Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. От патристики к схоластике. Северин Боэций- “учитель средневековья” (2часа)                       




1. Северин Боэций (480-525 гг.) Переработка античного наследия. Статус и структура философского знания. Роль формального аппарата в исследовании философских проблем. Основные понятия средневековой философии.

2. Соотношение логики и онтологии. Возникновение схоластического метода. Классическая формулировка проблемы универсалий. Возможные пути её разрешения, затруднения основных подходов к её решению: номинализм, реализм, концептуализм. Точка зрения Боэция.

3. .Различение судьбы и Провидения. Позитивное определение свободы воли. Почему злые люди несчастны? Благо и зло.

4. Влияние Боэция на формирование философского аппарата.

 

Литература

1. Боэций Северин «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1980.

2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

4.Майоров Г.Г. Северин Боэций и его роль в формировании западноевропейской истории.//Вопросы философии.1981 №4.

5. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи возрождения. М., 1974.

6. История философии: Запад-Россия-Восток. кн. 1.М., 1995.

7.Д.Реале, Д.Антисери., Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2.Слредневековье. СПб., 1994.

8. Уколова В.И. Мировоззрение Боэция и античная традиция. // Вестник древней истории. М., 1981, №3.

11.Уколова В.И. Человек, время, судьба в трактате Боэция «Об утешении философией» // Средние века, 1973., вып.37.

 

Тезаурус темы

Судьба, провидение, субстанция, субсистенция, универсалия, номинализм, реализм, концептуализм, род, вид, привходящий, отличительный и собственный признаки, акциденция, природа, лицо, единство, бытие, благо, вечность, время, свобода, необходимость (простая и условная), порок.

 

Контрольные вопросы

1. Каков статус логики как философской дисциплины согласно Боэцию?

2. Каким образом философия приобретает терапевтическое значение?

3. Определите специфику схоластического метода.

4. Определите понятия времени и вечности в философии Боэция.

5. В чём состоит проблема универсалий?

6. Чем отличается Благо от многочисленных благ (власть, почёт, богатство), к которым стремятся многие люди?

7. Как возможна свобода воли человека, при наличии провидения?

 

Темы рефератов, курсовых работ

1. Творчество Боэция как основное связующее звено античной философии и философии средневековья.

2. Постановка и анализ проблемы универсалий в философии Боэция.

3. Тема судьбы в творчестве Боэция.

4. Анализ философемы утешения философией, предложенный Боэцием.

5. Логические идеи в философии Боэция.

6. Формирование схоластического метода в творчестве Боэция.

7. Понятие блага в философии Боэция . 

 

Тема 4. Подготовительная стадия схоластики. Философская доктрина Иоанна Скота Эриугены. (2часа)

1.Философская проблематика раннего средневековья. Логико-грамматический метод как путь к первоначальным смыслам вещей. «Этимологии» Исидора Севильского (570-636 гг.), сочинение «О природе вещей» Беды Достопочтенного как примеры возрождения интереса к философским вопросам и обращения к философской традиции.

Формирование культурных, образовательных центров. Статус, цели и структура ранне-средневекового образования. Особенности каролингского возрождения. Академия Алкуина (730-804 гг.)

2. Доктрина Иоанна Скота Эриугены 810-877 гг. Эпоха и личность. Анализ проблемы соотношения предопределения и свободы воли в сочинении Эриугены «О божественном предопределении». Полемика с Пелагием и Рабаном Мавром о свободе воли и двойном предопределении. Структура сочинения, пять тезисов о предопределении. Доказательство существования мирового закона, определяющего сущность и границу человеческой свободы. Теория паронимов.

Учение «о разделении природы». Понятие природы. Деление на четыре природы. Специфика человеческого бытия. Понятие о пространстве.

     Реализм Эриугены. Совпадение форм познания и бытия. Влияние на доктрину Эриугены философии неоплатонизма. Особенности диалектики единого и многого в философии Эриугены.

Литература.

1. Иоанн Скот Эриугена Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995.

2. Иоанн Скот Эриугена. О разделении природы. // Средние века. вып. 58-59. 1995,1996 гг.

3.Антонова Е.В. Проблема свободы в философии Эриугены.// Проблемы истории домарксистской философии. (средневековый способ философствования) М., 1985.

4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1978.

5. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. СПб., 1898.

6.Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западно-европейской философии. М., 1987.

7.Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики Эригена и Абеляр./ И.Ф.Е. 1988.

8. Неретина С.С. Верующий разум. Книга бытия и салический закон. Архангельск, 1995.

9. Памятники средневековой латинской литературы 4-9 веков. М., 1970.

10. Солонин Ю.Н., Толстенко А.К. К истолкованию натурфилософии Иоанна Скота Эриугены// Вестник Л.Г.У. Философия. Политология. Теория и история социализма. Психология и право. Л., 1991.

 

Тезаурус темы.

Природа, примордиальная причина, двойное предопределение, предзнание, свобода и грех, тривиум, квадривиум, этимологии.

 

Контрольные вопросы

1. Почему этимология становится основным способом исследования?

2. Каковы особенности каролингского возрождения? (Почему время правления Каролингов называется возрождением?)

3. Чем отличаются и в чём тождественны предзнание и предопределение по Эриугене?

4. В каком смысле можно утверждать и отрицать один и тот же тезис относительно Бога?

5. Является ли существование третьей природы необходимым?

6. Почему путь на небо пролегает через философию?

 

Темы курсовых и дипломных работ:

1. .Логико-грамматический метод исследования.

2. Соотношение онтологии и этики в философии Эриугены.

3. Проблема веры и разума в учении Эриугены.

 

Тема 5. Философские доктрины эпохи ранней схоластики

 X –XII вв. (6 часов)

1.Становление схоластического метода в философском учении Ансельма Кентерберийского.(1033-1109 гг.) Проблема соотношения субстанции и качества в высказывании в трактате «О грамотном». Различение обозначения и референции в диалектике Ансельма Кентерберийского. Понятие истины. Учение о свободе воли.

     Учение о Боге. Понятие Бога. Совпадение совершенства и существования в Боге. Учение о сущности и существовании. Отличия бытия Бога от бытия сотворённых духов и вещей. Апостериорные доказательства бытия Бога.

     Проблема веры и разума в философии Ансельма Кентерберийского Априорное или онтологическое доказательство бытия Бога. Формальная структура доказательства. История полемики вокруг онтологического доказательства.

2. Спор о природе универсалий в ранней схоластике. Свидетельства о номинализме Росцелина (1050-1122 гг.). Умеренный реализм представителей Шартрской школы: Бернарда Шартрского, Гильбера Порретанского (1076-1154 гг.). Крайний реализм Гильома из Шампо.(1070-1121 г.г.). Полемика и опровержение тезисов номинализма и реализма в трактатах Пьера Абеляра (1079-1142 гг.). Может ли вид быть субстанцией или акциденцией индивида? На каком основании вид приписывается индивиду? Концептуализм Пьера Абеляра. Уточнение понятия общего и единичного. Абстракция как способ образования универсальных понятий. Статус как общая причина наложения на вещи общих имён. Понятие о концепте. Задачи и функции логики или диалектики. Роль разума в теологическом исследовании. Теология как самостоятельная дисциплина.

3. Этическая доктрина Пьера Абеляра. Этическая интенция. Роль намерения в определении греха. Различение намерения и действия. Понятие греха и вины. Грех как осознанное презрение к воли Бога и неисполнение долга. Элементы материальной и формальной этики в доктрине Пьера Абеляра. Искупление, исповедь, раскаяние как способы очищения воли и сознания.

4. Философские школы XI – XII в. Теологические и философские исследования. Проблема веры и разума. Натурализм Шартрской школы. Понятие природы. Обращение к античным исследованиям. Мистицизм Сен-Викторской школы. Сочетание мистики и схоластики. Шесть мистических ступеней познания и восхождения человека к Богу. Роль Бернарда Клервоского (1090-1153 гг.) в формировании мистических течений средневековья. Проблема соотношения природы и благодати. О свободе воли.

Литература

1. Ансельм Кентерберийский Сочинения. М., 1995.

2. Абеляр Тео-логические трактаты. М., 1995.

3. Абеляр История моих бедствий. М., 1959.

4. Абеляр Петр Диалектика // Вопросы философии № 3 , 1992.

5. Бернар Клервоский О благодати и свободе воли. // Средние века. Вып. 45. 1982..

6. Гуго Сен-Викторский. О созерцании и его видах // Знание за пределами науки. М.,Республика, 1996 г. стр. 304-312.

7. Гайденко В.П. ,Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.

8. Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья : Эригена и Абеляр.// И.Ф.Е. 1988 г.

9. Мудрагей Н.С. Знание и вера . Абеляр и Бернар. // Вопросы философии № 10 , 1988.

10. Неретина С.С. Абеляр и особенности средневекового философствования. // Абеляр Тео-логические трактаты. М.,1995.

11. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994.

12. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974.

13. Федотов Г.П. Абеляр .П-д., 1924.

 

Тезаурус темы

Априорное и апостериорные доказательства бытия Бога, субстанция и качество, референция, существование и совершенство, воля, истина, понятие Бога, универсалия, род, вид, индивид, акциденция, логика, статус, природа, интенция, грех.

 

Контрольные вопросы

1.В каком смысле грамотность не может обозначать и субстанцию и качество?

2. Если истина есть соответствие, то что Ансельм Кентерберийский называет истиной воли?

3. Несмотря на потерю правильности и после грехопадения воля остаётся свободной. Каким образом?

4. Чем отличается воля человека от воли Бога?

5. Отличаются ли атрибуты Бога от Его сущности?

6. Почему Бог не может не быть единым, благим, совершенным, всемогущим?

7. Чем отличается понятие Бога от любого другого понятия?

8. Почему Ансельм Кентерберийский не удовлетворился апостериорными доказательствами бытия бога?

9. В каком смысле разум является необходимым для веры, согласно Ансельму Кентерберийскому?

10. Каковы основные затруднения номиналистической и реалистической позиции по вопросу о природе универсалий?

11. В чём специфика образования общих имён?

12. Чем отличается концепт от понятия?

13.Может ли быть противоположным образом оценено одно и тоже действие?

14. Можно ли считать желание греховным?

 

Темы курсовых и дипломных работ

1.История онтологического доказательства.

2.Специфика схоластического метода в философствовании Ансельма Кентерберийского.

3.Учение об истине. Ансельм Кентерберийский.

4. Проблема свободы воли в философии Ансельма Кентерберийского.

5. Проблема универсалий в ранней схоластике.

6.Концептуализм Пьера Абеляра.

7. Проблема веры и разума. Оппозиция Пьера Абеляра и Бернара Клервоского.

8. Этическая доктрина Абеляра.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...