Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Особенности межличностных конфликтов в воинском коллективе




Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Особенности межличностных конфликтов в воинском коллективе. 5

Глава 2. Этапы и причины конфликтов в воинском коллективе, работы должностных лиц по их разрешению и профилактике. 14

Заключение. 25

Список литературы.. 27

 

 

 

Введение

Актуальность исследования.Одной из актуальных проблем является рост агрессивных тенденций в современном обществе. За последние годы резко возросла преступность, особенно преступность среди молодежи. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы конфликтного поведения в военных учебных заведения среди курсантов.

Военнослужащий – это, прежде всего, гражданин, который всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди - знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, в увольнении и т.д. Во всех этих случаях он взаимодействует с группами и членами этой группы, каждая из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды. При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.

Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

Центральным вопросом в исследовании конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций.

Я считаю, что не причины и факторы конфликта, а стратегия поведения его участников оказывает решающее значение в разрешении конфликта.

Объект исследования: межличностные конфликты.

Предмет исследования: работа должностных лиц подразделения по профилактике межличностных конфликтов между военнослужащими.

Цель работы:проанализировать межличностные конфликты и работу должностных лиц подразделения по их профилактике между военнослужащими.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ особенностей межличностных конфликтов в воинском коллективе.

2. Проанализировать этапы и причины конфликтов в воинском коллективе, работы должностных лиц по их разрешению и профилактике.

3. Дать рекомендации командирам подразделения по профилактике конфликтных ситуаций в подразделении.

Работа состоит из введения, двух глав, рекомендаций, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Особенности межличностных конфликтов в воинском коллективе

 

В большинстве случаев межличностные конфликты прямо или косвенно связаны с совместной деятельностью военнослужащих или представляют собой трудные ситуации межличностных отношений.

Состав участников конфликтных ситуаций может иметь разнообразную конфигурацию. Но наиболее существенными с точки зрения их последствий являются две категории конфликтов, выделенных с учетом характера служебно-правового статуса их участников. Таковыми считаются конфликты по горизонтали (когда оппоненты равны между собой) и конфликты по вертикали (оппоненты являются соподчиненными лицами)[4, c.65].

Вначале рассмотрим особенности межличностных конфликтов по горизонтали. Данная разновидность конфликтов является наиболее представительной (по доле от общего количества конфликтов в армейских коллективах). Второе важное обстоятельство, являющееся следствием таких конфликтов, заключается в тяжести их последствий как для самих участников, так и для их окружения в целом.

Исследования военных психологов показывают, что в подразделениях, относительно неблагополучных по состоянию дисциплины и правопорядка, ежедневно происходит до 10 конфликтов. Они возникают по различным причинам и протекают по-разному: из них более 38% - кратковременные, около 40% продолжаются до нескольких недель. Каждый пятый конфликт может длиться с разной интенсивностью в течение месяца и более. Для успешной профилактики деструктивных конфликтов между военнослужащими данной категории важно знать их основные причины.

Как правило, конфликты в воинских коллективах могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины и факторы конфликтов.

1. Недостаточная обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач. Это относится как к материальным, финансовым и техническим средствам, так и к укомплектованности подразделений личным составом. Необходимость решения непосильных задач порождает конфликты.

2. Нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ. Это касается не только значительных материальных ресурсов, но и очередности заступления в наряды, равномерности служебной нагрузки, убытия в отпуск в наиболее удобный период, обоснованности выдвижения на вышестоящую должность, представления к наградам, при поступлении в учебные заведения и т.п.

3. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.

4. Субординационный тип отношений военнослужащих, продиктованный укладом воинской службы. Исследования военных психологов показывают, что наиболее конфликтными являются отношения по вертикали, особенно отношения между подчиненными и непосредственными начальниками.

5. Сложность и динамичность воинской деятельности.

6. Несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера отношений военнослужащих тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности. Иногда конфликт является одним из немногих способов, с помощью которого военнослужащий может защитить свое достоинство, отстоять свои интересы.

7. Сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу. В ходе исследований было выявлено, что наиболее конфликтны первые 3-4 месяца пребывания руководителя в новой должности [10, c.71].

Среди субъективных причин возникновения конфликтов можно выделить управленческие и психологические.

Управленческие причины:

- принятие необоснованных или ошибочных решений;

- излишняя опека или подмена старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей;

- слабая забота некоторых руководителей о престижности первичных командных должностей;

- несоответствие между функциями и средствами, которые имеются в распоряжении у военнослужащего для выполнения этих функций;

- примерное равенство ряда категорий военнослужащих-начальников по возрасту с подчиненными (диады «офицер-прапорщик», «сержант-солдат»);

- недостаточная профессиональная подготовка ряда военнослужащих [21, c.122].

Психологические причины:

- существование в некоторых подразделениях противоречащих уставным требованиям традиций и обычаев, выражающихся в перекладывании отдельными воинами своих обязанностей на сослуживцев;

- низкая культура общения, грубость и нетактичность, нетерпимость к чужому мнению;

- стремление командира утвердить свой авторитет любой ценой;

- отрицательная установка на подчиненного, на начальника;

- напряженные, сложные взаимоотношения между военнослужащими (чем напряженнее межличностные отношения, тем чаще возникают конфликты между военнослужащими);

- предвзятое отношение некоторых начальников к своим подчиненным;

- завышенная самооценка военнослужащего;

- стремление нечестным путем добиться лидерства в коллективе;

- негативизм в поведении отдельных военнослужащих;

- повышенная агрессивность и раздражительность;

- эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение [2, c.43-44].

Зная причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе, офицер-руководитель может стратегически правильно организовать свою деятельность по профилактике конфликтных отношений среди военнослужащих.

Основное внимание следует сосредоточивать не на борьбе с зачинщиками или инициаторами конфликта, а на поиске путей разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воинов.

Первое место среди причин конфликтов занимают оскорбления чести и достоинства военнослужащих как физические, так и моральные. На их долю приходится практически каждый третий конфликт между солдатами и сержантами.

Вторую позицию в списке причин занимает борьба за более привлекательную социально-групповую роль в подразделении. Не секрет, что на военнослужащих, которым достаются в итоге такой борьбы роли «козла отпущения», «слабака», «крайнего» и т.д., выпадает львиная доля тяжести служебной нагрузки, черновых хозяйственных работ, а самое страшное - моральных оскорблений и унижений личности. Данная причина имеет свои истоки в существующей системе неуставных взаимоотношений в подразделениях (частях), а также привносится из неблагополучной молодежной среды призывниками с асоциальной направленностью.
На третьем месте находится причина, суть которой сводится к неудовлетворительному качеству воинской деятельности [7, c.102].

Предпосылки озвученных причин часто кроются в психологической неготовности большинства военнослужащих подчиняться своим сверстникам-сержантам, особенностях культуры взаимоотношений, не способствующей быстрому «переключению» с неформальных отношений на формальные, недостаточном балансе между обязанностями сержантского состава и возможностями их успешной реализации, низкой психолого-педагогической подготовке и дефицитом социального опыта младших командиров и др.

Наряду с рассмотренными выше причинами межличностных конфликтов военнослужащих по призыву исследователи и практики (в основном офицеры-командиры и офицеры по работе с личным составом) отмечают еще ряд: социально-психологическую несовместимость военнослужащих одного расчета, экипажа, отделения или взвода; случаи межнациональной (религиозной) вражды; негативное лидерство отдельных военнослужащих и микрогрупп в подразделениях;

 Самой тревожной тенденцией конфликтов с участием военнослужащих по призыву является факт нарастания в них физического насилия. По этой причине в войсках ежегодно совершаются преступления и происшествия, гибнут и получают физические травмы (увечья) молодые здоровые люди. Ведущим мотивом применения физического насилия военнослужащими по призыву является стремление к самоутверждению, завоеванию авторитета в группе или защите таким образом себя от казарменного хулиганства и «дедовщины» [8, c.215].

Особое место и значение в исследованиях конфликтов военнослужащих различных категорий отводится конфликтам между офицерами. Это значение обуславливается тем фактом, что именно они составляют ядро и стержень армии и определяют ее качественное состояние. Поэтому с точки зрения функционального предназначения ВС РФ именно данный вид конфликтов является наиболее важным. По данной проблеме проведены глубокие исследования военными психологами (А. Анцупов, А. Шипилов и др.), в ходе которых проанализированы более 1500 реальных конфликтов в различных условиях жизнедеятельности (в том числе боевой) офицеров. Полученные по результатам этих исследований данные отражают ряд особенностей, характерных для межличностных конфликтов среди офицеров:

- наиболее частым является конфликт, предметом которого выступает качество выполнения задач совместной деятельности (15,3%);

- на втором месте располагается конфликт, в основе которого лежит борьба против унижения чести и достоинства (13,7%);

- следующим по частоте повторения (12,4%) следуют инновационные конфликты (отдельный тип конфликта, причиной которого является вопрос внедрения в общественные отношения определенных, доселе не применяемых, нововведений);

- на четвертой позиции расположились конфликты, в основе которых борьба офицеров за более высокий статус в коллективе (9,7%);

- значительное число конфликтов имеет содержанием борьбу за справедливую оценку результатов деятельности (7,4%), справедливое распределение материальных благ и поощрений (6,1%), большую самостоятельность в решениях и действиях (4,0%), за выдвижение на вышестоящую должность (2,8%) и др. [2, c.97].

Оценка частоты конфликтов «по вертикали», «по диагонали» и «по горизонтали» показывает, что наиболее частым является конфликт между начальником и подчиненным.

В среднем по всем видам ВС РФ они составляют около 75% от общего числа конфликтов среди офицеров. Причем половина из них приходится на конфликты между подчиненными и непосредственными начальниками, а 30% - между подчиненными и прямыми начальниками. Исследователи выявили практически значимую тенденцию, суть которой в следующем: вероятность конфликта между офицерами, находящимися в отношениях подчиненности, при прочих равных условиях примерно в 3 раза выше, чем у офицеров, которые в отношениях подчиненности не находятся.

Динамика частоты межличностных отношений конфликтов в зависимости от времени года.

Анализ динамики в течение года не позволяет выделить устойчивые тенденции. Однако существуют сравнительно выраженные статические колебания в частоте конфликтов. Они выражаются в том, что наибольшее число конфликтов характерно для мая (10,9%), октября (10,4%), февраля (9,7%), наименьшее - для июля (5,7%), декабря (5,8%) и августа (6,9%). Наиболее конфликтным временем года является весна, а наименее – лето.

Длительность протекания конфликтов.Конфликт, как известно, имеет скрытые и открытые стадии своего развития. В ходе исследований оценивалась длительность открытой стадии, т.е. с момента инцидента и до момента полного или частичного разрешения. В среднем чаще всего конфликты между офицерами длятся до 3 месяцев (70%).

В условиях боевой деятельности около 70% конфликтов длится не более недели.

Воздействие конфликта на степень разрешения противоречия, лежащего в его основе.

Ученые-конфликтологи не напрасно считают конфликт функциональным способом разрешения противоречий социального взаимодействия. Анализ показал, что в целом он оказывается довольно результативным средством разрешения возникающих между офицерами межличностных противоречий. Так, в 19,3% случаев конфликтов противоречие разрешалось полностью, в 26,2% - в основном и в 24,7% - частично. В итоге можно констатировать тот факт, что межличностные конфликты офицеров более чем в 75% имеют конструктивное воздействие на устранение противоречий, лежащих в их основе [5, c.58].

Наиболее часто используемые способы борьбы в конфликте.

Оценка частоты и содержания способов борьбы, используемых офицерами в межличностных конфликтах, дала следующие результаты: убеждение оппонента - 35%; критика оппонента - 31%; грубость по отношению к оппоненту - 24%; обращение за поддержкой к начальникам - 22%; обращения за поддержкой к общественности - 16%; невыполнение распоряжений (просьб) оппонента - 15%; добросовестное исполнение обязанностей как средство укрепление своей позиции - 15%; угрозы оппоненту - 12%; обращение за поддержкой к сослуживцам - 12%; другие способы - 15%.

Зависимость частоты конфликтов от времени пребывания в должности офицеров-оппонентов.

Анализ динамики частоты конфликтов показывает, что в условиях повседневной воинской деятельности она имеет три фазы. Первая фаза продолжается в течение первых трех месяцев после назначения на должность. Она характеризуется наибольшей частотой конфликтов (до 3% ежемесячно). Вторая фаза продолжается от 3 месяцев до 2 лет пребывания офицера в должности (около 2% - ежемесячно). Третья фаза наступает после 2 лет пребывания офицера в должности и характеризуется устойчивости снижением среднемесячной частоты конфликтов. В условиях боевой деятельности общий характер зависимости частоты конфликта от времени пребывания офицера в должности остается таким же, как и в мирных условиях. Однако темпы их уменьшения во много раз выше. Так, после одного месяца пребывания в должности частота конфликтов падает более чем в 10 раз [10, c.72-73].

Существуют определенные этические принципы, в соответствии с которыми организуется посредническая деятельность психолога при разрешении межличностных конфликтов.

Нейтральность по отношению к оппонентам. Психолог не стремится выявить правую и неправую сторону, плюсы или минусы позиции каждого из участников. Свою деятельность он строит на основе объективного отношения к ситуации. Психолог не должен по каким-либо причинам зависеть от конфликтующих сторон.

Безоценочность позиции. Психолог не дает оценок действиям или позициям оппонентов. Он подводит их к анализу и оценке того, как они действовали, что отстаивали, помогает прогнозировать решения и последствия.

Конфиденциальность. Любая информация личного, а тем более интимного характера, полученная от участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему или передана другим лицам без его согласия.
Процедурный характер деятельности. Главная задача психолога - организовать процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на будущее. Содержание процесса зависит от участников.

Стимулирование сотрудничества. Психолог поощряет любые шаги оппонентов, направленные на нормализацию отношений. Он побуждает их делать взаимные шаги навстречу друг другу. Этим обеспечивается переход участников обсуждения от конфронтации к договоренностям.
Работа с процессом, а не с решением. Психолог не несет ответственности за характер принимаемых решений, а только за движение к этому решению.

Таким образом, деятельность военного психолога по урегулированию конфликта заключается не только в способствовании решению проблемы, но также в оказании психологической помощи участникам, в которой реализуются элементы психодиагностики, консультирования и психотерапевтической работы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...