Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория относительных преимуществ.




Теории международной торговли прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием экономической мысли. Однако их главными вопросами были и остаются следующие: что лежит в основе международного разделения труда? Какая международная специализация является наиболее эффективной для стран?

Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.

Рикардо в своей работе « Начала политической экономии и налогового обложения» доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:
- изменением структуры потребления;
- специализацией производства.

До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

Совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются относительными издержками.

 



Типология стран мира.

Типология стран мира – одна из наиболее сложных методологических проблем. Решением ее занимаются экономико-географы, экономисты, политологи, социологи и представители других наук. В отличие от группировки (классификации) стран, за основу их типологии принимаются не количественные, а качественные признаки (критерии), позволяющие отнести каждую из них к тому или иному типу социально-экономического и политического развития. Видный представитель экономико-географической школы МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАН В. В. Вольский под типом страны понимал объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Иными словами, в этом случае речь идет о тех главных типологических чертах стран, которые сближают их с одними и, напротив, отличают от других стран.

Удобная тистологическая классификация предложена банком; она исходит из подразделения стран на три основные группы. Во-первых, это страны с низким доходом, к которым Всемирный банк относит 42 страны Африки, 15 стран зарубежной Азии, 3 страны Латинской Америки, 1 страну Океании и 6 стран СНГ (Армению, Азербайджан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан и Туркмению). Во-вторых, это страны со средним доходом, которые, в свою очередь, подразделяются на страны с доходом ниже среднего (8 стран зарубежной Европы, 6 стран СНГ, 9 стран зарубежной Азии, 10 стран Африки, 16 стран Латинской Америки и 8 стран Океании) и страны с доходом выше среднего (6 стран зарубежной Европы, 7 стран зарубежной Азии, 5 стран Африки, 16 стран Латинской Америки). В-третьих, это страны с высоким доходом, к которым отнесены 20 стран зарубежной Европы, 9 стран зарубежной Азии, 3 страны Африки, 2 страны Северной Америки, 6 стран Латинской Америки и 6 стран Океании. Группа стран с высоким доходом выглядит, пожалуй, наиболее «сборной»: наряду с самыми высокоразвитыми странами Европы, Америки и Японией, в нее попадают Мальта, Кипр, Катар, ОАЭ, Бруней, острова Бермудские, Багамские, Мартиника, Реюньон и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...