отбору;

• идет процесс становления и развития системы психологической подготовки военных специалистов, разрабатываются методические приемы психологи­ческих тренировок;

• совершенствуется система психологического образования военных кадров. Во всех военных заведениях вводится учебная дисциплина «Военная психо­логия и педагогика».

Пятый этап (с 1992 г. по настоящее время) — этап формирования норма­тивно-правовой базы психологической работы, создания психологической служ­бы и развития ее концепции.

Психологическая служба— один из существенных компонентов системы морально-пси­хологического обеспечения жизнедеятельности войск, представляющий собой сеть спе­циализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа».

Выделение психологической работы в самостоятельный вид деятельности и ее организационное оформление в виде психологической службы тесно связаны с процессом реформирования воспитательных структур Вооруженных сил РФ, де-


глава ]ш Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах


17


идеологизацией теоретических основ воспитания и обучения военнослужащих, потребностью квалифицированного психологического воздействия на личный состав.

Рис.1.1. Соотношение психологического обеспечения и психологической помощи в рамках проводимой в Вооруженных силах психологической работы

Современный этап становления психологической службы характеризуется вве­дением штатных должностей психологов (в Вооруженных силах — от батальона и выше), а также открытие центров и пунктов психологической помощи и реаби­литации (штатных и нештатных), подразделений профессионального психологи­ческого отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабаты­вающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в условиях воинской деятельности.

Сегодня понятия «психологическое обеспечение» и «психологическая работа» включены в нормативные документы. Вместе с тем, одновременное введение в оборот в начале 90-х гг. XX в. близких по содержанию терминов требует уточне­ния их соотношения между собой.

Термин «психологическая работа», как более широкий, применяется к деятель­ности соответствующих специалистов, как в мирное, так и в военное время, фик­сируя направленность на деятельность, задачу (психологическое обеспечение) и на. человека, его психическое здоровье (психологическая помощь). На рис. 1.1 пред­ставлено соотношение психологического обеспечения и психологической помо­щи по ряду параметров, характеризующих отдельные аспекты психологической работы. Данное разграничение имеет относительный характер, выражая, так ска­зать, идеологию указанных видов деятельности (психологическое обеспечение, психологическая помощь), акцентируя их функциональную специфику по наи­более значимым параметрам.


18


Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


Значительный вклад в разработку теоретических основ проведения психоло­гической работы в войсках на протяжении последних десятилетий внесли такие специалисты в области военной психологии, как А. Я. Анцупов, Б. Ц. Бадмаев, А. В. Барабанщиков, Д. В. Гандер, М. И. Дьяченко, О. И. Жданов, Л. Ф. Желез­няк, А. Г. Караяни, М. П. Коробейников, П. А. Корчемный, Г. Д. Луков, В. Ф. Пере­валов, К. К. Платонов, В. Н. Селезнев, А. М. Столяренко, В. В: Сысоев, С. И. Съе-дин, Н. Ф. Феденко, В. Т. Юсов, Э. П. Утлик и многие др. С середины 90-х гг. XX в. проведен ряд военно-психологических исследований, непосредственно направ­ленных на изучение профессиональной деятельности военных психологов по раз­личным направлениям и обоснованию психологических условий повышения ее эффективности (В. С. Николин, И. В. Сыромятников, А. Ю. Федотов, А. Н. Хари­тонов и др.)

1.2. Структура психологической работы и основные принципы ее организации и проведения

В структурном отношении психологическая работа как система объединяет в сво­ем составе такие элементы, как цели и задачи, субъекты, объекты, методы и сред­ства психологической работы.

Общая направленность и задачи и психологической работы определяются не­обходимостью всестороннего обеспечения боевой готовности Вооруженных сил, а также характером конкретных проблем, оказывающих негативное психологи­ческое влияние на боевые возможности личного состава, его психическое само­чувствие и эффективность воинской деятельности. Укажем основные психологи­ческие проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа.

1. Личностные проблемы — это проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и по­тенциальные боевые возможности. В структурно-психологическом плане данные проблемы можно разделить на следующие группы:

мотивационные проблемы — отсутствие соответствующих современным за­дачам силовых структур — побудителей к образцовому выполнению обязан­ностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенство­ванию;

профессионально-квалификационные — непригодность либо неподготовлен­ность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей;

функционально-психологические — негативные психофизиологические состо­яния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятель­ности.

Проявление личностных проблем находит свое выражение в трудностях соци­ально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной служ­бы, в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении все отрицательные моменты пережи­ваются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т. п.


Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах


19


2. Коллективно-групповые проблемы ~ проблемы, ухудшающие морально-
психологический климат воинского коллектива. К их числу относятся различные
виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых,
личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность военнослужа­
щих, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической
несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным
устойчивым стремлением к выбору ложных, асоциальных и антиармейских це­
лей и ориентиров.

3. Деятельностные проблемы — проблемы, присущие служебной и учебно-бое­
вой деятельности военнослужащих из-за несоответствия психологических ка­
честв воинов объективным требованиям военной службы и воинской специаль­
ности. Данные проблемы проявляются в снижении эффективности деятельности,
ошибках и авариях, проступках и преступлениях при выполнении служебных и
учебно-боевых задач [19].

Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их перво­очередного решения, содержание психологической работы сводится к двум основ­ным направлениям:

1) совершенствованию психологических условий, влияющих на психику воен­нослужащих;

2) формированию и развитию индивидуальных и групповых психических об­разований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности.

Особенностью психологической работы в условиях военной системы является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматрива­ется как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи- Интересы са­мого человека здесь зачастую не совпадают, а иногда и противоречат целям и ха­рактеру осуществляемой деятельности. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточ­ная в профессионально-этическом плане ценность, в условиях армии и флота пси­хологическая работа должна быть ориентирована и на интересы деятельности, и на интересы человека [171].

В пределах выделенных направлений основными задачами психологической работы являются:

• изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

• психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужа­щих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по

военным специальностям и должностям;

• психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизацион­ной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежур­ства (боевой службы), караульной и внутренней служб;

• психологический анализ процесса боевой подготовки, учебно-воспитатель­ного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;


 


Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время


• психологическая профилактика девиантного поведения военнослужащих,
содействие формированию здорового морально-психологического климата

В  в воинских коллективах;

• оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, повышение психологической компетентности военных руководителей и военнослужащих;

• противодействие негативному информационно-психологическому воздей­ствию на военнослужащих [148].

Решение данных задач предполагает тесное взаимодействие различных долж­ностных лиц, реализующих в своей деятельности широкий арсенал методов и средств психологической работы на двух методических уровнях ее организации и проведения:

1) на уровне применения специализированных методов и процедур психологи­ческого изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированными спе­циалистами, имеющими соответствующее психологическое образование и опыт деятельности;

2) на уровне мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках тради­ционной организаторской деятельности, воспитательной работы и обучения личного состава и на основе учета информации, полученной от психолога.

Кроме методических уровней, отражающих специфику применения тех или иных средств и приемов психологического изучения и воздействия на военно­служащих, выделяются также организационные уровни. Организационные уров­ни психологической работы (стратегический, оперативный, тактический) выде­ляются в зависимости от масштаба и специфики задач, решаемых при помощи данного вида деятельности.

Рис. 1.2. Организационные уровни психологической работы в соотнесении с характером деятельности и ведущими объектами психологического изучения и воздействия

Как видно из рис. 1.2, удельный вес исследовательско-аналитической и непо­средственной практической работы с конкретными военнослужащими на каждом


Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах_____ 21

из указанных организационных уровней значительно различается. Характеру де­ятельности, проводимой на стратегическом и оперативном уровнях, в большей степени присуща направленность на решение масштабных проблем в их аналити-ко-оценочном ключе, обработка значительных объемов психологической и социо­логической информации. Мероприятия, осуществляемые на этих уровнях, связа­ны с решением следующих вопросов:

• планирование и координация проводимых научных исследований по акту­альным проблемам психологии войны и боя, всестороннего морально-пси­хологического обеспечения жизнедеятельности войск;

• подготовка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъ­ектов психологической работы;

• руководство подразделениями и должностными лицами психологической работы, координация, а также всестороннее (материально-техническое, на­учно-методическое, кадровое, финансовое) обеспечение их деятельности;

• организация централизованной системы подготовки, переподготовки, повы­шения квалификации психологов;

• ежегодный сбор и анализ информации о состоянии и проблемах психологи­ческой работы;

• разработка предложений и рекомендаций военному руководству по поддер­жанию здорового и управляемого морально-психологического состояния лич­ного состава войск (сил), обеспечению психологической устойчивости войск (сил), оптимизации психологических аспектов военно-профессиональной сре­ды, совершенствованию практики обучения и воспитания личного состава;

• обобщение и распространение положительного опыта (отечественного и за­рубежного) в организации психологической работы;

• разработка и адаптация специальных технологий, методик, аппаратуры, не­обходимых для решения задач психологической работы, обеспечения высо­кого качества ее проведения;

• издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всеармейских на­учных конференций по актуальным проблемам психологического обеспече­ния воинской деятельности;

• изучение и анализ морально-психологической обстановки в районах дисло­кации войск, взаимодействие с целью проведения мероприятий по ее опти­мизации с федеральными органами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации;

• защита войск от негативного информационно-психологического воздействия, планирование и проведение информационных операций и мероприятий ин­формационного противоборства в мирное и военное время.

Деятельность субъектов психологической работы на тактическом (низовом, или базовом) уровне носит, скорее, характер точечных действий. Базовый харак­тер данного уровня проявляется в том, что именно здесь находят индивидуализи­рованное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военно­служащих. Здесь в большей степени востребованы практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъек­тами (прежде всего, в рамках консультативной и психокоррекционной работы).


22


Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


К субъектам психологической работы, т. е. лицам, осуществляющим прямое или опосредованное психологическое воздействие на объект, а также его психо­логическое изучение, относятся:

а) органы военного управления и должностные лица: командиры и начальники
всех степеней, штабы, службы, органы воспитательной работы, психологи;

б) специализированные (штатные и нештатные) подразделения психологиче­
ской работы: подразделения профессионального психологического отбора и
углубленного изучения военнослужащих, подразделения информационно­
го противоборства; центры (пункты) психологической помощи и реабили­
тации;

в) научные подразделения: научно-исследовательские институты, центры, от­
делы, лаборатории и другие подразделения, которые создаются для исследо­
вания актуальных проблем, связанных с развитием военной психологии и
практики психологической работы;

г) психологический актив, общественные организации в воинских частях; се­
мьи и близкие родственники военнослужащих.

Обязанности субъектов психологической работы (см. подробнее пункт 3.1) раз­рабатываются исходя из масштаба и специфики психологических проблем и обус­ловленных ими задач, требуемых для их решения сил и средств, содержательной специфики взаимодействия должностных лиц, участвующих в решении данных задач, их профессиональной компетенции и профессиональной квалификации.

К числу объектов психологической работы принадлежат:

• проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;

• проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старши­ны), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских зва­ний;

• суворовцы, нахимовцы, воспитанники воинских частей и военных оркест­ров;

• гражданский персонал ВС РФ;

• кандидаты на военную службу из числа граждан;

• семьи и близкие родственники военнослужащих;

• группы и воинские коллективы.

Методы психологической работы (см. подробнее пункт 3.2) представляют со­бой совокупность процедур, приемов и способов выявления, описания, прогнози­рования динамики психологических характеристик военнослужащих и видов во­инской деятельности, а также психологически обоснованного воздействия на них с целью оптимизации исходного (выявленного) состояния. Они делятся на спе­циализированные и общие.

Средства психологической работы включают современные аппаратные сред­ства, оборудование, диагностические и коррекционно-развивающие методики, соответствующий им стимульный материал и инструментарий, схемы и нагляд­ные пособия, научную, учебную и учебно-методическую литературу, тренаже­ры, помещения, сооружения, учебное вооружение и технику, средства имитации внешних признаков боя:


Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах


23


• для измерения и оценки психологических характеристик военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ;

• для формирования и развития у военнослужащих психологических качеств и состояний, определяющих их профессиональную эффективность;

• для снятия психической напряженности, поддержания и восстановления пси­хического здоровья;

• для психологического просвещения;

• для информационно-психологического противодействия.

Основополагающим условием эффективности психологической работы явля­ются исходные базовые установки — принципы, система которых включает до­вольно широкий набор требований к ее организации и проведению.

Кратко остановимся на содержании основных принципов психологической ра­боты.

1. Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической право­мочности ориентирует всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого-педаго­гической компетентности. Осуществление специальных мер психологического воз­действия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, спе­циального психологического образования и опыта деятельности.

2. Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обуслов­лено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воин­ских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характе­ра. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями команди­ров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи, решаемые организа­цией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех ее методов и форм.

3. Принцип деятельностного подхода ориентирует на учет роли воинской дея­тельности, в рамках которой возникают многие психологические явления, ею обусловленные. При этом следует учитывать, что воздействие факторов воинской деятельности на психику военнослужащих может быть как положительным, раз­вивающим, так и негативным (последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и проблем). Задачи психологической работы опре­деляются и решаются в контексте общих задач воинской деятельности и обуслов­лены в этой связи необходимостью формирования и развития психических качеств у субъектов данной деятельности, определяющих возможность ее эффективного выполнения.

4. Принцип субъектно-ориентированного взаимодействия учитывает наличие
активного начала, потенциальных возможностей психологического влияния на
сослуживцев и самого себя (в целях саморазвития, профессионального совер­
шенствования, самовоспитания) у каждого субъекта воинской деятельности, при­
знание определяющей, позитивной, активно-преобразующей роли психологиче­
ского ресурса личности военнослужащего в ситуациях преодоления им сложных
служебных, профессиональных и личностных проблем.


24


Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...