Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юридические лица и их виды. Представительства и филиалы.




Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и

Юридических лиц

 

Понятие юридического лица содержится в ст. 44 ГК РБ: «Юридическим


лицом


признается


организация,


которая


имеет


в


собственности,


хозяйственном


ведении


или


оперативном


управлении


обособленное


имущество,


несет


самостоятельную


ответственность


по


своим


обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять

имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности,

быть истцом и ответчиком в суде». Юридическое лицо должно иметь

самостоятельный баланс или смету.

Закон признает юридическим лицом не всякое объединение граждан, а

соответствующее следующим признакам:

· организационное единство;

· имущественная обособленность;

· самостоятельная ответственность по своим обязательствам;

· участие от своего имени в правоотношениях и в защите своих прав.

Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно

имеет:

· определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных

единиц (внутренние подразделения - участки, отделы, цеха);

 

 

26


 

· наличие


 

органов


 

управления,


 

обладающих


 

соответствующей


компетенцией, подчинение общим целям деятельности юридического

лица;

· организационное единство юридического лица отражается в его уставе.

Имущественная обособленность юридического лица означает:


· что


его


имущество


обособлено


от


имущества


его


учредителей


(участников, членов) и от имущества других физических, юридических

лиц, государства и административно-территориальных единиц;

· юридическое лицо имеет уставный фонд, самостоятельный баланс, смету

расходов, банковский счет;


· отдельное


имущество


на


праве


оперативного


управления,


праве


хозяйственного ведения, праве собственности.

Самостоятельная ответственность выражается в том, что юридическое

лицо отвечают по своим обязательствам своим имуществом. Учредитель

юридического лица или собственник его имущества не отвечают по


обязательствам


юридического


лица,


а


последнее


не


отвечает


по


обязательствам учредителя, за исключением случаев, предусмотренных

законодательством:

· дополнительная (субсидиарная) ответственность участников общества с


дополнительной


ответственностью,


производственного


кооператива;


учредителей


при


экономической


несостоятельности


(банкротстве)


коммерческой организации;


· ответственность


административно-территориальной


единицы


по


обязательствам унитарного предприятия, если его банкротство вызвано

действиями государства, а по обязательствам казенного предприятия или

учреждения – при недостаточности их имущества или денежных средств;

· ответственность собственника имущества по обязательствам учреждения;

· члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее

обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными

документами (п. 4 ст. 121 ГК).


Участие


в


защите


своих


прав,


самостоятельное


выступление


юридического лица в гражданском обороте и любом суде от своего имени

означает, что:

· компетентный орган или представитель юридического лица может быть

истцом или ответчиком в суде, хозяйственном суде, третейском суде, а

также в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-

промышленной палате;

· юридическое лицо выступает в качестве самостоятельного субъекта права

и в отношениях с другими государственными органами власти и

управления.

Статья 45 Гражданского кодекса Республики Беларусь определяет:

«Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие

целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а

 

27


 

также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и

нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами


деятельности,


перечень


которых


определяется


законодательством,


юридическое лицо может заниматься только на основании специального

разрешения (лицензии)». Условия и порядок получения такого специального


разрешения


(лицензии)


установлены


Указом


Президента


Республики


Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450.


Юридическое


лицо


обладает


гражданской


правоспособностью


в


соответствии с установленными целями его деятельности. В силу этого

правоспособность юридического лица является специальной, т.к. характер


специальной


правоспособности


определяется


целями


и


задачами,


предусмотренными учредительными документами. Сделки, совершенные с

нарушением специальной правоспособности юридического лица являются

недействительными. Правоспособность юридического лица возникает с

момента его создания (п. 3 ст. 45 ГК РБ), государственной регистрации (п. 2

ст. 47 ГК РБ) и прекращается с момента завершения его ликвидации (п. 3 ст.

45 и п. 8 ст. 59 ГК РБ).

От имени юридического лица выступает его орган. Согласно ст. 49 ГК

РБ орган юридического лица – это люди, выражающие волю юридического

лица и действующее от имени юридического лица в пределах прав,


предоставленных


уставом


или


законом.


Юридическое


лицо


несет


гражданско-правовую


ответственность


за


действия


его


органа,


выступающего от имени и за счет юридического лица. Юридическое лицо

приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские


обязанности


через


свои


органы,


действующие


в


соответствии


с


законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или

избрания органов юридического лица определяется законодательными


актами


и


учредительными


документами.


В


предусмотренных


законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать

гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через

своих участников.

Лицо, которое в силу акта законодательства или учредительных

документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать

в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и


разумно.


Оно


обязано


по


требованию


учредителей


(участников)


юридического лица возместить убытки, причиненные им юридическому

лицу.

Органы юридического лица могут быть:

· единоличными (директор, начальник, управляющий, председатель, также


их


заместители) –


назначаются


вышестоящей


организацией


или


избираются;


· коллегиальными



действуют


в


кооперативных,


общественных


организациях, строящихся на принципах самоуправления, избираются в

порядке, предусмотренном уставом и делятся на:

28


 

· руководящие – съезд, общее собрание, совет, конференция, которые

действуют периодически;


· исполнительные



президиум,


правление


являются


постоянно


действующими, заключают договоры и совершают иные правомерные

юридические действия от имени соответствующих юридических лиц.


От


имени


юридического


лица


при


совершении


правомерных


юридических действий, кроме органа может выступать также представитель.

В отличие от органа, представитель не является структурной частью

юридического лица и нуждается в специальном уполномочии, выраженном в

доверенности или в уставе. В качестве представителей юридического лица

могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Юридическое лицо как субъект права, обладающий правоспособностью,


индивидуализируется


определенными


правовыми


формами



наименованием, товарными знаками, знаками обслуживания.

Юридическое лицо должно иметь свое наименование, которое должно


содержать


указание


на


организационно-правовую


форму,


предмет


деятельности, а также государственный орган или организацию в ведении

которых оно состоит. Право на фирменное наименование является личным

неимущественным правом юридического лица, принадлежит только данному

юридическому лицу и означает возможность исключительного пользования

им (при заключении договоров, путем указания на вывесках, счетах,

бланках), не подлежит отчуждению и прекращается с прекращением

юридического лица или изменением его фирменного наименования. В случае


нарушения


права


на


фирменное


наименование


(неосновательного


использования его другими) юридическое лицо имеет право требовать через

суд устранения этого нарушения и возмещения убытков.

Товарные знаки – обозначения на товаре или упаковке, которые


размещаются


организациями


для


индивидуализации


товара


и


его


производителя. Организации, основная деятельность которых заключается в

оказании услуг, вправе пользоваться знаками обслуживания, которые в

отношении регистрации, использования и защиты прав их владельцев

приравниваются к товарным знакам.

Правовое значение имеет также определение места нахождения

юридического лица, которое необходимо для определения подсудности

споров, при заключении договоров, при открытии расчетных счетов в


банковских


учреждениях.


Место


нахождения


юридического


лица


определяется местом его государственной регистрации.

Одним из элементов специальной правоспособности юридического лица


является


право


открывать


филиалы


и


представительства


с


целью


территориального расширения сферы деятельности юридического лица.

Филиал – это часть юридического лица, которая выполняет функции,

относящиеся к его основной деятельности вне места непосредственного

расположения этого лица. Представительство – это часть юридического лица,

его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения

29


 

юридического лица, осуществляющее представительство и защиту его

интересов, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия,

имеющие целью обеспечение основной деятельности юридического лица.

В зависимости от целей создания и деятельности юридические лица

подразделяются на коммерческие и некоммерческие.


Коммерческие


организации



это


организации,


преследующие


извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или)

распределяющие полученную прибыль между участниками. Коммерческие

организации создаются в следующих организационно-правовых формах:

1) хозяйственные общества:

· общество с ограниченной ответственностью;

· акционерное общество (открытое, закрытое);

· общество с дополнительной ответственностью.

2) хозяйственные товарищества:

· полное товарищество;

· коммандитное товарищество (товарищество на вере);


3)


производственные


кооперативы



т.ч.


сельскохозяйственные


производственные кооперативы).

4) унитарные предприятия (государственные, частные):

· основанные на праве хозяйственного ведения;

· основанные на праве оперативного управления (казенные).

5) крестьянские (фермерские) хозяйства.


Некоммерческие


организации



это


организации,


не


имеющие


извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не

распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие

организации создаются в следующих организационно-правовых формах:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные объединения, религиозные организации;

3) республиканские государственно-общественные объединения;

4) фонды;

5) учреждения;

6) союзы, ассоциации;

7) торгово-промышленные палаты;

8) товарищества собственников;

9) объединения коммерческих, некоммерческих организаций и (или)


индивидуальных


предпринимателей


в


форме


государственных


объединений (концернов).

Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации,

учрежденные двумя или более лицами с разделенным на доли (акции)

учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет

вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное

хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности,

принадлежит ему на праве собственности.

 

30


 

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается

хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный


фонд


которого


разделен


на


доли,


размер


которых


определяется


учредительными документами (стст. 86-93 ГК РБ, глава 9 (стст. 91-111)

Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных

обществах»). Общество с ограниченной ответственностью не может иметь

одного участника, не вправе выпускать акции.

Уставный фонд ООО участники должны сформировать согласно ст. 89

ГК РБ не менее чем наполовину до момента государственной регистрации

ООО. Доля в Уставном фонде ООО – это возможность участия в управлении

обществом, утверждать и изменять его устав, определять политику и

направления деятельности общества.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) (стст.86-95 ГК

РБ, стст. 112-113 Закона РБ «О хозяйственных обществах») признается

хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный


фонд


которого


разделен


на


доли


определенных


учредительными


документами размеров. Участники такого общества солидарно несут

субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в


пределах,


определяемых


учредительными


документами


общества,


пропорционально


вкладам


этих


участников.


По


своей


сущности,


отношениям собственности, управлению, процедуре создания и ликвидации

общество с дополнительной ответственностью ничем не отличается от

общества с ограниченной ответственностью.

Учредительными документами ООО и ОДО являются учредительный

договор и устав. Наименование общества должно содержать наименование

общества и слова «общество с ограниченной ответственностью» или

«общество с дополнительной ответственностью» соответственно.

Акционерным обществом (стст. 96-104 ГК РБ, стст.65-90 Закона РБ «О

хозяйственных обществах») признается хозяйственное общество, уставный

фонд которого разделен на определенное число акций. Участники

акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и

несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах

стоимости принадлежащих им акций. Устав акционерного общества является

его учредительным документом.

Акционерное общество может быть создано в форме открытого

акционерного общества (ОАО) или закрытого акционерного общества (ЗАО),

и указание на это должно содержаться в его наименовании. Различия между

ОАО и ЗАО:

1) число акционеров в ОАО не ограничено, в ЗАО не должно превышать

пятидесяти;

2) минимальный размер уставного фонда ОАО – 400 базовых величин, а ЗАО

– 100 базовых величин;

3) формирование уставного фонда ОАО производится до регистрации

общества, а для ЗАО подобного требования не установлено;

31


 

4) акции ОАО свободно реализуются акционерами, их можно подарить,

продать, купить, передать по наследству, а ЗАО не вправе проводить

открытую подписку на выпускаемые им акции или иным образом

предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; для ЗАО

реализация акций ограничена, отчуждение акций одним из участников

может быть только с согласия других акционеров и (или) ограниченному

кругу лиц.


Акция


является


бессрочной


эмиссионной


ценной


бумагой,


свидетельствующей о вкладе в уставный фонд акционерного общества и

удостоверяющей права ее владельца на участие в управлении этим

обществом, получение части его прибыли в виде дивидендов и части

имущества или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества.

Могут создаваться дочерние и зависимые хозяйственные общества (стст.

105, 106 ГК РБ, стст. 7, 8 Закона РБ «О хозяйственных обществах»).


Хозяйственными


товариществами


признаются


коммерческие


организации, учрежденные двумя или более лицами с разделенным на доли

(акции) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное

за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и

приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его

деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные

товарищества создаются в организационно-правовых формах полного


товарищества


и


коммандитного


товарищества.


Участниками


полных


товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут

быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Вкладчиками в коммандитных товариществах могут быть граждане и

юридические лица.

Полным товариществом (стст. 66-80 ГК РБ) признается товарищество,

участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным

между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от

имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам

принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только

одного полного товарищества.

Коммандитным товариществом (товариществом на вере) (стст. 81-85 ГК


РБ)


признается


товарищество,


в


котором


наряду


с


участниками,


осуществляющими


от


имени


товарищества


предпринимательскую


деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим


имуществом


(полными


товарищами),


имеется


один


или


несколько


участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков,

связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими

вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом

предпринимательской деятельности.

Хозяйственное товарищество создается и действует на основании


учредительного


договора,


который


подписывается


всеми


полными


товарищами.


Наименование


хозяйственного


товарищества


включает


32


 

фамилии всех полных товарищей с указанием «полное товарищество» или

«коммандитное товарищество» соответственно или фамилии одного или

нескольких полных товарищей с указанием на вид товарищества и с

добавлением слов «и Ко». Хозяйственные товарищества и общества могут

быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и

обществ.

Производственным кооперативом (артелью) (стст.107-112 ГК РБ)

признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести

имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его

деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам

производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в

уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины

полученного годового дохода в производственном кооперативе. Число

членов кооператива не должно быть менее трех. Фирменное наименование


кооператива


должно


содержать


его


наименование


и


слова


«производственный кооператив» или слово «артель». Учредительным

документом производственного кооператива является устав, утверждаемый

общим собранием его членов.


Имущество,


находящееся


в


собственности


производственного


кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом

кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в

соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен

уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество,

оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его

кредиторов.


Унитарным


предприятием


(стст. 113-115


ГК


РБ)


признается


коммерческая организация, не наделенная правом собственности на

закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного

предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам

(долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме


унитарных


предприятий


могут


быть


созданы


государственные


(республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные

унитарные предприятия. В соответствии с этим имущество унитарного

предприятия находится в государственной собственности либо в частной

собственности физического или юридического лица.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

(ст. 114 ГК РБ) учреждается по решению собственника его имущества либо

уполномоченного на то государственного органа или органа местного

управления и самоуправления. Унитарное предприятие, основанное на праве

оперативного управления (казенное предприятие) (ст. 115 ГК РБ) может быть

образовано по решению Правительства Республики Беларусь на базе

имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь. Республика

Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного

предприятия при недостаточности его имущества. Указом Президента

33


 

Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 302 утверждено Положение о

порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного

предприятия и его деятельности.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать


указание


на


форму


собственности


(«государственное


унитарное


предприятие», «частное унитарное предприятие»).

Крестьянское (фермерское) хозяйство – это коммерческая организация,

созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими)


имущественные


вклады,


для


осуществления


предпринимательской


деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по

ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его

(их) личном трудовом участии и использовании земельного участка,

предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об

охране и использовании земель (стст. 1151-1152 ГК РБ, Закон Республики

Беларусь от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане,

являющиеся членами одной семьи. Преимущественное право на создание

фермерских хозяйств на земельных участках, изъятых у ликвидируемых и


реорганизуемых


сельскохозяйственных


организаций,


имеют


члены


(работники)


этих


сельскохозяйственных


организаций.


Управление


деятельностью фермерского хозяйства, в состав которого входят два или

более члена, осуществляют общее собрание членов фермерского хозяйства,

глава фермерского хозяйства. В соответствии с законодательством о труде

глава фермерского хозяйства заключает трудовые договоры с членами

фермерского хозяйства и лицами, не являющимися членами фермерского

хозяйства.


Фермерскому


хозяйству


принадлежит


на


праве


собственности


имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского

хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и

приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.

Фермерское хозяйство может иметь в собственности необходимые для

производства сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки,

хранения, транспортировки и реализации насаждения, хозяйственные и иные

постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий

скот, птицу, сельскохозяйственную и иную технику и оборудование,


транспортные


средства,


инвентарь,


имущество


частных


унитарных


предприятий, созданных фермерским хозяйством, другое имущество,


приобретенное


фермерским


хозяйством,


а


равно


принадлежащие


фермерскому хозяйству имущественные права либо иные отчуждаемые

права, имеющие стоимость. Плоды, продукция и доходы, полученные в

результате деятельности фермерского хозяйства, являются собственностью


этого


фермерского


хозяйства.


Прибыль


фермерского


хозяйства


распределяется по итогам финансового года между его членами по решению

34


 

общего собрания членов фермерского хозяйства соразмерно долям в

уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию

членов фермерского хозяйства в его деятельности, если иное не установлено

уставом фермерского хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство действует на основании устава.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О

поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого

предпринимательства относятся:

· индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике

Беларусь;


· микроорганизации



зарегистрированные


в


Республике


Беларусь


коммерческие организации со средней численностью работников за

календарный год до 15 человек включительно;

· малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь

коммерческие организации со средней численностью работников за

календарный год от 16 до 100 человек включительно.


К


субъектам


среднего


предпринимательства


относятся


зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со

средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек

включительно.


Специальной


регистрации


индивидуальных


предпринимателей


и


юридических


лиц


в


качестве


субъектов


малого


и


среднего


предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со

стороны государственных органов н е тр ебуется.


Потребительским


кооперативом


(ст. 116


ГК


РБ)


признается


добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с

целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей


участников,


осуществляемое


путем


объединения


его


членами


имущественных паевых взносов. Осуществляет свою деятельность на

основании устава. Наименование должно содержать указание на основную

цель его деятельности, а также слова «кооператив», «потребительский союз»

либо «потребительское общество».

Правовое положение потребительской кооперации (потребительских

обществ, их союзов), иных потребительских кооперативов (жилищных,

жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилых комплексов,


коллективов


индивидуальных


застройщиков,


гаражных


кооперативов,


садоводческих товариществ и др.) определяется ГК РБ и иными актами

законодательства Республики Беларусь, в частности, Указом Президента

Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 «О деятельности организаций

застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих

эксплуатацию автомобильных стоянок».

Обществ е нными и р е л и г и о з н ы м и о р г а н и з а ц и я м и (о б ъ е д и н е н и я м и)


признаются


добровольные


объединения


граждан,


в


установленном


 

 

35


 

законодательством порядке объединившихся на основе общности их

интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных

потребностей (ст. 117 ГК РБ, Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г.

«Об общественных объединениях», Закон Республики Беларусь от 17

декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях»).


Являясь


некоммерческими


организациями,


общественные


и


религиозные


организации


вправе


осуществлять


предпринимательскую


деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и

соответствующую этим целям.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций не

сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность

имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по

обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых

участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по

обязательствам своих членов.

О б щ е с т в е н н ы м о б ъ е д и н е н и е м является добровольное формирование

граждан, которое они образовали на основе общности интересов для


совместной


реализации


гражданских,


экономических,


социальных


и


культурных прав. Граждане Республики Беларусь имеют право по своей

инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие

общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства

могут вступать в действующие общественные объединения, если это

предусмотрено их уставами. Не допускается создание общественных

объединений, деятельность которых направлена на свержение либо

насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности

и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание

национальной, религиозной и расовой вражды а также общественных


объединений, деятельность которых может


отрицательно


влиять на


физическое и психическое здоровье граждан.

Общественные объединения основывают свою деятельность согласно

уставу и осуществляют ее в соответствии с Конституцией Республики

Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях»

и иными актами законодательства Республики Беларусь.


На


территории


Республики


Беларусь


создаются


и


действуют


международные, республиканские и местные общественные объединения.

Международным признается общественное объединение, деятельность

которого распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или


нескольких


административно-территориальных


единиц)


и


территорию


одного или нескольких иностранных государств и которое имеет там

организационные структуры. Р е с п у б л и к а н с к и м признается общественное

объединение, деятельность которого распространяется на территорию всей

Республики Беларусь. Местным признается общественное объединение,


деятельность


которого


распространяется


на


территорию


одной


или


нескольких административно-территориальных единиц.

36


 

Общественные


 

объединения


 

создаются


 

по


 

инициативе


 

граждан


Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет, за исключением

молодежных и детских общественных объединений, которые могут

создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими возраста 16 лет.

Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие

возраста 16 лет. В случаях, предусмотренных уставом общественного

объединения, его членами могут быть лица, не достигшие этого возраста и


имеющие


соответствующее


письменное


разрешение


своих


законных


представителей.


Общественные


объединения


имеют


фиксированное


членство.

Религиозными о р г а н и з а ц и я м и в Республике Беларусь признаются

добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные


общины)


или


религиозных


общин


(религиозные


объединения),


объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения

религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины,

религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные

учебные заведения. Осуществляют свою деятельность на основании устава.

Вправе создавать духовные учебные заведения для профессиональной


подготовки


священнослужителей,


теологов


и


церковного


персонала.


Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях,


пользуются


правами


и


льготами,


установленными


для


студентов


государственных


учебных


заведений.


Руководителем


религиозной


организации может быть только гражданин Республики Беларусь.


Республиканскими


государственно-общественными


объединениями


признаются основанные на членстве некоммерческие организации, целью

деятельности которых является выполнение возложенных на них

1

от 17 июля 2006 г. «О республиканских государственно-общественных

объединениях»). Учредительным документом является устав, который

принимается учредителями либо высшим органом этого объединения и

утверждается Президентом Республики Беларусь либо по его поручению


Правительством


Республики


Беларусь.


Создание


республиканского


государственно-общественного объединения осуществляется по решению


учредителей


либо


в


результате


реорганизации


существующей


некоммерческой


организации


в


форме


общественного


объединения.


Республиканские


государственно-общественные


объединения


имеют


фиксированное членство.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация,

учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами

(юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов,


преследующая


социальные,


благотворительные,


культурные,


образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные

или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда (ст. 118-119

ГК РБ). Действует на основании устава. Наименование должно содержать

37

государственно значимых задач (ст. 117 ГК РБ, Закон Республики Беларусь


 

слово «фонд» и указание на характер деятельности и вид фонда. В


Республике


Беларусь


создаются


и


действуют


международные,


республиканские и местные фонды. Фонды подлежат государственной

регистрации в порядке, определяемом Положением о создании, деятельности

и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденным Указом

Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 302 «О некоторых

мерах по упорядочению деятельности фондов».

Учреждением признается организация, созданная собственником для

осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций

некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично

(ст. 120 ГК РБ). Наименование должно содержать слово «учреждение» и

указание на характер деятельности и вид учреждения. Учреждение действует

на основании устава. Если в соответствии с учредительными документами

учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы

деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное

за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение


учреждения


и


учитываются


на


отдельном


балансе,


если


иное


не


предусмотрено законодательством.

Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели в

целях координации их предпринимательской деятельности, а также

представления и защиты общих имущественных интересов могут по

договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или

союзов, являющихся некоммерческими организациями (стст. 46, 121-123 ГК

РБ). В форме ассоциаций и союзов опускается создание объединений

коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, а

также объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение

предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется

в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном


законодательством,


либо


может


создать


для


осуществления


предпринимательской


деятельности


хозяйственное


общество


или


участвовать в таком обществе. Общественные и иные некоммерческие


организации,


в


том


числе


учреждения,


также


могут


добровольно


объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций, являющиеся

некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) является юридическим лицом. Члены ассоциации

(союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица,

индивидуального предпринимателя.

Помимо ассоциаций (союзов) объединение коммерческих организаций

возможно и путем создания холдингов, правовой статус, порядок создания и

условия функционирования которых определяются Указом Президента

Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660. Участниками холдингов

могут быть хозяйственные общества и (или) унитарные предприятия. При

этом холдинг не имеет статуса юридического лица.

38


 

В соответствии с п. 4 ст. 46 ГК РБ юридические лица Республики

Беларусь могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных


юридических


лиц,


в


форме


ф и н а н с о в о-промышленных


и


иных


хозяйственных


групп


в


порядке


и


на


условиях,


определяемых


законодательством о таких группах.

Ф и н а н с о в о-промышленная г р у п п а – это объединение юридических лиц

(участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на

основе договора о создании финансово-промышленной группы. Финансово-

промышленная группа не является юридическим лицом, создается на

основании договора в целях обеспечения экономической интеграции ее


участников


для


реализации


инвестиционных


проектов


и


программ,


направленных на повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг)

и расширение рынков их сбыта, повышение эффективности производства,

создание новых рабочих мест.

В случае объединения юридических лиц – резидентов и юридических


лиц



нерезидентов


Республики


Беларусь


создается


финансово-


промышленная


группа,


имеющая


статус


транснациональной.


Транснациональная финансово-промышленная группа, созданная на основе


межправительственного


соглашения,


становится


межгосударственной


финансово-промышленной группой. Особенности создания, деятельности и

прекращения деятельности межгосударственной финансово-промышленной


группы


устанавливаются


соответствующими


межправительственными


соглашениями.

Торгово-промышленной палатой признается добровольное объединение

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющееся

негосударственной некоммерческой организацией, созданное в целях

содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике

Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему,

создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических

связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными


партнерами.


Торгово-промышленная


палата


создается


на


основе


добровольного объединения ее учредителей по инициативе не менее 15

учредителей при наличии согласия Президента Республики Беларусь.

Наименование торгово-промышленной палаты должно содержать слова

«торгово-промышленная палата».


Белорусская


торгово-промышленная


палата


является


центральной


торгово-промышленной палатой на территории Республики Беларусь и

осуществляет общую координацию деятельности торгово-промышленных

палат, создаваемых на территории Республики Беларусь.

Товариществом собственников признается объединение собственников

жилых и (или) нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения


сохранения,


содержания


и


пользования


недвижимым


имуществом


совместного


домовладения,


а


также


в


целях,


предусмотренных


законодательством о совместном домовладении и уставом товарищества (ст.

39


 

20 Закона Республики Беларусь от 8 января 1998 г. «О совместном


домовладении»).


Является


некоммерческой


организацией.


Членами


товарищества собственников могут быть физические и юридические лица,

включая государственные органы, являющиеся собственниками жилых и

(или) нежилых помещений и иного недвижимого имущества совместного

домовладения.


Государственное


объединение


коммерческих,


некоммерческих


организаций


и


(или)


индивидуальных


предпринимателей


(к о н ц е р н,


производственное,


научно-производственное


объединение) –


это


объединение государственных юридических лиц, государственных и иных

юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента

Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их

поручению (разрешению) республиканскими органами государственного

управления либо по решению органов местного управления и

1  4

по отраслевому принципу в целях осуществления общего руководства,


общего


управления


деятельностью,


координации


деятельности


и


представления


интересов


юридических


лиц


и


индивидуальных


предпринимателей,


входящих


в


состав


объединения.


Находится


в


подчинении Правительства Республики Беларусь, республиканского органа

государственного управления, органа местного управления и самоуправления

или государственной организации, выполняющей отдельные функции

республиканского органа государственного управления.


Государственные


объединения


являются


некоммерческими


организациями, за исключением случаев принятия в соответствии с

законодательством решений о признании их коммерческими организациями.

 

При создании юридического лица его учредителями (участниками)

формируются учредительные документы юридического лица. Перечень и


общее


содержание


учредительных


документов


юридического


лица


определены в ст. 48 ГК РБ, согласно которой юридическое лицо действует на

основании устава либо учредительного договора и устава, либо только

учредительного договора. Учредительный договор юридического лица

заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).


Законодательными


актами


может


устанавливаться


иной


порядок


утверждения уставов юридических лиц. Юридическое лицо, созданное в

соответствии с законодательством одним учредителем, действует на

основании устава, утвержденного этим учредителем.

В у ч р е д и т е л ь н ы х д о к у м е н т а х юридического лица должны определяться:

· наименование юридического лица,

· место его нахождения,

· цели деятельности,

· порядок управления деятельностью юридического лица,

40

самоуправления по отраслевому принципу (стст. 123 -123 ГК РБ). Создается


 

· а


 

также


 

содержаться


 

другие


 

сведения,


 

предусмотренные


законодательством о юридических лицах соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных

предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях – и иных

коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности

юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих

организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях,

когда по законодательству это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое

лицо, определяют:

· порядок совместной деятельности по его созданию;

· условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности;

· условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков;

· методы управления деятельностью юридического лица;

· условия выхода учредителей (участников) из его состава;

· другие условия – по согласию учредителей.

Структура и содержание устава юридического лица законодательными

актами не определены, что предоставляет учредителям свободу для

творчества и проявления своей предпринимательской инициативы в рамках,

установленных ГК РБ. В учредительные документы юридических лиц их

учредителями могут быть внесены изменения в порядке, установленном

законодательством об этом.

При создании коммерческой организации формируется уставный фонд

этой организации в порядке, установленном законодательством, и в размере,

установленном учредителями в учредительных документах, но не менее

минимального размера, предусмотренного законодательством для некоторых

видов коммерческих организаций. Вкладом в уставный фонд коммерческой

организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное

имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые

права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада в уставный фонд

коммерческой организации подлежит экспертизе в случаях и порядке,

предусмотренных законодательством. В уставный фонд коммерческой

организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение


этого


имущества


ограничено


собственником,


законодательством


или


договором. Законодательными актами могут быть установлены и иные

ограничения в отношении имущества, вносимого в качестве вклада в

уставный фонд коммерческой организации.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года

стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее

уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в

установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость

указанных активов менее определенного законодательством минимального

 

41


 

размера


 

уставного


 

фонда,


 

эта


 

коммерческая


 

организация


 

подлежит


ликвидации в установленном порядке.


Субъект


хозяйствования


считается


созданным


с


момента


государственной регистрации. Данные о государственной регистрации

включаются в Единый государственный регистр юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления.

Полномочия по ведению Единого государственного регистра осуществляет

Министерство юстиции Республики Беларусь (во взаимодействии с

регистрирующими органами) в соответствии с Положением о Едином


государственном


регистре


юридических


лиц


и


индивидуальных


предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров

Республики Беларусь от 23 февраля 2009 г. № 229.

В настоящее время государственная регистрация юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь осуществляется в

порядке, установленном Декретом Президента Республики Беларусь от 16

января 2009 г. № 1, которым утверждены:

· Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

· Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов

хозяйствования.


Государственная


регистрация


осуществляется


следующими


р е г и с т р и р у ю щ и м и органами:

· Национальным банком – банков и небанковских кредитно-финансовых

организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных

экономических зонах;

· Министерством финансов – страховых организаций, страховых брокеров,

объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и

в свободных экономических зонах;

· Министерством юстиции – торгово-промышленных палат;

· администрациями свободных экономических зон – коммерческих и

некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с

иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в

свободных экономических зонах;

· облисполкомами и Минским горисполкомом – коммерческих организаций

с иностранными инвестициями;

· облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским,

Минским, Могилевским горисполкомами – субъектов хозяйствования, не

указанных выше.

Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по

государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности)


субъектов


хозяйствования


другим


местным


исполнительным


и


распорядительным органам.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией

осуществляют:

 

42


 

· государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

· представление Министерству юстиции необходимых сведений для

включения субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также

исключения их из этого регистра;

· систематизацию и хранение данных о государственной регистрации

субъектов хозяйствования.

Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих

организаций их учредители представляют в регистрирующий орган

следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации;


2) устав


(учредительный


договор –


для


коммерческой


организации,


действующей только на основании учредительного договора) в двух

экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронную

копию (в формате .doc или .rtf);


3) копию


документа,


удостоверяющего


личность



переводом


на


белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально


удостоверяется) –


для


учредителей,


являющихся


иностранными


физическими лицами);

4) оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату

государственной пошлины;

5) легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или

иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в

соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка

должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о

государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский


язык


(подпись


переводчика


нотариально


удостоверяется) –


для


учредителей, являющихся иностранными организациями.

Форма заявления о государственной регистрации юридического лица

утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от

27 января 2009 г. № 8.

Для государственной регистрации реорганизуемых коммерческих и

некоммерческих организаций дополнительно представляются передаточный

акт или разделительный баланс. Для отдельных видов коммерческих и


некоммерческих


организаций


в


законодательных


актах


могут


быть


предусмотрены


другие


виды


документов,


представляемых


для


государственной регистрации.


Гражданин,


желающий


осуществлять


предпринимательскую


деятельность как индивидуальный предприниматель, для государственной

регистрации в качестве индивидуального предпринимателя представляют в

регистрирующий орган следующие д о к у м е н т ы:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...