Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХСтр 1 из 65Следующая ⇒
Караяни А. Г., Сыромятников И. В. К21 Прикладная военная психология. — СПб.: Питер, 2006.— 480с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-469-01122-4 Представленный в книге материал ориентирован на расширение знаний о прикладных аспектах военной психологии. В ней рассматриваются вопросы, связанные с организацией психологической работы в Вооруженных силах РФ в мирное время и в ходе ведения боевых действий по наиболее важным ее направлениям, раскрываются вопросы организации взаимодействия психологов с должностными лицами в целях психологического обеспечения различных сторон жизнедеятельности военнослужащих. Книга имеет гриф УМО Министерства обороны РФ (специализация «морально-психологическое обеспечение»). Она предназначена для психологов Вооруженных сил, слушателей, курсантов и студентов, обучающихся по специальности «психология», преподавательского состава военных учебных заведений, а также для должностных лиц, организующих психологическую работу в силовых структурах (Министерство обороны, МВД, ФСБ и др.). © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-469-01122-4 ООО «Питер Принт». 194044, Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., 29а. Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — литература учебная. Подписано в печать 24.10.05. Формат 70Х Ю0'/1б]. Усл. п. л. 38,7. Тираж 4000 экз. Заказ № 6470. Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Оглавление Введение ............................................................................................................................................ 9 РАЗДЕЛ I ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МИРНОЕ ВРЕМЯ Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах...................... 14 1.1. Определение психологической работы и основные этапы ее развития............................. 14 1.2. Структура психологической работы и основные принципы ее организации и проведения......................................................................................................................... 18 1.3. Правовые и организационно-методические аспекты проведения психологической Вопросы для самоконтроля........................................................................................................ 27 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме......................................... 27 Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога.................... 29 2.1. Профессиональная субъектность как фактор саморазвития военного психолога........... 29 2.2. Особенности содержания и технологии профессионального обучения военных психологов 37 2.3. Психологическое знание и психологическая практика в контексте профессиональной деятельности психолога................................................... 45 Вопросы для самоконтроля........................................................................................................ 52 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме......................................... 52 Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части........................ 55 3.1. Общие обязанности должностных лиц воинской части но организации и проведению психологической работы................................................... 55 3.2. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части 57 3.3. Планирование психологической работы в воинской части................................................ 68 3.4. Взаимодействие психолога с другими должностными лицами......................................... 71 3.5. Профессионально-этические нормы в психологической работе....................................... 78 3.6. Критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части......................................... 80 3.7. Материальное обеспечение психологической работы в воинской части................................................................................................................... 85 Вопросы для самоконтроля........................................................................................................ 89 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме......................................... 89 Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений................................................................................................................ 91: 4.1. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание........... 92 4.2. Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива...................................................................................................... 104 Вопросы для самоконтроля...................................................................................................... 115 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 110 Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб.................................................................................... 117 5.1. Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы........ 117 5.2. Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому обеспечению боевого дежурства и караульной службы.................................................. 119 Вопросы для самоконтроля....................................................................................................... 129 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 130 Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих............................................................................................................. 131 6.1. Понятие о психическом здоровье и его критерии............................................................. 131 6.2. Профилактика психического здоровья военнослужащих в условиях воинской части................................................................................................. 136 6.3. Специализированные методы психологической помощи военнослужащим................... 144 6.3.1. Психологическое консультирование.............................................................................. 144 6.3.2. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи.................... 153 6.4. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих.......... 164 Вопросы для самоконтроля....................................................................................................... 173 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 173 РАЗДЕЛ II ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Глава 1. Современный бой и его влияние на психику воинов..................................................... 176 1.1. Психологическая модель боя как средство анализа влияния боя на психику воинов.................................................................................................................................. 176 1.2. Характеристика элементов психологической модели современного боя........................ 178 1.3. Закономерности проявления психики и поведения воинов в бою. Характеристика боевого стресса 189 Вопросы для самоконтроля....................................................................................................... 195 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 195 Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах и на различных этапах боя............................................................. 196 2.1. Общая психологическая характеристика этапа подготовки к бою.................................. 196 2.2. Психологическая характеристика наступательных боевых действий.............................. 197 2.3. Психологические особенности оборонительных боевых действий................................. 200 2.4. Психологические особенности ведения боевых действий ночью.................................... 202 2.5. Психологические состояния воинов после выполнения боевой задачи.......................... 203 Вопросы для самоконтроля...................................................................................................... 204 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 204 Глава 3. Психологические особенности действий личного состава в условиях применения ОМП и высокоточного оружия................................................................ 206 3.1. Психологическая характеристика боевых действий войск в условиях применения ОМП и высокоточного оружия................................................ 206 3.2. Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях Вопросы для самоконтроля....................................................................................................... 213 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме....................................... 213 Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности части.......................................................................................................... 214 Оглавление 4.1. Объект и предмет психологического обеспечения боевых действий части........... 4.2. Цель, задачи, принципы психологического обеспечения боевых действий войс Вопросы для самоконтроля.............................................................................................. Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме............................... Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению основных этапов динамики боя полка.................................................................. 5.1. Психологическая подготовка боевых действий и формирование волевых качеств у военнослужащих............................................ 5.2. Психологическое сопровождение боевых действий войск. Психологическая 5.3. Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий............... Вопросы для самоконтроля.............................................................................................. Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме............................... Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им................................................................................................ 6.1. Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средст) 6.2. Пути и способы защиты войск от психологических операций противника............. Вопросы для самоконтроля............................................................................................... Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме............................... Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных и временных 7.1. Сущность и классификация психогенных потерь...................................................... 7.2. Методы расчета психогенных потерь полка.............................................................. Вопросы для самоконтроля............................................................................................... Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................ Глава 8. Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения и завершения боевых действий............................................................................... 8.1. Функции, обязанности и порядок работы психолога полка на различных этапах боевых действий...................................................................... 8.2. Документация, ведущаяся психологом полка в боевой обстановке........................ Вопросы для самоконтроля............................................................................................... Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................ Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях................................. 9.1. Характеристика боевого стресса и боевой психической травмы.............................. 9.2. Сущность и симптоматика посттравматического стрессового расстройства у ветеранов боевых действий...................................................................................... 9.3. Диагностика последствий участия в боевых действиях............................................. 9.4. Принципы, задачи и этапы психологической реабилитации военнослужащих....
9.4.1. Задачи и принципы психологической реабилитации.......................................... 9.4.2. Психологическая реабилитация в системе медицинских мероприятий........... 9.5. Оперативная психологическая помощь военнослужащим в различные периоды выполнения боевых задач...................................................... 9.6. Психологическая помощь в преодолении отсроченных реакций на травматичес] 9.6.1. Психологические механизмы психологической помощи ветеранам войны 9.6.2. Методы решения психологических проблем ветеранов.................................... 9.6.3. Методы психологической помощи лицам, перенесшим психотравмируюший стресс............................................................................... Оглавление 9.7. Групповая психотерапия в психологической реабилитации военнослужащих.. 325 Вопросы для самоконтроля................................................................................ \............. зЗО Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме.............................. 330 Глава 10. Учет психологических факторов военной хитрости, маскировки и внезапности при организации психологического обеспечения боевых 10.1. Психологическая характеристика маскировки........................................................ 333 10.2. Психологическая характеристика военной хитрости............................................. 336 10.3. Психологическая сущность и эффекты внезапности в бою................................... 338 Вопросы для самоконтроля................................................................................................. 339 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................ 339 Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою на основе системно-ситуативного анализа деятельности (ССАД)..................... 340 11.1. Характеристика системно-ситуативного анализа воинской деятельности............ 340 11.2. Методы системно-ситуативного анализа деятельности........................................... 342 Вопросы для самоконтроля.................................................................................................. 344 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................. 344 Глава 12. Психологический анализ ошибочных действий личного состава полка в боевой обстановке.................................................................................................. 345 12.1. Психологическая характеристика ошибочных действий военнослужащих в боевой обстановке........................................................................................................ 345 12.2. Сущность и содержание психологического анализа ошибочных действий (ОД).. 350 12.3. Методы анализа ошибочных действий........................................................................ 352 Вопросы для самоконтроля................................................................................................... 352 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................... 353 Глава 13. Морально-психологическое состояние личного состава полка............................ 354 13.1. Сущность и структура морально-психологического состояния................................ 355 13.2. Методы изучения и оценки морально-психологического состояния....................... 357 Вопросы для самоконтроля.................................................................................................... 360 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................... 360 Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами................................................. 361 14.1. Цели, задачи и условия ведения переговоров с террористами................................. 362 14.2. Организационные основы ведения переговоров с преступниками........ ............... 364 14.3. Психологические основы эффективного ведения переговоров с террористами.... 365 Вопросы для самоконтроля......................................................... .'......................................... 374 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме.................................. 374 Глава 15. Девиантное поведение на войне............................................................................... 375 15.1. Сущность девиантного поведения на войне............................................................... 375 15.2. Характеристика видов девиантного поведения в боевой обстановке..................... 377 Вопросы для самоконтроля................................................................................................... 386 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме.................................. 386 Глава 16. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов в боевой обстановке.................................................................................................. 387 16.1. Психологическая характеристика суеверий............................................................... 38' 16.2. Мифы и символы как регуляторы боевого поведения.............................................. 392 Вопросы для самоконтроля.................................................................................................. ™5 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме................................. 395 Оглавление_____________________________ 7 Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методы его оптимизации................................................................................................... 396 17.1. Психологическая характеристика военно-полевого быта..................................... 397 17.2. Пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта................ 406 Вопросы для самоконтроля............................................................................................... 407 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме.............................. 408 Глава 18. Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой 18.1. Психологические особенности участия женщин-военнослужащих в боевых 18.2. Психологический анализ «видородовой» психологии........................................... 413 Вопросы-для самоконтроля................................................................................................ 417 Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме............................... 417 Заключение............................................................................................................................... 418 Библиография............................................................................................................................ 420 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Взаимодействие должностных лиц полка при организации и проведении психологической работы.................................................................. 429 Приложение 2. Модель профессиональной деятельности психолога воинской части............................................................................................................................. 433 Приложение 3. Обязанности психолога воинской части...................................................... 441 Приложение 4. Структурно-технологическая схема деятельности дсиходиагноста и психолога-консультанта......................................................................................... 444 Приложение 5. Донесение об итогах психологической работы........................................... 446 Приложение б. Донесение о результатах социально-психологического изучения пополнения призыва................................................................................................... 447 Приложение 7. Донесение о результатах изучения социально-психологической обстановки................................................................................................................... 448 Приложение 8. Донесение о суицидальном происшествии.................................................. 449 Приложение 9. Бланк оценки профессиональных навыков психолога в ситуации психологического консультирования клиента....................................................... 450 Приложение 10. Система показателей, характеризующих эффективность профессиональной деятельности и профессиональную компетентность Приложение 11. Критерии, характеризующие различные уровни эффективности Приложение 12. Рекомендации по выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости..................................................................... 454 Приложение 13. Журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью......... 457
8 ____________________________ _________________________ _______________________________ Оглавление Приложение 14. Журнал динамического наблюдения (вариант).. ;........................................................................................................... 458 Приложение 15. Вариант углубленного психологического обследования Приложение 16. Содержание и задачи стадий психологического консультирования............................................................................................................. 464 Приложение 17. Нормативные Требования к оценке состояния психологической работы (изложены в Руководстве по психологической работе в ВС РФ)............................................................................................................. 466 Приложение 18. Рекомендации по проведению беседы с потенциальным суицидентом (по Э. Гроллману)............................................................................................................. 468 Приложение 19. Модели психологической помощи в рамках основных теоретических направлений.............................................................................................................. 471 ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития Вооруженных сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу всей системы воспитания и обучения личного состава. Научно-психологической основой деятельности военных кадров в данной области является военная психология. Военная психология сегодня манифестируется в трех основных ипостасях: 1) как психологическая наука; 2) как психологическая практика; 3) как профессия, профессиональное сообщество военных психологов. Как наука она ориентируется на разработку фундаментальных теоретических проблем исследования психологических детерминант войны, психологического противоборства в условиях современных вооруженных конфликтов, личности военнослужащего и воинских коллективов, психологических особенностей различных видов воинской деятельности, "научное обоснование путей расширения психологических возможностей отдельного воина и воинского коллектива в решении боевых и учебно-боевых задач. Ее проблемы разрабатываются в русле тенденций современной военной науки и с опорой на выводы общей и социальной психологии, психологии труда, инженерной и педагогической психологии и других отраслей психологии. Военная психология как психологическая практика (психологическая работа) характеризует приложение военно-психологического знания к деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинских работников, всех военнослужащих при решении ими задач в соответствии с функциональным предназначением. Она включает также деятельность военных психологов по оказанию психологической помощи военнослужащим в различных ситуациях военной службы. Вопросам теоретической военной психологии посвящены многочисленные работы — учебники, учебные пособия, монографии1. См. например: Военная психология: методология, теория, практика/ Под ред. П. А. Корчемного. — М., 1998; Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера/ Под ред. Б. П. Бархаева. — М, 1999; Военная психология / Под ред. А. Г. Максакова, — СПб., 2004; Современная военная психология: Хрестоматия. — Минск, 2003; и др. 10 Введение Проблемы же практического использования психологического знания в деятельности военных специалистов до сегодняшнего дня не находят должного отражения в литературе. Это обстоятельство вызывает особое беспокойство в связи с тем, что в Вооруженных силах РФ уже более десяти лет функционирует одна из самых мощных психологических служб в мире, представленная многочисленным отрядом психологов, объединенных в целостный организационный механизм. Вместе с тем уровень их профессиональной готовности к решению многообразных и сложных по характеру проблем является недостаточным. Это объясняется, в частности, и тем, что многие из них не имеют базового психологического образования. В этой связи, в последние годы значительно расширен состав вузов, осуществляющих подготовку психологов для нашей армии и флота. Все это остро ставит вопрос о необходимости создания современной учебно-методической базы, обеспечивающей полноценную подготовку и практическую деятельность военных психологов. Настоящее учебное пособие призвано в значительной степени восполнить имеющийся дефицит в этой области. Содержание этой книги опирается на многолетний опыт функционирования системы военно-политической работы (позднее — морально-психологического обеспечения), а также на опыт психологических служб, действующих в различных сферах жизнедеятельности общества. Следует отметить, что в войсках наблюдается своеобразный «дефицит восприятия» психологов как представителей все еще новой, непривычной для наших Вооруженных сил профессии. Проведение при этом аналогии с бывшими представителями военно-политических органов затрудняет подчас понимание специфики и возможностей профессиональной деятельности психологов. Зачастую при оценке их деятельности должностные лица используют формальные, неоднозначные критерии, не учитывающие в полной мере специфику труда психолога и уровень его профессиональной компетентности. Типичной является ситуация расширительного толкования профессиональных функций психолога, перекладывания на него отдельных сфер ответственности, являющихся на самом деле объектом коллективных усилий различных должностных лиц. Здесь сказывается некоторое опережение практических шагов по организации психологической службы по сравнению с ее методологическим обоснованием, научно-методическим, правовым и материально-техническим обеспечением ее деятельности. Отсутствие в первые годы с начала реорганизации системы воспитания личного состава нормативных документов, регламентирующих порядок проведения психологической работы, порождало в армейской среде различные толкования прав и функциональных обязанностей ее субъектов и должностных лиц. Поэтому одной из задач предлагаемого пособия является четкое обозначение границ профессиональной деятельности военного психолога, его места и роли в выполнении различных задач мирного и военного времени. В настоящее время обстановка в области военно-психологической практики меняется в лучшую сторону. Благодаря интенсивной и целенаправленной работе представителей Главного управления воспитательной работы, учебно-образовательных структур подготовки и переподготовки психологов, научных подразделений Вооруженных сил РФ здесь начинает выстраиваться каркас развиваемой психологической службы. Сегодня он представлен вертикалью должностей воен- Введение 11 ных психологов в органах воспитательной работы и такими подразделениями, как штатные и нештатные группы профессионального психологического отбора, центры и пункты психологической помощи и реабилитации военнослужащих, консультационные пункты. На базе ведущего военного гуманитарного вуза — Военного университета МО РФ и ряда других вузов страны организована профессиональная подготовка специалистов для психологической службы ВС РФ, программа которой учитывает современные тенденции в области профессионального образования психологов. Понимание особой значимости психолога в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ. Таким образом, имеются основные предпосылки для повышения эффективности психологической работы и решения на этой основе острых проблем в практике работы с военнослужащими. Представленный в настоящем учебном пособии материал ориентирован на расширение знаний о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных силах РФ, на уяснение направлений и форм взаимодействия психологов с различными должностными лицами, а также специфики их профессиональной подготовки и практического освоения будущей профессиональной деятельности. Учебное пособие содержит основные темы, рассматриваемые в специальных курсах: «Организация и ведение психологической работы в части в мирное время», «Психологическая работа в воинской части в боевой об-рпановке», «Психологическая реабилитация военнослужащих». . Основными задачами данных курсов являются: • вооружение слушателей и курсантов знаниями о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных силах РФ,; об истории развития теории и практики психологической работы в армии и на флоте; • изучение и усвоение положений нормативных документов, определяющих организацию и содержание психологической работы в Вооруженных силах; • освоение содержания и технологии проведения мероприятий, реализуемых в рамках основных направлений психологической работы в воинских частях в мирное время и в ходе ведения боевых действий; • овладение участниками боевых действий, обучаемыми, современными способами психологической реабилитации; • уяснение направлений и форм взаимодействия психологов с другими субъектами психологической работы, профессионально-этических норм их деятельности. Опыт проведения занятий по данным дисциплинам со слушателями и курсантами показывает, что их основной особенностью является технологический характер привлечения научного знания в объеме и качестве, необходимом для решения конкретных задач по различным направлениям психологической работы. Содержание данного учебного пособия станет подспорьем слушателям и курсантам военных вузов, студентам военных циклов и факультетов психологии гражданских вузов в практическом освоении ими будущей профессиональной деятельности. Оно, бесспорно, представляет существенный интерес для психологов 12 _____________________________________________________________ _________________________________________________________________ Введение полков и батальонов, для командиров частей и подразделений, офицеров органов воспитательной работы. Пособие также адресуется преподавателям и адъюнктам (аспирантам) вузов, осуществляющих подготовку специалистов для ВС РФ и разрабатывающих военно-психологическую проблематику. Раздел I 0РГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МИРНОЕ ВРЕМЯ Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 1.1. Определение психологической работы и основные этапы ее развития Психологическаяработа — это деятельность, проводимая в мирное и военное время командирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально создаваемыми структурами (подразделениями). Она направлена на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств, поддержание психических состояний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья. Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы в условиях ВС и других силовых ведомств является военная психология, обобщающая и конкретизирующая содержание других отраслей психологии применительно к условиям воинской деятельности. Психологическая работа является важнейшим элементом системы морально-психологического обеспечения различных аспектов жизнедеятельности военнослужащих и осуществляется на стратегическом, оперативном и тактическом организационных уровнях. Необходимость психологической работы возникает с формированием социального заказа на обоснованное, опирающееся на научные психологические знания, воздействие наличный состав, особенно в условиях боя. Организационное ее оформление происходило постепенно, с ориентацией на достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела. Логика развития отечественной системы психологического обеспечения воинской деятельности отражает движение науки и практики от первых попыток (с конца XIX в.) исследовать боевую деятельность и определить психологические факторы ее эффективности, выявить и сформировать требования к боевым качествам воинов различных видов и родов войск, к организационному оформлению психологической службы, имеющей штатные подразделения и структуры. Выделяются следующие этапы развития психологической работы в российских Вооруженных силах. Первый этап (вторая половина Х1Хв. — 1917 г.) отражает процесс накопления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период предпринимаются попытки исследовать боевую деятельность и определить факторы (в том Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах_____________ 1j> числе социальные и социально-психологические) ее эффективности, формируются требования к боевым качествам воинов различных родов войск (А. Агапе-ев, Н. А, Корф, А. П. Нечаев, Н. Н. Головин, Ф. Гершельман, П. И. Изместьев, М. И. Драгомиров, В. Н. Полянский, А. С. Зыков, А. С. Резанов и др.). На этом этапе создаются специальные психологические научно-исследовательские учреждения: экспериментальная лаборатория в Военно-медицинской академии, экспериментальная психологическая лаборатория на педагогических курсах Управления военно-учебных заведений, лаборатории в кадетских корпусах. Данные научных и экспериментальных исследований находят отражение в военных изданиях («Военно-медицинский журнал», «Военный сборник», газеты «Русский инвалид», «Разведчик», «Психиатрическая газета»), в содержании преподаваемой в академиях и училищах военной психологии. Получает развитие система оказания психиатрической помощи воинам, пострадавшим во время войны. С этой целью вводятся должности военных врачей-психиатров, организуются психиатрические отделения в военных госпиталях. Неоценимый вклад в теорию и практику оказания психологической помощи пострадавшим военнослужащим внесли известные российские психологи и врачи-психиатры: В. М. Бехтерев, М. И. Аства-цатуров, Г. Е. Шумков, С. Д. Владычко и др. Второй этап (20-30-е гг.) — этап организационного оформления психологической работы и психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск. В это время совершенствуется процесс психофизиологических исследований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. В 20-х гг. разворачивается система психологических лабораторий: они создаются во всех округах, на флоте, в ряде академий и училищ, в ВВС, ВМФ, в бронетанковых войсках (центральные), а также по некоторым профилям (специализированные). Их работа профилируется по линии ГлавПУРа, Управления военно-учебных заведений, управлений боевой подготовки видов Вооруженных сил и родов войск, Центрального военно-медицинского управления. Среди психологов и военных ученых, внесших значительный вклад в разработку проблем научной организации и проведения психологической работы в войсках того периода, выделяются П. И. Изместьев, А. Е. Снесарев, Г. Ф. Гире, С. Е. Минц, А. А. Таланкин, Г. Д. Ха-ханьян и др. Третий этап (1941 -1945 гг.) — этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности советских войск. В организационном отношении психологическая работа не выделялась в самостоятельный вид деятельности, а проводилась в рамках партийно-политической работы. Особое развитие получили вопросы совершенствования психологических качеств, необходимых для достижения победы над врагом, подготовки психики военнослужащих к ведению боя. Характерной особенностью психологической работы, реализуемой в ходе боевой подготовки военнослужащих, была ее исключительно практическая направленность, учитывающая боевой опыт войск, а также опора и учет моральных качеств воинов, способствующих формированию высокой психологической устойчивости в бою. Военными и гражданскими психологами (Н. А. Коновалов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, М. П. Феофанов, Г. А. Фортунатов и др.) в этот период изучались: 16 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время • причины страха, паники, пути их преодоления и предупреждения; • условия ускоренного обучения военных специалистов — радистов, телеграфистов, летчиков, танкистов и т. д.; • разрабатывались пути повышения зрительной и слуховой чувствительности воинов, ускоренной адаптации глаза к темноте, улучшения ночного зрения; • решались задачи маскировки, восстановления функций речи и движений, утраченных после ранения. Четвертый (послевоенный) этап (1946-1992 гг.) — этап обобщения боевого опыта и дальнейшего развития системы психологического обеспечения учебно-боевой деятельности. В этот период в центре внимания находятся вопросы организации и проведения психологической работы, повышения качества подготовки военных специалистов с учетом коренных изменений в военно-техническом оснащении войск, изменения стратегии и тактики ведения боя. В системе психологического обеспечения Вооруженных сил страны происходят определенные изменения: • создаются центры научной разработки проблем, связанных с психологическим обеспечением учебно-боевой деятельности (Военно-политическая академия, Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС); • разворачиваются центральные исследовательские учреждения (лаборатории) в видах Вооруженных сил; • вводится психологический отбор в военных училищах; • в центральном аппарате, видах Вооруженных сил, округах и военкоматах функционируют должностные лица и лаборатории по военно-профессиональному отбору; • идет процесс становления и развития системы психологической подготовки военных специалистов, разрабатываются методические приемы психологических тренировок; • совершенствуется система психологического образования военных кадров. Во всех военных заведениях вводится учебная дисциплина «Военная психология и педагогика». Пятый этап (с 1992 г. по настоящее время) — этап формирования нормативно-правовой базы психологической работы, создания психологической службы и развития ее концепции. Психологическая служба— один из существенных компонентов системы морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск, представляющий собой сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа». Выделение психологической работы в самостоятельный вид деятельности и ее организационное оформление в виде психологической службы тесно связаны с процессом реформирования воспитательных структур Вооруженных сил РФ, де- глава ]ш Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах 17 идеологизацией теоретических основ воспитания и обучения военнослужащих, потребностью квалифицированного психологического воздействия на личный состав. Рис.1.1. Соотношение психологического обеспечения и психологической помощи в рамках проводимой в Вооруженных силах психологической работы Современный этап становления психологической службы характеризуется введением штатных должностей психологов (в Вооруженных силах — от батальона и выше), а также открытие центров и пунктов психологической помощи и реабилитации (штатных и нештатных), подразделений профессионального психологического отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в условиях воинской деятельности. Сегодня понятия «психологическое обеспечение» и «психологическая работа» включены в нормативные документы. Вместе с тем, одновременное введение в оборот в начале 90-х гг. XX в. близких по содержанию терминов требует уточнения их соотношения между собой. Термин «психологическая работа», как более широкий, применяется к деятельности соответствующих специалистов, как в мирное, так и в военное время, фиксируя направленность на деятельность, задачу (психологическое обеспечение) и на. человека, его психическое здоровье (психологическая помощь). На рис. 1.1 представлено соотношение психологического обеспечения и психологической помощи по ряду параметров, характеризующих отдельные аспекты психологической работы. Данное разграничение имеет относительный характер, выражая, так сказать, идеологию указанных видов деятельности (психологическое обеспечение, психологическая помощь), акцентируя их функциональную специфику по наиболее значимым параметрам. 18 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Значительный вклад в разработку теоретических основ проведения психологической работы в войсках на протяжении последних десятилетий внесли такие специалисты в области военной психологии, как А. Я. Анцупов, Б. Ц. Бадмаев, А. В. Барабанщиков, Д. В. Гандер, М. И. Дьяченко, О. И. Жданов, Л. Ф. Железняк, А. Г. Караяни, М. П. Коробейников, П. А. Корчемный, Г. Д. Луков, В. Ф. Перевалов, К. К. Платонов, В. Н. Селезнев, А. М. Столяренко, В. В: Сысоев, С. И. Съе-дин, Н. Ф. Феденко, В. Т. Юсов, Э. П. Утлик и многие др. С середины 90-х гг. XX в. проведен ряд военно-психологических исследований, непосредственно направленных на изучение профессиональной деятельности военных психологов по различным направлениям и обоснованию психологических условий повышения ее эффективности (В. С. Николин, И. В. Сыромятников, А. Ю. Федотов, А. Н. Харитонов и др.) 1.2. Структура психологической работы и основные принципы ее организации и проведения В структурном отношении психологическая работа как система объединяет в своем составе такие элементы, как цели и задачи, субъекты, объекты, методы и средства психологической работы. Общая направленность и задачи и психологической работы определяются необходимостью всестороннего обеспечения боевой готовности Вооруженных сил, а также характером конкретных проблем, оказывающих негативное психологическое влияние на боевые возможности личного состава, его психическое самочувствие и эффективность воинской деятельности. Укажем основные психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа. 1. Личностные проблемы — это проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности. В структурно-психологическом плане данные проблемы можно разделить на следующие группы: • мотивационные проблемы — отсутствие соответствующих современным задачам силовых структур — побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенствованию; • профессионально-квалификационные — непригодность либо неподготовленность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей; • функционально-психологические — негативные психофизиологические состояния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятельности. Проявление личностных проблем находит свое выражение в трудностях социально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной службы, в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении все отрицательные моменты переживаются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т. п. Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах 19 2. Коллективно-групповые проблемы ~ проблемы, ухудшающие морально- 3. Деятельностные проблемы — проблемы, присущие служебной и учебно-бое Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их первоочередного решения, содержание психологической работы сводится к двум основным направлениям: 1) совершенствованию психологических условий, влияющих на психику военнослужащих; 2) формированию и развитию индивидуальных и групповых психических образований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности. Особенностью психологической работы в условиях военной системы является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматривается как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи- Интересы самого человека здесь зачастую не совпадают, а иногда и противоречат целям и характеру осуществляемой деятельности. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточная в профессионально-этическом плане ценность, в условиях армии и флота психологическая работа должна быть ориентирована и на интересы деятельности, и на интересы человека [171]. В пределах выделенных направлений основными задачами психологической работы являются: • изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития; • психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужащих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям; • психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб; • психологический анализ процесса боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;
Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время • психологическая профилактика девиантного поведения военнослужащих, В в воинских коллективах; • оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, повышение психологической компетентности военных руководителей и военнослужащих; • противодействие негативному информационно-психологическому воздействию на военнослужащих [148]. Решение данных задач предполагает тесное взаимодействие различных должностных лиц, реализующих в своей деятельности широкий арсенал методов и средств психологической работы на двух методических уровнях ее организации и проведения: 1) на уровне применения специализированных методов и процедур психологического изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированными специалистами, имеющими соответствующее психологическое образование и опыт деятельности; 2) на уровне мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках традиционной организаторской деятельности, воспитательной работы и обучения личного состава и на основе учета информации, полученной от психолога. Кроме методических уровней, отражающих специфику применения тех или иных средств и приемов психологического изучения и воздействия на военнослужащих, выделяются также организационные уровни. Организационные уровни психологической работы (стратегический, оперативный, тактический) выделяются в зависимости от масштаба и специфики задач, решаемых при помощи данного вида деятельности. Рис. 1.2. Организационные уровни психологической работы в соотнесении с характером деятельности и ведущими объектами психологического изучения и воздействия Как видно из рис. 1.2, удельный вес исследовательско-аналитической и непосредственной практической работы с конкретными военнослужащими на каждом Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах_____ 21 из указанных организационных уровней значительно различается. Характеру деятельности, проводимой на стратегическом и оперативном уровнях, в большей степени присуща направленность на решение масштабных проблем в их аналити-ко-оценочном ключе, обработка значительных объемов психологической и социологической информации. Мероприятия, осуществляемые на этих уровнях, связаны с решением следующих вопросов: • планирование и координация проводимых научных исследований по актуальным проблемам психологии войны и боя, всестороннего морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск; • подготовка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов психологической работы; • руководство подразделениями и должностными лицами психологической работы, координация, а также всестороннее (материально-техническое, научно-методическое, кадровое, финансовое) обеспечение их деятельности; • организация централизованной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации психологов; • ежегодный сбор и анализ информации о состоянии и проблемах психологической работы; • разработка предложений и рекомендаций военному руководству по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), обеспечению психологической устойчивости войск (сил), оптимизации психологических аспектов военно-профессиональной среды, совершенствованию практики обучения и воспитания личного состава; • обобщение и распространение положительного опыта (отечественного и зарубежного) в организации психологической работы; • разработка и адаптация специальных технологий, методик, аппаратуры, необходимых для решения задач психологической работы, обеспечения высокого качества ее проведения; • издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всеармейских научных конференций по актуальным проблемам психологического обеспечения воинской деятельности; • изучение и анализ морально-психологической обстановки в районах дислокации войск, взаимодействие с целью проведения мероприятий по ее оптимизации с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; • защита войск от негативного информационно-психологического воздействия, планирование и проведение информационных операций и мероприятий информационного противоборства в мирное и военное время. Деятельность субъектов психологической работы на тактическом (низовом, или базовом) уровне носит, скорее, характер точечных действий. Базовый характер данного уровня проявляется в том, что именно здесь находят индивидуализированное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военнослужащих. Здесь в большей степени востребованы практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъектами (прежде всего, в рамках консультативной и психокоррекционной работы). 22 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время К субъектам психологической работы, т. е. лицам, осуществляющим прямое или опосредованное психологическое воздействие на объект, а также его психологическое изучение, относятся: а) органы военного управления и должностные лица: командиры и начальники б) специализированные (штатные и нештатные) подразделения психологиче в) научные подразделения: научно-исследовательские институты, центры, от г) психологический актив, общественные организации в воинских частях; се Обязанности субъектов психологической работы (см. подробнее пункт 3.1) разрабатываются исходя из масштаба и специфики психологических проблем и обусловленных ими задач, требуемых для их решения сил и средств, содержательной специфики взаимодействия должностных лиц, участвующих в решении данных задач, их профессиональной компетенции и профессиональной квалификации. К числу объектов психологической работы принадлежат: • проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы; • проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий; • суворовцы, нахимовцы, воспитанники воинских частей и военных оркестров; • гражданский персонал ВС РФ; • кандидаты на военную службу из числа граждан; • семьи и близкие родственники военнослужащих; • группы и воинские коллективы. Методы психологической работы (см. подробнее пункт 3.2) представляют собой совокупность процедур, приемов и способов выявления, описания, прогнозирования динамики психологических характеристик военнослужащих и видов воинской деятельности, а также психологически обоснованного воздействия на них с целью оптимизации исходного (выявленного) состояния. Они делятся на специализированные и общие. Средства психологической работы включают современные аппаратные средства, оборудование, диагностические и коррекционно-развивающие методики, соответствующий им стимульный материал и инструментарий, схемы и наглядные пособия, научную, учебную и учебно-методическую литературу, тренажеры, помещения, сооружения, учебное вооружение и технику, средства имитации внешних признаков боя: Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах 23 • для измерения и оценки психологических характеристик военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ; • для формирования и развития у военнослужащих психологических качеств и состояний, определяющих их профессиональную эффективность; • для снятия психической напряженности, поддержания и восстановления психического здоровья; • для психологического просвещения; • для информационно-психологического противодействия. Основополагающим условием эффективности психологической работы являются исходные базовые установки — принципы, система которых включает довольно широкий набор требований к ее организации и проведению. Кратко остановимся на содержании основных принципов психологической работы. 1. Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической правомочности ориентирует всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого-педагогической компетентности. Осуществление специальных мер психологического воздействия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, специального психологического образования и опыта деятельности. 2. Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обусловлено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воинских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характера. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями командиров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи, решаемые организацией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех ее методов и форм. 3. Принцип деятельностного подхода ориентирует на учет роли воинской деятельности, в рамках которой возникают многие психологические явления, ею обусловленные. При этом следует учитывать, что воздействие факторов воинской деятельности на психику военнослужащих может быть как положительным, развивающим, так и негативным (последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и проблем). Задачи психологической работы определяются и решаются в контексте общих задач воинской деятельности и обусловлены в этой связи необходимостью формирования и развития психических качеств у субъектов данной деятельности, определяющих возможность ее эффективного выполнения. 4. Принцип субъектно-ориентированного взаимодействия учитывает наличие 24 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 471. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |