Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономика транснациональных корпораций. Необходимые общие условия их возникновения и развития.




Важной формой современных международных экономических отношений является деятельность транснациональных корпораций (ТНК). В конце 60-х–начале 70-х гг. ХХ века транснациональные корпорации начали активно создавать производственную, сбытовую, дилерскую и финансовую сеть на национальных рынках других стран. В результате они оказали существенное эволюционное воздействие на формирование международных экономических отношений, международные инвестиции, международные рынки капиталов, валютные операции, миграцию рабочей силы, передачу новейших технологий и т. д.

Наиболее общей причиной Возникновения транснациональных корпораций (ТНК) является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей через создание крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства в ряде отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствуют концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах, появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль

Существуют определенные качественные признаки ТНК. Они состоят в следующем.

Во-первых, это особенности реализации. Предприятие (фирма) реализует внушительную часть своей продукции и одновременно оказывает этим заметное влияние на международный рынок.

Во-вторых, это особенности размещения производства. Дочерние фирмы и предприятия могут находиться в других странах.

В-третьих, это особенности прав собственности. Владельцы предприятия – резиденты разных стран.

Любой фирме достаточно обладать всего лишь одним признаком, чтобы войти в категорию транснациональных корпораций. Однако можно подчеркнуть, что существуют некоторые крупные предприятия (компании), которые обладают сразу тремя этими признаками.

ООН относит к транснациональным корпорациям те, которые имеют следующие признаки:

1) наличие производственных ячеек не менее чем в двух странах;

2) централизованное руководство экономически согласованной политики;

3) деятельное взаимодействие производственных ячеек (обмен ответственностью и ресурсами).

Транснациональные корпорации, формируя межнациональные производственные комплексы, получают возможность шире использовать преимущества международного разделения труда и международной кооперации производства и оказывать глубокое влияние на весь характер международных экономических отношений, в том числе и на состояние мировой торговли.

деятельность ТНК значительно увеличивается благодаря:
- ускорению глобализации финансовых рынков;
- интенсификации процессов приватизации;
- углублению взаимозависимости ряда стран и национальных экономик;
- усилению конкуренции;
- региональным интеграционным процессам и появляющимся в связи с этим новым возможностям перемещения капитала;
- появлению новейших технологий, в особенности в области связи и телекоммуникаций.

17. Стратегические объединения производителей (стратегические альянсы).

Необходимые общие условия их возникновения и развития.

Наиболее простой и перспективной формой глобальной корпора­ции являются стратегические альянсы (союзы).

Стратегический альянс (союз) — это относительно новый термин, ко­торый используется в экономической теории и практике. Он характери­зует особый тип сотрудничества предприятий (организаций) и форми­рование их коалиций, основывающихся на взаимных потребностях.

Наиболее характерные примеры стратегических альянсов отобра­жены в табл. 11.1.

До недавнего времени образование стратегических альянсов было средством, с помощью которого предприятия (фирмы) средних раз­меров получали возможность наиболее успешно конкурировать с круп­ными предприятиями. Кроме того, стратегические альянсы используют­ся на практике в качестве средства преодоления торговых ограничений для быстрого проникновения предприятия (фирмы) на новые рынки.

В последнее время стратегические альянсы стали рассматриваться как наиболее приемлемый путь восстановления баланса конкурентоспо­собности. В современном, быстроизменяющемся мире традиционная конкурентоспособная модель, по существу, не всегда доступна, посколь­ку более перспективны в конкурентной борьбе сотрудничество и коопе­рирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов.

Процесс образования стратегических альянсов потребовал их тео­ретического осмысления. Вместе с тем до настоящего времени

нет единства мнений относительно определения понятия «стратегический альянс (союз)», его сущности, характерных черт и перспектив даль­нейшего развития.

Таблица 11.1

Различные типы стратегических альянсов

Типы альянсов Примеры
Совместное ведение рекламной кампании American Express и Toy'R'Us (совместные действия в области телевизионной рекламы и продвижения товара)
Партнерство в области научно-исследовательских разработок Cytel и Sumitono Chemicals (альянс с целью разработки следующего поколения биотехнологических препаратов)
Соглашение о передаче в пользование системы сервиса Cigna и United Motors Works (соглашение об оказании финансовой помощи неамериканским фирмам и государственным организациям)
Совместное использование системы распределения продукции Nissan Volkswagen (Nissan продает продукцию Volkswagen в Японии, а последняя - продукцию партнера в Европе)
Передача технологий IBMи Apple Computers (соглашение о разработке операционных систем)
Совместное участие в тренингах Boeing, General Dynamics и Lockheed (совместные действия, приведшие к победе в конкурсе на производство модернизированного тактического истребителя)
Совместное производство Ford и Mazda (разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных / сборочных линиях
Совместная разработка естественных ресурсов Swott Chemical Co, Texasgult, RTZ и US Borax (совместное предприятие по добыче ископаемых в Канаде)
Внутри корпоративное отделение(создание дочерней компании) Cummins Engine и Toshiba Corporation (создали новую компанию для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния)
Обмен лицензиями Hottman-LaRoche и Glaxo заключили соглашение о продаже на территории США производственного препарата «Zantac»

Стратегические альянсы имеют различное назначение и число уча­стников. Однако следует определить минимальные критерии, способ­ствующие формированию альянсов. В качестве таких критериев вы­ступают:

• стратегически значимые цели деятельности;

• возможность получить взаимные (но не обязательно равные) вы­годы участниками;

• возможность получения тех выгод, которые нельзя получить иным способом.

Предлагаемый подход позволяет раскрыть содержание стратеги­ческих альянсов, провести классификацию и исследовать характер­ные черты и особенности деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...